Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.05.2018
Конспект урока поможет учащимся 5 класса вспомнить, что такое текст, каковы бывают способы сжатия текста. Урок поможет сформировать умения: формулировать основную мысль текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение.Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Изложение по тексту Катаева.docx
РЯ 5 У № ___. Обучение сжатому изложению по тексту
В.П. Катаева
Тип урока: урок развития речи
Знать:
что такое текст
способы сжатия текста
Уметь:
формулировать основную мысль текста
выделять в тексте главную и второстепенную информацию
сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать
сжатое изложение
Оборудование: компьютер, проектор, таблицаалгоритм.
Ход урока
1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного)
2. Интрига
Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради,
запишите число, классная работа.Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран
(проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветиксемицветик", "Дудочка и
кувшинчик", "Пень".)
Вопросы:
Известны ли вам данные сказки?
Кто автор?
Какая сказка неизвестна?
(учитель сообщает тему и цели урока)
3. Вводная беседа:
Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту
В.П.Катаева "Пень".
Как вы понимаете этот термин?
(ответы учащихся)
Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
Какие же кратко, а какие подробно?
(ответы учащихся)
Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
1 2. Работа с текстом
1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником
(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1)
2. Осмысление текста.
Беседа:
Понравился ли вам рассказ?
Докажите, что данный отрывок является текстом?
(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде
плана)
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность.
Ваше изложение тоже должно быть текстом.
3. Чтение текста учащимися.
(Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?)
О чем этот рассказ, т.е. его тема?
Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?
(ответы учащихся: осуждение гордого пня)
Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам
этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень,
сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке
литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный
рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
Какой урок можно извлечь из данного текста?
(ответы учащихся)
Как бы вы назвали этот рассказ?
Варианты: "Старый пень"
"Притча о гордом человеке"
"Ты не царь"
Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4. Словарнолексическая работа.
Какое слово в этом тексте является ключевым?
(учся отвечают: гордость)
Подберите синонимы к слову гордость.
Гордость, зазнайство, высокомерие.
Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари)
Учитель: текст делится на абзацы микротемы.
На доске: Микротема наименьшая составная часть темы целого текста.
2 5. Выделение микротем и составление плана
Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
Что мы составили для рассказа?
План
Грибники вокруг старого пня
Старый пень возгордился
Молчание деревьев
"Я ваш царь!"
" Ничего ты не царь"
Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
5. Сжатый пересказ.
Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст.
Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.
обобщение
исключение
упрощение
6. Отбор нужной информации.
Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием
сжатия здесь можно использовать?
(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать
своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь
день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают
заменить прямую речь на косвенную)
Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно
упростить.
Верно, его можно сделать покороче.
(пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)
Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.
(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы)
Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:
Прилетела синичка и сказала:
3 Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут
возле тебя опенки, да и тех не находят.
3. Итог.
4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал.
Приложение №1.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла
дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше.
Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка поклонилась, пришли девочки
поклонились, пришел старик поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не
поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по
одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый
пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят.
Давно уже все обобрали.
4
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.