Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Оценка 4.8

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.05.2018
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Конспект урока поможет учащимся 5 класса вспомнить, что такое текст, каковы бывают способы сжатия текста. Урок поможет сформировать умения: формулировать основную мысль текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать сжатое изложение.Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Изложение по тексту Катаева.docx
РЯ 5 У № ___. Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева Тип урока: урок развития речи Знать:   что такое текст способы сжатия текста Уметь:    формулировать основную мысль текста выделять в тексте главную и второстепенную информацию сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста писать  сжатое изложение Оборудование: компьютер, проектор, таблица­алгоритм. Ход урока 1. Организационный момент урока. (рапорт дежурного) 2. Интрига Учитель: Начинаем урок русского языка. Настройтесь на рабочий лад. Откройте тетради,  запишите число, классная работа.Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран  (проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик­семицветик", "Дудочка и  кувшинчик", "Пень".) Вопросы: ­ Известны ли вам данные сказки? ­ Кто автор? ­ Какая сказка неизвестна? (учитель сообщает тему и цели урока) 3. Вводная беседа: Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту  В.П.Катаева "Пень". ­ Как вы понимаете этот термин? (ответы учащихся) ­ Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно. ­ Какие же кратко, а какие ­ подробно? (ответы учащихся) Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки. 1 2. Работа с текстом 1. Выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником (текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1) 2. Осмысление текста. Беседа: ­ Понравился ли вам рассказ? ­ Докажите, что данный отрывок является текстом? (учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде  плана) Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность.  Ваше изложение тоже должно быть текстом. 3. Чтение текста учащимися. (Установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?) ­ О чем этот рассказ, т.е. его тема? ­ Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня) Учитель: Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам  этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень,  сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? ( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке  литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный  рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча) ­ Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся) ­ Как бы вы назвали этот рассказ? Варианты: ­ "Старый пень" ­ "Притча о гордом человеке" ­ "Ты не царь" ­ Какое название отражает в большей степени основную мысль? 4. Словарно­лексическая работа. ­ Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч­ся отвечают: гордость) ­ Подберите синонимы к слову гордость. Гордость, зазнайство, высокомерие. ­ Понимаете ли вы разницу в значении слов? (учащимся помогают словари) Учитель: текст делится на абзацы ­ микротемы. На доске: Микротема­ наименьшая составная часть темы целого текста. 2 5. Выделение микротем и составление плана ­ Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось? ­ Прочитайте каждую часть и дайте ей название. ­ Что мы составили для рассказа? План Грибники вокруг старого пня Старый пень возгордился Молчание деревьев "Я ваш царь!" " Ничего ты не царь" ­Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем. 5. Сжатый пересказ. Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст.  Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста. обобщение исключение упрощение 6. Отбор нужной информации. ­ Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием  сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать  своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь  день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. ­ Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы? ­ Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную) ­ Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно  упростить. ­ Верно, его можно сделать покороче. (пример: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.) ­ Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно. (учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы) ­ Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная) ­ Выберите ключевые фразы из последней части. (Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:  Прилетела синичка и сказала: 3 ­ Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут  возле тебя опенки, да и тех не находят. 3. Итог. 4. Дом. задание: написать сжатое изложение, используя отобранный материал. Приложение №1. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла  дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше.  Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: ­ Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка ­ поклонилась, пришли девочки  ­ поклонились, пришел старик ­ поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не  поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь. Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: ­ Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по  одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: ­ Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый  пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят.  Давно уже все обобрали. 4

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе на тему:"Обучение сжатому изложению по тексту В.П. Катаева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018