Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс
Оценка 4.8

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
русский язык
8 кл—9 кл
22.04.2018
Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста) Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 1. Исключение - вводных слов; - однородных членов предложения; - повторов; - однотипных примеров; - риторических вопросов и восклицаний; - цитат; - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; - пояснений; - рассуждений; - описаний; - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.сжатое изложение
изложение.docx
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста) Сжатие текста ­ это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по  объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых  положений. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 1. Исключение            ­ вводных слов; ­ однородных членов предложения; ­ повторов; ­ однотипных примеров; ­ риторических вопросов и восклицаний; ­ цитат; ­ деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; ­ пояснений; ­ рассуждений; ­ описаний; ­ слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.                                                             При исключении необходимо: ­ Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные  подробности и детали. ­ Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.  Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.  Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в  доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)  Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова  везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Стало: Сказка живет везде, во во всем. (5 слов)                                                       2. Обобщение или объединение  ­ парцеллированных предложений; ­ ряда предложений, связанных одной мыслью; ­ частей предложений; ­ конкретных, единичных фактов, событий, явлений. При объединении необходимо  ­ Найти в тексте мелкие, единичные факты. ­ Найти в них общее. ­ Объединить эти факты на основе общего. ­ Сформулировать получившееся предложение.  Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить  сильного, но хмурого. (30 слов) Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем. Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)                                                                          3. Упрощение           однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;  прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением.  формулирование мысли своими словами.                                                                 При упрощении необходимо ­ Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью  замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. ­Сформулировать получившееся предложение. Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Стало: Сказки любят все. (3 слова )  Сочетание нескольких приёмов сжатия текста 1. Сочетание исключения и обобщения (объединения) Было: Сказки. Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует  добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший ­ плохого, и в финале, как правило,  все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и  хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)  Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они  вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)  1. Сочетание исключения и упрощения Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают  злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж  про сказки­то и говорить не приходится. Да и злой­то сказка становится от того, что кто­то  обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы,  такими их делаете вы, люди.(64слова) Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и  сказок, значительно больше. (18 слов) 1. Сочетание упрощения, исключения и объединения Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили  сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост.  Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в  добрые и веселые сказки.(61 слово) Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из  жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в  добрые сказки.(29 слов)                                              Что нельзя удалять из текста? ­ основные детали, помогающие понять авторскую идею; ­ аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.                                Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: ­ Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. ­ Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). ­ Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем  сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. ­ Запомните последовательность событий, рассуждений. ­ Определите количество абзацев, ключевые слова. ­ Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. ­ Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.                                                                Как составить план. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. После второго чтения:  ­ Разделите текст на смысловые части. ­ Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать  главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную  информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте  особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и  словосочетания. ­ Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился  текст. ­ Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. ­ Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018