Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)8 класс

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста) Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 1. Исключение - вводных слов; - однородных членов предложения; - повторов; - однотипных примеров; - риторических вопросов и восклицаний; - цитат; - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; - пояснений; - рассуждений; - описаний; - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.сжатое изложение
Иконка файла материала изложение.docx
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста) Сжатие текста ­ это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по  объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых  положений. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 1. Исключение            ­ вводных слов; ­ однородных членов предложения; ­ повторов; ­ однотипных примеров; ­ риторических вопросов и восклицаний; ­ цитат; ­ деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; ­ пояснений; ­ рассуждений; ­ описаний; ­ слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.                                                             При исключении необходимо: ­ Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные  подробности и детали. ­ Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.  Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.  Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в  доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)  Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова  везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Стало: Сказка живет везде, во во всем. (5 слов)                                                       2. Обобщение или объединение  ­ парцеллированных предложений; ­ ряда предложений, связанных одной мыслью; ­ частей предложений; ­ конкретных, единичных фактов, событий, явлений.При объединении необходимо  ­ Найти в тексте мелкие, единичные факты. ­ Найти в них общее. ­ Объединить эти факты на основе общего. ­ Сформулировать получившееся предложение.  Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить  сильного, но хмурого. (30 слов) Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем. Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)                                                                          3. Упрощение           однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;  прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением.  формулирование мысли своими словами.                                                                 При упрощении необходимо ­ Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью  замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. ­Сформулировать получившееся предложение. Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Стало: Сказки любят все. (3 слова )  Сочетание нескольких приёмов сжатия текста 1. Сочетание исключения и обобщения (объединения)Было: Сказки. Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует  добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший ­ плохого, и в финале, как правило,  все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и  хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)  Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они  вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)  1. Сочетание исключения и упрощения Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают  злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж  про сказки­то и говорить не приходится. Да и злой­то сказка становится от того, что кто­то  обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы,  такими их делаете вы, люди.(64слова) Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и  сказок, значительно больше. (18 слов) 1. Сочетание упрощения, исключения и объединения Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили  сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост.  Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в  добрые и веселые сказки.(61 слово) Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из  жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в  добрые сказки.(29 слов)                                              Что нельзя удалять из текста? ­ основные детали, помогающие понять авторскую идею; ­ аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.                                Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении: ­ Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. ­ Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). ­ Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем  сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. ­ Запомните последовательность событий, рассуждений. ­ Определите количество абзацев, ключевые слова. ­ Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. ­ Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.                                                                Как составить план. 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. После второго чтения:  ­ Разделите текст на смысловые части. ­ Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать  главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную  информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте  особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и  словосочетания. ­ Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился  текст. ­ Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. ­ Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.