Тема урока: Развитие речи. Основная мысль текста. Подготовка к сочинению.
Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль (идею) текста и отражать ее в заголовке. Научить учащихся писать сочинение-описание по картине. Сформировать умение составлять простой план сочинения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
ü развить умение формулировать определение понятий;
ü ввести понятие основная мысль текста
ü развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
ü обогащать словарный запас учащихся;
ü совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
ü осуществление системно-деятельностного подхода;
ü развитие критического мышления;
ü развитие внимания;
ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
ü развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
ü развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
ü развивать умение применять новые знания;
ü развитие творческих, речевых способностей учащихся;
ü формирование логических умений;
ü развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
ü развитие умения формулировать проблему;
ü развитие умения работы в группах.
3. Воспитательные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
ü создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
ü взаимодействие учащихся в паре: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку;
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Приветственное слово учителя: -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Улыбнемся друг другу |
Приветствие учащихся. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. |
1. Проверка д/з Чтобы знания были впрок, Следует повторить урок -Текст -Тема текста. - Микротема 1. Выполнение заданий в рубрике «Понаблюдайте!» на с. 18–19. 2.
Сопоставление темы (о чем
текст?) и основной мысли, идеи 3. Отражение основной мысли в заголовке (упражнения 46, 47, 48, 49). О чем будет идти сегодня речь?
Попробовать сформулировать цель урока |
Отвечают на вопросы, приводят примеры
Запись учащимися числа, «Классная работа»
Записывают тему урока
Формулируют цель. |
Личностные: осознают себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач
|
4. Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) |
1.Работа с текстом. II; тема, основная мысль; делимость на части: I — начало; - Определите основную
мысль текста. 1. Выпишите заглавия текстов, в которых: 1) выражена тема, 2) выражена основная мысль. «Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно». 2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея). 1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы. 2)
У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь
для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.
|
Читают правило
выписывают заглавия текстов, в которых: выражена тема, выражена основная мысль
Отвечают на вопросы
Работа с учебником
Подводят итог.
Физкультминутка для глаз и рук |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями).
|
Закрепление изученного материала
|
Учитель. Какие компоненты составляют понятие «текст»? Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме.
|
Работа в парах
Отвечают на вопросы
|
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
|
Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке? Итог урока. Выставление оценок. Вот закончился урок. Подвести нужно итог. Пришло время оценки выставлять. Вам желаю только «пять»! |
Отвечают на вопрос
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
|
параграф 10, упражнение 50.
|
Запись учащимися задания в дневники. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.