Задачи урока:
Предметные:
• способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных;
• способствовать формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных.
Метапредметные:
• способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности;
• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы.
• обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых имён существительных.
• обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку.
• способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
• способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён существительных».
Личностные:
• способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса;
• учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия;
• способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;
• способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
урок 2 Проблемное обучение 2.docx
Тема урока: Род несклоняемых имён существительных. 6 класс
Тип урока: урок "открытия" новых знаний.
Название технологии: технология проблемного обучения.
Цели урока: углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён
существительных, создать условия для усвоения способа определения рода
несклоняемых имён существительных.
Задачи урока:
Предметные:
способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении
рода несклоняемых имён существительных;
способствовать
формированию
представления
об
особенностях
рода
несклоняемых имён существительных.
Метапредметные:
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и
эстетических качеств личности;
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания,
проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы.
обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и
различать род несклоняемых имён существительных.
обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать
свои мысли.
создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку.
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения
темы «Род несклоняемых имён существительных».
Личностные:
способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению
словарного запаса;
учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия;
способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся
к предмету.
Этапы урока
1.Организационный
момент
настроить
Цель
учащихся
учебной
деятельности на получение
новых
создать
условия для мотивации у
ученика
внутренней
этапа:
к
знаний;
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Здравствуйте, ребята! С каким
настроением вы пришли сегодня на
урок? Сегодня мы опять обратимся
к
именам
существительным .
несклоняемым
Вы уже знаете, какие имена
называются
существительные
Личностные
УУД
Осуществляемые
действия:
эмоциональный настрой наурок
способы
Формируемые
деятельности:
проявление
эмоционального отношения в
учебнопознавательной
деятельности потребности включения в
учебный процесс
2.Актуализация знаний
Цель этапа:
предъявить
задания близкие жизненному
опыту детей; зафиксировать
ситуацию,
демонстрирующую
недостаточность имеющихся
актуализировать
знаний;
операции,
мыслительные
для
необходимые
проблемного
изложения
нового материала
этом
несклоняемыми. Кто хочет о них
рассказать?
Можем ли мы прожить хотя бы
день без этих существительных?
Нет! Составьте устный текст на
тему «Как начинается мой день»
используйте
при
несклоняемые
имена
существительные.
(Примерный
текст: «Утром я встаю, пью кофе
и слушаю по телевизору интервью.
Потом я снимаю с вешалки пальто
и быстро шагаю по шоссе в
школу»)
Все тексты хороши, но не кажется
ли вам, что какихто слов в наших
текстах не хватает? Какие это
слова? (Прилагательные)
учебной
3.Постановка
задачи
Цель этапа:
Выявление места и причины
затруднения и постановка
при
А какие бы вы испытывали
трудности
написании
прилагательных с несклоняемыми
именами
существительными?
(Написание окончания) Почему?
Познавательны
е УУД
Осуществляемые
действия:
активное слушание, выдвижение
предположений
Формируемые
способы
деятельности: формулирование
собственных ожиданий
Коммуникатив
ные УУД
Личностные
УУД
Познавательны
е УУД
Коммуникатив
ные УУД
Регулятивные
УУД
слушание
способы
построение
собеседника
Осуществляемые:
собеседника
Формируемые
деятельности:
понятных
высказываний
действия:
Осуществляемые
активизация имевшихся ранее
знаний, активное погружение в
тему
для
и
на
с
умения
вопросы
соответствии
Формируемые
способы
деятельности: умение слушать
целевой
в
установкой,
дополнять,
уточнять высказанные мнения
действия:
Осуществляемые
развитие
углубление
потребности и мотивов учебно
деятельности;
познавательной
учителя,
слушают
отвечают
вопросы;
осуществляют
актуализацию
личного жизненного опыта
способы
Формируемые
деятельности:
формирование
умения извлекать информацию
из текстов, выявлять сущность,
объектов;
особенности
формирование
на
основе анализа объектов делать
выводы, находить ответы на
вопросы
Осуществляемые
действия:
взаимодействие с учителем во
участие
время
в
коллективном
обсуждении
проблем и принятии решений
способы
Формируемые
формирование
деятельности:
общении,
компетенции
сознательную
включая
ориентацию
на
позицию других людей как
общении
партнёров
и
совместной
деятельности;
формирование умения слушать,
вести диалог в соответствии с
целями и задачами общения
Осуществляемые
самостоятельное
цели урока
Формируемые
деятельности:
способы
формирование
действия:
определение
учащихся
опроса;
в
в цели деятельности
(Род данных существительных не
знают).
А теперь подумайте и ответьте:
как мы сформулируем тему
нашего урока? Какую мы сегодня
на уроке поставим цель?
Познавательны
е УУД
Личностные
УУД
умения
предстоящую работу
Осуществляемые
развитие
потребностей
и
учебнопознавательной
деятельности
и
прогнозировать
действия:
углубление
мотивов
темы
и
действия:
Осуществляемые
нового
осмысление
материала
основных
вопросов, подлежащих усвоению
Формируемые
способы
формирование
деятельности:
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности
Коммуникатив
ные УУД
Осуществляемые действия:
Формирование уменияучитывать
позицию
собеседника,
осуществлять сотрудничество с
учителем
изложение
4.Проблемное
нового знания
Цель этапа:
Зафиксировать
причину
затруднения у учащихся,
организовать
подводящий
проблемному
диалог
по
объяснению
нового
организовать
материала;
фиксацию
преодоления
затруднения
Регулятивные
УУД
Познавательны
е УУД
Мисс
Мадам
(Дети заранее распределяются в
группы по 4 человека)
Перед вами слова:
Шоссе Такси Алоэ
Шимпанзе Какаду Кенгуру Леди
Батуми
Миссисипи Капри
Разделите эти слова на группы.
Подумайте: по каким критериям
вы разделите эти слова.
Сколько групп у вас получилось?
По каким критериям вы их
разделили?
Какие слова вошли в первую
группу?
(Неодушевлённые
предметы)
Какие слова вошли во вторую
группу?
обозначающие
животных, птиц)
Какие слова вошли в третью
группу? ( Слова, обозначающие лиц
женского рода)
Какие слова вошли в четвёртую
группу?
Географические
наименования: названия городов,
рек, островов и т. д.)
Как вы думаете: если у
несклоняемых существительных по
внешней форме род определить
нельзя, то какой в данном случае
может
рода?
(
Одушевлённость
неодушевлённость, обозначение лиц
показатель
(Слова,
быть
(
ставить
способы
формировать
цель
Формируемые
деятельности:
умения
деятельности
действия:
Осуществляемые
и
задач
осознание
целей
восприятие,
обучения,
осмысление,
запоминание
учебного материала и основных
вопросов
способы
Формируемые
деятельности:
формирование
умения слушать и понимать
других; формирование умения
формулировать свои мысли в
устной форме; формирование
умения
парах,
группах
действия:
Осуществляемые
получать
развитее
информацию
и
строить сообщение в устной
форме;
умения
проводить сравнение изученных
объектов по самостоятельно
выделенным основаниям;
Формируемые
деятельности:
умения
познавательную
рефлексию
способы
формирование
осуществлять
и
личную
развитие
работать
умения
текста
из
в закрепление
5.Первичное
знаний учащихся
Цель этапа:
Зафиксировать
определения
рода
несклоняемых
существительных;
усвоение
организовать
учащимися
нового
материала ( фронтально и
в группах)
алгоритм
у
имён
и
по
проверкой
этапа:тренировать
к
6.Практическая работа с
самопроверкой,
взаимопроверкой
эталону
учителем
Цель
способность
самоконтролю,
и
взаимоконтролю
самооценке,
проверить
умение учащихся работать
по алгоритму, организовать
выявление и исправление
допущенных ошибок
работы
алгоритм
мужского
женского
рода,
грамматический род нарицательного
существительного,
обозначающего
родовое понятие, т.е. по роду слов
город, река, озеро)
Работа по учебнику. Стр.9394.
(Материал для ознакомления)
Подберите к данным именам
существительным
прилагательные.
Какой
мы
составим? (Определяем, какое это
существительное: одушевлённое или
неодушевлённое, обозначает лиц
женского или мужского пола, а
если это имя собственное, то
какому
определяем,
грамматическому
роду
существительного
нарицательного
принадлежит).
Обозначьте
окончания прилагательных.
словосочетаний:
Примеры
прямое шоссе, маршрутное такси,
целебное алоэ, весёлый шимпанзе,
красивый какаду, молодой кенгуру,
почтенная леди, строгая мадам,
солнечный
скромная
Батуми,
Миссисипи,
живописный Капри.
мисс,
широкая
к
К
данным несклоняемым
подберите
существительным
существительные,
обозначающие
родовое понятие, определите род
несклоняемых
существительных:
кольраби (капуста ж. р.), салями
(колбаса ж. р.), инкогнито (лицо
– ср. р.), Мали ( государство – ср.
р. или страна – ж. р.), авеню
(улица – ж. р.) денди ( модный
мужчина – м. р.), Баку( город м.
р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио
( озеро ср. р.), «Юманите»
( газета – ж. р.)
Обратите внимание: такие слова,
как салями, кольраби и авеню
неодушевлённые
обозначают
предметы,
являются
исключением, их род обозначается
по родовому понятию.
Запишите ещё несколько слов –
исключений:
Кофе ( м. р.), пенальти ( м. р.),
хинди ( языкм. р.), тюль ( м. р.).
существительных,
называющих животных и птиц есть
тоже исключения: цеце ( муха – ж.
р.), иваси ( сельдь – ж. р.). В
род
данной
обозначается
к
полу животного, но если контекст
указывает
то
соответствующие
слова
употребляются в форме женского
безотносительно
мужской
самку,
группе
группе
но
на
В
Личностные
УУД
Коммуникатив
ные УУД
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательны
е УУД
темы
и
применение
и
действия:
нового
основных
подлежащих
на
последующее
Осуществляемые
осмысление
материала
вопросов,
усвоению;
практике
повторение нового материала
Формируемые
деятельности:
мотивации
к
целенаправленной
познавательной деятельности
Осуществляемые
действия:
осуществлять сотрудничество с
учителем и сверстниками
способы
формирование
обучению
и
способы
Формируемые
деятельности:
формирование
умения
речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами
строить
запоминание
действия:
Осуществляемые
проявление
эмоционального
отношения и волевых усилий в
учебнопознавательной
деятельности,
материала
Формируемые
способы
деятельности: применение на
практике полученных знаний и
последующее повторение
действия:
Осуществляемые
выполнения
самоконтроль
заданий,
и
внесение корректив в учебно
познавательную деятельность
взаимоконтроль
задачей
поставленной
способы
Формируемые
деятельности:
планирование
своего действия в соответствии
с
и
условиями её реализации
Осуществляемые
действия:
развитие
углубление
потребности и мотивов учебно
познавательной деятельности
способы
Формируемые
умения
деятельности:
структурировать
знания,
построение логической цепи
рассуждений
и в
форме
Составьте
слова
к
данным
прилагательные,
предложения,
рода.
и
кенгуру
употребив
шимпанзе
ж. р.
( Пример: кенгуру несла в сумке
кенгурёнка, шимпанзе кормила
детёныша)
Подберите
существительным
определите род:
Пианино, метро, пальто, жюри,
кашне, депо, Чили, Страдивари,
какао, «Таймс».
Домашнее задание: найти и
записать в словарях или в сети
Интернет лексическое толкование
двух любых изученных сегодня на
уроке новых слов.
этапа:
7.Инструктаж учителя по
выполнению
домашнего
задания
Цель
включить
новый способ действий в
систему знаний учащихся,
тренировать
способность
применять новый алгоритм
действий
8. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
Цель этапа: организовать
фиксацию
нового
содержания, изученного на
уроке; фиксацию степени
соответствия
результатов
деятельности на уроке и
поставленной цели в начале
организовать
урока;
проведение
самооценки
учениками работы на уроке;
анализа
по
работы
уроке
зафиксировать направления
будущей деятельности
результатам
на
на
полях
Ребята, какова была цель нашего
сегодняшнего урока? Достигли мы
этой цели? Какой алгоритм работы
с несклоняемыми существительными
мы составили, чтобы определять
правильно их род? Научились мы
работать по этому алгоритму? В
тетради
напротив
классной работы поставьте себе
оценку за работу на уроке. Если
остались
есть
трудности по данной теме, то на
полях поставьте знак вопроса.
А сейчас выставим оценки в
журнал и в дневники.
мы
следующем
продолжим работу по данной теме.
Урок окончен, до свидания!
вопросы
уроке
или
На
Познавательны
е УУД
Коммуникатив
ные УУД
алгоритма
теме,
действия:
Осуществляемые
по
отработка
творческая
изученной
изученной
переработка
информации, поиск в словарях,
в сети Интернет
и
способы
Формируемые
действия:
Развитие
углубление
потребностей и мотивов учебно
– познавательной деятельности,
применение
методов
информационного поиска
Осуществляемые
действия:
оценка и самооценка учебной
деятельности,
и
знаний,
систематизация
учащиеся
выражают
свои
эмоции по поводу урока
обобщение
Формируемые
деятельности:
умений
выражать свои мысли
точно
способы
формирование
полно
и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.