Урок "Род несклоняемых имён существительных" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи урока: Предметные: • способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; • способствовать формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных. Метапредметные: • способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности; • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. • обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых имён существительных. • обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли. • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. • способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён существительных». Личностные: • способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; • учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Иконка файла материала урок 2 Проблемное обучение 2.docx
Тема  урока:  Род  несклоняемых   имён  существительных. 6 класс Тип урока:  урок  "открытия"  новых  знаний. Название технологии: технология проблемного обучения. Цели  урока:  углубить знания обучающихся о теории русского языка, о склонении имён существительных,   создать   условия   для   усвоения   способа   определения   рода несклоняемых имён существительных. Задачи  урока:   Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении рода  несклоняемых  имён  существительных;    способствовать     формированию     представления     об     особенностях     рода несклоняемых  имён  существительных. Метапредметные:    способствовать     формированию     и     развитию     нравственных,     трудовых     и эстетических  качеств  личности;  способствовать     развитию     умений     учащихся     обобщать     полученные     знания, проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы.    обеспечить   ситуации,   способствующие   развитию   умений   анализировать      и различать  род  несклоняемых   имён  существительных.    обеспечить  условия  для  развития  умений  грамотно,  чётко  и  точно  выражать свои  мысли.  создать  условия,  обеспечивающие  воспитание  интереса  к  русскому  языку.  способствовать  развитию  творческого  отношения  к  учебной  деятельности.  способствовать   формированию научного   мировоззрения   на   примере   изучения темы  «Род  несклоняемых  имён  существительных». Личностные:    способствовать     развитию     речи     учащихся,     обогащению     и     усложнению словарного  запаса;    учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;    способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;    способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся к  предмету. Этапы  урока 1.Организационный момент  настроить Цель   учащихся     учебной деятельности   на   получение новых     создать условия   для   мотивации   у ученика внутренней   этапа:     к     знаний;       Деятельность  учителя Деятельность  обучающихся ­Здравствуйте,     ребята!     С     каким настроением   вы  пришли  сегодня  на урок?  Сегодня  мы  опять  обратимся к     именам существительным .   несклоняемым   ­Вы     уже     знаете,     какие     имена   называются существительные   Личностные УУД Осуществляемые     действия: эмоциональный  настрой  наурок     способы Формируемые деятельности:   проявление эмоционального     отношения     в учебно­познавательной деятельностипотребности   включения       в учебный  процесс 2.Актуализация  знаний Цель     этапа:    предъявить задания  близкие  жизненному опыту  детей;  зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность   имеющихся   актуализировать знаний;     операции, мыслительные   для необходимые проблемного изложения нового  материала         этом     несклоняемыми.   Кто   хочет   о   них рассказать?   ­Можем   ли   мы   прожить   хотя   бы день     без   этих     существительных? Нет!   Составьте   устный   текст   на тему   «Как   начинается   мой   день»   используйте при   несклоняемые имена существительные. (Примерный текст:  «Утром  я  встаю,  пью  кофе и  слушаю  по  телевизору  интервью. Потом  я  снимаю  с  вешалки  пальто и     быстро     шагаю     по     шоссе     в школу») ­Все  тексты  хороши,  но  не  кажется ли  вам,  что  каких­то  слов  в  наших текстах     не     хватает?     Какие     это слова? (Прилагательные)          учебной 3.Постановка   задачи Цель  этапа: Выявление  места  и  причины затруднения     и     постановка   при   ­   А     какие     бы     вы     испытывали трудности     написании прилагательных   с     несклоняемыми именами   существительными? (Написание     окончания)     Почему?   Познавательны е  УУД Осуществляемые     действия: активное   слушание,  выдвижение предположений   Формируемые способы деятельности:   формулирование собственных  ожиданий   Коммуникатив ные  УУД Личностные УУД Познавательны е  УУД Коммуникатив ные  УУД Регулятивные УУД      слушание способы    построение   собеседника Осуществляемые:   собеседника Формируемые деятельности: понятных   высказываний   действия: Осуществляемые   активизация     имевшихся     ранее знаний,  активное  погружение  в тему   для                 и     на     с       умения     вопросы     соответствии   Формируемые способы деятельности:   умение   слушать   целевой в   установкой, дополнять, уточнять  высказанные  мнения   действия: Осуществляемые   развитие     углубление потребности  и  мотивов  учебно­   деятельности; познавательной     учителя, слушают   отвечают     вопросы; осуществляют     актуализацию личного  жизненного  опыта способы Формируемые деятельности:    формирование умения   извлекать   информацию из  текстов,  выявлять  сущность, объектов; особенности   формирование     на основе  анализа  объектов  делать выводы,     находить     ответы     на вопросы Осуществляемые     действия: взаимодействие   с   учителем   во   участие   время     в коллективном     обсуждении проблем  и  принятии  решений способы Формируемые  формирование деятельности:     общении, компетенции   сознательную включая ориентацию     на позицию     других     людей     как   общении   партнёров     и совместной     деятельности; формирование  умения   слушать, вести  диалог  в  соответствии  с целями  и  задачами  общения Осуществляемые   самостоятельное   цели  урока Формируемые деятельности:   способы  формирование   действия:   определение   учащихся     опроса;     в                 вцели  деятельности (Род    данных    существительных    не знают). ­  А  теперь  подумайте  и  ответьте: как     мы     сформулируем       тему нашего  урока?  Какую  мы  сегодня на уроке  поставим  цель? Познавательны е  УУД Личностные УУД     умения предстоящую  работу Осуществляемые   развитие   потребностей     и   учебно­познавательной деятельности   и   прогнозировать   действия:   углубление   мотивов   темы     и     действия: Осуществляемые     нового осмысление   материала     основных вопросов,  подлежащих  усвоению Формируемые способы  формирование деятельности:   мотивации     к     обучению     и целенаправленной познавательной  деятельности     Коммуникатив ные  УУД Осуществляемые  действия: Формирование   уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять   сотрудничество   с учителем     изложение 4.Проблемное   нового  знания Цель  этапа: Зафиксировать     причину затруднения     у     учащихся, организовать     подводящий   проблемному диалог     по   объяснению   нового   организовать материала;   фиксацию     преодоления затруднения   Регулятивные УУД Познавательны е  УУД                 Мисс     Мадам   (Дети     заранее     распределяются     в группы  по  4  человека) ­ Перед  вами  слова:  Шоссе         Такси     Алоэ   Шимпанзе  Какаду  Кенгуру  Леди     Батуми Миссисипи  Капри ­ Разделите   эти   слова   на   группы. Подумайте:     по     каким     критериям вы  разделите   эти  слова. ­ Сколько  групп  у  вас  получилось? По     каким     критериям     вы     их разделили?   ­ Какие   слова   вошли   в     первую группу? (Неодушевлённые предметы) ­ Какие   слова   вошли   во   вторую группу?     обозначающие животных,  птиц) ­    Какие    слова    вошли    в    третью группу?  ( Слова,  обозначающие  лиц женского  рода) ­  Какие  слова  вошли  в  четвёртую группу?     Географические наименования:     названия     городов, рек,  островов  и  т.  д.) ­     Как     вы     думаете:     если     у несклоняемых   существительных   по внешней     форме     род       определить нельзя,  то  какой  в  данном  случае может     рода? ( Одушевлённость­ неодушевлённость,  обозначение  лиц   показатель     (Слова,     быть   (                     ставить   способы  формировать   цель Формируемые деятельности:   умения   деятельности   действия: Осуществляемые     и     задач осознание     целей   восприятие, обучения,   осмысление, запоминание учебного  материала  и  основных вопросов способы Формируемые деятельности:    формирование умения     слушать     и     понимать других;     формирование     умения формулировать   свои   мысли   в устной     форме;     формирование умения     парах, группах   действия: Осуществляемые     получать развитее   информацию     и строить     сообщение     в     устной форме;     умения проводить  сравнение  изученных объектов     по     самостоятельно выделенным основаниям;   Формируемые деятельности:   умения   познавательную   рефлексию способы  формирование осуществлять   и     личную   развитие     работать     умения     текста     из     взакрепление 5.Первичное   знаний  учащихся Цель  этапа: Зафиксировать   определения     рода   несклоняемых   существительных;   усвоение организовать   учащимися   нового   материала     ( фронтально  и в  группах)   алгоритм   у   имён   и     по   проверкой   этапа:тренировать к 6.Практическая     работа     с самопроверкой, взаимопроверкой   эталону   учителем Цель   способность самоконтролю, и взаимоконтролю   самооценке,   проверить умение   учащихся   работать по   алгоритму,   организовать выявление     и     исправление допущенных  ошибок           работы     алгоритм     мужского   женского­   рода, грамматический  род  нарицательного существительного,     обозначающего родовое  понятие,  т.е.  по  роду  слов город,  река,  озеро) Работа по учебнику. Стр.93­94.  (Материал для ознакомления) ­   Подберите     к     данным     именам существительным     прилагательные. Какой     мы составим?   (Определяем,   какое   это существительное:  одушевлённое  или неодушевлённое,     обозначает     лиц женского     или    мужского     пола,    а если     это     имя     собственное,     то какому определяем, грамматическому роду   существительного нарицательного   принадлежит).     Обозначьте окончания  прилагательных. словосочетаний: Примеры   прямое  шоссе,  маршрутное  такси, целебное  алоэ,  весёлый  шимпанзе, красивый  какаду,  молодой  кенгуру, почтенная   леди,  строгая  мадам,   солнечный скромная   Батуми,     Миссисипи, живописный  Капри.   мисс,     широкая   к                 К     данным   несклоняемым ­     подберите существительным   существительные,   обозначающие   родовое   понятие,   определите   род несклоняемых     существительных: кольраби (капуста­ ж. р.),  салями (колбаса­ ж. р.),  инкогнито  (лицо – ср. р.),  Мали  ( государство – ср. р.    или    страна –  ж. р.),     авеню (улица  –  ж.  р.)  денди    (  модный мужчина – м. р.),  Баку( город­ м. р.),Конго  (  река   –  ж.  р.),Онтарио (   озеро­   ср.   р.),   «Юманите» ( газета – ж. р.) ­ Обратите  внимание:  такие   слова, как     салями,     кольраби     и     авеню   неодушевлённые обозначают предметы,   являются исключением,  их  род  обозначается по  родовому  понятию. ­ Запишите   ещё   несколько   слов – исключений:   Кофе ( м. р.),   пенальти ( м. р.), хинди (  язык­м. р.),  тюль ( м. р.). ­     существительных, называющих животных  и  птиц  есть тоже  исключения:  цеце  ( муха – ж. р.),  иваси          ( сельдь – ж. р.).  В   род данной   обозначается     к полу  животного,  но  если  контекст указывает     то соответствующие слова употребляются   в   форме   женского   безотносительно     мужской     самку,     группе     группе     но     на     В           Личностные УУД Коммуникатив ные  УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательны е  УУД     темы     и       применение     и     действия:   нового   основных подлежащих   на   последующее Осуществляемые   осмысление   материала   вопросов, усвоению;   практике   повторение  нового  материала Формируемые деятельности:   мотивации     к   целенаправленной познавательной  деятельности Осуществляемые     действия: осуществлять   сотрудничество   с учителем  и  сверстниками способы  формирование   обучению     и         способы Формируемые деятельности:    формирование умения     речевое высказывание  в  соответствии  с поставленными  задачами   строить         запоминание   действия: Осуществляемые   проявление     эмоционального отношения  и  волевых  усилий  в учебно­познавательной деятельности, материала Формируемые способы деятельности:    применение     на практике  полученных  знаний  и последующее  повторение   действия: Осуществляемые     выполнения самоконтроль   заданий,     и внесение   корректив   в   учебно­ познавательную  деятельность   взаимоконтроль           задачей     поставленной   способы Формируемые деятельности:    планирование своего   действия  в  соответствии с     и условиями  её  реализации Осуществляемые     действия: развитие     углубление потребности  и  мотивов  учебно­ познавательной  деятельности способы Формируемые  умения деятельности: структурировать     знания, построение     логической     цепи рассуждений   ив     форме     Составьте     слова     к     данным   прилагательные,   предложения, рода.     и  кенгуру   употребив   шимпанзе    ж.   р. ( Пример:  кенгуру  несла  в  сумке кенгурёнка,     шимпанзе     кормила детёныша) ­   Подберите   существительным   определите  род: Пианино,  метро,  пальто,  жюри, кашне,  депо,  Чили,  Страдивари, какао,  «Таймс». ­     Домашнее     задание:     найти       и записать     в   словарях   или   в   сети Интернет     лексическое     толкование двух  любых  изученных   сегодня  на уроке   новых  слов.   этапа:  7.Инструктаж   учителя   по выполнению     домашнего задания Цель     включить новый     способ     действий     в систему     знаний     учащихся, тренировать     способность применять   новый   алгоритм действий   8.  Рефлексия  учебной деятельности  на уроке Цель     этапа:    организовать фиксацию   нового содержания,   изученного   на уроке;     фиксацию     степени соответствия     результатов деятельности     на     уроке     и поставленной  цели  в  начале организовать урока; проведение     самооценки учениками  работы  на  уроке;   анализа по   работы     уроке зафиксировать     направления будущей  деятельности   результатам     на         на     полях   ­ Ребята,  какова  была   цель  нашего сегодняшнего   урока?   Достигли     мы этой  цели?  Какой  алгоритм  работы с  несклоняемыми  существительными мы     составили,   чтобы   определять правильно   их   род?   Научились   мы работать   по   этому   алгоритму?   В тетради     напротив классной    работы      поставьте    себе оценку   за   работу   на   уроке.   Если остались     есть трудности  по  данной  теме,  то  на полях  поставьте  знак  вопроса. ­   А     сейчас     выставим     оценки     в журнал  и  в дневники.   мы ­     следующем   продолжим  работу  по  данной  теме. Урок  окончен,  до  свидания!      вопросы     уроке     или     На   Познавательны е  УУД Коммуникатив ные  УУД   алгоритма     теме,     действия: Осуществляемые     по отработка     творческая изученной   изученной переработка информации,  поиск  в  словарях, в  сети  Интернет             и   способы Формируемые действия: Развитие     углубление потребностей  и  мотивов  учебно –   познавательной     деятельности, применение методов информационного  поиска Осуществляемые     действия: оценка   и   самооценка   учебной деятельности,     и знаний, систематизация учащиеся     выражают     свои эмоции  по  поводу  урока   обобщение           Формируемые деятельности:   умений   выражать  свои  мысли   точно     способы  формирование   полно   и

Посмотрите также