Урок "Россия -наша Родина"
Оценка 4.7

Урок "Россия -наша Родина"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
19.01.2017
Урок "Россия -наша Родина"
Цель урока: сформировать представления обучающихся о России, как общей родине всех россиян. Задачи урока: 1.Образовательная: • Познакомить с многообразием культур населения России. • Закрепить понимание Родины, как многонационального государства. • Привить отношение к своей «малой Родине», как части большой и неделимой Родины – России. 2.Развивающая: • Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине. • Способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать и слышать друг друга. 3. Воспитательная: • Воспитывать в обучающихся радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории. Основная задача – воспитание гражданина, воспитание у обучающихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, воспитание ответственности и причастности к судьбе своей страны, показать отличие духовного и материального мира.
Текст УРОКА.docx
Татищевский муниципальный район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сокур» Муниципальный конкурс  «Православный учитель» Номинация «Лучший урок по основам православной культуры» Урок №1 «Россия – наша Родина» Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры 4­5 классы»,  издательство «Просвещение», Москва 2012 год  Вартанова Светлана Александровна учитель искусства, истории высшая квалификационная категория e­mail:  [email protected] тел: 953­638­31­90 рабочий: (845)58­5­66­16 1 2016 год Тема: «Россия – наша Родина» урок №1                  5 класс Цель урока:  сформировать представления обучающихся о России, как общей родине всех россиян. Задачи урока: 1.Образовательная:   Познакомить с многообразием культур населения России.  Закрепить понимание Родины, как многонационального государства.  Привить   отношение   к   своей   «малой   Родине»,   как   части   большой   и неделимой Родины – России. 2.Развивающая:   Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине.  Способствовать   формированию   активной   гражданской   позиции,   а   также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать и слышать друг друга.  3. Воспитательная:   Воспитывать в обучающихся радость от того, что мы родились и живем в России;   желание   стать   наследниками   славных   традиций   российской истории. Основная задача – воспитание гражданина, воспитание у обучающихся чувства прекрасного,   гордости   за   своё   Отечество,   воспитание   ответственности   и причастности   к   судьбе   своей   страны,   показать   отличие   духовного   и материального мира. Предварительная подготовка: творческие группы готовят сообщения «О флаге России», «О гербе России», «О Гимне России». Оборудование:   компьютер,   проектор,   экран,   колонки   для   прослушивания музыкальных фрагментов, раздаточный материал. 2 План урока: 1.Организация начала урока.               (1 минута) 2.Актуализация знаний. (5 минут)  (Слушание песни, просмотр видео). 3. Рассказ учителя о Родине, культурных традициях, ценностях.(15 мин) 4.Новые понятия. (15 мин) 5.Закрепление материала. (7 мин) 6.Итог урока.(2 мин) Ход урока. 1. Организационный этап. (1 мин) ­ Здравствуйте, ребята! К уроку готовы? Раз­два­три, головою мне кивни! Вижу, что вы готовы. Итак, начнём наш урок.   2. Актуализация знаний. (5 мин) СЛАЙД 1   ­ Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик и подумать, о чём мы сегодня будем говорить, как будет звучать тема нашего урока?  (Просмотр видеоролика «Россия», «С чего начинается Родина») Загадываю загадки о Родине  (     если возникли затруднения) ­Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?  (дети формулируют тему)             ( вывешиваю слова темы урока  на доску). СЛАЙД 2  ­ Правильно, о Родине. Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине –   России,   её   просторах,   о   народе,   о   народных   традициях!  Познакомимся   с понятием   материальные   и   духовные   ценности.   Вы   узнаете,   чем   богато   наше Отечество, что такое традиции и для чего они существуют. Впереди нас ждет много   интересных   фактов,   неразгаданных   тайн   и   великих   открытий,   которые помогут нам стать более умными, образованными, самостоятельными, терпимыми и добрыми друг к другу. Ребята перед Вами лежат карточки с вопросами. В ходе   урока   вы   будете   заполнять   их,   а   в   конце   урока   мы   посмотрим   на результат, что у вас получилось. Эпиграф нашего урока: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.» 3 ( Вадим Щефнер). Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое Родина?  Ответ: Так называется то место, где мы родились и выросли. Учитель:  –- А какое определение можно найти в словаре? (ученик находит в словаре)  С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» (с. 549)  1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого­нибудь. Этимология   слова. происхождение, семья, «родиться», место рождения.  Общеславянское   слово,   образовано   от   слова   «род»   ­ Учитель: А вот  что говорит о Родине  русский поэт  Иван Саввич Никитин  в стихотворении «Русь»: И поля цветут,        И леса шумят,      И лежат в земле,        Груды золота. И во всех концах    Света белого,       Про тебя идёт,            Слава громкая. И уж есть за что,     Русь могучая,        Полюбить тебя,      Назвать матерью. Учитель: ­ Почему поэт называет Русь матерью? (Ответы детей) ­ Да, Родина у каждого человека одна, как и мать.  Учитель:   ­   Как   же   мы   должны   относиться   к   Родине?  (  Как   к   маме   ,   с любовью, оберегать, защищать, ценить). СЛАЙД 3 Учитель: О Родине сложено немало пословиц. Сейчас мы поработаем в группах : вам нужно соединить части пословиц. (прил.1)   Нет в мире краше Родины нашей.  Всякому мила своя сторона.  Везде хорошо, но милее Родины нет.  На чужой стороне и весна не красна.  Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Учитель: А что объединяет эти все пословицы?       (Любовь к своей Родине.  )   4 «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило».        В старину говорили:  Учитель: Как вы понимаете эти слова?          Обоснуйте своё мнение. (рассуждения детей о смысле заключённом в пословице). Молодцы, ребята! Учитель:   На   огромной   территории   нашей   страны   у   каждого   есть   своя   малая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит великая Родина. А в целом – это наше Отечество. Для всех нас Россия – Отечество. А почему мы называем Родину, Россию – Отечеством? (ответы детей) Учитель:   Ясное голубое небо. Лесные тропинки. Необозримая ширь полей.  Развесистые белоствольные березы. Синие реки и озёра. Это – Россия…  Россия – официальное название – Российская Федерация. ­ Назовите Столицу нашей Родины  ­ (  Москва) ­ Россия – самое крупное государство на земном шаре. ­ Россия – страна многонациональная, а значит, многоязычная. Учёные –  лингвисты насчитывают в России более 150 языков. ­ Глава государства – Президент Российской Федерации  назовите имя президента РФ (   ПУТИН Владимир Владимирович  .)   5 ­ У каждой страны есть свои особые знаки отличия, которые означают  суверенитет (независимость) государства и подчёркивают значимые  страницы истории страны – это символы государства.  (СЛАЙД 4­              викторина) Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, мы с вами заранее договорились, что у нас будут работать несколько творческих групп. (1 группа рассказывает о гербе РФ) 1 ученик ­ Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, документах – это герб. Наш   герб   представляет   собой   золотого   двуглавого   орла,   размещенного   на красном щите; в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. ­ Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток, т.е. орел в нашем гербе является символом единства народов России. Корона на голове орла   символ   законности,   это   значит,   что   страна   живёт   по   законам   чести   и справедливости. В одной лапе у орла скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» – символ могущества страны. 2­й (о гербе)­ На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий   плащ,   в   правой   руке   у   него   серебряное   копьё,   которое   помогло   ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.  Итак, Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.  Учитель:  ребята,   а   скажите,   есть   ли   герб   у   нашей   малой   Родины, Саратовской области? Татищевского района?         (ответы детей) (2 группа рассказывает о флаге РФ)  1 ученик (о флаге)­ У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг.   Под   флагом   сражаются   за   независимость   своей   страны   воины,   его поднимают в честь спортивных побед. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Как выглядит наш флаг? Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру 6 горизонтальных   полос:   верхняя   –   белого   цвета,   средняя   –   синего,   нижняя   – красного. 2 ученик  (о флаге)  Что означает каждый из них? Красный цвет означает отвагу, мужество и героизм; цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость. Синий цвет – это небо, благородство, вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.  Белый цвет  – совершенство, чистота, цвет мира.   Он   говорит   о   миролюбии,   чистых   помыслах   нашей   страны.   Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр I. Учитель: А какой флаг у Саратовской области? Татищевского района?  (ответы детей)                    (3 группа рассказывают о гимне РФ)  1 ученик (о Гимне) ­ Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь,   военные   салютуют   оружием.   Все   торжественно,   красиво   и   строго.  Это звучит ГИМН. Каждое   государство   имеет   свой   гимн.   Гимн   –   это   песня,   посвященная   своей Родине, это символ государства. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной   страны.   В   нём   рассказывается   о   славных   страницах   истории государства, о его исторической судьбе. 2 ученик (о Гимне) Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым.   Эту   музыку   знают   и   уважают   во   всем   мире.   Она   рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России.   При   исполнении   гимна   все   обязательно   встают,   а   мужчины   снимают головные уборы. Учитель: Ребята, а наша область и наш район имеют свой гимн?  (Ответы детей. Если не знают, дать задание найти эту информацию). 3.Рассказ учителя о Родине, культурных традициях, ценностях человека.  (15 минут) СЛАЙД 5     ­Откуда же берет начало слово «Родина»?  ­ Подберите к слову «Родина» однокоренные слова.               (Ответы детей) (применяю корнесловно­ смысловой метод)  ­Слово «Родина» – произошло  от древнего  слова «род», которое обозначало  группу людей, объединенных кровным родством. Род – обозначает древнейшего языческого бога славян Рода. 7 Роден – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода. Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля. Родич – родственник, люди одной крови. Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям. Природа ­  живой мир вокруг нас. СЛАЙД 6  Учитель:     ­С чего, по­вашему, начинается Родина?                                             Что для вас значит Родина? (Ответы учащихся)  ­­­ Родина – это страна, в которой мы родились и живем.  — Наша Родина – это леса, поля, моря и реки.  — Это земля, на которой жили, трудились наши предки. — Земля, которую наши предки защищали от врагов. — Родина – это наш край,  село. — Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа,  бабушка, дедушка.  — Это место, где стоит, наша школа.  — Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на  чужой стороне. Учитель:   ­  Послушайте   что   такое   Родина   для   К.Д.   Ушинского:  (ученик читает)         «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем   Россию   потому,   что   в   ней   жили   испокон   веков   отцы   и   деды   наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились.  Матерью  – потому, что она вскормила   нас   своим   хлебом,   вспоила   своими   водами.   Много   есть   на   свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». ­ Перед вами три высказывания, какое из них является, на ваш взгляд, верным?   1. Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.  2. Родина – это место, где человеку хорошо жить.  8 3. Родина – это место, где человек живёт. (Дети высказываются).  Учитель: ­ Да, Вы правы, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие. ­ Ребята, какое место для нас является Родиной?     (ответы детей)             ­ ­ В какой стране мы с вами живём?       ( в России) Учитель:  ­   Правильно,  мы   с   вами   живем   в  России,   в   одном   из   уникальных регионов – в Саратовской области, в красивейшем месте – Татищевском районе, в древнейшем селе Сокур. Это наша малая Родина. (село основано в 1717 году – краткий   рассказ   учителя   об   истории   возникновения   села   Сокур).   Богата событиями   наша   история.  Но   главным   достоянием   нашего   края   остаются   его жители:   то   многонациональное   население,   которое   проживает   на   территории Саратовской   области,   Татищевского   района,   нашего   села   Сокур.    Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. СЛАЙД 7  Учитель: Что же нас объединяет, таких разных людей? ОТВЕТЫ детей: общая земля, общий язык, общая история, общие законы. Учитель: Правильно. Молодцы. 4.   Новые  понятия.   (15 мин) СЛАЙД 8   Учитель:  А ещё нас объединяют ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ и ЦЕННОСТИ. СЛАЙД 9   Что мы называем традицией? Давайте запишем определение. Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.  (С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»  ТРАД ЦИЯ, ­и,  ИИ ж. 9 1.То,   что   перешло   от   одного   поколения   к   другому,   что   унаследовано   от предшествующих   поколений   (напр.  Идеи,   взгляды,   вкусы,   образ   действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту (встречи Нового года, семейное чаепитие, встреча с хлебом – солью). СЛАЙД 10   Учитель: Что можно передавать через традиции? ( Правила поведения, знания и умения, образ жизни, ценности.) Традиции можно передавать, получать в дар (наследовать, идти следом), хранить, передавать. СЛАЙД 11. Какие бывают традиции? Семейные, местные, национальные,  межнациональные – передающие жизненный опыт. получаешь в дар от предшествующих поколений. В нашей стране живут люди,  которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на     И Родину, и традиции ты    разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну  дружную семью народов России.    Культурные традиции  – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят  на  разных  языках, исповедуют  разную   религию,  но  хорошо  понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных  ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.  СЛАЙД 12   ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ – определяют ценности человека. СЛАЙД 13    Ценность – это то, что особо значимо для каждого человека и для   общества   в   целом,   например   любовь,   семья,   Родина,   Отечество. Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. СЛАЙД 14  Учитель: Ребята, мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек– это материальные ценности, например:   (Ответы   детей:•   автомобиль,•   аквариум,•   деньги,•   еда,   •   дом,• книги,• игрушки,• квартира,• компьютер,•телевизор) 10 СЛАЙД   15.      Учитель:  Но   есть   ценности  –  духовные.  Это   знания   и   опыт, которые   достались   нам   от   наших   предков.  Важнейшие   духовные   ценности человека   –   семья,   Отечество,   Бог,   вера,   любовь,   дружба,   справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование, труд, красота и гармония. (записать в карточки) СЛАЙД 16     На духовных ценностях основан Духовный мир  – это нормы поведения, законы, традиции, знания и информация, содержащаяся в книгах. Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его  внутренний мир, который почти все религии мира определяют как  душу  человека.  Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой неповторимый  внутренний мир,  душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему   стремится.   Очень   важно,   чем   ты   наполняешь   свой   внутренний   мир,   как строишь   отношения   с   другими   людьми.   Вокруг   нас   есть   светлое   и   тёмное, красивое и безобразное, есть добро и зло, любовь и ненависть, правда и ложь, честь и бесчестье. И Вы вправе сами определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор всегда трудный. Как не разрушить свой внутренний мир, сделать его богаче? На эти вопросы мы получим ответы, изучая модуль «Основы православной культуры». ­Как вы считаете, люди, у которых богатый духовный мир могут совершать зло, злые поступки?                                                           (Ответы детей.) ­ А какие поступки свойственны этим людям?              (Ответы детей) СЛАЙД   17     Учитель:   Совершенно   верно!  Им   свойственны:   добрые   дела, поступки;   это   люди   слова,   дела   и   чести;   также   им   свойственно   проявлять милосердие и сострадание     к окружающим и живущим рядом с ними людям. 11 Духовного   человека   отличает   честность,   доброта,   любознательность, трудолюбие. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее   и   плохое,   полезное   и   вредное.   Духовным   можно   назвать   человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно   относится   к   природе,   добросовестно   учится   или   работает,   уважает традиции других народов.  СЛАЙД 18 ­19   Учитель: Люди, которые не придерживаются определенной религии,   считают,   что   ценности   –   это   самые   важные   знания   о   жизни, которые   младшие   получают   от   старших.  Такая   передача   ценностей   или традиций, происходит в семье. Это духовная атмосфера дома, которая включает распорядок   дня,   обычаи,   уклад   жизни   и   привычки   его   обитателей,   которые передаются   из   поколения   в   поколение.  Семья   с   традициями   –   это   ощущение полной защищенности. В дружных семьях с прочными традициями люди, реже болеют   и   дольше   живут.   И   если   не   соблюдать   традиции,   отталкивать   их, насмехаться   над   ними,   семья   разрушится.  Большинство   семейных   традиций похожи, только каждая семья соблюдает их по­своему и это не важно. Главное, что они приносят радость всей семье, сплачивают и объединяют всю семью.  Вот они: обсуждение за ужином событий прошедшего дня, совместные трапезы, обсуждение планов, отпечатки ножки малыша в один год, отметки роста ребенка на   стене,   детские   рисунки,   чтение   малышам   книг   на   ночь,   папины   и   мамины сказки, День рождения семьи, празднование Пасхи, Святок; новогодняя традиция —  самодельные  игрушки, кулинарные  традиции – разнообразные  заготовки на зиму, сбор грибов, рыбалка, пение песен, лето у бабушки, каток на речке, фото бабочек, насекомых,  выращивание комнатных растений, семейная династия – это все семейные традиции СЛАЙД 20     Учитель: А какие традиции есть в Вашей семье? (рассказ детей о своих семейных традициях). 12 Учитель: Вот видите, ребята, не смотря на то, что жители нашего Отечества исповедуют разные религии, их духовные ценности и традиции схожи.  Мы все   вместе   стремимся   к   миру,   благополучию,   взаимопониманию,   общему светлому   будущему   и   все   вместе   составляем   одну   дружную   семью   народов России. И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы   все   разные,   но   мы   вместе   живём,   учимся   и   гордимся   своей   Родиной   – Россией. Физкультминутка. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – за парту тихо сесть. Посидим и отдохнем, И опять урок начнем. 5.Закрепление материала. (7 минут) СЛАЙД 21­22       Учитель: О чём говорят эти пословицы?     (О Родине) СЛАЙД  23           Учитель: О чём говорят эти поговорки?      В чужой монастырь со своим уставом не идут.  13 У Сидора обычай, а у Карпа свой.  У всякой пташки свои замашки.  В чужом доме не указывают.      ОТВЕТ:   В каждой семье свои традиции. Друг за дружку держаться — ничего не бояться.  Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья в куче, не страшна и туча.  Семья – это семь я.  ОТВЕТ: Семейные традиции объединяют и охраняют   людей.  СЛАЙД 24     .  Ребята, какие это традиции?    (работа по слайдам   презентации)  Ученики повторяют какие бывают традиции ( семейные,  национальные, межнациональные, местные культурные). Учитель:­ Итак, сегодня мы говорили о родной стране – России, о традициях и духовных   и   материальных   ценностях.   Давайте   еще   раз   повторим   основные понятия. (Дети отвечают на вопросы с карточек, то что они записали в них в течение урока). 2. Работа в группах: разложить слова по группам:  материальные и духовные ценности. 3. Составить синквейн, кластер или фишбоун на тему «Родина». (СЛАЙД 33) Самооценка работы обучающихся на уроке. (Дети оценивают свою работу на уроке, и работу одноклассников). 6. Итог урока. ( 2 мин) СЛАЙД 34   Учитель:      «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не  преодолев  нижних  ступеней. Точно  так  же,  невозможно  достичь 14 неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».    Святейший Патриарх Московский   и  Всея Руси Кирилл Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, мы гордимся своей страной, её традициями и   культурным   наследием.   А   любить,   и   в   минуты   опасности   защищать   свою Отчизну – наш долг. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.                                     Россией зовётся общий наш дом,                                    Пусть будет уютно каждому в нём.                                     Любые трудности мы осилим                                     и только в единстве сила России. Домашнее задание: (на выбор) 1.Узнать у родителей, есть ли в вашей семье знаменитые или известные люди, чем они прославили свою фамилию? 2. Выучить песню «С чего начинается Родина?» (прил. 1), или стих­ие (прил. 3) Рефлексия: Учитель ­  Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что расскажете дома родителям? Что будете обсуждать с друзьями? В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Я   надеюсь, что вы тоже будете чтить  обычаи наших предков и горячо любить свою Родину.  Я благодарю всех за активную работу. Список использованной литературы: 1. А.В.Кураев «Основы православной культуры 4­5 классы»,  издательство «Просвещение», Москва 2012 год. С чего начинается Родина? ПРИЛОЖЕНИЕ 1 15 С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот. С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет. А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской буденовки, Что где­то в шкафу мы нашли. А может, она начинается Со стука вагонных колес И с клятвы, которую в юности Ты ей в своем сердце принес.  С чего начинается Родина? О Родине сложено немало и пословиц.  Нет в мире краше Родины нашей.  Всякому мила своя сторона.  Везде хорошо, но милее Родины нет.  На чужой стороне и весна не красна. Родная сторона – мать, чужая – мачеха 16 Из истории села Сокур ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Село   Сокур   было   основано   в   первой   половине   XVIII   века.   Первыми жителями   были  покровские  крестьяне,   бежавшие   на   правый   берег  Волги  от тяжёлого  труда   солеразработчиков,  и пахотные  солдаты, переведённые  в  этот район и приписанные к основанным в тот же период близлежащим укреплённым поселениям, таким как Гремячка, Лох, Алексеевка, Еткара. В составе Российской империи село являлось центром Сокурской волости Саратовского уезда Саратовской губернии. По данным переписи населения 1911 года   в   Сокуре   проживало   4269   приписных   и   168   посторонних   человек, национальный   состав   –   русские   и   украинцы.   Функционировали   православная церковь, земская и церковно­приходская школы, больница и ветеринарный пункт, базар, ярмарка. Церковь в Сокуре была единственной в волости, к её приходу также   были   приписаны   школы   грамоты   в   деревнях   Афанасьевке   и   Каменке, церковно­приходская школа в Бобовке. В   годы   советской   власти   село   было   включено   в   состав   новообразованного Татищевского   района.   Вместо   старых   школ   была   открыта   новая   семилетняя, образовался колхоз «Заря коммунизма». Достопримечательности    Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Сокуре был построен тщанием прихожан   в   1902   году.   При   храме   была   установлена   временная   деревянная колокольня,   которую   должна   была   заменить   каменная,   два   придела планировалось освятить во имя Архистратига Михаила и Сергия Радонежского, однако   этим   планам   помешали   осуществиться  Первая   мировая   война  и последовавшие   за   ней   революции.  Новыми   властями  храм   был   закрыт,   в   его помещении   был   размещён   склад.   В   настоящее   время   избежавшее   серьёзных 17 разрушений здание возвращено епархии. 5 июня 2010 года Епископ Саратовский и Вольский  Лонгин  совершил в сокурском храме первую со времен его закрытия Божественную литургию. В   Сокуре   также   сохранился   являющийся   архитектурным   памятником областного значения подвесной мост­плотина, отметивший в 2016 году свой 107­ летний   юбилей.   Согласно   двум   дореволюционным   металлическим   плиткам, украшающим опоры, мост был построен в 1909 году при саратовском губернаторе С.   С.   Татищеве   распоряжением   уездного   земства   по   проекту   техника   С.   Г. Грингофа   трудом   пострадавших   от   неурожая   1908   года   крестьян   Сокурской волости. Известные личности.   В  Сокуре жил, учился и работал  Герой Советского Союза  Алексей Петрович Босов.  Около здания Сокурской администрации установлен бюст прославленного танкиста. Источники:  А. Осипов. Очерки по истории Саратовского края Списки населенных мест Саратовской губернии. Саратовский уезд 18 Важные понятия темы урока. ­ От чего зависит наше настроение, наши поступки, наши дела? – от состояния  нашего внутреннего мира, от того, чем мы его наполняем. Традиции.   Культурные   традиции.   Религиозные   культуры.   Морально­этические нормы.  Ценности  –   мысли   и   правила,   образцы   поведения,   которые   очень   важны   для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные   ценности   совесть, честь, жизнь, свобода.  :   добро,   истина,   польза,   красота,   справедливость, В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. ­ Что такое культурные традиции? Культурные   традиции  –   это   богатство   нашей   многонациональной   страны.   В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят  на  разных  языках, исповедуют  разную   религию,  но  хорошо  понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.  Живут в России разные  Народы с давних пор. Одним тайга по нраву,  Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Свобода нужна для открытий, Что в дружбе даются легко, И массы веселых событий, Но если семья далеко: На сердце так грустно, Но важно Прожив предначертанный век В пути не сломаться однажды И помнить, что ты Человек. Но в самых лучших стремленьях И цель для людей всех одна Хранить и смыслом наполнить Ту Жизнь, что нам Богом дана. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина ­  Россия, У нас у всех одна. Мы дарим сердца планете, Мечты, несущие свет Пусть будут смеяться дети И утром сиять рассвет. У всех есть свои заботы, Но наших сердец мосты Внутри пробуждают что­то И чувствуешь вдруг что ты, Создав пирамиду истин, Откроешь врата души, Рисуя волшебною кистью Мы в мыслях опять малыши. И снова готовы к созданию ­  Ведь творчества ты проводник. Наш труд развивает сознанье И мы милосердья родник. А в сути у нас справедливость ­ Одна из важнейших задач. А к знанию наша пытливость Залог для возможных удач. Добро с красотой неразлучны.  Они нам помогут понять,  Что развиваясь, должны мы Законы любви постигать. Раздаточный материал драгоценности автомобиль Бог вера 20 аквариум деньги еда  дом книги игрушки квартира компьютер телевизор Материальные  ценности  Духовные ценности  Отечество жизнь человек любовь свобода дружба  честь труд красота милосердие семья доброта честность Текст          К.Д. Ушинский:   «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Родина – это Родина – это КАРТОЧКИ 21 Мы живём в замечательной стране, имя  которой ­  Мы живём в замечательной стране, имя  которой –  Материальные ценности: Материальные ценности:  Духовные ценности: Духовные ценности: Традиции – это Традиции – это Семейные традиции: Семейные традиции: 22 Составление кластера 23

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"

Урок "Россия -наша Родина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017