Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Оценка 4.6

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
06.02.2017
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Цели урока: • Познавательный аспект: повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте; • Развивающий аспект: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создание условий для развития коммуникативных навыков; подготовка к выполнению заданий ЕГЭ (В 8 и сочинение – рассуждение). • Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.Разработка урока по русскому языку. Работа в группах. Ситуация успеха.
урок по русскому яз. 10.docx
Урок русского языка. 10 класс. 2 часа. Тема:  Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ. Цели урока:    Познавательный аспект: повторение терминов; развитие умения  различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности;  определение их роли в тексте; Развивающий аспект: развитие мыслительно­речевой деятельности  учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,  логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию  творческих способностей; по развитию критического, образного мышления;  создание условий для развития коммуникативных навыков; подготовка к  выполнению заданий ЕГЭ (В 8 и сочинение – рассуждение). Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к  родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора,  ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;  совершенствование навыков этичного межличностного общения. Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы успеха, опорные  тетради, электронные презентации групп, листы с заданиями. На доске – эпиграф урока: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Паустовский К. Г. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Запись темы урока II. Вступительное слово –   Мы   живём   в   век   соперничества   Человека   и   Машины.   Машины   быстрее, сильнее; лучшие шахматисты мира не уверены, что смогут победить компьютер уже в ближайшем будущем…В чём же превосходство Человека?  Выслушаем   ответы   учащихся:   Сделаем   вывод:   «Человек   может   мечтать, фантазировать, образно мыслить, ярко выражать свои чувства…»  Образное   мышление   помогает   понимать   и   художественные   средства выразительности русского литературного языка. Сегодня мы обобщим известный вам   материал   по   данной   теме,   поучимся   еще   раз   распознавать,   объяснять   и использовать на практике тропы и фигуры речи. Для нас это очень важно в связи с заданием В 8 и сочинением при подготовке к ЕГЭ.  Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь грамотно говорить и   писать.     Почему   же   сегодня   в   XXI   веке   учёные,   языковеды,   психологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные   русские   вопросы Что   делать? и Кто   виноват? Почему   не   испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? В нашей речи изобилуют всякие «споки­чмоки», «досвидосы» и   т.д.   Почему   становится   популярным   мнение   о   том,   что   произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы – один из путей, позволяющих   овладеть   нам   мастерством   языка,   сохранить   культуру. Наш   родной   язык,   самый   богатый,   меткий,   могучий   и   поистине   волшебный русский   язык,   по   определению   К.Г.Паустовского,   явление   уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… (Вопрос   учащимся).  Продолжите   ряд   противопоставлений:   выразительное   – невзрачное,   сильное   –   слабое,   правильное   –   неправильное,   родное   –   чужое, величественное – мёртвое. Какое средство выразительности языка мы сейчас использовали? скверное, живое     –       III. Формулирование проблемы и задач урока (совместно с учащимися). 1)       Проблема.  Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Примерный ответ: Проблема овладения богатством нашего родного языка. Сформулируйте проблему в виде вопроса. Примерно так: Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным? –   Как   связана   проблема   с   темой   урока?   Найдите   точки   соприкосновения между ними. – Для чего могут использоваться средства выразительности? –   Средства   выразительности   языка   используются   для   создания   для   описания   явлений   окружающей   образной   речи, выразительной, действительности. 2). Формулирование задач. Составление синквейна. –   Вспомните,   при   решении   каких   учебных   задач   вам   необходимо   знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете?  Отразите   свои   мысли,   впечатления,   затруднения   в   синквейнах,   выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка". На слайде – правила написания синквейна (напоминание).                Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн".  Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач". o Первая строка ­ существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. o Вторая строка ­ два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих Правила написания этого чуда такие: ваше представление о нём. o Третья строка ­ три глагола: действия, которые производит существительное. o Четвёртая строка ­ фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к  существительному. Пятая строка ­ синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову. Примеры синквейнов, которые должны получиться у учащихся.  Учитель может зачитать свой синквейн. Средства выразительности Они Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы) Средства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) "Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский). Проблема –   Итак,   мы   вспомнили,   что   средства   выразительности   выполняют стилистическую   и   изобразительно­выразительную   функцию,   а   синтаксические приёмы   создают   особую   организацию   речи.   Средств   выразительности   много, поэтому   очень   трудно   развить   умение   видеть   все   средства   языка,   которые используются   в   тексте,   определять   их   роль   во   тексте,   правильно   приводить примеры. –   Какие   поставим   перед   собой   задачи   для   работы   по   данной   теме   при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.) Примерные задачи:    Повторить термины; Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,  различать виды тропов, стилистических фигур и других средств  выразительности; Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте. Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей. IV. Проверка домашнего задания.  Слово учителя: При выполнении задвния В8 в ЕГЭ важно уметь верно определить, о какой же  группе средств выразтельности идет речь. Если в задании требуется найти  синтаксический прием, то мы, естественно, не можем ответить, что это   метафора и т. Д.  Группы предоставляют домашние презентации по видам средств выразительности. 1 Группа ­ Фонетические 2 Группа ­ Лексические 3 Группа ­ Синтаксические Учащиеся   обмениваются   заданиями,   приготовленными   дома,   и   работают   в группах.  Взаимопроверка. V.  Работа по теме урока. Можно знать определения, а в тексте не видеть тропы. Поэтому предлагаю своеобразное продолжение домашнего задания. 1)На   доске   –   схема.   Приведите   примеры   из   текстов   ваших   домашних упражнений,   иллюстрирующие   термины,   на   которые  указывают  лучи.   В   конце ответьте на вопрос: Какой термин "спрятан" в фокусе? синекдоха олицетворение сравнение ? метафора метонимия эпитет гипербола перифраза литота 2) Кроссворд. Каждой группе дается задание решить кроссворд. Кто быстрее справится с  заданием – заполняет на доске. Кроссворд  "Стилистические фигуры речи" По   горизонтали: 1.   Стилистическая   фигура   речи,   расположение   слов   и   выражений   по восходящей   и   нисходящей   значимости.   3.   Оборот   поэтической   речи,   в   котором   для   усиления выразительности   резко   противопоставлены   прямо   противоположные   понятия,   мысли,   черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций.   5.   Повторение   слова   или   словосочетания   в   конце   строки.   6.   Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе   новый   выразительный   оттенок.   8.   Приём,   который   даёт   читателю   возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф. 3) На доске ­  "Солнышко".  Ответьте устно на вопросы. Посмотрите, только с одним существительным «Солнце» связано сколько средств выразительности. 4) Задание «Метонимия – синекдоха» Метонимия Синекдоха – Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях: 1)Все поле ахнуло (Пушкин) 2) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов) 3) Швед, русский колет, рубит, режет. (Пушкин) 4) Весь город обсуждал это событие. 5) Все флаги в гости будут к нам (Пушкин) 6) И вы, мундиры голубые…(Лермонтов) 5) Задание  "Снежинка" Объяснить   схему,   проиллюстрировать   примерами   из   текстов   домашних упражнений. 6) Задание «Антитеза и оксюморон» –   С   помощью   какой   из   данных   схем   можно   проиллюстрировать   антитезу, оксюморон?  Определите,   какие   средства   выразительности   использованы   в   следующих предложениях: 1. Наступило вечное мгновение (А. Блок).  2. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов).  3. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок).  4. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 5. Он идёт, святой и грешный, русский чудо­человек! (А.Твардовский).  VI. Обобщение 1 часа работы. Какие группы средств выразительности могут использоваться в текстах? С какой целью? 2 час. Подготовка к ЕГЭ.   его   душа, 1). Слово учителя: В высказываниях  известных людей часто звучит мысль о том, что язык неразрывно связан с родиной, с природой. Писатели призывают беречь   родной   язык,   говорят   о   его  многоликости,  величии.  Язык   –   "исповедь народа",   основа   культуры…  Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами   М.Горького,   "неисчерпаемо   богат   и   все   обогащается   с   быстротой поражающей.   Но!   Чем   он   обогащается   сейчас?   Жаргонными   словами   и неологизмами,   значение   которых   не   всегда   понятно   большинству   людей, владеющих русским языком?   его   нравственность, Язык   сейчас   требует   защиты,   как   леса,   озера,   воздух   на   нашей   планете. Попробуем разобраться в том, что такое экология языка. 2) Работа с текстом (По Л.И. Скворцову) 1. Выразительное чтение текста: (1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ  между собой и со средой, в которой они обитают.  (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,  астрономия и космология, математика и философия.  (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд  самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию,  экологию человека и т.д. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть  непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.  (7) Иное дело – ценности культурные и нравственные.  (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как,  скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи… (9) Историк­археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия  "экология культуры". (10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты  исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем  генетический код нашей исторической памяти. (12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть  действенной. (13)Многое зависит от отношения к языку.  (14) Иначе и быть не может! (15) В самом деле. (16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки,  просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке,  в Слове.  (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по  себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.  (18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма,  любви к Родине. (19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. (20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в  нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.  (21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию  духовного мира, своего и чужого. (22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с  языковыми потерями.  (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и  живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По  Л.И. Скворцову) Вопрос к учащимся: Кто впервые использовал понятие "экология культуры"?  (Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то   время   понятие   экология   в   необычном   контексте   —   "экология   культуры", "нравственная   экология".   Он   писал:   "...Экологию   нельзя   ограничивать   только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной   среды   —   задача   не   менее   существенная,   чем   сохранение окружающей природы".) В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, а значит и экологии культуры.  Какое из утверждений не соответствует содержанию текста? 1. Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа. 2. Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата  культурных ценностей невосполнима. 3. Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты  литературного языка. 4. Экология культуры – относительно молодая дисциплина.  Определите стиль и тип речи текста. 1. научный стиль; рассуждение с элементами повествования; 2. публицистический стиль; рассуждение; 3. разговорный стиль; рассуждение; 4. художественный стиль; рассуждение и описание  Укажите значение слова действенная (предложение 12). 1. глубокая, всепоглощающая; 2. способная воздействовать, активная; 3. находящаяся в постоянном движении; 4. настоящая, подлинная. 3) Учимся писать сочинение – рассуждение по тексту. Предположим, что данный текст достался вам на экзамене. Перед вами  фрагмент сочинения – рассуждения, написанного на основе прочитанного вами  текста. Работа по группам ( у каждой группы – своя часть текста, по завершении  работы читается весь текст).   Прочитайте   фрагмент   проекта   сочинения,   написанного   на   основе прочитанного   вами   текста.   (Приложение  )   В   этом   фрагменте   анализируются стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др. Но, к сожалению, некоторые важные слова "потерялись". Восстановите текст, вставьте   на   места   пропусков   названия   средств   выразительности,   цитаты   из текста,   определите   роль   названных   средств   выразительности   и   другие особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся текст. –   Каких   важных   частей   нет   в   данном   фрагменте   сочинения? –   Как   иначе   можно   построить   свои   рассуждения?   (Какие   изменения   вы   бы внесли в предложенный проект?)  4) Домашнее задание – Завершить сочинение, дополнив его следующими составляющими:  На слайде – схема написания сочинения – рассуждения: 1) вступительная часть;  2)   чёткая   формулировка   проблем   исходного   текста   и   собственный   комментарий   к сформулированным проблемам;  3) отразить позицию автора; 4) изложить собственное мнение по проблеме;  5) привести не менее двух аргументов; 5) заключительная часть.  5) Подведение итогов урока Заполнение листов успеха (приложение).Выставление оценок. –   Какие   цели   и   задачи   мы   перед   собой   ставили   в   начале   урока?   Что получилось?   Что   не   получилось?   Над   чем   ещё   предстоит   работать?   Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие   мысли,   высказывания   известных   людей   особенно   запомнились   вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?  Я надеюсь, что данный урок поможет вам о время ЕГЭ по русскому языку. Но не только. Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы   в   ответе   за   настоящее   и   будущее   русского   языка.   Слушайте.   Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он,   культурный   человек?   Владеющий   культурой   чувств,   культурой   общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать. Список использованной литературы: 1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11 кл.  общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – 9­е изд. – М.:  Просвещение, 2009. 2. Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим  заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004 3. Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2006 г 4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 2007.  Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский,  А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; С­Пб.: Изд­во РГПУ им.  А.И.Герцена, 2003. – 509 с. 5. http://festival.1september.ru/articles/528452/ 6. http://www.saharina.ru/metod/rus/les1/ Захарьина Елена Алексеевна. 7. Урок Яковлевой Т.Б. 10 класс. Художественные средства выразительности русского  литературного языка //Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".

Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017