Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
06.02.2017
Цели урока:
• Познавательный аспект: повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте;
• Развивающий аспект: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создание условий для развития коммуникативных навыков; подготовка к выполнению заданий ЕГЭ (В 8 и сочинение – рассуждение).
• Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.Разработка урока по русскому языку. Работа в группах. Ситуация успеха.
урок по русскому яз. 10.docx
Урок русского языка.
10 класс.
2 часа.
Тема:
Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторение терминов; развитие умения
различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности;
определение их роли в тексте;
Развивающий аспект: развитие мыслительноречевой деятельности
учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,
логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию
творческих способностей; по развитию критического, образного мышления;
создание условий для развития коммуникативных навыков; подготовка к
выполнению заданий ЕГЭ (В 8 и сочинение – рассуждение).
Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к
родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора,
ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;
совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы успеха, опорные
тетради, электронные презентации групп, листы с заданиями.
На доске – эпиграф урока:
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для
которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Паустовский К. Г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Запись темы урока
II. Вступительное слово
– Мы живём в век соперничества Человека и Машины. Машины быстрее,
сильнее; лучшие шахматисты мира не уверены, что смогут победить компьютер
уже в ближайшем будущем…В чём же превосходство Человека?
Выслушаем ответы учащихся: Сделаем вывод: «Человек может мечтать,
фантазировать, образно мыслить, ярко выражать свои чувства…»
Образное мышление помогает понимать и художественные средства
выразительности русского литературного языка. Сегодня мы обобщим известный
вам материал по данной теме, поучимся еще раз распознавать, объяснять и
использовать на практике тропы и фигуры речи. Для нас это очень важно в
связи с заданием В 8 и сочинением при подготовке к ЕГЭ.
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь грамотно говорить
и писать. Почему же сегодня в XXI веке учёные, языковеды, психологи,
писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают
извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают
чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на
их взгляд, словами? В нашей речи изобилуют всякие «спокичмоки», «досвидосы»
и т.д. Почему становится популярным мнение о том, что произведения
классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему?
Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы – один из путей,
позволяющих овладеть нам мастерством языка, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное,
удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
(Вопрос учащимся). Продолжите ряд противопоставлений: выразительное –
невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое,
величественное
–
мёртвое.
Какое средство выразительности языка мы сейчас использовали?
скверное,
живое
–
III. Формулирование проблемы и задач урока (совместно с учащимися).
1) Проблема.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его
изучает? Примерный ответ: Проблема овладения богатством нашего родного языка.
Сформулируйте проблему в виде вопроса. Примерно так: Как сделать так,
чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным,
выразительным?
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения
между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка используются для создания
для описания явлений окружающей
образной речи,
выразительной,
действительности.
2). Формулирование задач. Составление синквейна.
– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать
средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять
их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете?
Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите
формулировку темы: "Выразительные средства языка".
На слайде – правила написания синквейна (напоминание).
Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн".
Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".
o Первая строка существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
o Вторая строка два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих
Правила написания этого чуда такие:
ваше представление о нём.
o Третья строка три глагола: действия, которые производит существительное.
o Четвёртая строка фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к
существительному.
Пятая строка синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Примеры синквейнов, которые должны получиться у учащихся.
Учитель может зачитать свой синквейн.
Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы) Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема
– Итак, мы вспомнили, что средства выразительности выполняют
стилистическую и изобразительновыразительную функцию, а синтаксические
приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много,
поэтому очень трудно развить умение видеть все средства языка, которые
используются в тексте, определять их роль во тексте, правильно приводить
примеры.
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при
подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)
Примерные задачи:
Повторить термины;
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
различать виды тропов, стилистических фигур и других средств
выразительности;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности
в анализируемом тексте.
Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
IV. Проверка домашнего задания.
Слово учителя:
При выполнении задвния В8 в ЕГЭ важно уметь верно определить, о какой же
группе средств выразтельности идет речь. Если в задании требуется найти
синтаксический прием, то мы, естественно, не можем ответить, что это
метафора и т. Д.
Группы предоставляют домашние презентации по видам средств
выразительности.
1 Группа Фонетические
2 Группа Лексические
3 Группа Синтаксические Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в
группах.
Взаимопроверка.
V. Работа по теме урока.
Можно знать определения, а в тексте не видеть тропы. Поэтому предлагаю
своеобразное продолжение домашнего задания.
1)На доске – схема. Приведите примеры из текстов ваших домашних
упражнений, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. В конце
ответьте на вопрос: Какой термин "спрятан" в фокусе?
синекдоха
олицетворение
сравнение
?
метафора
метонимия
эпитет
гипербола
перифраза
литота
2) Кроссворд.
Каждой группе дается задание решить кроссворд. Кто быстрее справится с
заданием – заполняет на доске.
Кроссворд "Стилистические фигуры речи" По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по
восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления
выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты
характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических
конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание
противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий
фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность
догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
3) На доске "Солнышко".
Ответьте устно на вопросы. Посмотрите, только с одним существительным «Солнце»
связано сколько средств выразительности. 4) Задание «Метонимия – синекдоха»
Метонимия
Синекдоха
– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:
1)Все поле ахнуло (Пушкин)
2) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов) 3) Швед, русский колет, рубит, режет. (Пушкин)
4) Весь город обсуждал это событие.
5) Все флаги в гости будут к нам (Пушкин)
6) И вы, мундиры голубые…(Лермонтов)
5) Задание "Снежинка"
Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов домашних
упражнений.
6) Задание «Антитеза и оксюморон»
– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу,
оксюморон?
Определите, какие средства выразительности использованы в следующих
предложениях:
1. Наступило вечное мгновение (А. Блок).
2. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов).
3. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок).
4. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева). 5. Он идёт, святой и грешный, русский чудочеловек! (А.Твардовский).
VI. Обобщение 1 часа работы.
Какие группы средств выразительности могут использоваться в текстах? С
какой целью?
2 час. Подготовка к ЕГЭ.
его душа,
1). Слово учителя: В высказываниях известных людей часто звучит мысль о
том, что язык неразрывно связан с родиной, с природой. Писатели призывают
беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь
народа",
основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря
словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой
поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и
неологизмами, значение которых не всегда понятно большинству людей,
владеющих русским языком?
его нравственность,
Язык сейчас требует защиты, как леса, озера, воздух на нашей планете.
Попробуем разобраться в том, что такое экология языка.
2) Работа с текстом (По Л.И. Скворцову)
1. Выразительное чтение текста:
(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ
между собой и со средой, в которой они обитают.
(2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
астрономия и космология, математика и философия.
(3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд
самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию,
экологию человека и т.д.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.
(5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть
непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.
(6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
(7) Иное дело – ценности культурные и нравственные.
(8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как,
скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
(9) Историкархеолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия
"экология культуры".
(10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты
исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем
генетический код нашей исторической памяти.
(12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть
действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку.
(14) Иначе и быть не может!
(15) В самом деле.
(16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки,
просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке,
в Слове.
(17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по
себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма,
любви к Родине.
(19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону.
(20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в
нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.
(21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию
духовного мира, своего и чужого.
(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой
о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с
языковыми потерями.
(23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и
живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По
Л.И. Скворцову)
Вопрос к учащимся:
Кто впервые использовал понятие "экология культуры"?
(Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в
то время понятие экология в необычном контексте — "экология культуры",
"нравственная экология". Он писал: "...Экологию нельзя ограничивать только
задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не
менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение
культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение
окружающей природы".)
В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, а значит и
экологии культуры.
Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
1. Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.
2. Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата
культурных ценностей невосполнима.
3. Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты
литературного языка. 4. Экология культуры – относительно молодая дисциплина.
Определите стиль и тип речи текста.
1. научный стиль; рассуждение с элементами повествования;
2. публицистический стиль; рассуждение;
3. разговорный стиль; рассуждение;
4. художественный стиль; рассуждение и описание
Укажите значение слова действенная (предложение 12).
1. глубокая, всепоглощающая;
2. способная воздействовать, активная;
3. находящаяся в постоянном движении;
4. настоящая, подлинная.
3) Учимся писать сочинение – рассуждение по тексту.
Предположим, что данный текст достался вам на экзамене. Перед вами
фрагмент сочинения – рассуждения, написанного на основе прочитанного вами
текста.
Работа по группам ( у каждой группы – своя часть текста, по завершении
работы читается весь текст).
Прочитайте фрагмент проекта сочинения, написанного на основе
прочитанного вами текста. (Приложение ) В этом фрагменте анализируются
стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др.
Но, к сожалению, некоторые важные слова "потерялись". Восстановите текст,
вставьте на места пропусков названия средств выразительности, цитаты из
текста, определите роль названных средств выразительности и другие
особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся текст.
– Каких важных частей нет в данном фрагменте сочинения?
– Как иначе можно построить свои рассуждения? (Какие изменения вы бы
внесли в предложенный проект?)
4) Домашнее задание
– Завершить сочинение, дополнив его следующими составляющими:
На слайде – схема написания сочинения – рассуждения:
1) вступительная часть;
2) чёткая формулировка проблем исходного текста и собственный комментарий к
сформулированным проблемам;
3) отразить позицию автора; 4) изложить собственное мнение по проблеме;
5) привести не менее двух аргументов;
5) заключительная часть.
5) Подведение итогов урока
Заполнение листов успеха (приложение).Выставление оценок.
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что
получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую
практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?
Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам,
получили в вашей душе эмоциональный отклик?
Я надеюсь, что данный урок поможет вам о время ЕГЭ по русскому языку. Но
не только. Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь,
вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте.
Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному",
как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой
он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения,
умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.
Список использованной литературы:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова – 9е изд. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Галкина Т.И., Тимченко Л.Г. Пособие для подготовки к изложению с творческим
заданием. 11 класс. – Ростов/н/Д: Феникс, 2004
3. Единый государственный экзамен по русскому языку. Демонстрационный вариант 2006 г
4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 2007.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский,
А.Ю.Кожевников и др./ Под ред. В.Д.Черняк – М.:Высш. шк.; СПб.: Издво РГПУ им.
А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
5. http://festival.1september.ru/articles/528452/
6. http://www.saharina.ru/metod/rus/les1/ Захарьина Елена Алексеевна.
7. Урок Яковлевой Т.Б. 10 класс. Художественные средства выразительности русского
литературного языка //Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Урок русского языка 10 класс "Средства выразительности языка. Подготовка к ЕГЭ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.