Урок русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»
Оценка 4.8

Урок русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Оценка 4.8
Домашняя работа +2
docx
русский язык
9 кл
27.08.2018
Урок  русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»
Материал предназначен для работы с учащимися на уроке по заданной теме, а также для подготовки девятиклассников к государственной аттестации . Есть конспект урока и материал для домашнего самостоятельного выполнения. Цель урока: практиковать в установлении семантических и структурных различий в предложениях с разными видами связи, в постановке знаков препинания.Конспект урока
Конспект урока Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 9 класс (1).docx
Тема: « Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи» УРОК русского языка в 9 классе Автор­составитель : Смирнова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 38» г.Ангарск Иркутская область Цель урока: практиковать в установлении семантических и структурных различий в предложениях с  разными видами связи, в постановке знаков препинания. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. Упр.225 Тренировочное упражнение в формате ОГЭ: 3. 1. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе является исключением из  правила.  Посреди двора, огороженного от улицы плетёным ивовым забором, завис на четырёх  деревянных столбиках и печной трубе, увенчанной старым, без дна, ведром, покатый навес летней кухни. (Репьева О.)  Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе  зависимых слов, пишется Н». Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. Дамы и  господа в причудливых костюмах. Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами, со  сверкающими диадемами в высоких причёсках. Мужчины в ослепительно белых, голубых, зелёных  мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.  (Железников В.) 4)Работа по теме урока: Объяснение нового материала. Предложения для анализа: 1. Кругом   лежит   еще     снег,   но,   если   быть внимательным,   можно   заметить   приближение весны. 2. Он стал учиться играть на баяне, и, хотя очень старался, пока что мало получалось   то   можно   Кругом лежит еще лежит снег, но если быть внимательным, заметить приближение весны. Он стал учиться играть на баяне, и хотя очень старался,но  пока что мало получалось. Вопросы для анализа: 1. Какие это предложения? Сравните пары предложений под цифрой 1( затем под цифрой 2) 2. Найдите в них сочинительные и подчинительные союзы, которые стоят рядом. 3. Составьте схемы этих предложений. 4. Подумайте, при каких условиях рядом стоящие союзы разделяются и не разделяются запятой. ( ВНИМАНИЕ! Запятая между союзами ставится тогда, когда можно исключить  придаточное предложение из состава сложного, не нарушая при этом структуры  предложения; запятая не ставится, когда придаточное исключить нельзя; в этом случае  после придаточного предложения стоит «так», «то» или союз «но») Не разделяются, как правило, запятой сочинительные и подчинительные союзы, стоящие в  начале предложения: И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся. Как правило, не разделяются запятой оказавшиеся рядом противительный союз а  и  подчинительный союз: Ночь кончилась, а когда наступило утро, они отправились дальше. 5) Закрепление материала : Работа с пунктограммой «Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов и(но)если; и (но)когда; что если; что когда и др.» стр. 110 «Практика» Продолжите предложения : ­Простые предложения, водящие в СПП, отделяются друг от друга запятыми, но если……….. ­ Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если…………… ­ Простые предложения, входящие в состав СП, не отделяются друг от друга запятыми, если  имеют общий второстепенный член и если……………………. Закрепление:    Упр. 230 Домашнее задание: выучить правило Расставить знаки препинания 1. Мечик почувствовал что если вновь придется отстреливаться он уже ничем не будет отличаться от  Пики.  2. Доктор сказал больному что если он хочет быстрее поправиться ему следует переменить климат.  3. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов  посыплется роса.  4. Бригадир заявил что если получит все необходимое материалы немедленно то он гарантирует  выполнение заказа.  5. Товарищ сказал что если будет свободен зайдет ко мне вечером.  6. Дискуссия показала что когда есть желание понять друг друга можно договориться по спорным  вопросам. 7. Автор обещал что хотя сейчас он очень занят но рукопись будет представлена в срок 8. Медведь так полюбил Никиту что когда он ходил куда­нибудь зверь тревожно нюхал воздух 9. Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение. 10.  Надвигалась гроза и когда тучи заволокли небо стало темно как в сумерки Приложение 1               Распечатка для учащихся: Тренировочное упражнение в формате ОГЭ: 4. 1. Выпишите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе  является исключением из правила.  Посреди двора, огороженного от улицы плетёным ивовым забором, завис на четырёх деревянных столбиках и печной трубе, увенчанной старым, без дна, ведром, покатый навес летней кухни. (Репьева О.) 2. Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется  правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от  бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов,  пишется Н». Это   были   бабы   и   мужики   в  домотканых  одеждах,   со   спокойными   и строгими лицами. Дамы и господа в причудливых костюмах. Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами, со сверкающими диадемами в высоких   причёсках.   Мужчины   в   ослепительно   белых,   голубых,   зелёных мундирах   с   высокими   стоячими   воротниками,   в   сапогах   с   золотыми   и серебряными шпорами. (Железников В.) Предложения для анализа:   можно   Кругом лежит еще  снег, но, если быть внимательным, заметить приближение весны. Он   стал   учиться   играть   на  баяне,   и, хотя   очень   старался,   пока   что   мало получалось Кругом  лежит   еще   лежит   снег,   но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны. Он стал учиться играть на баяне, и хотя   очень   старался,но     пока   что мало получалось. Вопросы для анализа: 5. Какие это предложения? Сравните пары предложений под цифрой  1( затем под цифрой 2) 6. Найдите в них сочинительные и подчинительные союзы, которые стоят  рядом. 7. Составьте схемы этих предложений. 8. Подумайте, при каких условиях рядом стоящие союзы разделяются и не  разделяются запятой. ( Внимание! Запятая между союзами ставится тогда, когда можно исключить придаточное   предложение   из   состава   сложного,   не   нарушая   при   этом структуры предложения; запятая не ставится, когда придаточное исключить нельзя; в этом случае после придаточного предложения стоит «так», «то» или союз «но») Не   разделяются,   как   правило,   запятой   сочинительные   и   подчинительные союзы, стоящие в начале предложения: И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся. Как   правило,   не   разделяются   запятой   оказавшиеся   рядом   противительный союз  а    и подчинительный союз:  Ночь кончилась, а когда наступило утро, они отправились дальше. Продолжите предложения : ­Простые предложения, водящие в СПП, отделяются друг от друга запятыми,  но если……….. ­ Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются  сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но  если…………… ­ Простые предложения, входящие в состав СП, не отделяются друг от друга  запятыми, если имеют общий второстепенный член и если……………………. Домашнее задание Расставить знаки препинания 1. Мечик почувствовал что если вновь придется отстреливаться он уже ничем  не будет отличаться от Пики.  2. Доктор сказал больному что если он хочет быстрее поправиться ему  следует переменить климат. 3. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в  окно то с кустов посыплется роса.  4. Бригадир заявил что если получит все необходимое материалы немедленно  то он гарантирует выполнение заказа.  5. Товарищ сказал что если будет свободен зайдет ко мне вечером.  6. Дискуссия показала что когда есть желание понять друг друга можно  договориться по спорным вопросам. 7. Автор обещал что хотя сейчас он очень занят но рукопись будет  представлена в срок 8. Медведь так полюбил Никиту что когда он ходил куда­нибудь зверь  тревожно нюхал воздухъ  9. Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить  в услужение. 10. Надвигалась гроза и когда тучи заволокли небо стало темно  как в сумерки

Урок русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок  русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок  русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок  русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Урок  русского языка и литературы в 9 кл. Тема: "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»
Скачать файл