Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Оценка 4.9

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
3 кл
02.04.2019
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Цель этого урока: закрепить знания по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по числам. Научиться определять род имён существительных. Тип урока: Урок – закрепление. Необходимое оборудование: карточки со словами для картинного диктанта; красный, зелёный, синий круги для дифференцированного задания; карточки со словами, которые не изменяются по числам; карточка с текстом «Сюрприз»; конверт с лучиками солнца для рефлексии; В ходе урока дети тренируются самостоятельно изменять имена существительные по числам, определяют род существительных.
Урок русского языка Имя сущ. Упр-я в изменении сущ. по числам. Определ. рода существ..docx
Русский язык (17 февраль 2015 год) (Открытый урок на РМО) Тема: Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Определение рода имён существительных. Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам. Определение рода имён существительных. Тип урока: Урок – закрепление. Оборудование: карточки со словами для картинного диктанта; красный зелёный, синий круги для дифференцированного задания; карточки со словами, которые не изменяются по числам; карточка с текстом «Сюрприз»; конверт с лучиками солнца для рефлексии; Ход урока. 1.Организационный момент. Динь-динь-динь Звенит звонок, Начинается урок. Будем мы писать красиво, Будем дружно отвечать, Будем думать, рассуждать, Дисциплину соблюдать. - Улыбнулись друг другу, нашим гостям, а теперь улыбнитесь, пожалуйста, мне. И с таким хорошим настроением мы продолжим сегодня с вами наше путешествие по стране «Языкознание». - Тихо сели. Открываем тетради и запишем число. Сегодня 17 февраля. Классная работа. 2. Повторение словарных слов. - Картинный словарный диктант (У доски работает Женя) Машина, карандаш, аллея, чёрный, яблоко, воробей, лопата. - Найдите «лишнее» слово. (чёрный). А почему лишнее? - Назовите группу оставшихся слов. ( имена существительные) - Скажите на какие три группы можно разделить эти существительные? (жен.р., муж.р., ср.р.) - А теперь измените, пожалуйста, число этих существительных. 3. Постановка темы урока. Сформулируйте тему урока. О чём же мы сегодня будем говорить? Какую тему будем проходить? Чем же будем заниматься на уроке? (Имя существительное. Род и число имён существительных) - Да , сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем какие тайны скрывает число имени существительного. 4. Блиц - опрос. - Ну а теперь вспомним, что мы знаем о существительном.  Имя существительное – что это? (часть речи)  Что обозначает имя существительное? (предмет)  На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)  Какие бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые) нарицательные)  Как их отличить? (по вопросам: одуш. – кто?, неодуш. – что?)  Ещё какие существительные бывают? (собственные и  Какие существительные называются собственными? (сущ-е, которые в середине предложения пишутся с большой буквы)  А ещё какие существительные бывают? (жен.р., муж.р., ср.р.)  Как отличить род существительных? (в этом нам помогают слова – помощники, или смотрим на окончания слов) 5. Физкультминутка. (На внимание) - Если слово является существительным – хлопаем, относится к другой части речи – встаём) Радость, ловкий, тюльпан, купила, цветок, лужайка, мы, водичка, шестой, погода, прогулка. 6. Работа по теме. - Ребята, отгадайте загадку. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. (зима) - Что это за время года? - Я думаю, что вы все любите это время года. А какие ассоциации возникают у вас со словом «зима», что вы представляете, когда слышите это слово? (дети называют) - Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки… Дифференцированное задание - Внимание, а сейчас мы будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных. Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика. Но до этого посмотрите на свои парты, вы наверное все уже увидели, что там у вас приклеены кружочки. - У кого красный круг – они лепят к нашему снеговику основание, самый большой ком, т. е. придумывают слова на тему «Зима» мужского рода. - У кого зелёный круг – они лепят к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т. е. придумывают слова на тему «Зима» женского рода. - У кого синий круг – они лепят к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывают слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите слова в строчку. Проверка. - Какие слова мужского рода придумали ребята с красным кругом? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб) Слайд Снеговик. Большой ком. - Какие слова женского рода придумали ребята с зелёным кругом (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка) Слайд Снеговик. Средний ком. - Какие слова среднего рода придумали ребята с синим кругом? (солнце, небо, облако, веселье, волшебство) Слайд Снеговик. Маленький ком. Слайд Снеговик полностью с хлопками. - Вот какой замечательный снеговик у нас получился! 7. Зрительная физкультминутка «Снеговик» - Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране. 8. Обобщение - Какого же рода бывают имена существительные? (муж.р., жен.р., ср.р.,) - Как определить род имён существительных? (если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода; Если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это существительное женского рода; Если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это существительное среднего рода;) - А как определить род имён существительных во множественном числе? (нужно поставить его в единственное число) 9. Распределительный диктант. (Парная работа) - Посмотрите, на парте в конверте имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам. Сосны, облака, ели, медведи, болота, ежи. -Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»? - А медведи и ежи? Взаимопроверка - Какие слова записали в 1 столбик? - Во 2 столбик? - В 3 столбик? 10. Существительные, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа. Проблемный вопрос. - Ребята, а теперь поставьте слово «санки» в единственное число. Слайд . Слово «Санки» - Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа. - Давайте запишем такие слова в строчку через запятую: - Запишем уже знакомое нам слово «санки», синоним к слову «санки» - салазки Мера времени, равная 24 часам – сутки Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз – очки - Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе) - Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи. Проблемная ситуация. - Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами. Слайд . Поставьте слова в форму множественного числа На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон - Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа. Проверка. - Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? (яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны) - Какое затруднение возникло? (молоко и мёд) - В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа. Слайд . Употребляются только в форме единственного числа. - Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель - Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет) -Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи. 11. Физминутка. Или «Зимняя физкультминутка» Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. 12. - А теперь посмотрите, что это за слово? (П.льто) - Какую букву нужно вставить? (букву а) - Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, словарное, в слове три слога или трёхсложное) - Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи. 13. Игра на внимание «Пальто» - Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны! Всегда, всегда, всегда «пальто» Оканчивается на «о». Но вас сегодня, так и быть, я постараюсь с толку сбить. Все гости разошлись. Но кто Оставил в комнате …? Пурга на улице люта, Замёрзнуть можно без … И всё ж ни сразу, ни потом Гость не вернулся за … С тревогой к вешалке иду, Иду к забытому … Ну, кто его оставил, кто? Ах, это же моё …! - А теперь придумайте предложения со словом «пальто». (дети придумывают и говорят вслух) - Замечательные предложения! - А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» Эдуард выходил на улицу всегда в пальто. - Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Выпишите словосочетания . Проверка. - Назовите грамматическую основу этого предложения. - Сколько словосочетаний вы выписали? Назовите их. - Определите род имён существительных. 14. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными. -Скоро вся страна будет отмечать праздник 23 февраля. Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе или дедушке. Какой вы узнаете прочитав текст. -А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить) -Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола. -Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Сюрприз. Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе! Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами Проверка -Прочитайте, какой текст у вас получился. Слайд 23. Текст «Сюрприз» -Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука, сахар) Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми. Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар. -А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и множественного числа) 15. Итог урока. Вот и закончился урок! Подведем скорей итог! - Что нового вы узнали на уроке? - Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа) - Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? (имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов) - Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток) Домашнее задание. Рефлексия. - У вас на партах лежат конверты с полосками трёх цветов – это лучики солнца. Если вы считаете, что работали хорошо, научились изменять существительные по числам и научились определять род существительных, то возьмите жёлтые лучики. Если у вас были трудности, то – оранжевые. А если считаете, что вам ещё нужно поработать на эту тему, то возьмите красные лучики. Подарите свои лучики солнышку. Красивое солнышко у нас получилось. На этом мы урок заканчиваем. Спасибо за урок!

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.

Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2019