Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
3 кл
02.04.2019
Цель этого урока: закрепить знания по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по числам. Научиться определять род имён существительных.
Тип урока: Урок – закрепление.
Необходимое оборудование: карточки со словами для картинного диктанта; красный, зелёный, синий круги для дифференцированного задания; карточки со словами, которые не изменяются по числам; карточка с текстом «Сюрприз»; конверт с лучиками солнца для рефлексии;
В ходе урока дети тренируются самостоятельно изменять имена существительные по числам, определяют род существительных.
Урок русского языка Имя сущ. Упр-я в изменении сущ. по числам. Определ. рода существ..docx
Русский язык (17 февраль 2015 год)
(Открытый урок на РМО)
Тема: Имя существительное. Упражнения в изменении имён
существительных по числам. Определение рода имён
существительных.
Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное.
Упражнение в изменении имен существительных по числам.
Определение рода имён существительных.
Тип урока: Урок – закрепление.
Оборудование: карточки со словами для картинного диктанта;
красный зелёный, синий круги для дифференцированного задания;
карточки со словами, которые не изменяются по числам; карточка с
текстом «Сюрприз»; конверт с лучиками солнца для рефлексии;
Ход урока.
1.Организационный момент.
Динь-динь-динь
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
- Улыбнулись друг другу, нашим гостям, а теперь улыбнитесь,
пожалуйста, мне. И с таким хорошим настроением мы продолжим
сегодня с вами наше путешествие по стране «Языкознание».
- Тихо сели. Открываем тетради и запишем число. Сегодня 17
февраля. Классная работа.
2. Повторение словарных слов.
- Картинный словарный диктант (У доски работает Женя)
Машина, карандаш, аллея, чёрный, яблоко, воробей, лопата.
- Найдите «лишнее» слово. (чёрный). А почему лишнее?
- Назовите группу оставшихся слов. ( имена существительные) - Скажите на какие три группы можно разделить эти
существительные? (жен.р., муж.р., ср.р.)
- А теперь измените, пожалуйста, число этих существительных.
3. Постановка темы урока.
Сформулируйте тему урока. О чём же мы сегодня будем говорить?
Какую тему будем проходить? Чем же будем заниматься на уроке?
(Имя существительное. Род и число имён существительных)
- Да , сегодня мы продолжим работу над именем существительным,
будем определять род и число имён существительных и узнаем
какие тайны скрывает число имени существительного.
4. Блиц - опрос.
- Ну а теперь вспомним, что мы знаем о существительном.
Имя существительное – что это? (часть речи)
Что обозначает имя существительное? (предмет)
На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)
Какие бывают существительные? (одушевлённые и
неодушевлённые)
нарицательные)
Как их отличить? (по вопросам: одуш. – кто?, неодуш. – что?)
Ещё какие существительные бывают? (собственные и
Какие существительные называются собственными? (сущ-е,
которые в середине предложения пишутся с большой буквы)
А ещё какие существительные бывают? (жен.р., муж.р., ср.р.)
Как отличить род существительных? (в этом нам помогают
слова – помощники, или смотрим на окончания слов)
5. Физкультминутка. (На внимание)
- Если слово является существительным – хлопаем, относится к
другой части речи – встаём)
Радость, ловкий, тюльпан, купила, цветок, лужайка, мы, водичка,
шестой, погода, прогулка.
6. Работа по теме.
- Ребята, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица. Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
(зима)
- Что это за время года?
- Я думаю, что вы все любите это время года. А какие ассоциации
возникают у вас со словом «зима», что вы представляете, когда
слышите это слово?
(дети называют)
- Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в
снежки…
Дифференцированное задание
- Внимание, а сейчас мы будем лепить снеговика, да не простого, а
раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён
существительных. Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу
лепить снеговика. Но до этого посмотрите на свои парты, вы
наверное все уже увидели, что там у вас приклеены кружочки.
- У кого красный круг – они лепят к нашему снеговику основание,
самый большой ком, т. е. придумывают слова на тему «Зима»
мужского рода.
- У кого зелёный круг – они лепят к нашему снеговику 2 ком, чуть
поменьше, т. е. придумывают слова на тему «Зима» женского рода.
- У кого синий круг – они лепят к нашему снеговику 3 ком, самый
маленький, т.е. придумывают слова на тему «Зима» среднего рода.
Запишите слова в строчку.
Проверка.
- Какие слова мужского рода придумали ребята с красным кругом?
(снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб)
Слайд Снеговик. Большой ком.
- Какие слова женского рода придумали ребята с зелёным кругом
(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка,
вьюга, снежинка)
Слайд Снеговик. Средний ком.
- Какие слова среднего рода придумали ребята с синим кругом?
(солнце, небо, облако, веселье, волшебство)
Слайд Снеговик. Маленький ком. Слайд Снеговик полностью с хлопками.
- Вот какой замечательный снеговик у нас получился!
7. Зрительная физкультминутка «Снеговик»
- Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за
передвижением объектов на экране.
8. Обобщение
- Какого же рода бывают имена существительные? (муж.р., жен.р.,
ср.р.,)
- Как определить род имён существительных?
(если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то
это имя существительное мужского рода;
Если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то
это существительное женского рода;
Если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то
это существительное среднего рода;)
- А как определить род имён существительных во множественном
числе?
(нужно поставить его в единственное число)
9. Распределительный диктант. (Парная работа)
- Посмотрите, на парте в конверте имена существительные, стоящие
в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном
числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь
на 3 столбика.
Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова
в 3 столбика по родам.
Сосны, облака, ели, медведи, болота, ежи.
-Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?
- А медведи и ежи?
Взаимопроверка
- Какие слова записали в 1 столбик?
- Во 2 столбик?
- В 3 столбик? 10. Существительные, которые употребляются только в
форме множественного числа и не имеют формы
единственного числа.
Проблемный вопрос.
- Ребята, а теперь поставьте слово «санки» в единственное число.
Слайд . Слово «Санки»
- Вам не удалось поставить это имя существительное в
единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова,
которые употребляются только в форме множественного числа и не
имеют формы единственного числа.
- Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:
- Запишем уже знакомое нам слово
«санки», синоним к слову «санки» - салазки
Мера времени, равная 24 часам – сутки
Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с
кольцеобразными ручками, соединёнными посередине
винтиком – ножницы
Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки
Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом
зрении или для защиты глаз – очки
- Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во
множественном числе)
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно
употреблять их в речи.
Проблемная ситуация.
- Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее
задание будет связано с правильными продуктами питания,
богатыми витаминами и минералами.
Слайд . Поставьте слова в форму множественного числа
На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон
- Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через
запятую, поставив слова в форму множественного числа.
Проверка.
- Какие слова удалось легко поставить в форму множественного
числа? (яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)
- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд) - В русском языке есть слова, которые употребляются только
в единственном числе, и их нельзя поставить в форму
множественного числа.
Слайд . Употребляются только в форме единственного числа.
- Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель
- Когда имя существительное стоит в форме единственного числа?
(когда обозначает один предмет)
-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять
их в речи.
11. Физминутка. Или «Зимняя физкультминутка»
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
12.
- А теперь посмотрите, что это за слово?
(П.льто)
- Какую букву нужно вставить? (букву а)
- Что вы можете о нём сказать?
(имя существительное, среднего рода, единственного числа,
неодушевлённое, нарицательное, словарное, в слове три слога
или трёхсложное)
- Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное
среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно
употреблять это слово в речи.
13. Игра на внимание «Пальто»
- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте
очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о». Но вас сегодня, так и быть, я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате …?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому …
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же моё …!
- А теперь придумайте предложения со словом «пальто».
(дети придумывают и говорят вслух)
- Замечательные предложения!
- А мы запишем предложение, в котором тоже встречается
слово «пальто»
Эдуард выходил на улицу всегда в пальто.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте
части речи. Выпишите словосочетания .
Проверка.
- Назовите грамматическую основу этого предложения.
- Сколько словосочетаний вы выписали? Назовите их.
- Определите род имён существительных.
14. Работа с текстом.
Дополнение текста именами существительными.
-Скоро вся страна будет отмечать праздник 23 февраля. Мы с
вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе или
дедушке. Какой вы узнаете прочитав текст.
-А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по
смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)
-Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со
стола. -Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по
смыслу имена существительные, используя слова для справок.
Сюрприз.
Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и
сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили
испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________,
налили полстакана _______________, разбили в тесто три
___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть
___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш
сюрприз очень понравился папе!
Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца,
соли, сахар, фруктами
Проверка
-Прочитайте, какой текст у вас получился.
Слайд 23. Текст «Сюрприз»
-Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только
в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука,
сахар)
Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.
Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного
числа – мука и сахар.
-А что можно сказать о других именах существительных,
которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и
множественного числа)
15. Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведем скорей итог!
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть
имена существительные, которые употребляются только в форме
единственного числа и есть имена существительные, которые
употребляются только в форме множественного числа)
- Чем отличаются существительные в единственном числе от
существительных во множественном? (имена существительные в
единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько
предметов)
- Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при
выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при
написании писем, открыток)
Домашнее задание.
Рефлексия.
- У вас на партах лежат конверты с полосками трёх цветов – это
лучики солнца. Если вы считаете, что работали хорошо, научились
изменять существительные по числам и научились определять род
существительных, то возьмите жёлтые лучики. Если у вас были
трудности, то – оранжевые. А если считаете, что вам ещё нужно
поработать на эту тему, то возьмите красные лучики.
Подарите свои лучики солнышку.
Красивое солнышко у нас получилось.
На этом мы урок заканчиваем.
Спасибо за урок!
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Урок русского языка "Имя существительное. Упражнения в изменении имён существительных по числам. Опреление рода имён существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.