Из опыта работы: «Формирование коммуникативных учебных
действий на уроках в начальной школе, через организацию групповой
работы»
Задача учителя начальных классов – воспитать ученика, умеющего
гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей
учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и
применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с
информацией. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников
соответствовали современным требованиям образования, я успешно
использую, на протяжении 9 лет, технологию сотрудничества.
Я считаю, что наиболее благоприятные условия для включения каждого
ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Кроме того, групповые формы работы позволяют создать более широкие
контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно
урочной системы.
Следует отметить и то, что воспитательная ценность заключается в
совместном переживании, вызванном решением задач группой и в
формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта
групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе,
чем индивидуально,
что обязательно сказывается на улучшении
психологического микроклимата на уроке.
Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного
процесса, способствует развитию социально значимых отношений между
учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе
происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою
деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты
делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные
решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству –
важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные.
Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я
превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства,
способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и
приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии,
познавательные игры,
интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный
облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий
эффективности урока и проводимых мероприятий. В Федеральном
компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость
создания качественно новой личностно ориентированной развивающей
модели массовой начальной школы.
Многолетнее использование на уроках групповой работы убедило меня
в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает
безразличие, приобретаются теплота, человечность;
резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать
друг друга; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои
возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей. То
есть, то, что сегодня ребенок научится делать в сотрудничестве и под
руководством, завтра он сможет выполнять самостоятельно.
Групповая форма организации занятий помогает мне создать на уроках
атмосферу
психологического комфорта, развивать у учащихся
познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес,
учебнопознавательную мотивацию,
исследовательскую деятельность,
позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного
творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или
коллективного открытия.
Цели:
формирование универсальных учебных действий;
развитие коммуникативной компетентности;
повышение интереса к знаниям и к процессу обучения;
повышение качества знаний по предметам;
развитие логического мышления и речи;
приобретение навыка формулировать свои мысли и умения
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
воспитание чувства ответственности
Использование групповых форм работы позволяет решить следующие задачи: возрастает объём усваиваемого материала и глубина его
понимания;
на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальном обучении;
ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее
чувствуют себя в школе;
возрастают познавательная активность и творческая
самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают
безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
возрастает сплочённость класса;
учитель получает возможность осуществлять индивидуальный
подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы
при делении класса на группы, давать группам задания,
дифференцированные по трудности).
Урок математики 3 класс
Варианты комплектования групп и правила работы в них
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.
Способов разделения существует множество:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на
формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух
вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем,
что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей
случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между
собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников
способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к
разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем
стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может
использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом
доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать
достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто
сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью
импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами
называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в
данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так,
можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в
соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету
глаз (карие, сероголубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления
интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо
редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают
эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий
признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их
роднит и одновременно отделяет от других.
Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и
некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в
соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой
ученик), либо выбираться детьми.
Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они
выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в
свою группу. Наблюдения показывают,что в первую очередь «лидеры»
выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата.
Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация
набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не
применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него
признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может
объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со
схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.
При этом организатор групповой работы может объяснить принцип
объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к
выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к.
каждый имеет «право на ошибку». 2 класс проект по охране природы
Подбор заданий для группы
Я считаю, что задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная
работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы
получить каждый из участников, если бы работал один, поэтому
целесообразно использовать:
Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей
совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально,
но владеет группа в целом;
Задания на развитие творческого мышления, где требуется
генерировать максимальное количество оригинальных идей.
Кроме того, содержание работы должно быть интересно доступным детям. А
также, задания должны быть проблемными, создавать определенное
познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного
использования имеющихся знаний.
Планируемые и полученные результаты
К концу 1 класса учащиеся должны:
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Взаимодействовать в паре.
Во 2 классе:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
В 3 классе
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
этикета.
Критично относиться к своему мнению.
Понимать точку зрения другого.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться
друг с другом.
К концу 4 класса:
Участвовать в диалоге.
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных
и научнопопулярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
этикета.
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на
ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться
друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Диагностика и мониторинг развития УУД
Диагностические задачи для оценивания коммуникативных
универсальных учебных действий.
Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные
универсальные учебные действия подлежат целенаправленному
формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат в
образовательном процессе учителю может только благодаря систематической,
постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение
всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе.
Критерии оценивания коммуникативных универсальных учебных
действий. На начало года
Задание «Левая и правая стороны»
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет
позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,
или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку.
Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую.
Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают,
не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника.
Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны
от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А
монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в
левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на
позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями
точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1м и 3м заданиях; ребенок
правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает
позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е.
учитывает отличия позиции другого человека. На конец первого полугодия
Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию
усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
(кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные
действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в
классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному
изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они
составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо
договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на
правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение
убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:
замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как
на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное
(взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)
или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет
сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию,
каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или
форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим
узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к
согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают
способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за
реализацией принятого замысла.
На конец учебного года
Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции
собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 8—10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают
вопросы.
Т е к с т 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал:
«Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем
подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил
на месте Саши и Володи? Почему?
Т е к с т 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.
— Нет,
— предложила Катя.
— А вот и нет,
—возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая
из девочек? Как им лучше поступить?
Т е к с т 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому
братишке к первому дню его рождения.
— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.
начать надо с упражнения по русскому языку,
вначале надо выучить стихотворение, Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая
из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить?
Почему?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление
эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от
собственной;
— понимание возможности разных оснований для оценки
одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов
к выбору;
— учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для
оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и
качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3),
соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок
принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно
неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает
возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает,
что разные мнения посвоему справедливы или ошибочны, но не может
обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности
оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и
может высказать и обосновать свое мнение.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и
оценки процесса развития метапредметных универсальных учебных действий
является мониторинг.
Мониторинг помогает мне «настроить» учебный процесс на индивидуальные
возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для
достижения качественного образовательного результата.
Развитие УУД в начальной школе это процесс, проходящий в 3 этапа.
1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Например,
выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым
ученик пока не владеет. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения. Кратко данный этап
обозначается нами как «Представление».
2 этап – осуществление способа действия при выполнении учебной
задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик
знает алгоритм выполнения задания, может назвать способ, опирается
на назначение способа.
3 этап – применение способа в учебной деятельности. Краткое
название – «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и
применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия
учебной деятельности
На этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает
несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать
наиболее оптимальный в данных условиях.
Три этапа развития УУД являются одновременно 3мя уровнями развития
универсальных учебных действий для начальной школы.
В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность
метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне
«Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части
показателей).
С 1 по 3 класс происходит увеличение числа УУД, подлежащих отслеживанию
и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4
классе.Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2
классах, остаются в нем до 4 класса.
Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с
качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно,
то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная
характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового».
Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу,
определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже
позволяют сделать вывод о работе по формированию УУД, дать прогноз
достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной
школы.
Федеральными научнометодическими центрами разработаны важнейшие
процедуры отслеживания развития умений учащихся. Это интегрированные и
комплексные работы, которые наряду с предметными результатами,
проверяют и оценивают развитие метапредметных УУД. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в марте. На
34 неделе обучения первоклассников проводится педагогическая
диагностика стартовой готовности к успешному обучению. Со 2 по 4 класс
мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года.
Процедура обработки результатов диагностики максимально упрощена. Все
данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет
использовать их для качественного педагогического анализа .
Сейчас на примере педагогической диагностики стартовой готовности к
успешному обучению и мониторинга развития УУД в конце 1 класса я
продемонстрирую, как прослеживается развитие УУД. и какую роль играют
результаты мониторинга в анализе метапредметных УУД.
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась на 34 неделе
обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя
данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в
таблицы.
Оценка каждого задания проводилась по 2бальной системе. (2бвсе
выполнено, 1б. – частично, 0б. не выполнено). По сумме баллов определены
уровни инструментальной готовности, личностной готовности.
Сводная таблица позволяет определить:
1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.
2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности
доминирует в классе и у конкретного обучающегося.
3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от
других.
После педагогической диагностики развития УУД в конце 1 класса для
проведения более качественного анализа составила по каждому умению
таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням
сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован
общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные карты.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио
каждого ребенка.
Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты мониторинга,
проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в марте.
Если ребёнок с хорошими показателями справился с заданиями мониторинга
на уровне ниже базового, это не может не вызвать обеспокоенности учителя.
Были на то какието причины. Значит такому ученику нужна комплексная
педагогическая помощь. И напротив, если ребёнок с низкими показателями показывает базовый или очень близкий к базовому уровень сформированности
метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося.
Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях класса
и об особенностях каждого ребенка.
Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:
Выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие
трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику
освоить то или иное универсальное учебное действие.
Определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего
начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие
умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха
для ребёнка?
Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп
выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать
наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с
диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом
неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по
подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма
выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при
выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают
решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.
Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо
задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого
потенциально сильного ученика.
Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли
необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как
психолог и дефектолог (логопед).
Сравнение результатов диагностики по методике «Стартовой
готовности» с результатами мониторинга позволяет получить и
проанализировать информацию о динамике развития универсальных
учебных умений ребёнка.
Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики,
но и требования по его проведению и анализу результатов тоже
значительны. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по
пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной
работы.
Коммуникативные УУД Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами учебной коммуникации
Умение формулировать точку зрения
Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной
ситуации)
Умение задавать вопросы для получения от партнера по
коммуникации необходимые сведения
Умение определить общую цель и пути её достижения
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную
от своей собственной, в учебной коммуникации
Умение договариваться о распределении функций и ролей в
различных видах совместной деятельности
Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе
критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной
задачи
Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе
критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной
задачи.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном
процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и
способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает
определенные возможности для формирования УУД.
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Интерактивный плакат по технологии сотрудничества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.