Тема: Изменение глаголов по временам.
Цели урока:
ХОД УРОКА
Организационный момент
Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.
Ребята,
посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего
гостя? ….. Вот и мне хочется, чтобы у вас было
хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и
присутствующим у нас на уроке гостям.
Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите
внимание на свою осанку. Не забывайте об этом в течение урока.
Запись в тетради числа в тетради.
Чистописание ть ти (это суф.глагола нач. формы.)
– Что объединяет эти сочетания?
Пропишите всю строку этих сочетаний
Запишите по 2 глагола на каждое сочетание.
– В какой форме вы запишите глаголы?
Проверка.
Ребята, а солнышко пришло к нам не с пустыми
руками. Кроссворд от солнышка.
словарная работа – Заполните кроссворд:
– Какой частью речи являются эти слова?
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Проведём «Блиц – опрос»:
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Какие грамматические признаки есть у глагола (число, лицо, спряжение, время, вид)
3. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
4. как изменяются глаголы? По числам, лицам и по временам
5. Изменение глаголов по лицам и числам…
6. Сколько временных форм у глагола?
7.Глагол бывает 2 видов……(сов, несов.)
Вернёмся к нашему кроссворду.
Назовите глаголы несовершенного вида.(сверкать, работать, желать, сеять)
Докажи!
Остался один глагол. А почему вы его не назвали? (Это глагол сов. Вида.)
Обоснуй совой ответ.
– Какое слово получилось в выделенных клетках по вертикали? (Время.)
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)
Какие задачи мы поставим на урок?
Есть такая игра «Третий лишний» а унас ..
Задание: «Четвёртый лишний».
На слайде вы видите 3 группы слов.
В каждой группе есть лишнее слово. -А какой частью речи являются эти слова?
Запишите глаголы, убрав лишний, устно докажите
почему вы его не записали?
Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные
глаголы – настоящего времени.)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные
глаголы – прошедшего времени.)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные
глаголы – будущего времени.)
ПРОВЕРКА.
Какой глагол вы не выписали из первой строки? Почему? ..
Давайте вспомним на какие вопросы отвечают глаголы п.в…..н.в…б.в…
– Чтобы сделать это
задание вам пришлось поломать голову.
– Что означает выражение «ломать голову»?
задание: Замените это выражение глаголом
Ломать голову - думать
Измените глагол думать по временам.
Думать
- думал—думаю—буду думать
– А что означает выражение «повесить голову»? (Загрустить.)
замените его по временам.
Загрустить - загрустил----- загрущу
Какой вывод вы можете сделать?
(От глаголов совершенного вида нельзя образовать настоящее время)
Как называют такие выражения?
(Эти выражения называют фразеологическими оборотами.)
Работа в парах:
Задание: Данные фразеологические обороты замени глаголами–синонимами
поставив глагол в н.ф., затем измените глагол по временам.
Зарубить на носу – запомнить
Клевать носом - дремать
Повесить голову – загрустить
Водить за нос - обманывать
задание: . Самостоятельная работа
Прочитай. – Выписать отрывки:
1 ряд – с глаголами в форме прошедшего времени,
2 ряд – в настоящем времени,
3 ряд – в будущем времени.
1)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…(Ф. Тютчев.)
2)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе… (А. Пушкин.)
3) Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ… (А. Некрасов.)
Проверка.
Разноуровневые задания
1 уровень:
– Запишите глаголы в 3 столбика по временам.
Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.
* Определите число глагола.
2 уровень:
– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите время глаголов.
Поб -_лели п - _ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р - _ка и уснула. Ход - т з - ма по горам, п - _глядывает по ст - _р - _нам, укутыва – т д -_ревья и кусты в тёплые шубы.
3 уровень:
– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставь где нужно запятые.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.
* Подчеркните орфограммы.
Самопроверка по эталону.
Домашнее задание.
Рефлексия:
- о чём мы сегодня говорили на уроке?
- какие цели мы ставили перед собой вначале урока? Достигли мы их?
- оцените свою работу:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.