Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
Оценка 4.8

Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.04.2018
Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"
конспект урока с целями и задачами урока.
Публикация является частью публикации:
урок русского языка открытый.docx

 

Тема: Изменение глаголов по временам.

Цели урока:

  • Обобщить знания детей о глаголе,
  • Упражнять в определении временных форм глагола.
  • Развитие мышления, речи, внимания и орфографической зоркости.
  • Воспитание самостоятельности, аккуратности.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.

Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко. А какое настроение у нашего гостя?   …..    Вот и мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.
Итак, ребята, настроимся на работу. Обратите внимание на свою осанку. Не забывайте об этом в течение  урока.
                                        

 Запись в тетради числа в тетради.

Чистописание              ть   ти     (это суф.глагола нач. формы.)

 

– Что объединяет эти сочетания?

 

Пропишите всю строку этих сочетаний

 

Запишите по 2 глагола на каждое сочетание.

 

 – В какой форме вы запишите глаголы?

Проверка.

Ребята, а солнышко пришло к нам не с пустыми руками. Кроссворд от солнышка.
словарная работа – Заполните кроссворд:

http://festival.1september.ru/articles/551270/img1.gif

  1. Синоним слова блестеть. (Сверкать)
  2. Синоним слова трудиться. (Работать)
  3. Синоним слова хотеть. (Желать)
  4. Антоним слова разморозить. (Заморозить)
  5. Сажать семена в землю. (СеятьПроверка

– Какой частью речи являются эти слова?

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Проведём «Блиц – опрос»:

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Какие грамматические признаки есть у глагола (число, лицо, спряжение, время, вид)

3. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

4. как изменяются глаголы?  По числам, лицам и по временам

5. Изменение глаголов по лицам и числам…

6. Сколько временных форм у глагола?

7.Глагол бывает 2  видов……(сов, несов.)

 

Вернёмся к нашему кроссворду.

Назовите глаголы несовершенного вида.(сверкать, работать, желать, сеять)

Докажи!

Остался один глагол. А почему вы его не назвали? (Это глагол сов. Вида.)

Обоснуй совой ответ.

– Какое слово получилось в выделенных клетках по вертикали? (Время.)

 

 - Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)

Какие задачи мы поставим на урок?

Есть такая игра «Третий лишний» а унас ..

 

Задание:  «Четвёртый лишний».

На слайде вы видите 3 группы  слов.

В каждой группе есть лишнее слово. -А какой частью речи являются эти слова?

Запишите глаголы, убрав лишний, устно докажите  почему вы его не записали?  
Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

ПРОВЕРКА.

Какой глагол вы не выписали из первой строки?  Почему? ..

Давайте вспомним на какие вопросы отвечают глаголы п.в…..н.в…б.в…

 

– Чтобы сделать это задание  вам пришлось поломать голову.
– Что означает выражение «ломать голову»?

  задание: Замените это выражение глаголом

Ломать голову - думать

Измените глагол думать по временам.

Думать - думал—думаю—буду думать
– А что означает выражение «повесить голову»? (Загрустить.)

                      замените его  по временам.

 Загрустить - загрустил----- загрущу

Какой вывод вы можете сделать?  

(От глаголов совершенного вида нельзя образовать настоящее время)

Как называют такие выражения?

(Эти выражения называют фразеологическими оборотами.)

Работа в парах:

Задание: Данные фразеологические обороты замени глаголами–синонимами

поставив глагол в н.ф., затем измените глагол по временам.

        Зарубить на носу – запомнить

Клевать носом -  дремать

 

                                                        Повесить голову – загрустить

                                                        Водить за нос - обманывать

 

  задание: . Самостоятельная работа

Прочитай.  – Выписать отрывки:

1 ряд – с глаголами в форме прошедшего времени,

2 ряд – в настоящем времени,

3 ряд – в будущем времени.

 

 

1)      Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег, 
Бегут и блещут, и гласят…(Ф. Тютчев.)

 

2)      В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе, 
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе… (А. Пушкин.)

 

 

3) Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ… (А. Некрасов.)

Проверка.

 

Разноуровневые задания

1 уровень:

– Запишите глаголы в 3 столбика по временам.

Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.

  * Определите число глагола.

2 уровень:

– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите время глаголов.

Поб -_лели п - _ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р - _ка и уснула. Ход - т   з - ма по горам,  п - _глядывает по ст - _р - _нам,  укутыва – т  д -_ревья и кусты в тёплые шубы.

3 уровень:

– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставь где нужно запятые.

Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.

* Подчеркните орфограммы.

Самопроверка по эталону.

 

Домашнее задание.

 

 

Рефлексия:

- о чём мы сегодня говорили на уроке?

- какие цели мы ставили перед собой вначале урока? Достигли мы их?

 

-  оцените свою работу:

 

 


 

Тема: Изменение глаголов по временам

Тема: Изменение глаголов по временам

Вернёмся к нашему кроссворду.

Вернёмся к нашему кроссворду.

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –
Скачать файл