Урок русского языка «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)
Оценка 5

Урок русского языка «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
16.06.2018
Урок русского языка  «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)
Цель: • cоздать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; • развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике; • воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения. Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки, листы для мини-проекта.Конспект урока по русскому языку для 5 класса даст возможность учителю эффективно провести урок по теме "О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных"
Рус 5 б.docx
Урок в 5 классе «Как писать О­Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» Цель:    cоздать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины  написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти,  мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике; воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства  прекрасного, творческого воображения. Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки, листы для мини­проекта. Ход урока 1. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на  серьезную работу, приготовились. 2. По следам домашнего задания. 1) Индивидуальная работа у доски: обозначить склонение имен существительных Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь. 2) Синтаксический разбор предложения с характеристикой: Ветер с...рдито срыва...т последние л...сты с дерев...ев. 3) Карточка для самостоятельной работы (весь класс). Подпишите карточку: А) образовать форму множественного числа род. Падежа: 1 вариант – дела, места, грузины, апельсины 1 вариант – валенки, чулки, армяне, томаты. Б) Вставьте, где нужно ь: Секач..., много туч..., грач..., мяч..., товарищ..., много рощ..., молодеж..., мыш..., глуш..., печ..., много задач... 4) Дополнительные вопросы к отвечающим у доски: ­ Что называется именем существительным? ­ Какие существительные относятся к 1, 2 , 3 склонению? ­ Что называется склонением? 3. Постановка проблемы: 1) (на доске) болеть душ...й, болеть сердц...м. ­ Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение. Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться) ­ В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ., оконч.) ­ За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц) ­ А какая это может быть гласная? (о или е) ­ Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен  существительных после шипящих и ц) ­ Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока. Повторите. ­ Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать  цели нашего урока. Посмотрите на слайд. Сформулируйте цели урока, используя начало  предложений: 1) Познакомиться с ... 2) Научиться ..... ­ Ребята, прежде чем перейти к новому правилу, прочитайте пословицу: Не спеши языком, торопись делом. ­ Как вы понимаете смысл пословицы? ­ Назовите имена существительные в пословице? Языком, делом. Укажите падеж этих  существительных? (ТВ.п) На какой вопрос отвечает ТВ.падеж? (кем, чем) 2) Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде: Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей. ­ Все ли слова понятны? ­ Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании) ­ После каких согласных? (шипящих) ­ Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) ­ Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных? ­ Выделите окончание, поставьте ударение. ­ Теперь есть какие­нибудь гипотезы? ­ Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен  существительных? ­ Сформулируйте правило. ­ В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже) ­ А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 101  стр. 221. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. ­ Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите. 4. Мини­проект (в группах) ­ Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь  учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунки.  Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте примеры. ­ Закончили, а теперь давайте ваши работы повесим на доске, а на следующем уроке  оценим их. ­ Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен существительных?  Вставьте вместо точек нужное слово (слайд) ­ Ребята, а важно нам знать в какой морфеме данная орфограмма? (Да) ­А почему? Вспомните изученную ранее орфограмму? (Если в окончании – то под  ударением о, без ударения – е, а если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов  исключений). 5. Закрепление материала 1) Объяснительный диктант (у доски) Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев,  быть молодцом, за лиловой тучей. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из­под ладошек. Буквой л расставим ноги. Точно в танце руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. 2) Выборочный диктант столбика: 1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под  крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку  называют вестницей весны. ­ Проверим, 1 столбик ­о, второй – е. ­ Кто допустил ошибки? Молодцы. 3) – Ребята, а сейчас нужно записать название этих предметов в творительном падеже. (карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем,  тучей) ­ Проверим, выделите орфограмму. 4)      Самостоятельная работа 1. храбрец..м8. встреч..й 2. ключ..м 9. чертеж..м     творческое задание. На слайде будут появляться предметы, вам      (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два   . Списать вставить о или е. 3. каланч..й 10. гребц..в 4. удач..й 11. неудач..й 5. зайц..в 12. мудрец..в 6. сторож..м 13. пейзаж..м 14. ш...колад 7. ш...пот ­ Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка  Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга (слайд). Вернули тетради,  посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку у кого нет ошибок? Молодцы! 5) (Если время остается) Подберите синонимы ­ слова на изучаемую орфограмму,  поставив в творительный падеж. Границу по­другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну  (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу  (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей). 6) (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в  исправленном виде. Выделите окончания существительных. Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком  перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь  ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была  мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и  душёй. 6. Итог урока. ­ Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся  методикой незаконченного предложения. ­ Сегодня на уроке мы познакомились.... ­ Мне удалось на уроке .... ­ Самым интересным для меня на уроке было .... ­ Я думаю, что с домашним заданием.... ­ Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я проверю к  следующему уроку, в мини­проекты мы с вами оценим на следующем уроке по  закреплению этой темы. 7. Домашнее задание: п 101, упр 556.

Урок русского языка «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка  «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка  «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка  «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)

Урок русского языка  «Как писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2018