Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"
Оценка 4.9

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.07.2017
Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"
Урок предназначен для обобщения изученного раннее материала об имени существительном, а также для закрепления умения определять склонение и падеж имён существительных, правильно писать безударные окончания существительных. Продолжить формировать умение извлекать и обрабатывать информацию, развивать навыки самоконтроля. Содержание урока соответствует ФГОС.
Открытый урок русского языка в 5 классе.docx
Урок русского языка в 5 классе  «Три склонения имен существительных» Цели урока:  обобщить изученный ранее материал об имени существительном,   закрепить умение определять склонение имен существительных,  развивать информационную компетентность обучающихся,   умение извлекать и обрабатывать информацию. 1. Организационный момент. ПЛАН УРОКА. ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей, повернитесь и поприветствуйте наших гостей.   Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого для  урока  на парте.  2. Проверка ранее усвоенного  материала. А) Отгадайте, пожалуйста, загадку. Всё что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род.  Какая это  часть  речи?     (Имя существительное) Б) Мы с вами уже несколько уроков путешествуем по очень большой стране с  интересными городами! Напомните мне, пожалуйста, что это за страна?   ­ имя  существительное ­ Что такое имя существительное?  Существительное – это … ­ А про какие города идет речь? 1) одушевленное и неодушевленное сущ­ое, 2)  собственные и нарицательные сущ­ые, 3) число имен существительных.  Какие  лабиринты нам пришлось пройти, чтобы узнать новые факты о сущ­ом? Бывает в форме только единственного или только множественного числа Слайд 1.  Откройте, пожалуйста, тетради, отступите 2 строчки от предыдущей работы, запишите  число, классная работа.  В) – Используя эти новые сведения, найдите третье лишнее слово, объясните свой  выбор.  Аппликация, голубцы, ворота.  ­ Какое слово лишнее в 1 ряду? Почему? Запишите его в тетрадь.  Дрожжи, мгновение, мурашки. Поработает со 2 рядом слов. Какое здесь лишнее? Объясните, почему. Запишите это  слово.  Крахмал, рюкзак, макулатура. ­Переходим к 3 ряду. Жду ваших ответов! Запишите слово в тетрадь.  Искусство, каникулы, сумерки. ­ И последний ряд.  Какое слово лишнее здесь? Объясните, почему. Запишите слово в тетрадь. 3. Закрепление материала о склонении имен существительных, изученного в начальной школе. а) – Хорошо. В этих рядах слов вы искали лишнее, определяя может ли оно иметь  форму единственного и множественного числа, или только множественного или  единственного числа. ­ А теперь попробуйте найти третье лишнее слово в этих рядах. Для этого вам  придется вспомнить еще одно грамматическое значение имени существительного.  Подумайте какое! Слайд 3.  Соль, статуя, дверь.  Магазин, город, ворона.  Вихрь, рояль, зелень.  Животное, дрожь, степь. По какому принципу вы определили лишнее слово?  (Склонение) Давайте определим цель нашего сегодня урока!!  ЗАКРЕПИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ б) итак, правильное умение определять склонение имени существительного помогло вам выполнить это задание.  Давайте  вернемся   к  теме   нашего   сегодняшнего   урока!  Как   вы   уже   догадались,  мы сегодня с вами посетим город из страны ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – Три склонения существительных! Запишите тему урока «Три склонения имён существительных»Слайд 4 ­А что такое склонение имен существительных? (Это изменение существительных по падежам) ­ Сколько склонений есть в русском языке? (три) ­Как правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?  (По окончанию) ­Посмотрите на слайд, вспомните уже знакомую вам таблицу.Слайд 5 в) – Проверим Ваше  умение определять склонение имен существительных, выполняя упражнение тренажера.  Слайд 6 ­   Прочитайте   стихотворение   С.   Есенина   «Береза»,   выпишите   из   него   имена существительные в начальной форме, распределяя их в три столбика таблицы (1 скл., 2 скл., 3скл.) Вспомним, что начальная форма существительного – это Им. Падеж!!! ­Какие слова вы выписали в каждый столбик?  Проверка     слайд 7 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА А сейчас я предлагаю вам немного размяться. Попрошу вас встать и слушать меня внимательно,   если   я   называю   существительное   1­го   скл.,   то   вы  выполняете наклонытуловища влево­вправо, 2­го скл. – 2 раза хлопаете в ладоши, 3­го скл. – 3 раза топаете ногами. ЁЛКА 1, СНЕГ 2, ЕЛЬ 3, ЗИМА 1, МОРОЗ 2, ЛЫЖНЯ 1, ХОЛОД 2, МЕТЕЛЬ 3, СНЕЖИНКА 1,  УЗОР 2, ОТТЕПЕЛЬ 3, ШУБА 1, ПУХОВИК 2, СТУЖА 1, ЛЁД 2, КАПЕЛЬ 3,  ПОЗЕМКА 1,  СУГРОБ 2. Спасибо! Присаживаемся и продолжаем наше путешествие по городу …..(трех  склонений!) г)   Ну   вот   немного   и   разогрелись.   Ведь   на   улице   не   так   тепло,   потому   что   зима хозяйничает на дворе. Кстати, а к какому склонению относится данное слово? А в зимнее   время   года   так   хочется   попасть   в   теплый   солнечный   летний   денёк.   Ну, например, на берег реки или моря, а ещё лучше на лесную опушку или в зеленую чащу. Вот   я   бы   с   удовольствием   отправилась   в   лес   за   грибами   и   ягодами,   взяв   с   собой лукошко. Ребята, а вы бы поддержали меня? Знаете, мечты иногда сбываются. И пусть не в реальности, а лишь только в нашем воображении, но я думаю, что задание, которое мы сейчас будем выполнять, позволит нам не только закрепить  навык определения склонения существительных, но и даст возможность хотя бы на несколько мгновений почувствовать лето. Задание: запишите слова, распределив их по склонениям в три колонки Поляна, солнце, трава, ягода, степь, кустарник, рожь, облако, зелень.Слайд 8 Поменяйтесь с соседом по парте тетрадкой, проверьте друг у друга ваши записи и карандашом на полях поставьте оценки. Слайд 9 Молодцы! Даже не хочется покидать такую красивую лесную полянку. Ребята, а каких животных  можно  встретить   в лесу? Название  каждого  животного,  названного  вами, является именем существительным, а, значит, имеет склонение. г)   Следующее   задание   –  цифровой   диктант:  я   буду   называть   животных,   а   вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным. Цифровой диктант:  Слайд 10Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань.  112 + 211= 323 Слайд 11Хомяк, крот, рысь ­ норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза 223­112=111. 4. Орфографическая   пятиминуткаработа в группах (5 групп по 6 человек!). Слайд 12 Приготовить листы и маркеры 5 штук   Задание: распределить слова в три столбика, выделить изученную орфограмму Рожь, тополь, брошюра, ель, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветвь, ёлка.         Проверяем:   по   одному  представителю   из   группы   читают   существительные 1­го склонения и объясняют орфограммы, остальные внимательно слушают и проверяют! ИТОГИ УРОКА  5. Рефлексия Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять   склонение   имен   существительных,   но   ещё   и   получили   много   полезной информации, побывали в летнем лесу. Мне хочется, чтобы вы поделились  со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения: Слайд  13 1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям. 2.   Чтобы   правильно   определить   склонение   существительного,   нужно   поставить его… 4. Помимо того, что на уроке повторяли склонение существительных, мы… 5. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что… 7. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она… Домашнее задание:Написать мини­сочинение «Лесная поляна»   из 10 предложений, определить склонение существительных.Слайд 14 Учитель: На мой взгляд, цель нашего урока была достигнута. Пришла пора выбрать самых активных участников урока и оценить их деятельность. Я хочу закончить урок  просьбой:«Ребята, выберите из смайликов, которые лежат у вас на столе тот, который отражает ваше настроение, и поднимите их, чтобы мы все могли видеть с каким настроением вы уходите с этого урока».  Спасибо за урок! Слайд 15

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"

Конспект открытого урока "Три склонения имени существительного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2017