Разработка конспекта урока русского языка на тему "Безличные предложения" (8 класс, русский язык) включает в себя не только основные этапы урока, но и приложения: карточки, тест. По типу - это урок открытия новых знаний. В течение урока предполагается работа по карточкам, тестирование, лингвистическая разминка, работа с материалами учебника и др.
У р о к русского языка в 8 классе № 62.
Дата ____________________
ТЕМА: БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. № 35.
способами выражения сказуемого,
Ц е л и : знакомство обучающихся со структурными особенностями безличных
предложений,
особенностями
употребления в речи; развитие умения опознавать безличные предложения в
тексте и умело употреблять в собственной речи, разграничивать безличные
предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека,
находить главный член безличных предложений, определять способ его
выражения, использовать безличные предложения в заданной речевой
ситуации, пользоваться двусоставными и односоставными безличными
предложениями как синтаксическими синонимами, различать разные способы
выражения главного члена безличного предложения, находить безличные
предложения, выступающие в роли побудительных, определять способ
выражения их главного члена, правильно интонировать данные предложения;
создание условий для воспитания внимательности.
Методические приемы: объяснение учителя, работа с учебником,
работа по карточкам, тренировочные упражнения.
Основные понятия: НЛ, ОЛ, БЛ.
Оборудование: учебник, приложения, тетрадь.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
Межпредметные связи: литература, окружающий мир.
I Организационный момент.
СТРУКТУРА УРОКА
Цель этапа: переключение учащихся с состояния беспечного отдыха,
перемены на работу во время урока.
II Работа по теме урока.
1 Орфографическая «пятиминутка».
Цель этапа: повторение правил орфографии.
Запишите под диктовку слова (по вариантам):
лаборатория диалог патриот
аттестат дискуссия патриотизм
аудитория достопримечательность сверстник
декларация доблестный эскадрилья
делегат конгресс режиссер
1Карточки (по желанию). Приложение 1.
Читал в продолжение вечера; написал в течение месяца; не приехали
вследствие болезни; несмотря на дождь, пришли; в течении реки;
впоследствии сделал; в следствии по делу; шел, не смотря по сторонам.
2 Работа с предложениями. Приложение 2.
Цель этапа: подготовка к формулировке темы урока.
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет)
Вдруг мне почудилось, как будто в комнате слабо и жалобно
прозвенела струна. (И. Тургенев)
Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу,
прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет)
Прочитайте предложения.
Определите, чем выражен главный член каждого предложения.
Какие предложения встречаются в данном тексте (двусоставные,
односоставные).
Какой главный член присутствует в односоставных предложениях?
Чем выражен главный член односоставных предложений?
(Грамматическая основа выражена глаголом в форме среднего рода,
прошедшего времени, при котором нет лица, производящего
действие).
Найдите в схеме, как называются такие односоставные предложения?
(Безличными).
3 Целевая установка.
Цель этапа: формулировка темы и целей урока.
Назовите и запишите тему урока.
Какова основная цель урока? (Дети формулируют цели).
4. Изучение темы урока.
2Цель этапа: знакомство обучающихся со структурными особенностями
безличных предложений, способами выражения сказуемого, особенностями
употребления в речи.
А. Лингвистическая разминка.
Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова
«безличные».
Безличные
приставочный способ образования.
Б. Работа с учебником.
• Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой
§ 35.
1. Учащиеся наблюдают материал на с. 110 и отвечают на вопросы:
Можно ли употребить в этих предложениях подлежащее?
Двусоставные они или односоставные?
— Почему эти предложения называют безличными?
В . Р а б о т а с п р е д л о ж е н и я м и .
З а д а н и е : указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении;
определить, что оно обозначает: душевное, физическое состояние человека,
его настроение; состояние природы и окружающей среды; отрицание чего
либо; возможность или невозможность чеголибо.
Задание выполняется на доске и в тетрадях.
1) На небе ни клочка лазури.
2) Как жить мне хочется до нового свиданья!
3) И снова мне легко.
4) Холодно, ясно, бело, солнца еще не видать, а на душе благодать.
5) С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (А. Фет.)
– Какие же виды односоставных предложений здесь встретились?
ВЫВОД:
В безличных предложениях выражаются состояния природы,
окружающей среды, человека; невозможность или неотвратимость действия.
Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со
значением лица или окружающей среды: Мне почемуто все время хотелось
смеяться. К вечеру резко похолодало.
Самое главное в безличных предложениях то, что в них нет и не может
быть подлежащего.
35. Тренировочные упражнения.
Цель этапа: развитие умения опознавать безличные предложения в
тексте и умело употреблять в собственной речи, разграничивать
безличные предложения, обозначающие состояние природы и
состояние человека, находить главный член безличных предложений,
определять способ его выражения, использовать безличные
предложения в заданной речевой ситуации,
пользоваться
двусоставными и односоставными безличными предложениями как
синтаксическими синонимами, различать разные способы выражения
главного члена безличного предложения, находить безличные
предложения, выступающие в роли побудительных, определять
способ выражения их главного члена, правильно интонировать
данные предложения;
создание условий для воспитания
внимательности.
А. Упр. 199 (у.) .
Б. Диктант (с грамматическим заданием).
Часу в пятом купали команду. На воду спускали парус, который
наполняли водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было
зорко смотреть. Нечего было опасаться, что они утонут, но боялись акул.
К купальщикам тихо подкралась акула. И всех выгнали из воды, а
акуле сначала бросили бараньи внутренности, а потом кольнули ее острогой.
(По И.А. Гончарову)
Задания:
1) подчеркнуть грамматические основы;
2) обозначить виды односоставных предложений.
(Ответы (сказуемые в односоставных предложениях и виды
предложений): купали, спускали, наполняли (все — неопределенноличные
предложения); надо было смотреть, нечего было опасаться (все —
безличные предложения); боялись, выгнали, бросали, кольнули (все —
неопределенноличные предложения).)
4В. Фронтальная работа по конструированию безличных предложений.
Приложение 3.
З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу;
указать, чем выражено в них сказуемое.
О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.
2) Малыш не спит. –
3) Приближается вечер. – ...
4) Снег замел дорогу. – ...
5) Вчера был дождь? – ...
6) У тебя есть книга? – ...
Г. Упр. 201, 202, 203 (п.) по вариантам.
III. Итог урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
Приложение 4.
Тестовые задания
1. Укажите безличные предложения.
а) Бездонную бочку водой не наполнишь.
б) Скоро светать будет.
в) Приготовьтесь к диктанту.
г) Зажгло грозою дерево.
Ответ: б, г.
2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы?
а) Мне было скучно одному.
б) В приметах заключено много точного знания и поэзии.
в) Темнело быстро, поосеннему.
г) Никого вокруг не было.
Ответ: в.
3. Найдите предложение, соответствующее схеме:
[безличное], и [безличное].
а) Конец мая, и в поле еще прохладно.
б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.
г) Луна зашла, и огня не стало видно.
Ответ: б.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
§ 35, упр. 200 или 205.
5Задание по желанию.
Выписать из произведений художественной
литературы примеры безличных предложений или составить синквейн по
изученной теме.
Литература.
1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: ВАКО, 2005. —
176 с. — (В помощь школьному учителю).
2. Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец — М.: Просвещение,
2009.— 207 с.
3. Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А.
Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: — М.: Издательство «Экзамен», 2009.
— 253, [3] с. (Серия «Учебнометодический комплект»)
4. http://botanam.net/gdz/8klass/russkiyyazik8/trostentsovaladyzhenskayadejkina8/
Приложение 1.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
6реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
ФИ __________________________________Класс______ Дата ______
Читал (в) продолжени.. вечера; написал (в) течени.. месяца; не
приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени..
реки; (в) последстви.. сделал; (в) следстви.. по делу; шел, (н)е смотря по
сторонам.
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет). Вдруг мне почудилось,
Приложение 2.
как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над
ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на
том берегу. (А. Фет).
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет). Вдруг мне почудилось,
как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над
ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на
том берегу. (А. Фет).
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет). Вдруг мне почудилось,
как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над
ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на
том берегу. (А. Фет).
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет). Вдруг мне почудилось,
как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над
7ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на
том берегу. (А. Фет).
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет). Вдруг мне почудилось,
как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над
ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на
том берегу. (А. Фет).
Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет). Вдруг мне почудилось,
как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над
ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на
том берегу. (А. Фет).
Приложение 3.
З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать,
чем выражено в них сказуемое.
О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.
2) Малыш не спит. – …
3) Приближается вечер. – ...
4) Снег замел дорогу. – ...
5) Вчера был дождь? – ...
6) У тебя есть книга? – ...
З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать,
чем выражено в них сказуемое.
О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.
2) Малыш не спит. – …
3) Приближается вечер. – ...
4) Снег замел дорогу. – ...
5) Вчера был дождь? – ...
6) У тебя есть книга? – ...
З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать,
чем выражено в них сказуемое.
О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.
2) Малыш не спит. – …
3) Приближается вечер. – ...
4) Снег замел дорогу. – ...
5) Вчера был дождь? – ...
86) У тебя есть книга? – ...
З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать,
чем выражено в них сказуемое.
О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.
2) Малыш не спит. – …
3) Приближается вечер. – ...
4) Снег замел дорогу. – ...
5) Вчера был дождь? – ...
6) У тебя есть книга? – ...
З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать,
чем выражено в них сказуемое.
О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.
2) Малыш не спит. – …
3) Приближается вечер. – ...
4) Снег замел дорогу. – ...
5) Вчера был дождь? – ...
6) У тебя есть книга? – ...
Тестовые задания
1. Укажите безличные предложения.
а) Бездонную бочку водой не наполнишь.
б) Скоро светать будет.
в) Приготовьтесь к диктанту.
г) Зажгло грозою дерево.
Приложение 4.
2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы?
а) Мне было скучно одному.
б) В приметах заключено много точного знания и поэзии.
в) Темнело быстро, поосеннему.
г) Никого вокруг не было.
3. Найдите предложение, соответствующее схеме:
[безличное], и [безличное].
а) Конец мая, и в поле еще прохладно.
б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.
г) Луна зашла, и огня не стало видно.
9Тестовые задания
1. Укажите безличные предложения.
а) Бездонную бочку водой не наполнишь.
б) Скоро светать будет.
в) Приготовьтесь к диктанту.
г) Зажгло грозою дерево.
2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы?
а) Мне было скучно одному.
б) В приметах заключено много точного знания и поэзии.
в) Темнело быстро, поосеннему.
г) Никого вокруг не было.
3. Найдите предложение, соответствующее схеме:
[безличное], и [безличное].
а) Конец мая, и в поле еще прохладно.
б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.
г) Луна зашла, и огня не стало видно.
10