Урок русского языка на тему "Безличные предложения" (8 класс, русский язык)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 28.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка конспекта урока русского языка на тему "Безличные предложения" (8 класс, русский язык) включает в себя не только основные этапы урока, но и приложения: карточки, тест. По типу - это урок открытия новых знаний. В течение урока предполагается работа по карточкам, тестирование, лингвистическая разминка, работа с материалами учебника и др.
Иконка файла материала Разработка урока русского языка (8 класс).docx
У р о к  русского языка в 8 классе № 62. Дата ____________________ ТЕМА: БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. № 35.   способами   выражения   сказуемого, Ц е л и : знакомство обучающихся со структурными особенностями безличных предложений,   особенностями употребления в речи; развитие умения опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи, разграничивать безличные предложения,   обозначающие   состояние   природы   и   состояние   человека, находить   главный   член   безличных   предложений,   определять   способ   его выражения,   использовать   безличные   предложения   в   заданной   речевой ситуации,   пользоваться   двусоставными   и   односоставными   безличными предложениями как синтаксическими синонимами, различать разные способы выражения   главного   члена   безличного   предложения,   находить   безличные предложения,   выступающие   в   роли   побудительных,   определять   способ выражения их главного члена, правильно интонировать данные предложения; создание условий для воспитания внимательности. Методические   приемы:  объяснение   учителя,   работа   с   учебником, работа по карточкам, тренировочные упражнения. Основные понятия: Н­Л, О­Л, Б­Л. Оборудование: учебник, приложения, тетрадь. ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Межпредметные связи: литература, окружающий мир. I Организационный момент. СТРУКТУРА УРОКА Цель   этапа:  переключение   учащихся   с   состояния   беспечного   отдыха, перемены на работу во время урока.  II Работа по теме урока. 1 Орфографическая «пятиминутка». Цель этапа: повторение правил орфографии. Запишите под диктовку слова (по вариантам): лаборатория                         диалог                                      патриот аттестат                               дискуссия                                 патриотизм аудитория                            достопримечательность           сверстник декларация                           доблестный                              эскадрилья делегат                                 конгресс                                   режиссер 1Карточки (по желанию). Приложение 1. Читал в продолжение вечера; написал в течение месяца; не приехали вследствие   болезни;   несмотря   на   дождь,   пришли;   в   течении   реки; впоследствии сделал; в следствии по делу; шел, не смотря по сторонам. 2 Работа с предложениями. Приложение 2. Цель этапа: подготовка к формулировке темы урока.      Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет)           Вдруг  мне  почудилось,   как  будто   в комнате  слабо  и   жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев)       Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет) ­ Прочитайте предложения. ­ Определите, чем выражен главный член каждого предложения.  ­   Какие   предложения   встречаются   в   данном   тексте   (двусоставные, односоставные). ­ Какой главный член присутствует в односоставных предложениях? ­   Чем   выражен   главный   член   односоставных   предложений? (Грамматическая основа выражена глаголом в форме среднего рода, прошедшего   времени,   при   котором   нет   лица,   производящего действие). ­ Найдите в схеме, как называются такие односоставные предложения? (Безличными). 3 Целевая установка. Цель этапа: формулировка темы и целей урока. ­ Назовите и запишите тему урока. ­ Какова основная цель урока? (Дети формулируют цели). 4. Изучение темы урока. 2Цель   этапа:  знакомство   обучающихся   со   структурными   особенностями безличных   предложений,   способами   выражения   сказуемого,   особенностями употребления в речи. А.  Лингвистическая разминка. Разобрать   по   составу   и   сделать   словообразовательный   разбор   слова «безличные». Без­лич­н­ые приставочный способ образования. Б. Работа с учебником. • Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой § 35. 1. Учащиеся наблюдают материал на с. 110 и отвечают на вопросы: ­   Можно   ли   употребить   в   этих   предложениях   подлежащее? Двусоставные они или односоставные? — Почему эти предложения называют безличными? В .   Р а б о т а   с   п р е д л о ж е н и я м и . З а д а н и е :  указать,   чем   выражено   сказуемое   в   каждом   предложении; определить, что оно обозначает: душевное, физическое состояние человека, его настроение; состояние природы и окружающей среды; отрицание чего­ либо; возможность или невозможность чего­либо.  Задание выполняется на доске и в тетрадях. 1) На небе ни клочка лазури.  2) Как жить мне хочется до нового свиданья!  3) И снова мне легко.  4) Холодно, ясно, бело, солнца еще не видать, а на душе благодать.  5) С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (А. Фет.) – Какие же виды односоставных предложений здесь встретились?  ВЫВОД:  В   безличных   предложениях   выражаются   состояния   природы, окружающей среды, человека; невозможность или неотвратимость действия. Чаще всего такие предложения распространены второстепенными членами со значением лица или окружающей среды: Мне почему­то все время хотелось смеяться. К вечеру резко похолодало. Самое главное в безличных предложениях то, что в них нет и не может быть подлежащего. 35. Тренировочные упражнения. Цель этапа:  развитие умения опознавать безличные предложения в тексте   и   умело   употреблять   в   собственной   речи,   разграничивать безличные   предложения,   обозначающие   состояние   природы   и состояние человека, находить главный член безличных предложений, определять   способ   его   выражения,   использовать   безличные предложения   в   заданной   речевой   ситуации,   пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами, различать разные способы выражения главного   члена   безличного   предложения,   находить   безличные предложения,   выступающие   в   роли   побудительных,   определять способ   выражения   их   главного   члена,   правильно   интонировать данные   предложения;   создание   условий   для   воспитания внимательности. А. Упр. 199 (у.) . Б. Диктант (с грамматическим заданием). Часу   в   пятом   купали   команду.   На   воду   спускали   парус,   который наполняли водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было зорко смотреть. Нечего было опасаться, что они утонут, но боялись акул. К   купальщикам   тихо   подкралась   акула.   И   всех   выгнали   из   воды,  а акуле сначала бросили бараньи внутренности, а потом кольнули ее острогой. (По И.А. Гончарову) Задания: 1) подчеркнуть грамматические основы; 2) обозначить виды односоставных предложений. (Ответы   (сказуемые   в   односоставных   предложениях   и   виды предложений): купали, спускали, наполняли (все — неопределенно­личные предложения);   надо   было   смотреть,   нечего   было   опасаться   (все   — безличные   предложения);   боялись,   выгнали,   бросали,   кольнули   (все   — неопределенно­личные предложения).) 4В. Фронтальная работа по конструированию безличных предложений. Приложение 3. З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать, чем выражено в них сказуемое. О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.  2) Малыш не спит. –  3) Приближается вечер. – ...  4) Снег замел дорогу. – ...  5) Вчера был дождь? – ...  6) У тебя есть книга? – ... Г. Упр. 201, 202, 203 (п.) по вариантам.  III. Итог урока. Цель этапа: подведение итога урока.  Приложение 4. Тестовые задания 1. Укажите безличные предложения. а) Бездонную бочку водой не наполнишь. б) Скоро светать будет. в) Приготовьтесь к диктанту. г) Зажгло грозою дерево. Ответ: б, г. 2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы? а) Мне было скучно одному. б) В приметах заключено много точного знания и поэзии. в) Темнело быстро, по­осеннему. г) Никого вокруг не было. Ответ: в. 3. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное]. а) Конец мая, и в поле еще прохладно. б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться. в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет. г) Луна зашла, и огня не стало видно. Ответ: б. IV. Домашнее задание.  Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания. § 35, упр. 200 или 205.  5Задание   по   желанию.    Выписать   из   произведений   художественной литературы   примеры   безличных   предложений   или   составить   синквейн   по изученной теме. Литература. 1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: ВАКО, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю). 2. Тростенцова Л. А.  Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец — М.: Просвещение, 2009.— 207 с. 3. Нури   О.   А.  Поурочные   разработки   по   русскому   языку:   8   класс:   к   учебнику   Л.   А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 253, [3] с. (Серия «Учебно­методический комплект») 4. http://botanam.net/gdz/8­klass/russkiy­yazik­8/trostentsova­ladyzhenskaya­dejkina­8/ Приложение 1. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. 6реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. ФИ __________________________________Класс______ Дата ______ Читал   (в)   продолжени..   вечера;   написал   (в)   течени..   месяца;   не приехали (в) следстви.. болезни; (не) смотря на дождь, пришли; (в) течени.. реки;  (в)   последстви..  сделал;  (в)   следстви..  по   делу;   шел, (н)е  смотря   по сторонам. Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет).      Вдруг мне почудилось,  Приложение 2. как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над  ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет). Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет).      Вдруг мне почудилось,  как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над  ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет). Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет).      Вдруг мне почудилось,  как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над  ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет). Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет).      Вдруг мне почудилось,  как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над  7ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет). Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет).      Вдруг мне почудилось,  как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над  ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет). Уж тает снег. Бегут ручьи. В окно повеяло весною. (А. Фет).      Вдруг мне почудилось,  как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И. Тургенев). Прозвучало над  ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу. (А. Фет). Приложение 3. З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать, чем выражено в них сказуемое. О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.  2) Малыш не спит. – … 3) Приближается вечер. – ...  4) Снег замел дорогу. – ...  5) Вчера был дождь? – ...  6) У тебя есть книга? – ... З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать, чем выражено в них сказуемое. О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.  2) Малыш не спит. – … 3) Приближается вечер. – ...  4) Снег замел дорогу. – ...  5) Вчера был дождь? – ...  6) У тебя есть книга? – ... З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать, чем выражено в них сказуемое. О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.  2) Малыш не спит. – … 3) Приближается вечер. – ...  4) Снег замел дорогу. – ...  5) Вчера был дождь? – ...  86) У тебя есть книга? – ... З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать, чем выражено в них сказуемое. О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.  2) Малыш не спит. – … 3) Приближается вечер. – ...  4) Снег замел дорогу. – ...  5) Вчера был дождь? – ...  6) У тебя есть книга? – ... З а д а н и е : переделать двусоставные предложения в безличные по образцу; указать, чем выражено в них сказуемое. О б р а з е ц : 1) Я нездоров. – Мне нездоровится.  2) Малыш не спит. – … 3) Приближается вечер. – ...  4) Снег замел дорогу. – ...  5) Вчера был дождь? – ...  6) У тебя есть книга? – ... Тестовые задания 1. Укажите безличные предложения. а) Бездонную бочку водой не наполнишь. б) Скоро светать будет. в) Приготовьтесь к диктанту. г) Зажгло грозою дерево. Приложение 4. 2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы? а) Мне было скучно одному. б) В приметах заключено много точного знания и поэзии. в) Темнело быстро, по­осеннему. г) Никого вокруг не было. 3. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное]. а) Конец мая, и в поле еще прохладно. б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться. в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет. г) Луна зашла, и огня не стало видно. 9Тестовые задания 1. Укажите безличные предложения. а) Бездонную бочку водой не наполнишь. б) Скоро светать будет. в) Приготовьтесь к диктанту. г) Зажгло грозою дерево. 2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы? а) Мне было скучно одному. б) В приметах заключено много точного знания и поэзии. в) Темнело быстро, по­осеннему. г) Никого вокруг не было. 3. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное]. а) Конец мая, и в поле еще прохладно. б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться. в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет. г) Луна зашла, и огня не стало видно. 10