Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)
Оценка 5

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
10.04.2018
Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)
Данный урок учит наблюдать за изменением имён существительных по падежам, различать однокоренные слова и формы одного слова, систематизировать и обобщать знания учащихся об имени существительном. В интересной стихотворной форме ребята знакомятся с названием падежей, вопросами В течение всего урока ученики оценивают свою работу в листах достижений.
Урок русского языка.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение­  Cредняя общеобразовательная школа № 3  города Унеча Брянской области Урок русского языка в 4 «Б» классе Тема: «Наблюдение за словоизменение имен существительных» Подготовила учитель начальных классов Козлова Татьяна Михайловна Унеча 2017 год Урок русского языка Тема «Наблюдение за словоизменение имен существительных»    Данный урок – изучение нового материала. Предназначен для учеников 4  класса. УМК «Школа 2100», учебник «Русский язык», авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева.     В ходе урока ученики знакомятся с понятием «падеж», наблюдают за  изменением окончаний существительных, учатся изменять слова по  падежам в ходе самостоятельной поисково­практической деятельности. Урок русского языка Тема «Наблюдение за словоизменение имен существительных» Учебный предмет Класс Русский язык 4 Тема урока Цель урока Планируемые  результаты Наблюдение за словоизменением имён существительных.  Наблюдение за  словоизменением имён существительных,  знакомство с понятием «падеж» Формировать УУД: ­ Личностные: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. ­ Регулятивные УУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; прогнозировать предстоящую  работу;  оценивать учебные действия с поставленной задачей;  высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: Умение работать в  паре; умение слушать и понимать речь  других; умение строить речевые высказывания в соответствии с  поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной  форме. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы,  используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке. Предметные:1.Учебно­языковые умения:   ­отличать однокоренные слова от форм этого слова;   ­уметь задавать вопросы к именам существительным. 2.Интеллектуально­речевые умения: ­правильно списывать слова, выделять части слова;    ­проверять написанное, сравнивать с образцом. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия  успешности учебной деятельности. Метапредметные: Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое  от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью  учителя; прогнозировать предстоящую работу;  оценивать  учебные действия с поставленной задачей; высказывать своё  предположение; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: Уметь работать в  паре; уметь слушать и понимать речь других;  уметь строить речевые высказывания в соответствии с  поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной  форме. Образовательные: формировать первичные представления об  изменении существительных по падежам, умение изменять  существительные по падежам, вспомнить, повторить и  систематизировать знания об имени существительном, закрепить  правописание некоторых словарных слов; Развивающая: развивать умение извлекать информацию из  разных источников, преобразовывать информацию из одной  формы в другую, наблюдательность, мышление, умение  анализировать и делать выводы, высказывать свои  предположения; Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное  отношение к своему зрению, интерес к уроку русского языка,  познавательную активность, умение работать  в паре. Открытие новых знаний. Парная, фронтальная. Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с  заданиями, раздаточный материал для домашнего задания, листы  самооценки. Задачи урока Тип урока Формы работы Оборудование и  инструментарий Этапы  урока Мотивиров а ние к  учебной  деятельнос ти. (1­2 мин) Деятельность  учащихся Учащиеся  настраиваются  на урок. Объясняют,  как они  понимают  смысл  высказывания. Учащиеся  рассматривают листы  самооценки. Деятельность учителя 1.1.Приветствие Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел  звонок.  Садитесь поудобнее, начнем скорей урок! Отправляемся мы снова в мир родного  языка.  Мы разгадывать готовы его тайны до  звонка! Все друг к другу повернитесь, и друг  другу улыбнитесь, И удачи нам во всем, а теперь урок  начнем. ­ Прочитайте высказывание (Слайд 1): «Каждый день жизни прибавляет частицу  мудрости» ­ Как понимаете? ­ Вы знаете, что наши знания – это  богатство, которое мы складываем в  «сундучок», а когда нужно достаем и  используем его. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее,  для того, чтобы освоить новые. Выполненные задания вы будете  оценивать в листах самооценки в  соответствии критериям: написал без  ошибок ­ 3 балла, допустил 1 ошибку – 2  балла, допустил 2 ошибки – 1 балл, за  дополнительные ответы можно получить  дополнительные баллы. В конце урока мы  подсчитаем баллы и переведём в оценку.  (Учащиеся рассматривают листы  самооценки) Актуализац ия знаний и  постановка  учебной  проблемы. (2­3 мин) Учащиеся  вступают в  диалог с  учителем. Дети работают  в парах,  собирают  пословицу,  объясняют ее  смысл. По опорным  словам  кластера  воспроизводят  известные  сведения об  имени  существительно м. 2.1. Беседа ­Итак, начнем доставать наши знания из  сундучков. ­ Посмотрите внимательно на экран  (Слайд 2), опираясь на знания,  полученные на уроках окружающего  мира, подумайте, что объединяет все эти  объекты? (Наши помощники – органы  чувств ­ язык, нос, рука, уши) ­ А какого органа чувств не хватает?  (глаз) ­ А какую роль глаза играют в жизни  человека? Конкретно, чем помогают нам  на уроках русского языка? ­ Девизом нашего сегодня урока будет:  «Берегите зрение смолоду!» (Слайд 3) ­ В русском языке сложено немало  пословиц, поговорок, крылатых фраз о  глазах. Ведь именно пословицы и  поговорки являются источниками  народной мудрости. Я предлагаю вам  поработать в парах, собрать пословицу,  объяснить ее смысл, записать правильно и красиво в тетрадь.   Глаза боятся, а руки делают. (1 ряд)  С глаз долой, из сердца вон. (2 ряд)  Чужой глаз больше видит. (3 ряд) ­ Сверьте с образцом и оцените. (Слайд 4) ­ К какой части речи относится слово  «глаз»? (существительное) 2.2. Кластер ­ Давайте вспомним всё, что мы уже знаем об имени существительном (Слайды 5,6) ­ Посмотрите, один из сундучков закрыт.  Сегодня на уроке мы узнаем что­то новое, неизвестное об имени существительном. Ввод в тему (3 мин) Формулиро вание темы  и задач  урока (1 мин) Открытие  нового  знания 3.1. Наблюдение за словоизменением  имен существительных ­ Предлагаю вам поработать в паре и  понаблюдать за выделенными именами  существительными в тексте. Прочитайте  текст.    Человек воспринимает информацию  об окружающем мире глазами. Мы  недостаточно ценим свои глаза.  Находятся глаза во впадинах черепа –  глазницах. Радужная оболочка  придает цвет глазам. Считается, что  по цвету глаз можно определить  характер человека. Люди с зелеными  глазами приятны в общении, они  нежны и преданны, стабильны,  общительны. Это хорошие и добрые  друзья.    Вокруг глаз располагаются ресницы,  которые защищают от ветра, пыли и  яркого света.    О глазах в русском языке сложено  немало пословиц и поговорок. ­ Прочитайте выделенные слова. Какое,  по вашему мнению, является «лишним» и  почему? (глазница ­ родственное,  остальные – формы слова) ­ Дополните запись выделенными словами из текста, запишите к ним вопрос. Воспринимает (чем?)  ________ глазами Ценим (……)______________глаза По цвету (…..) _________ глаз Придает цвет (…..) _________ глазам Люди с (…..) __________  с глазами Располагаются  (вокруг……………)_________глаз Не мало пословиц о (……) ______  о  глазах ­ Выделите основу и окончание. Проверьте и оцените.(Слайд 7) ­Что же меняется основа или окончание?  (окончание)  ­Как называется этот процесс?  (словоизменение) Учащиеся  работают в  паре,  наблюдают за  выделенными  словами.  Определяют,  какое слово  «лишнее». Составляют  словосочетания  по опорным  словам и  вопросам.  Наблюдают за  изменением  окончаний. Делают  вывод  по  проведенному  наблюдению с  текстом.  Проверяют свои предположения  с авторским (в  учебнике). Под  руководством  учителя  формулируют  тему и задачи  урока. ( 10 мин) Дети  расшифровыва ют словарные  слова и  записывают их,  выделяя  опасное место. Составляют  слово «падеж» Как вы думаете, о чём мы будем говорить  сегодня на уроке? 3.2. Формулирование темы и задач  урока.  Тема урока: « Наблюдение за  словоизменением имен  существительных» ­ Чем будем заниматься? (учиться  изменять имена существительные и  наблюдать за словоизменением  существительных) ­ Для чего необходимо изменять слова? ­ Проверим наши выводы с выводами  авторов учебника (стр.108 упр. 118) ­ В русском языке есть интересное  название   различным формам имён  существительных. Хотите узнать?  Отгадайте и запишите словарные слова  столбиком.  3.3. Словарная работа  Памятник (картинка с  изображением) (Слайд 8)  Алмаз  (ребус) (Слайд 9)  Десерт (сладкое блюдо, фрукты и т. п., подаваемые в конце обеда)  Ежевика  Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди­ка: Куст в колючках будто еж, Вот и назван…….........(ежевика).  Жёлтый (определите цвет предмета  – лимон, солнце, цыпленок) ­ Проверьте, правильно ли вы записали  словарные слова? (Слайд 10) ­ Обведите первые буквы словарных слов, какое слово получилось? (падеж) (Слайд  11) ­ Знакомо ли вам это слово? Падеж — это форма имени, указывающая  на отношение слова к другим словам в  предложении. Слово падеж произошло от  латинского слова cаsus (казус) – падение.  Ученые заметили, что имя  существительное имеет прямую форму Физминутк а для глаз  (2­3 мин) Учащиеся  запоминают  названия  падежей и  вопросы.   (основную) и косвенную, то есть как бы  отклоняющуюся от прямой. В каждом  языке своё количество падежей. В  английском ­ 2, в немецком ­ 4, в  польском – 7,в венгерском ­22, а в одном  из кавказских языков – табасаранском ­  насчитывается около 44 падежей. В  русском языке  (было 13 падежей, а  осталось 6 падежей) количество тесно  связано с тем, каким образом выражается  падеж. В русском языке падеж  выражается окончанием. Изменение  существительных по вопросам называется изменением по падежам. 3.4. Знакомство с падежами. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких друзей. Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою! И про своё призвание Сейчас расскажут вам! ­ Я расскажу вам сказку про названия  падежей, а вы мне в этом поможете. (Слайд 12)    Он еще не родился, а родители уже  думали, какое имя ему дать и решили  назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.  Он очень  любил задавать вопросы: Кто? Что?  Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫМ,  спрашивал Кого? Чего? Пока он был  малышом, всё, чтобы не захотел, ему  давали, за это его назвали –  ДАТЕЛЬНЫМ. Теперь его интересовало  Кому? Чему? Но малыш­падеж был и  большим озорником, за всякие проделки  его винили, стал он называться –  ВИНИТЕЛЬНЫМ и возмущался Кого?  Что? Вскоре он подрос, стал творить  добрые дела и называться стал  ТВОРИТЕЛЬНЫМ и любил  интересоваться Кем? Чем? Взрослым стал предлагать свою помощь, о нем Развитие  учебно­ языковых  умений   (10 мин)       заговорили и называли теперь  ПРЕДЛОЖНЫМ, а он в свою очередь  стал думать О ком? О чем? На доске появляется таблица падежей. ­ Посмотрите, сколько же падежей в  русском языке? (6) ­ У каждого падежа есть свои падежные  вопросы. Как вы думаете, почему их  именно по два? ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 13­ 19) 4.1. Изменение существительного по  падежа ­У всех глаза разные ­ узкие, большие,  косые, а вот у сов  просто огромные глаза. Почему?  (Слайд  20) ­ Глаза у сов и филинов чем­то похожи на  кошачьи: огромные, круглые и смотрят  прямо вперёд. Но двигать глазами, как  человек, сова не может. Но зато она умеет вращать головой в разные стороны на 180  градусов. ­ Давайте изменим существительное  СОВА по падежам. (коллективно по  цепочке  учитель у доски, остальные на  Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный  падеж Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? карточках) ­ Какой вопрос выберем? Выделим  окончание. ­ Какое задание выполняли? (изменяли  существительное по вопросам) Физминутка «Падежи» Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, Рассуждают,  вступают в  диалог с  учителем. Изменяют  слово «сова»  по падежам. Из  собственной  жизни делятся  сведениями о  зрении кошки. Выполняют  задание  индивидуально – читают стих­ е, изменяют  слово КОТ по  падежам,  выполняют  самопроверку  и самооценку. А Предложный убежал. Падежи нам все нужны­ И при этом все важны! 4.2. Самостоятельная работа ­ А как же обстоит дело со зрением у  кошек. (Слайд 21) В народе говорят, видит, как кошка. Но у  этих животных  не так хорошо развито  зрение, как кажется. Но зато, они  способны различать некоторые оттенки  цветов. ­ Предлагаю вам прочитать стихотворение А.Грачёва и поставить слово КОТ в  нужной форме. (Слайд 22) У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. И теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте. ­ Проверьте правильность выполнения  задания и оцените себя. (Слайд 23) ­Чему вы учились, выполняя это задание?  (изменять форму слова) ­ Для чего изменяли окончание? 5.1. Возвращение к кластеру. (Слайд  24) ­ Какие цели урока поставили вначале? ­С каким непостоянным признаком имени  существительного познакомились?  (падеж) ­Сколько падежей в русском языке? ­Кто запомнил их названия? ­ Удалось ли нам решить поставленные  цели урока, пополнить свои сундучки  новыми знания? ­ Вернёмся к девизу нашего урока. ­ Прочитайте несколько советов, чтобы  Анализируют,  выбирают  правильный  вариант ответа,  аргументируют  свой вариант  ответа. Дети отвечают  на вопросы,  оценивают  свою работу на уроке,  подбирая  подходящий  фразеологизм. Рефлексия.  Итог урока. (5мин.) сохранить зрение. (Слайд 25­26)  Нужно   умываться   чистой   вода, тщательно промывая веки.  Если тебе в глаз попало инородное тело, потри его грязной рука и всё пройдет.  Читая,  не  подноси  книга   близко  к глазам. ­   Что   вы   заметили?   (некоторые   слова стоят в неправильной форме, неправильно связаны  в предложении) ­   Почему   же   существительные   меняют свои окончания? ­   Какой   из   этих   советов   является неправильным? ­ Выберите то выражение, которое  характеризует вашу работу на уроке  (Слайд 27):  Спустя рукава  Хлопал ушами  Шевелил мозгами  Рука об руку Мы сегодня с вами очень хорошо  поработали рука об руку, шевелили  мозгами, были внимательными и  наблюдательными. Подведём итог   нашей работы  по карте урока.  Сложите все баллы.  Поднимите руки, кто получил 10  ­12 баллов; (вы, молодцы, отлично  поработали на уроке)  кто получил 8­9 баллов (вы, хорошо поработали на уроке)  Ну, а те, кто получил 7 и менее  баллов, наверное, вы были  невнимательны и вам еще надо  постараться. ­ А сейчас нарисуйте своё настроение в  конце урока. Если всё получилось ­  . Если были сомнения­ . А если было трудно ­ . Домашнее задание (Слайд 28): из  стихотворений выписать название  падежей, слова­помощники и вопросы.  Таблицу выучить. 1.Есть  именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. 2.А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда,  Но в тексте различите вы Два падежа всегда. 3. Я называюсь дательным, Работаю старательно. КОМУ отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогами «ка», «по» дружу. Но и один гулять хожу. 4.А я – винительный падеж  И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. 5.А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. 6.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при –  Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять? Приложение 1 Человек воспринимает информацию об окружающем мире глазами.  Мы недостаточно ценим свои глаза. Находятся глаза во впадинах  черепа – глазницах. Радужная оболочка придает цвет глазам.  Считается, что по цвету глаз можно определить характер человека.  Люди с зелеными глазами приятны в общении, они нежны и преданны, стабильны, общительны. Это хорошие и добрые друзья.    Вокруг глаз располагаются ресницы, которые защищают от ветра,  пыли и яркого света.    О глазах в русском языке сложено немало пословиц и поговорок. Образец: Воспринимает (чем?)  глазами Ценим (…………..)_________________ Придает цвет (…………) _______________ По цвету (…….…….) ____________  Люди с (…………...) _____________ Располагаются (вокруг……………)_______________ Немало пословиц о (………….) ______________ Приложение 2 Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный  падеж Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Приложение 3 У норы добычи ждёт, Притаившись, серый___________, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от _______________. И теперь и за версту Не приблизится к  ______________. Крыса старая – и та, Видя грозного _______________, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с  ____________. Там дрожит и в темноте Вспоминает о  _________________. У норы добычи ждёт, Притаившись, серый___________, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от _______________. И теперь и за версту Не приблизится к ______________. Крыса старая – и та, Видя грозного _______________, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с  ____________. Там дрожит и в темноте Вспоминает о _________________. Глаза боятся, С глаз долой, Чужой глаз а руки делают. из вон. сердца больше видит.

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)

Урок русского языка на тему «Наблюдение за словоизменение имен существительных» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018