Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)
Оценка 5

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
8 кл
01.03.2017
Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Назывные предложения" разработан для обучающихся 8 класса. ЦЕЛИ УРОКА: формирование понятия о назывном предложении, о способах выражения главного члена. Повторение написания словарных слов. Развитие умения определять назывные предложения, создавать самим назывные предложения, разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения, определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия, ремарка, указание на фрагментарность воспоминаний и пр.). Создание условия для воспитания речевой культуры обучающихся. Тип урока: усвоение новых знаний.
Урок русского языка в 8 классе.docx
Урок русского языка в 8 классе № 58. Дата ____________________ ТЕМА: Назывные предложения. № 31. ЦЕЛИ УРОКА:  формирование понятия о назывном предложении, о способах выражения главного члена. Повторение написания словарных слов. Развитие   умения   определять   назывные   предложения,   создавать   самим назывные предложения, разграничивать главный член назывного предложения и   подлежащее   двусоставного   предложения,   определять   роль   назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия, ремарка,   указание   на   фрагментарность   воспоминаний   и   пр.).   Создание условия для воспитания речевой культуры обучающихся. Т и п   у р о к а : усвоение новых знаний. Методические   приемы:  работа   с   поэтическим   текстом, тренировочные упражнения, работа с материалами учебника, самостоятельная работа, работа в парах. Основные   понятия:  главные   члены   предложения,   односоставное предложение,   двусоставное   предложение,   распространенное   предложение, нераспространенное предложение, назывное предложение. Межпредметные связи: литература. Оборудование: учебник, тетрадь, приложения. I Организационный момент. СТРУКТУРА УРОКА Цель   этапа:  переключение   учащихся   с   состояния   беспечного   отдыха, перемены на работу во время урока.  II. Работа по теме урока. 1 Словарный диктант. Цель   этапа: написания словарных слов.  развитие   орфографической   зоркости.   Повторение Массив,   классика,   Россия, микроэлемент, колоссальный, рессора, идеал, компаньон, суббота, идеальный, зодчий, терраса, искусный, корректор, трасса, искусство, перрон, фейерверк.   классический,   русский,   металл, 2 Синтаксическая зарядка. Самостоятельная работа. Приложение 1. Цель   этапа:  определение   видов   предложений   по   строению грамматической основы (двусоставные, односоставные). 1 —   Определите   виды   предложений   по   строению   грамматической основы (двусоставные, односоставные). — В левый столбик запишите номера двусоставных предложений, а в правый — односоставных. 1) Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный край.   3)   Голые   вершины   сопок.   4)   Темные   массивы   лесов.   5)   Ущелья.   6) Пропасти.   7)   Размытые   проливным   дождем   дороги.   8)   Бешеные   пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончару) Проверка. Двусоставные – 1, 9. Односоставные – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 3 Изучение темы «Назывные предложения». Цель   этапа:  формирование   понятия   о   назывном   предложении,   о способах выражения главного члена. А. Работа со стихотворением. Приложение 2. ­   Обратимся   пейзажу,   изображенному   К.   Д.   Бальмонтом   в стихотворении с теплым названием «Родное»: Аллеи рек. Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка — страшный темный бор. Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошел в мельканье дней, Но лучше вас я ничего не знаю. ­ Прочитаем стихотворение. ­ Какие чувства вызвало это стихотворение? ­ Почему оно так названо? ­ Назовите грамматические основы предложений. —   Чем   выражены   основы   в   большинстве   предложений? (Подлежащими.) 2 —   Какое   значение   придают   стихотворению   подлежащие?  (В стихотворении   практически   нет   действия.   Подлежащие передают   недвижность,   неизменность,   постоянство,   тишину, вечную   красоту   русского   пейзажа.   Его   «безглагольность» противопоставлена   в   стихотворении   к   «целому   миру», «мельканью дней».) ­   Посмотрите   в   схеме,   которую   мы   рассматривали   на   прошлом   уроке   и скажите, как называются предложения, главный член которых подлежащее. (Назывные). 4. Целевая установка. Цель этапа: формулировка темы и целей урока. ­ Сформулируйте тему урока. ­ Что бы вы хотели узнать по этой теме? 5. Продолжение изучения темы «Назывные предложения». Цель   этапа:  формирование   понятия   о   назывном   предложении,   о способах выражения главного члена. А. Работа с материалами учебника (стр. 100 ­ 101). ­ Проанализируйте сведения (с. 100 ­ 101), ответьте на вопрос, в каких односоставных предложениях главный член выражен именительным падежом существительного,   а   в   каких   —   сочетанием   числительного   с существительным.  ­ Так какие предложения назывными?   (Назывные (номинативные) — это односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем   существительным   в   именительном   падеже   или   сочетанием числительного с существительным). ­ Прочитайте правило на с. 101. 6. Закрепление. Цель   этапа:  развитие   умения   определять   назывные   предложения, создавать   самим   назывные   предложения,   разграничивать   главный   член назывного   предложения   и   подлежащее   двусоставного   предложения, определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на   время,   место   действия,   ремарка,   указание   на   фрагментарность воспоминаний   и   пр.).  Создание   условия   для   воспитания   речевой   культуры обучающихся. 3 А. Упр. 175 (п.) ­ Прочитайте текст. ­ Запишите в словарь слова со стр. 102. ­ Отметьте в своих информационных тетрадях, какую функцию выполняют назывные предложения.  Б. Работа в паре. Приложение 3.   двусоставные   или   Определите, Прочитайте   предложения. односоставные   эти   предложения.   Укажите   назывные   предложения. Подчеркните главный член предложения; подпишите, какой частью речи он выражен. 4 Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья. И пасха. Солнце, звон.      Одна какая­то ночь – и из скорлупы вышел апрель. Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин). Проверка.  III. Итог урока. Цель этапа: подведение итога урока.  1. Самостоятельная работа по карточкам. Приложение 4. ­ Впишите недостающие слова. Назывные   предложения   —   это  односоставные  предложения,   у которых   главный   член   выражен  существительным   в   им.   пад.   или словосочетанием сущ. + числит. Эти предложения часто используются в художественной литературе и публицистике. Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место, время и   т.   д.,   назывные   предложения   сразу   же   вводят   читателя  в   обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета. Структурную   схему   назывных   предложений   образует   имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно­именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено   отглагольным   существительным:   Приземление. (Наровчатов).  Толчок. Основным   значением   назывных   предложений   является   утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений. ­ Какую новую информацию вы получили? 2. Тестовые задания. Работа в паре. Приложение 5. 1. Отметьте назывное предложение. а) Дальний лай собак. б) Время от времени слышен крик ослика. в) Чувствуется неповторимый дух полыни. г) Пахло землей и морозцем. Ответ: а. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц, дороги лента. 5 Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. Варианты ответа: 1, 2, 3, 4.  Ответ: 3. 3. Укажите назывные предложения. а) Мне холодно. б) Вот заводская улица. в) Это был домик под толевой крышей. г) Пятый час дня. д) Вода немного коричневатая. Ответ: б, г. IV Домашнее задание.  Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.  § 31 упр. 174, 176, 181 (по выбору учащихся), словарные слова, задания по желанию. Литература. Нури  О. А.  Поурочные   разработки   по   русскому   языку:   8   класс:   к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: — М.: Издательство «Экзамен», 2009. — 253, [3] с. (Серия «Учебно­методический комплект») Тростенцова Л. А.  Русский   язык.  Поурочные   разработки.   8  класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец — М.: Просвещение, 2009.— 207 с. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: ВАКО, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю). 6 Приложение 1.   В левый столбик запишите номера двусоставных предложений, а в правый — односоставных. Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный 1) край.   3)   Голые   вершины   сопок.   4)   Темные   массивы   лесов.   5)   Ущелья.   6) Пропасти.   7)   Размытые   проливным   дождем   дороги.   8)   Бешеные   пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончару) В   левый   столбик   запишите   номера   двусоставных   предложений,   а   в   правый   — односоставных. Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный 2) край.   3)   Голые   вершины   сопок.   4)   Темные   массивы   лесов.   5)   Ущелья.   6) Пропасти.   7)   Размытые   проливным   дождем   дороги.   8)   Бешеные   пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончару) В   левый   столбик   запишите   номера   двусоставных   предложений,   а   в   правый   — односоставных. 3) Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный край.   3)   Голые   вершины   сопок.   4)   Темные   массивы   лесов.   5)   Ущелья.   6) Пропасти.   7)   Размытые   проливным   дождем   дороги.   8)   Бешеные   пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончару) В   левый   столбик   запишите   номера   двусоставных   предложений,   а   в   правый   — односоставных. 7 4) Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный край.   3)   Голые   вершины   сопок.   4)   Темные   массивы   лесов.   5)   Ущелья.   6) Пропасти.   7)   Размытые   проливным   дождем   дороги.   8)   Бешеные   пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончару) В   левый   столбик   запишите   номера   двусоставных   предложений,   а   в   правый   — односоставных. Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. 2) Безлюдный 5) край.   3)   Голые   вершины   сопок.   4)   Темные   массивы   лесов.   5)   Ущелья.   6) Пропасти.   7)   Размытые   проливным   дождем   дороги.   8)   Бешеные   пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. 9) Противник откатывался через горы за Дунай. (По О. Гончару) Приложение 2. Родное Аллеи рек. Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка — страшный темный бор. Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошел в мельканье дней,                             Но лучше вас я ничего не знаю. К. Д. Бальмонт Родное Аллеи рек. Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка — страшный темный бор. Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошел в мельканье дней,                             Но лучше вас я ничего не знаю. 8 К. Д. Бальмонт Родное Аллеи рек. Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка — страшный темный бор. Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошел в мельканье дней,                             Но лучше вас я ничего не знаю. К. Д. Бальмонт Приложение 3. Определите,   двусоставные   или   односоставные   эти   предложения.   Укажите   назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; подпишите, какой частью речи он выражен.      Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья.  И пасха. Солнце, звон.      Одна какая­то ночь – и из скорлупы вышел апрель.  Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин). Определите,   двусоставные   или   односоставные   эти   предложения.   Укажите   назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; подпишите, какой частью речи он выражен.      Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья.  И пасха. Солнце, звон.      Одна какая­то ночь – и из скорлупы вышел апрель.  Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин). Определите,   двусоставные   или   односоставные   эти   предложения.   Укажите   назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; подпишите, какой частью речи он выражен.   Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья.  9 И пасха. Солнце, звон. Одна какая­то ночь – и из скорлупы вышел апрель.  Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин). Определите,   двусоставные   или   односоставные   эти   предложения.   Укажите   назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; подпишите, какой частью речи он выражен.  Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья.  И пасха. Солнце, звон. Одна какая­то ночь – и из скорлупы вышел апрель.  Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин). Определите,   двусоставные   или   односоставные   эти   предложения.   Укажите   назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; подпишите, какой частью речи он выражен.   Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья.  И пасха. Солнце, звон. Одна какая­то ночь – и из скорлупы вышел апрель.  Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин). Приложение 4.     член выражен Назывные предложения — это ____________________ предложения, у которых  ____________________________________ главный __________________________________________________________________Эти предложения часто используются в _______________________ литературе и публицистике. Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая ____________ ____________________   и   т.   д.,   назывные   предложения   сразу   же   вводят   читателя   в _____________________________________________,   способствуют   стремительному развитию сюжета. Структурную схему назывных предложений образует имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно­именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено отглагольным существительным:  Толчок. Приземление.  Основным   значением   назывных   предложений   является   утверждение   бытия (наличия, существования) предметов или явлений.   член Назывные предложения — это ____________________ предложения, у которых  ____________________________________ главный __________________________________________________________________Эти предложения часто используются в _______________________ литературе и публицистике. 10 выражен Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая ____________ ____________________   и   т.   д.,   назывные   предложения   сразу   же   вводят   читателя   в _____________________________________________,   способствуют   стремительному развитию сюжета. Структурную схему назывных предложений образует имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно­именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено отглагольным существительным:  Толчок. Приземление.  Основным   значением   назывных   предложений   является   утверждение   бытия (наличия, существования) предметов или явлений.   член   выражен Назывные предложения — это ____________________ предложения, у которых  ____________________________________ главный __________________________________________________________________Эти предложения часто используются в _______________________ литературе и публицистике. Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая ____________ ____________________   и   т.   д.,   назывные   предложения   сразу   же   вводят   читателя   в _____________________________________________,   способствуют   стремительному развитию сюжета. Структурную схему назывных предложений образует имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно­именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено отглагольным существительным:  Толчок. Приземление.  Основным   значением   назывных   предложений   является   утверждение   бытия (наличия, существования) предметов или явлений. Приложение 5. Тестовые задания.  1. Отметьте назывное предложение. а) Дальний лай собак. б) Время от времени слышен крик ослика. в) Чувствуется неповторимый дух полыни. г) Пахло землей и морозцем. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц, дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. Варианты ответа: 1, 2, 3, 4.  3. Укажите назывные предложения. а) Мне холодно. 11 б) Вот заводская улица. в) Это был домик под толевой крышей. г) Пятый час дня. д) Вода немного коричневатая. Тестовые задания.  1. Отметьте назывное предложение. а) Дальний лай собак. б) Время от времени слышен крик ослика. в) Чувствуется неповторимый дух полыни. г) Пахло землей и морозцем. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц, дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. Варианты ответа: 1, 2, 3, 4.  3. Укажите назывные предложения. а) Мне холодно. б) Вот заводская улица. в) Это был домик под толевой крышей. г) Пятый час дня. д) Вода немного коричневатая. 12

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Назывные предложения" (8 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017