Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.02.2017
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок изучение нового материала по теме «Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение. Способы определения лексического значения слова» в 5 классе является первым в изучении большой темы «Лексика» по программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 7 Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение. Методическая разработка  по русскому языку для 5 класса Автор: Абсаламова Н.Ю.,  учитель русского языка и литературы г. Сургут 2017 г. Оглавление 1. Пояснительная записка………………………………………………….2 2. План урока………………………………………………………………..4 3. Структура урока………………………………………………………….5 4. Ход урока…………………………………………………………………6 5. Литература………………………………………………………………11 1 Пояснительная записка. Урок изучение нового материала по теме «Понятие о лексике. Слово и его   лексическое   значение.   Способы   определения   лексического   значения слова» в 5 классе является первым в изучении большой темы «Лексика» по программе   по   русскому   языку   для   5­9   классов   М.Т.   Баранова,   Т.А. Ладыженской,   Н.М.   Шанского,   которая   полностью   соответствует   новым образовательным   стандартам   и   входит   в   состав   УМК.   Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.  Учащиеся   не   знакомы   с  понятиями   лексика   и   лексическое   значение слова.   Урок   построен   с   использованием   исследовательской   технологии. Ведущей   деятельностью   на   уроке   станет   исследовательская   деятельность: новый материал о лексике, лексическом значении слова учащиеся получают в результате   анализа   отдельных   слов.   Учащиеся   учатся   работать   в   парах   и группах, работают с элементами исследовательской технологии. В   целом   урок   направлен   на   формирование   основных   учебных компетенций   учащихся:   коммуникативную,   предметную,   лингвистическую,   Эти   виды   компетенций информационную,   учебно­познавательную. формируются   у   учащихся   5   класса   на   разных   этапах   урока;   их   развитие определяет в целом работу группы и каждого ученика в отдельности, а также результат урока. Объём материала и его сложность соответствуют возрасту   учащихся. Смена   разных   видов   деятельности   не   позволяет   обучающимся   уставать, отвлекаться. Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся 5 класса, их интересов и индивидуальных особенностей. 2 Теоретические знания, приобретенные на данном уроке, учащиеся смогут  использовать в дальнейшем обучении и подготовке к ГИА и ЕГЭ. На уроке используются толковые словари, компьютер, интерактивная  доска, мультимедийная презентация, учебники, тетради­справочники, рабочие тетради. 3 Тема урока: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.  Цель урока: создание условий для самостоятельного определения способов  установления лексического значения слова. Задачи урока:  Образовательная: познакомить с разделом науки о русском языке –  лексикой; дать понятие о лексическом значении слова; обучить способам  самостоятельного установления лексического значения слова по  морфологическому составу, толковому словарю и контексту.  Развивающая: развивать умения связно излагать свои мысли в устной и  письменной форме, навыки работы с толковым словарем; формировать у  учащихся прочные орфографические умения и навыки;   Воспитательная: прививать любовь к родному языку, воспитывать  отношение к языку как к духовной ценности. 4 Структура урока № Название этапа Цель этапа урока 1 2 3 4 5 6 7 9 Организационный  момент  Беседа Создание психологического настроя на  работу Создание мотивации к плодотворной работе  на уроке Установка на сотрудничество и  взаимопомощь на уроке Определение темы,  целей и задач урока  Работа по теме урока  Создание условий для развития у школьников  Первичная проверка  знаний  Закрепление Итоги урока Постановка домашнего  задания  умений самостоятельно находить ответ на  поставленную задачу Характер учебной деятельности: поисковый,  через работу в парах Метод обучения: практическая работа.  Регулирующий компонент ­ взаимоконтроль учащихся и наблюдения учителя. Создаются условия для осознания учащимися  содержания урока; систематизируются  полученные на уроке знания, осуществляется  анализ и оценка достижения целей урока,  перспектив последующей работы.  Сообщение домашнего задания; инструктаж  по выполнению  Время, мин 1 мин 3 мин 3 мин 9 мин. 10 мин 10 мин 2 мин 2 мин 5 Ход урока: Эпиграф урока: Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком. Вот почему всем близок чистый,  Народа русского язык прекрасный. Иосиф Гришашвили. ясный I. II. Этап: Организационный момент. Этап: Беседа. Учитель:  Здравствуйте,   ребята.   Мы   сегодня   продолжаем   путешествие   по стране   Русский   язык.   А   я,   если   позволите,   буду   вашим   проводником. Согласны? Сегодня мы отправляемся в новое княжество этой удивительной страны. А как оно называется, мы узнаем в ходе путешествия.  ­   Учитель:  Эпиграфом   к   нашему   уроку   будут   слова   грузинского   поэта Иосифа Гришашвили (чтение эпиграфа). Как вы их понимаете? Ответы детей. Запись в тетрадях даты, эпиграфа урока.   ­  Учитель:  Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   знакомиться   с   прекрасным русским языком.  Богатства  языка  дороже  бриллиантов, дороже жемчуга  и золота. В его кладовых хранятся слова ­ все слова русского языка ­ от самых­ самых древних до только что родившихся. Здесь по крупицам собирается вся мудрость   русского   народа.   С   богатствами   языка   надо   обращаться   очень бережно и аккуратно.  Как вы думаете, почему же надо обращаться с ними бережно? Ответы детей.  6 ­  Учитель:  А вот как ответили на этот вопрос известные русские писатели В.Г. Короленко:  «Слово   дано   человеку   не   для   самоудовлетворения,   а   для   воплощения   и передачи   той   мысли,   того   чувства,   той   доли   истины   или   вдохновения, которым он обладает, другим людям»,  и Н.В. Гоголь:  «Дивишься   драгоценности   нашего   языка:   что   ни   слово,   то   подарок;   все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».  А чтобы бережно обращаться с языком, ребята, его надо хорошо знать. III. Этап:  Учитель: Давайте вспомним библейскую фразу: «В начале было Слово». Её понимают   по­разному.   Одно   из   значений   фразы   –   утверждение   великой, основополагающей роли Слова. Почти всё в мире имеет название: предметы, явления, действия, признаки предметов. Все эти названия составляют лексику русского языка.  IV. Этап:  ­   Учитель:  Кто­нибудь   из   вас   уже   догадался,   что   обозначает   слово «лексика»? ­ Ученик: Это все слова какого­либо языка или словарный состав языка.  ­  Учитель:  Так   это   и   есть   название   нового   княжества,   в   которое   мы отправляемся,   и   тема   нашего   урока   «Лексика».   (Запись   на   доске   и   в тетрадях).  ­  Учитель:  Раздел   науки   о   языке,   который   изучает   лексику,   называется лексикологией. (Запись в тетрадях­справочниках). ­  Учитель:  Лексика   изучает   лексическое   значение   слова.   Что   такое лексическое значение? ­ Ученик: Это то, что обозначает слово.  7 V. Этап:  ­ Учитель: Мы сейчас с вами будем учиться определять лексическое значение слов. Работаем в трёх группах.  Задание:  ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА. Проверка работы. определите   лексическое   значение   слов   ЗЕЛЕНЩИК, Запишите, пожалуйста, слова ЗЕЛЕНЩИК, ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА. ­ Учитель: Значение какого слова вы легко смогли установить? ­ Учитель: Кто такой зеленщик? Как вы это поняли? ­ Ученик: По корню ЗЕЛЕН­ и суффиксу –ЩИК. ­ Учитель: Как вы определили лексическое значение слова? ­ Ученик: Разобрали слово по составу. ­  Учитель:  Это  I  способ   определения   лексического   значения   слова. (Фиксируем на доске и в тетрадях – справочниках).  ­ Учитель: А что означает слово ЗАКОПЁРЩИК? ­ Ученик: Это человек. ­ Учитель: Как вы это поняли? ­ Ученик:  По суффиксу – ЩИК. ­ Учитель: А как узнать лексическое значение корня ЗАКОПЁР­? ­ Ученик: По толковому словарю. Работа со словарями. ­ Учитель: Кто же такой ЗАКОПЁРЩИК? ­ Ученик:  Это тот, кто верховодит, зачинщик. ­ Учитель: Какой у нас II способ определения лексического значения слова? ­  Ученик:  Лексическое   значение   слова   можно   определить   по   толковому словарю.  Учитель: Фиксируем II способ на доске и в тетрадях­справочниках. 8 ­ Учитель: Что обозначает слово ДЖОНКА? Ответы детей. ­  Учитель:  Читаем   предложение:  По   бурной   реке   плывет   небольшая джонка. ­  Учитель: Можно ли установить лексическое значение слова ДЖОНКА по данному предложению? ­ Ученик: Да. Джонка – это лодка. ­  Учитель:  Действительно,   ДЖОНКА   –   это   китайская   лодка.   Каков  III способ установления лексического значения слова? ­ Ученик: По контексту.  ­ Учитель: Фиксируем III способ установления лексического значения слова: по контексту. Учитель:  Итак,   мы   с   вами   нашли   три   способа   определения   лексического значения слова. Как вы думаете, есть ли ещё способы?  Ответы детей. VI. Этап:  Учитель:  Давайте попробуем выяснить. В современном мире нам не всегда хватает   времени   искать   слова   в   словаре   или   в   компьютере.   Давайте попробуем распределить следующие слова в группы по способу установления их   лексического   значения:  ГОЛИК,   ИЗРАЗЕЦ,   КЛЮЧ,   КЛУБ,   НОС, БАРАБАНЩИК,   СВАРЩИК,   КЛЕТЧАТЫЙ,   РАЗНОЦВЕТНЫЙ, РАЗНОСЧИК.  Задание:  распределите   слова   в   3   группы   по   способу   установления лексического значения; отметьте знаком:  1). + – слова, лексическое значение которых можно определить сразу; 2). ( ) – слова, лексическое значение которых надо искать в словаре; 3). ?  –   слова,   если   вы   не   можете   определить   способ   установления лексического значения. 9 Сначала работаем самостоятельно, затем обмениваемся работами с соседом и оцениваем работы.  Критерии   оценивания:   если   из   10   предложенных   слов   вы   безошибочно определили   значения   8   слов,   то   получаете   оценку   «5»;   если   6­7   слов,   то получаете оценку «4»; 4­5 слов ­ оценку «3».  VII. Этап: Проверка работы: ­ Учитель: Какие слова отметили знаком +? Какой способ вы применили?  ­ Учитель: Какие слова отметили скобками ( )? Почему?  ­ Учитель: Какие слова отметили знаком ? ? ­  Учитель:  Сможете ли вы  определить лексическое значение этих слов со знаком ? одним из 3 найденных нами способов или вам потребуется какой­то другой способ? Докажите свою точку зрения.  Правильные варианты отображаются в презентации.  VIII. Этап: Итоги урока: ­ Учитель: Что нового мы узнали на уроке? ­ Ученик: Мы узнали, что такое лексика. Это словарный состав языка. ­  Ученик:  Ещё мы узнали три способа установления лексического значения слова:   1 способ: разбор слова по составу;  2 способ: по толковому словарю;  3 способ: по контексту.  ­ Учитель: Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? ­ Ученик:  Если  лексика  –  это словарный состав языка,  то,  возможно,  мы будем изучать разные слова русского языка.  IX. Этап: Д/З:  1. прочитайте § 64 и запомните определение лексики;  2. упражнение № 327, прочитайте и озаглавьте текст, спишите текст, вставляя пропущенные буквы; 10 3.   по   тетради­справочнику   повторите   способы   установления   лексического значения слова. X. Этап: Заключение Я желаю вам, ребята, Чтоб вы грамотными были, Чтобы край родной любили, Что узнали – не забыли. И вы знайте каждый миг: Лучший друг – родной язык! Литература 1. Программа   по   русскому   языку   для   5   –   9   классов.   ­   М.Т.   Баранов,   Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2010.   Русский язык // Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ­ 2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. ­ М.: Просвещение, 2013. 3. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса. – М.: ВАКО, 2013. 4. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009. 5. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. // Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 6. Никулина, М.Ю. Русский язык. Экспресс­диагностика. 5 класс. – М.: Экзамен, 2013. 7. Тростенцова,   Л.А.   Рабочая   тетрадь   к   учебнику   Т.А.   Ладыженской,   М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». – М.: Экзамен, 2012. 8. Репкин,   В.В.   Русский   язык.   5   класс.   Книга   2   //   Учебник   для   5   класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вита­Пресс, 2006. 9. Влодавская, Е.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т.А.   Ладыженской,   М.Т.   Баранова,   Л.А.   Тростенцовой   «Русский   язык.   5 класс». ­  М.: Экзамен, 2012. 11 12

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)

Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017