Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.02.2017
Урок изучение нового материала по теме «Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение. Способы определения лексического значения слова» в 5 классе является первым в изучении большой темы «Лексика» по программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.
Методическая разработка
по русскому языку для 5 класса
Автор: Абсаламова Н.Ю.,
учитель русского языка и литературы г. Сургут
2017 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………….2
2. План урока………………………………………………………………..4
3. Структура урока………………………………………………………….5
4. Ход урока…………………………………………………………………6
5. Литература………………………………………………………………11
1 Пояснительная записка.
Урок изучение нового материала по теме «Понятие о лексике. Слово и
его лексическое значение. Способы определения лексического значения
слова» в 5 классе является первым в изучении большой темы «Лексика» по
программе по русскому языку для 59 классов М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым
образовательным стандартам и входит в состав УМК. Рекомендована
Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учащиеся не знакомы с понятиями лексика и лексическое значение
слова. Урок построен с использованием исследовательской технологии.
Ведущей деятельностью на уроке станет исследовательская деятельность:
новый материал о лексике, лексическом значении слова учащиеся получают в
результате анализа отдельных слов. Учащиеся учатся работать в парах и
группах, работают с элементами исследовательской технологии.
В целом урок направлен на формирование основных учебных
компетенций учащихся: коммуникативную, предметную, лингвистическую,
Эти виды компетенций
информационную,
учебнопознавательную.
формируются у учащихся 5 класса на разных этапах урока; их развитие
определяет в целом работу группы и каждого ученика в отдельности, а также
результат урока.
Объём материала и его сложность соответствуют возрасту учащихся.
Смена разных видов деятельности не позволяет обучающимся уставать,
отвлекаться.
Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей
учащихся 5 класса, их интересов и индивидуальных особенностей.
2 Теоретические знания, приобретенные на данном уроке, учащиеся смогут
использовать в дальнейшем обучении и подготовке к ГИА и ЕГЭ.
На уроке используются толковые словари, компьютер, интерактивная
доска, мультимедийная презентация, учебники, тетрадисправочники, рабочие
тетради.
3 Тема урока: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение.
Цель урока: создание условий для самостоятельного определения способов
установления лексического значения слова.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с разделом науки о русском языке –
лексикой; дать понятие о лексическом значении слова; обучить способам
самостоятельного установления лексического значения слова по
морфологическому составу, толковому словарю и контексту.
Развивающая: развивать умения связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, навыки работы с толковым словарем; формировать у
учащихся прочные орфографические умения и навыки;
Воспитательная: прививать любовь к родному языку, воспитывать
отношение к языку как к духовной ценности.
4 Структура урока
№ Название этапа
Цель этапа урока
1
2
3
4
5
6
7
9
Организационный
момент
Беседа
Создание психологического настроя на
работу
Создание мотивации к плодотворной работе
на уроке
Установка на сотрудничество и
взаимопомощь на уроке
Определение темы,
целей и задач урока
Работа по теме урока Создание условий для развития у школьников
Первичная проверка
знаний
Закрепление
Итоги урока
Постановка домашнего
задания
умений самостоятельно находить ответ на
поставленную задачу
Характер учебной деятельности: поисковый,
через работу в парах
Метод обучения: практическая работа.
Регулирующий компонент взаимоконтроль
учащихся и наблюдения учителя.
Создаются условия для осознания учащимися
содержания урока; систематизируются
полученные на уроке знания, осуществляется
анализ и оценка достижения целей урока,
перспектив последующей работы.
Сообщение домашнего задания; инструктаж
по выполнению
Время,
мин
1 мин
3 мин
3 мин
9 мин.
10 мин
10 мин
2 мин
2 мин
5 Ход урока:
Эпиграф урока:
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый,
Народа русского язык прекрасный.
Иосиф Гришашвили.
ясный
I.
II.
Этап: Организационный момент.
Этап: Беседа.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня продолжаем путешествие по
стране Русский язык. А я, если позволите, буду вашим проводником.
Согласны? Сегодня мы отправляемся в новое княжество этой удивительной
страны. А как оно называется, мы узнаем в ходе путешествия.
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова грузинского поэта
Иосифа Гришашвили (чтение эпиграфа). Как вы их понимаете?
Ответы детей.
Запись в тетрадях даты, эпиграфа урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прекрасным
русским языком. Богатства языка дороже бриллиантов, дороже жемчуга и
золота. В его кладовых хранятся слова все слова русского языка от самых
самых древних до только что родившихся. Здесь по крупицам собирается вся
мудрость русского народа. С богатствами языка надо обращаться очень
бережно и аккуратно.
Как вы думаете, почему же надо обращаться с ними бережно?
Ответы детей.
6 Учитель: А вот как ответили на этот вопрос известные русские писатели
В.Г. Короленко:
«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и
передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения,
которым он обладает, другим людям»,
и Н.В. Гоголь:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то подарок; все
зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее
самой вещи».
А чтобы бережно обращаться с языком, ребята, его надо хорошо знать.
III. Этап:
Учитель: Давайте вспомним библейскую фразу: «В начале было Слово». Её
понимают поразному. Одно из значений фразы – утверждение великой,
основополагающей роли Слова. Почти всё в мире имеет название: предметы,
явления, действия, признаки предметов. Все эти названия составляют лексику
русского языка.
IV. Этап:
Учитель: Ктонибудь из вас уже догадался, что обозначает слово
«лексика»?
Ученик: Это все слова какоголибо языка или словарный состав языка.
Учитель: Так это и есть название нового княжества, в которое мы
отправляемся, и тема нашего урока «Лексика». (Запись на доске и в
тетрадях).
Учитель: Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется
лексикологией. (Запись в тетрадяхсправочниках).
Учитель: Лексика изучает лексическое значение слова. Что такое
лексическое значение?
Ученик: Это то, что обозначает слово.
7 V.
Этап:
Учитель: Мы сейчас с вами будем учиться определять лексическое значение
слов. Работаем в трёх группах.
Задание:
ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА.
Проверка работы.
определите лексическое значение слов ЗЕЛЕНЩИК,
Запишите, пожалуйста, слова ЗЕЛЕНЩИК, ЗАКОПЁРЩИК, ДЖОНКА.
Учитель: Значение какого слова вы легко смогли установить?
Учитель: Кто такой зеленщик? Как вы это поняли?
Ученик: По корню ЗЕЛЕН и суффиксу –ЩИК.
Учитель: Как вы определили лексическое значение слова?
Ученик: Разобрали слово по составу.
Учитель: Это I способ определения лексического значения слова.
(Фиксируем на доске и в тетрадях – справочниках).
Учитель: А что означает слово ЗАКОПЁРЩИК?
Ученик: Это человек.
Учитель: Как вы это поняли?
Ученик: По суффиксу – ЩИК.
Учитель: А как узнать лексическое значение корня ЗАКОПЁР?
Ученик: По толковому словарю.
Работа со словарями.
Учитель: Кто же такой ЗАКОПЁРЩИК?
Ученик: Это тот, кто верховодит, зачинщик.
Учитель: Какой у нас II способ определения лексического значения слова?
Ученик: Лексическое значение слова можно определить по толковому
словарю.
Учитель: Фиксируем II способ на доске и в тетрадяхсправочниках.
8 Учитель: Что обозначает слово ДЖОНКА?
Ответы детей.
Учитель: Читаем предложение: По бурной реке плывет небольшая
джонка.
Учитель: Можно ли установить лексическое значение слова ДЖОНКА по
данному предложению?
Ученик: Да. Джонка – это лодка.
Учитель: Действительно, ДЖОНКА – это китайская лодка. Каков III
способ установления лексического значения слова?
Ученик: По контексту.
Учитель: Фиксируем III способ установления лексического значения слова:
по контексту.
Учитель: Итак, мы с вами нашли три способа определения лексического
значения слова. Как вы думаете, есть ли ещё способы?
Ответы детей.
VI. Этап:
Учитель: Давайте попробуем выяснить. В современном мире нам не всегда
хватает времени искать слова в словаре или в компьютере. Давайте
попробуем распределить следующие слова в группы по способу установления
их лексического значения: ГОЛИК, ИЗРАЗЕЦ, КЛЮЧ, КЛУБ, НОС,
БАРАБАНЩИК,
СВАРЩИК,
КЛЕТЧАТЫЙ,
РАЗНОЦВЕТНЫЙ,
РАЗНОСЧИК.
Задание: распределите слова в 3 группы по способу установления
лексического значения; отметьте знаком:
1). + – слова, лексическое значение которых можно определить сразу;
2). ( ) – слова, лексическое значение которых надо искать в словаре;
3). ? – слова, если вы не можете определить способ установления
лексического значения.
9 Сначала работаем самостоятельно, затем обмениваемся работами с соседом и
оцениваем работы.
Критерии оценивания: если из 10 предложенных слов вы безошибочно
определили значения 8 слов, то получаете оценку «5»; если 67 слов, то
получаете оценку «4»; 45 слов оценку «3».
VII. Этап: Проверка работы:
Учитель: Какие слова отметили знаком +? Какой способ вы применили?
Учитель: Какие слова отметили скобками ( )? Почему?
Учитель: Какие слова отметили знаком ? ?
Учитель: Сможете ли вы определить лексическое значение этих слов со
знаком ? одним из 3 найденных нами способов или вам потребуется какойто
другой способ? Докажите свою точку зрения.
Правильные варианты отображаются в презентации.
VIII. Этап: Итоги урока:
Учитель: Что нового мы узнали на уроке?
Ученик: Мы узнали, что такое лексика. Это словарный состав языка.
Ученик: Ещё мы узнали три способа установления лексического значения
слова:
1 способ: разбор слова по составу;
2 способ: по толковому словарю;
3 способ: по контексту.
Учитель: Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках?
Ученик: Если лексика – это словарный состав языка, то, возможно, мы
будем изучать разные слова русского языка.
IX. Этап: Д/З:
1. прочитайте § 64 и запомните определение лексики;
2. упражнение № 327, прочитайте и озаглавьте текст, спишите текст, вставляя
пропущенные буквы;
10 3. по тетрадисправочнику повторите способы установления лексического
значения слова.
X.
Этап: Заключение
Я желаю вам, ребята,
Чтоб вы грамотными были,
Чтобы край родной любили,
Что узнали – не забыли.
И вы знайте каждый миг:
Лучший друг – родной язык!
Литература
1. Программа по русскому языку для 5 – 9 классов. М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: «Просвещение», 2010.
Русский язык // Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
2.
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2013.
3. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса. – М.:
ВАКО, 2013.
4. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009.
5. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. // Рабочая тетрадь. 5 класс. –
М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. Никулина, М.Ю. Русский язык. Экспрессдиагностика. 5 класс. – М.: Экзамен,
2013.
7. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.
Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 5 класс». – М.: Экзамен, 2012.
8. Репкин, В.В. Русский язык. 5 класс. Книга 2 // Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: ВитаПресс, 2006.
9. Влодавская, Е.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 5
класс». М.: Экзамен, 2012.
11 12
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Урок русского языка на тему "Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение." (5 класс. русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.