Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
20.02.2017
Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)
презентация к уроку русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)
Занятие Дом новый.docx
Предмет: русский язык, 5 класс  Тема: Рр Языковой портрет слова. Слово «дом». Цели:  1. 2. мировоззрения народа. 3.  информацию. 4. 5. 6. обучения русскому языку. Составить лингвокультурологический портрет слова «дом».  Показать учащимся, как в слове отразились особенности национальной культуры и Умение   работать   со   словарём.   Находить,   перерабатывать   и   использовать Обогащать и активизировать словарный запас у детей. Развивать навыки работы с текстом. Содействовать интеграции детей разных национальностей в обществе посредством Ход занятия: ­  Здравствуйте,   ребята.  Сегодня   у   нас   будет   не   совсем   обычное   занятие.   Мы   будем рисовать портрет слова, рисовать не красками, а словами. Эпиграфом к нашему занятию будут слова из былины: «Слово, оно что яблочко: с одного­то бока зеленое, так с другого румяное, ты умей его…повёртывать». Вот и нам сегодня предстоит так поработать со словом, чтобы увидеть его со всех сторон. Согласны? ­ А чтобы узнать, с каким словом мы будем работать, вы должны отгадать загадку:  В нём живёт моя родня, Мне без него не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый … ­ Правильно. Это дом. Слово «дом» является для нас привычным словом, мы его слышим и произносим каждый день. «К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны…» ­ Ребята, скажите, что обозначает слово дом?  Каково его лексическое значение? Как вы его понимаете?         (жилище, здание….) Две девочки в тайне от всех получили домашнее задание, поработать с толковым словарём и сейчас они нам расскажут, что у них получилось Работа со словарём:    Дом 1. Жилое здание. Дом­новостройка. Каменный дом.  2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе. Родной дом. 3. Место,   где   живут   люди,   объединенные   общими   интересами,   условиями существования. Общеевропейский дом. Югра – наш дом. 4. Династия, род. Царствующий дом. Дом Романовых. С.И. Ожегов. Словарь русского языка: ­ Москва, Русский язык,1988.  ­ У слова есть корень. И есть родня. Давайте подберем родственные слова к слову «дом»: Домик – как оно образовано, что означает? Домишко –   Домище –   Домовой – в слав. миф сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый  дух дома. Домашний  Бездомный, надомный Домоводство – умение и навыки вести дом хозяйство Домосед – человек, который любит сидеть дома, тяжелый на подъём Домохозяйка Домовитый – хороший хозяин  Большая родня у слова дом?     ­ А как называется дом у других народов?       у русских ­ дом, изба  у украинцев  ­ хата у молдаван – кафа у казахов – юрта у ханты  ­ чум ­ Кто знает, как называется дом горцев? ­ Сакля. ­   Ребята,   а   что   вы   представляете,   когда   вы   слышите   слово  дом?   Какие   ассоциации   у   вас возникают? Давайте запишем эти слова. (Крепость, счастье, семья, уют, мама, папа, брат (сестра), родные стены, родной порог, свой угол, семейные традиции, праздники ……) А наш общий дом – это что?  ­ Конечно, это наша страна, наша родина. Россия. Школа!  ­ Каким бы вы хотели видеть свой дом?  (крепкий, светлый, добрый,  надежный, открытый, тёплый…) ­ А что значит теплый дом? Кто пояснит? Что делает дом теплым? Крепким? Счастливым? ­ А может быть дом холодным? Когда он холоден?  ­ Какую роль играет дом в жизни человека? Что значит он для вас? ­ Испокон веку для каждого народа дом значил многое. И доказательством тому являются пословицы, которые народ сложил о доме. ­ А вы знаете пословицы о доме?  Мир вашему дому  Мой   дом   ­   моя   крепость   (английская   пословица).   Пословица   о   надежной неприкосновенности дома, семьи.  Дома и стены помогают   В гостях хорошо, а дома лучше  Глупа та птица, которой свое гнездо не мило (русская пословица)  Без хозяина дом – сирота (русская пословица)  Дом вести, не лапти плести  Каков Дема, таково у него и дома ­ Какая пословица тебе больше всего понравилась и почему? Объясните ее смысл.  ­ О чем говорят нам последние пословицы? В чем заключена мудрость народа?   Как дома – чувствовать себя без стеснения, свободно   Не все дома – о том, кто не совсем нормален Работа с текстом ­ А сейчас мы с вами поработаем с текстами. Первый из них о русской избе, а второй текст о горской сакле, и сравним, что между ними общего и в чем они отличаются друг от друга. Русская изба Избы на Руси возводились из сосны и ели. Крестьянский дом строился из крупных бревен,   которые   соединялись   в  венец.   Русская   изба   чаще   состояла   из   одного   жилого помещения  «жилой   избы».  В   центральной   части   крестьянского   дома   располагался «красный   угол».   В   нем   находились   икона,   лампадка,   украшенные   полотенцем.   Важной частью избы была печь, которая обогревала и кормила домочадцев. Иногда в крестьянском доме была не только  «жилая изба»,  но и  холодная горница, отделенная от теплой избы сенями.   Изба   была   гордостью   каждой   семьи,   так   как   являлась   не   только   местом проживания, но и, по поверью, защитой от злых сил природы.  Горская сакля.   Дома     или   сакли   на   Кавказе   чаще   всего   возводились   из   камня   и   не   были оштукатурены.   Сакля   состояла   из   одной   комнаты,   где   проживала   семья,   и  кунацкой, предназначенной для гостей Горцы всегда почитали свое жилище, это было связано с культом предков.  Очаг, очажная цепь и срединный столб считались священными. При переселении в новый дом в него   переносили   старую   цепь   и   старый   столб.   Существовал   обычай   сохранения   огня. Уничтожение огня было большим оскорблением. Особо берегли и срединный столб, на котором держится крыша сакли.  План работы с текстом: 1. Внимательно прочитайте текст. Все ли вам в нем понятно? Какие слова вы пометили бы звездочкой (*) для толкования? 2. Какие слова вызвали интерес? Почему? 3. Что общего между русской избой и горской саклей? 4. Чем отличается изба от сакли? 5. Что является самым главным в  избе и сакле?  САКЛЯ. Заимствовано в первой половине XIX в. из грузинского, где сахли "дом".  Венец – в деревянном срубе звено из четырех бревен   Домочадцы – члены семьи Кунак – друг, приятель Ребята, о доме еще говорят так:  хлебосольный  дом. Как вы это понимаете? Дом, где радушно всех встречают хлебом­солью. А умеем ли мы  быть гостем?   ­ Что мы говорим, входя в чужой дом? ­ Здравствуйте! ­ Мир вашему дому. ­ Как вы понимаете это выражения? ­ Пожелание здоровья, мира и спокойствия. ­ Входя в дом с добрыми словами, что мы проявляем к людям, живущим в этом  доме? ­ Уважение к людям, к правилам поведения, принятым в каждой семье, к традициям этого дома. ­ Какое слово было у нас самым главным на занятии?  ­ Теперь попробуем с ним составить синквейн. Работа над составлением синквейна.  1 строка – заголовок, ключевое слово, тема (существительное) 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола  4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – вывод (существительное) Чтение и анализ синквейнов. Синквейн:                                                 Дом Родимый, тёплый     Ждёт, любит, встречает,      Дорогу  к дому не забуду.      Дом – начало всех начал. Рефлексия: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… Вывод:  Дом от бед нас защищает, Охраняет и спасает, Бережет, желает счастья, Укрывает от ненастья. Он нас слушает как друг, Прогоняет прочь недуг, Помогает нам во всем, Даже стены лечат в нем.

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Языковой портрет слова. Слово «дом»." (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017