Урок русского языка по теме : «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
03.11.2019
Цели урока:
- познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
4.тся ться урок.docx
Тема: «Правописание ться и тся в глаголах» 4 класс
Цели урока:
познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться
задавать вопросы к глаголам;
развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи
рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Ход урока
1.Этап мотивации
Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Продолжите фразу:
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг
друга, интересно рассказывать…)
2.Актуализация знаний
Какую часть речи мы изучаем? (глагол)
Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?,
что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Нр: стоял, стоит,
постоят, стоять)
Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она
не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и
имеют ^ –ть или ^ –ти. Нр: везти, писать)
А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите
морфологические признаки.
Апрель
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро
прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.
Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;
прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.
Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ ся назся возвратными глаголами.
Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Нр: купаться, радоваться)
3.Выявление места и причины затруднения
1) Работа с пословицей
Прочитайте пословицу:
Тот труда не бои(т…ся),
Кто умеет труди (т…ся).
Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
Взаимопроверка
Сравните свои работы. знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется тся или -ться)
Что же получается? (Мы поразному написали слова с пропущенными буквами)
Задание было одно, а вы его выполнили поразному. Почему так вышло? Чего мы ещё не
- Какой будет тема нашего урока? (Правописание тся и -ться в глаголах)
2)Сообщение темы и целей урока
Тема урока «Правописание тся и -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам
познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на тся и –ться; научиться задавать
вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую
орфограмму.
Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?
(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ ся в возвратных глаголах;
объяснять написание тся и -ться в глаголах; применять правило правописания тся и -ться в
возвратных глаголах)
4.Построение проекта выхода из затруднения
1) Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.
Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)
Что их объединяет? (глаголы)
На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)
В какой форме стоят? (неопределённая форма)
Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)
Что их объединяет? (глаголы)
На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)
В какой форме стоят? (3е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)
Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)
Что их объединяет? (глаголы)
На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)
В какой форме стоят? (3е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)
Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает
на вопрос что делать? или что сделать? перед ^ ся пишется ь знак)
В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в зе лице ед. или мн. числа, отвечает на
вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)
2) Работа с учебником
Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104 105.
Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.
3)Составление алгоритма
Глагол
тся ться
Поставь вопрос
Если
что (с) делать? что делает? , что сделает?,
что делают? , что сделают?
неопределённая форма 3е лицо, ед. или мн.ч в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,
то пиши ться то пиши тся
4) Дальнейшая работа над пословицей
Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.
5.Первичное закрепление
Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, ться, подчёркивая
орфограммы.
Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.
тся ться
он хвалится вращаться
она боится качаться
они нравятся прощаться
Физкультминутка
Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться,
трудиться)
Запишем их в столбик
Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)
Измените глаголы, поставив их в 3е л. ед.ч.
Потянуться – потянется
Поклониться – поклонится
Трудиться трудится
6.Вторичное закрепление
1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219
А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.
1 вариант – 1и 2 предложения,
2 вариант – 3 предложение.
Самопроверка по образцу.
1в. Рано утром на рассвете умываются мышата.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
2)Творческая работа
Прочитайте текст.
В весеннем лесу ……. легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки.
Если ……… , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, ……. на все лады молодой,
зеленеющий лес.
Какова тема текста? (Весна в лесу)
Вставьте словаглаголы, чтобы текст стал завершённым.
В весеннем лесу дышится легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня
малиновки. Если прислушаться , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, переливается на все
лады молодой, зеленеющий лес.
3)Самостоятельная работа с самопроверкой
А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3
уровней.
выбирайте 1 уровень.
Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.
Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму
Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!
3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило
Проявлять стремление – ….
Они испытывают волнение …..
Допускать ошибки ……
Он испытывает радость ……
7.Итог урока
Какую цель ставили перед собой на начало урока?
Кто считает, что достиг поставленных целей?
За что бы вы себя похвалили?
В каких случаях мы пишем перед ^–ся ь знак?
В каких случаях мы не пишем перед ^–ся ь знак?
8. Домашнее задание
Дом. задание я предлагаю вам на выбор:
1) упр. 220 стр. 105,
2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.
Урок русского языка по теме : «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Урок русского языка по теме : «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Урок русского языка по теме : «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Урок русского языка по теме : «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.