Урок русского языка по теме "Написание изложения" (8 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока может учителю обратить внимание свое и учеников на основные моменты в написании сочинения. Разбор данного текста нацеливает учеников на правильное написание сочинения на итоговом сочинении в 9 классе. План при подготовке облегчит учащимся понимание структуры написания сочинения.
Иконка файла материала Изложение в 8 классе).doc
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе. Урок 1 Тема: Подготовка к изложению с элементами сочинения. Цели: 1 развитие речи учащихся             2 работа над содержанием текста для точной его передачи             3 закрепление знаний о типах и стилях речи Ход урока: 1.Орг.момент. На перемене готовимся к уроку. На столе должны быть 2  тетради:1 рабочая по русскому языку(вся работа на первом уроке будет  проведена в ней), 1­ по развитию речи. Открываем рабочую тетрадь по русскому языку и записываем: число и тему  урока. 2.Работа с текстом. Т.к. класс слабый и со слуха будет трудно воспринимать  текст и вести работу с ним, то на столах лежит текст изложения. На доске записаны вопросы , на которые ученики должны будут ответить  после первого прочтения. ВОПРОСЫ: ­ к какому стилю речи относится текст?                       ­ к какому типу речи?                      ­ какова тема текста? (т.е. о чем говорится в этом тексте?) Учитель начинает читать текст, а учащиеся в рабочих тетрадях делают  пометки на вопросы, данные на доске. Тему и тип речи после определения записываем в тетрадь. 3.Составление плана. После обсуждения вопросов и выделения микротем составляем план  изложения. Например: 1. Великодушная лоза делится пищей и водой.2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно. 3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым. 4. Просьба не заслонять солнце. 5. Лоза радует глаз гроздьями, а дерево растет бесплодным. План записываем в рабочую тетрадь. 4.Работа над сложными моментами текста. На доске начерчены схемы предложений, на которые следует обратить  внимание. К этим схемам надо из текста выписать предложения. ,и  1. выросло деревце. .  У корня виноградной лозы кто­то обронил семя, и  2. , .  Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону. 5.Работа с трудными словами. На доску после очередного прочтения выписываются слова, которые вызвали  наибольшее затруднение у учащихся. Например: ВЕЛИКОДУШНЫЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ ОБРОНИЛ Можно сделать их морфемный разбор. 6.Завершающий этап работы над сочинением. Открываем тетради по развитию речи и записываем туда число, тему  изложения и тему текста. 7.Элемент сочинения. Элемент сочинения заключается в том, чтобы после изложения написать свое  мнение и отношение к тексту. Т.е. необходимо высказать свое отношение к  теме: «Доброта виноградной лозы и «черная» неблагодарность дерева». Урок 2На втором уроке учитель читает текст еще раз. Даю несколько минут на то,  чтобы пробежать текст глазами еще раз и собираю листочки с изложениями. Изложение начинаем писать в тетрадях по развитию речи, причем рабочие  тетради не закрываем, т.к. там написано все необходимое для работы над  изложение. Домашнее задание: не задается.Текст изложения СОСЕДИ. У корня лозы виноградной кто­то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно  росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с  ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не  просит пищи, а берет сколько ему нужно. Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что  осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные  кисти винограда сладчайшим соком. Всё бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно  раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не  выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее  сомкнуло над ней ветви. Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями ­ ведь она  привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех,  безраздельно захватив солнце, но что­то никто не помнит, чтобы оно завязало  на своих ветвях хоть один плод. А.Гурунц

Посмотрите также