Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: - обобщить знания детей о видах речи, её структуре, повторить значение слов речи, закрепить умение учащихся дифференцировать позиции звуков в слове, продолжить работу по формированию умения решать орфографические задачи; - развивать орфографическую зоркость учащихся, навыки самоконтроля, умение анализировать и использовать свой лексический запас; совершенствовать каллиграфические навыки учащихся; - прививать учащимся интерес к изучению русского языка, воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.
Иконка файла материала Урок русского языка.docx
МКОУ СОШ № 7 г.­к. Кисловодска  Учитель: Ольга Васильевна Халина 1 класс  УМК «Гармония» Урок русского языка по теме «Речь.Обобщение» Цели:      ­ обобщить знания детей о видах речи, её структуре, повторить значение слов  речи,  закрепить умение учащихся дифференцировать позиции звуков в слове, продолжить работу по формированию умения  решать орфографические задачи; ­  развивать орфографическую зоркость учащихся, навыки самоконтроля, умение   анализировать и использовать свой лексический запас; совершенствовать  каллиграфические навыки учащихся; ­  прививать  учащимся интерес к изучению русского языка, воспитывать стремление  использовать полученные знания на практике. Оборудование:                                                                                                                                   ­  карточки со словарными словами (заяц, воробей, язык), со словами ­терминами ( речь,  лексика ),                                                                                                                                            ­ таблица­опора «Виды речи»,                                                                                                          ­ раздаточный материал «Словарный запас» (для работы в парах),                                             ­ «Дерево мудрости»,                                                                                                                        ­ учебник  М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 1 класс».                                          Ход  урока. 1.Организация  внимания  учащихся . (Оформление работы в тетрадях.) 2.Работа  над  словарными словами . (Повторение словарных слов с       использованием  ассоциаций.)              З А Я Ц  ­ зрительная ассоциация (с опорой  на рисунок, ребус  ),       В О Р О Б Е Й – ассоциация «робкий вор» – результат наблюдений за  поведением  птицы,  1Я З Ы К  ­ этимологическая ассоциация (раньше в русском языке не было  слова «громкий», а было слово  «зык» ­ громкий звук, крик . Каждый человек,  который мог громко сказать или крикнуть, говорил о себе «я – зык», а потом  и мышцу речевого аппарата стали называть «язык» , т. к. без неё ни один звук  не произнести). (По ходу работы дети записывают слова, комментируя звуковые позиции,  количество слогов.) ­ Какое  слово можно взять среди них «третьим – лишним»?                                (Воробей – 3 слога, нет гласных букв, обозначающих 2 звука;                                 язык – слог из 1 буквы, который  нельзя перенести; это – не  название      животного.)  3. Работа по теме урока « Речь». (Обобщение.)      1.Сообщение темы и цели урока.                                                                           (На доске остается карточка со словом  ЯЗЫК.) ­ Вспомните, как ученые назвали  наш учебник ? («К тайнам нашего языка».) ­ Каким  словом  можно  здесь  заменить  слово  язык ? (Речь.)                       ( На доске :    Я З Ы К = Р Е Ч Ь .) ­  Как  можно назвать эти слова ? ( Синонимы – слова, близкие по смыслу.)    4. Составление схемы « Структура  речи .»                                                      (Дети продолжают высказывание, начатое учителем , а учитель выстраивает  запись на доске.)  ­ Речь бывает   …  (устная и письменная ). ­ Устную речь мы … (слышим и произносим), а письменную  речь мы …         (видим, пишем, читаем.)  ­ Единицей устной речи является … ( звук ), а единицей письменной речи  ­   …( знак ­ буква). ­ Какие группы слов по значению есть в вашем словарном запасе? ( Слова­  названия, указатели, помощники.)                                              Я З Ы К 2=                                               Р Е Ч Ь звук                      У                                           П             буква                   Слышим                                видим                   Произносим                          пишем, читаем             СЛОВА – У, Н, П                    Словарный   запас – ЛЕКСИКА ­Ученые назвали весь словарный запас языка  одним словом. (На доске  закрепляется карточка со словом ЛЕКСИКА, дети читают его.) 5.Игра « Словарный запас ». ( Работа в парах. Звучит  песенка Винни ­Пуха .) ­ Узнали, чья песенка? Что было в голове Медвежонка? (Опилки, пыхтелки,  вопилки, кричалки, а слов совсем мало.) ­ Поможете  Винни  расширить  словарный  запас?  Какие  группы  слов  по  значению ему посоветуете? ( Обращаются  к  схеме на доске, напоминая  группы слов.) (На каждой парте для работы в парах лежат  КАРТОЧКИ  –  БАНКИ  для  словарного запаса. У каждой пары ряда – своя  БАНКА: розовая ­ для слов  ­указателей, зеленая ­ для слов­помощников, жёлтая – для слов­ названий.) ­Запасите слова и поставьте БАНКИ в погреб Винни ­ Пуха. (Задание  выполняется 2 минуты, карточки  дети закрепляют на доске. Результаты  обсуждаются.) ­  Мы увеличили словарный запас  Винни ­ Пуха?  Молодцы!   Надеюсь, с  вашей помощью друзья будут лучше понимать  его речь. Чтобы вы ему  посоветовали для расширения лексики? ( Читать, думать, развиваться.) ­ Много тайн речи вы уже узнали, но еще больше предстоит узнать. Есть у вас  силы? 6. Динамическая пауза. 7.Работа над предложением. (У доски и в тетрадях, комментируя действия,  дети сначала составляют  ОК ­ орфографическую карту предложения, затем  записывают его.)  ­ Без чего человек  не может обойтись в путешествии? (Без карты.) 3­У него ­ карта местности, а у предложения  какая? ( Орфографическая.)          ­ Составьте  ОК предложения, укажите в словах  все опасные места, где могут быть мины­ловушки. ( Учитель диктует предложение.) (cid:8) ∟  _  ____(cid:8)_   _  __(cid:8)__   _  __(cid:8)____   _  _(cid:8)____   _.     Я(cid:9)   _   хо, чу(cid:8)   _ зна(cid:8) ть,     _    та(cid:8) йны  _    ре(cid:8) чи _. ( Выясняется степень самостоятельности  выполнения работы.) 8. Работа с учебником. (Упражнение 56.) ­ Смогли  мы передать интонацией удивление, радость? Какой заголовок  точнее передаст наши чувства? ( Вот_ так _встреча_!)  Укажите «опасные места» в слове встреча. 9.Игра « Прятки». ( На доске – лента, где между буквами  « спрятались»  слова.)   КЫОЩКРАСКИЛОЦЬЮСКИСТИСАКЦЩГКАРТИНАЬВЦХЪ ­ Какие слова «спрятались»? Запишите их. ( КРАСКИ, КИСТИ, КАРТИНА.) ­ Чем еще можно нарисовать картину? (Словами.)Как ммы называем такое  рисование? (Словесным рисованием.)  10.Загадки. Творческие работы детей. ­ На прошлом уроке мы учились словами рисовать загадочные портреты.  Многие ребята закончили  в классе, а кое­кто «дорисовывал» дома. Слушаем  их и отгадываем. (Ребята загадывают свои загадки. Отгадку принимают с  обоснованием.) Бадалов  Амаяк:    ­ Хищница морская и фонтан пускает.        (Китовая акула.) Гладышева  Ангелина: ­  Этот модник одевает лишь один носок и шляпу.                                           В гости просится, друзья. Только есть его нельзя!                                                                                                                        ( Мухомор.) Курман   Снежана: ­ Зеленый, но не ёлка. Колючий, но не ёж.       ( Кактус.) Годжева  Камила: ­ Колючий шарик в норке грибы жарит.           ( Ёжик.) Сыщиков Данил: ­ Синее, да не небо. Солёное, да не суп.                                      Большое, да не счастье.                                        (Море.)  4 (cid:8)Лобжанидзе Саша : ­ В лесу они ходят и очень хитрят,                                                                               Следы заметают и любят зайчат.               (Лисички.)          ( Каждый ребёнок  получает карточку с цветным шариком и дома записывает  на ней свою загадку.)  ­ Молодцы!  Загадки получились интересные и весёлые.   ­ Какие приёмы вы использовали при составлении загадок? ( Рифму,  сравнение, ассоциации.) ­ Фестиваль загадок продолжается, и  Винни ­ Пух  сможет полетать на вашем  шарике, отгадав загадку. 10. Обобщение по карте «Речь». Итог урока. ­ Опираясь на карту « Речь», расскажите, что мы о ней знаем. (Дети делают  обобщение.) ­ Кому нравится развивать свою речь? Да, это – непростое, но очень  интересное занятие! ­ Как вы считаете, какой должна быть наша речь? (Вежливой, понятной,  грамотной.)  ­ Напишите своё мнение на  листочках Дерева Мудрости, дайте советы Винни ­ Пуху. ( Ребята записывают советы и закрепляют листики на Дереве  Мудрости.)  ­ Я верю, что речь откроет вам свои тайны!              5­ Я рисую словами.                                          Дерево Мудрости.                                                                                              Запасы Винни­Пуха.                                                                6

Посмотрите также