Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
06.01.2017
Цели урока:
- обобщить знания детей о видах речи, её структуре, повторить значение слов речи, закрепить умение учащихся дифференцировать позиции звуков в слове, продолжить работу по формированию умения решать орфографические задачи;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, навыки самоконтроля, умение анализировать и использовать свой лексический запас; совершенствовать каллиграфические навыки учащихся;
- прививать учащимся интерес к изучению русского языка, воспитывать стремление использовать полученные знания на практике.
Урок русского языка.docx
МКОУ СОШ № 7 г.к. Кисловодска
Учитель: Ольга Васильевна Халина
1 класс
УМК «Гармония»
Урок русского языка по теме «Речь.Обобщение»
Цели:
обобщить знания детей о видах речи, её структуре, повторить значение слов речи,
закрепить умение учащихся дифференцировать позиции звуков в слове, продолжить работу
по формированию умения решать орфографические задачи;
развивать орфографическую зоркость учащихся, навыки самоконтроля, умение
анализировать и использовать свой лексический запас; совершенствовать
каллиграфические навыки учащихся;
прививать учащимся интерес к изучению русского языка, воспитывать стремление
использовать полученные знания на практике.
Оборудование:
карточки со словарными словами (заяц, воробей, язык), со словами терминами ( речь,
лексика ),
таблицаопора «Виды речи»,
раздаточный материал «Словарный запас» (для работы в парах),
«Дерево мудрости»,
учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка. 1 класс».
Ход урока.
1.Организация внимания учащихся . (Оформление работы в тетрадях.)
2.Работа над словарными словами . (Повторение словарных слов с
использованием ассоциаций.)
З А Я Ц зрительная ассоциация (с опорой на рисунок, ребус ),
В О Р О Б Е Й – ассоциация «робкий вор» – результат наблюдений за
поведением птицы,
1 Я З Ы К этимологическая ассоциация (раньше в русском языке не было
слова «громкий», а было слово «зык» громкий звук, крик . Каждый человек,
который мог громко сказать или крикнуть, говорил о себе «я – зык», а потом
и мышцу речевого аппарата стали называть «язык» , т. к. без неё ни один звук
не произнести).
(По ходу работы дети записывают слова, комментируя звуковые позиции,
количество слогов.)
Какое слово можно взять среди них «третьим – лишним»?
(Воробей – 3 слога, нет гласных букв, обозначающих 2 звука;
язык – слог из 1 буквы, который нельзя перенести; это – не название
животного.)
3. Работа по теме урока « Речь». (Обобщение.)
1.Сообщение темы и цели урока.
(На доске остается карточка со словом ЯЗЫК.)
Вспомните, как ученые назвали наш учебник ? («К тайнам нашего языка».)
Каким словом можно здесь заменить слово язык ? (Речь.)
( На доске : Я З Ы К = Р Е Ч Ь .)
Как можно назвать эти слова ? ( Синонимы – слова, близкие по смыслу.)
4. Составление схемы « Структура речи .»
(Дети продолжают высказывание, начатое учителем , а учитель выстраивает
запись на доске.)
Речь бывает … (устная и письменная ).
Устную речь мы … (слышим и произносим), а письменную речь мы …
(видим, пишем, читаем.)
Единицей устной речи является … ( звук ), а единицей письменной речи
…( знак буква).
Какие группы слов по значению есть в вашем словарном запасе? ( Слова
названия, указатели, помощники.)
Я З Ы К
2 =
Р Е Ч Ь
звук У П буква
Слышим видим
Произносим пишем, читаем
СЛОВА – У, Н, П Словарный запас – ЛЕКСИКА
Ученые назвали весь словарный запас языка одним словом. (На доске
закрепляется карточка со словом ЛЕКСИКА, дети читают его.)
5.Игра « Словарный запас ». ( Работа в парах. Звучит песенка Винни Пуха .)
Узнали, чья песенка? Что было в голове Медвежонка? (Опилки, пыхтелки,
вопилки, кричалки, а слов совсем мало.)
Поможете Винни расширить словарный запас? Какие группы слов по
значению ему посоветуете? ( Обращаются к схеме на доске, напоминая
группы слов.)
(На каждой парте для работы в парах лежат КАРТОЧКИ – БАНКИ для
словарного запаса. У каждой пары ряда – своя БАНКА: розовая для слов
указателей, зеленая для словпомощников, жёлтая – для слов названий.)
Запасите слова и поставьте БАНКИ в погреб Винни Пуха. (Задание
выполняется 2 минуты, карточки дети закрепляют на доске. Результаты
обсуждаются.)
Мы увеличили словарный запас Винни Пуха? Молодцы! Надеюсь, с
вашей помощью друзья будут лучше понимать его речь. Чтобы вы ему
посоветовали для расширения лексики? ( Читать, думать, развиваться.)
Много тайн речи вы уже узнали, но еще больше предстоит узнать. Есть у вас
силы?
6. Динамическая пауза.
7.Работа над предложением. (У доски и в тетрадях, комментируя действия,
дети сначала составляют ОК орфографическую карту предложения, затем
записывают его.)
Без чего человек не может обойтись в путешествии? (Без карты.)
3 У него карта местности, а у предложения какая? ( Орфографическая.)
Составьте ОК предложения, укажите в словах все опасные места, где могут
быть миныловушки. ( Учитель диктует предложение.)
(cid:8) ∟ _ ____(cid:8)_ _ __(cid:8)__ _ __(cid:8)____
_ _(cid:8)____ _.
Я(cid:9)
_ хо, чу(cid:8)
_ зна(cid:8) ть, _ та(cid:8) йны _ ре(cid:8) чи _.
( Выясняется степень самостоятельности выполнения работы.)
8. Работа с учебником. (Упражнение 56.)
Смогли мы передать интонацией удивление, радость? Какой заголовок
точнее передаст наши чувства? ( Вот_ так _встреча_!)
Укажите «опасные места» в слове встреча.
9.Игра « Прятки». ( На доске – лента, где между буквами « спрятались»
слова.)
КЫОЩКРАСКИЛОЦЬЮСКИСТИСАКЦЩГКАРТИНАЬВЦХЪ
Какие слова «спрятались»? Запишите их. ( КРАСКИ, КИСТИ, КАРТИНА.)
Чем еще можно нарисовать картину? (Словами.)Как ммы называем такое
рисование? (Словесным рисованием.)
10.Загадки. Творческие работы детей.
На прошлом уроке мы учились словами рисовать загадочные портреты.
Многие ребята закончили в классе, а коекто «дорисовывал» дома. Слушаем
их и отгадываем. (Ребята загадывают свои загадки. Отгадку принимают с
обоснованием.)
Бадалов Амаяк: Хищница морская и фонтан пускает. (Китовая акула.)
Гладышева Ангелина: Этот модник одевает лишь один носок и шляпу.
В гости просится, друзья. Только есть его нельзя!
( Мухомор.)
Курман Снежана: Зеленый, но не ёлка. Колючий, но не ёж. ( Кактус.)
Годжева Камила: Колючий шарик в норке грибы жарит. ( Ёжик.)
Сыщиков Данил: Синее, да не небо. Солёное, да не суп.
Большое, да не счастье. (Море.)
4
(cid:8) Лобжанидзе Саша : В лесу они ходят и очень хитрят,
Следы заметают и любят зайчат. (Лисички.)
( Каждый ребёнок получает карточку с цветным шариком и дома записывает
на ней свою загадку.)
Молодцы! Загадки получились интересные и весёлые.
Какие приёмы вы использовали при составлении загадок? ( Рифму,
сравнение, ассоциации.)
Фестиваль загадок продолжается, и Винни Пух сможет полетать на вашем
шарике, отгадав загадку.
10. Обобщение по карте «Речь». Итог урока.
Опираясь на карту « Речь», расскажите, что мы о ней знаем. (Дети делают
обобщение.)
Кому нравится развивать свою речь? Да, это – непростое, но очень
интересное занятие!
Как вы считаете, какой должна быть наша речь? (Вежливой, понятной,
грамотной.)
Напишите своё мнение на листочках Дерева Мудрости, дайте советы Винни
Пуху. ( Ребята записывают советы и закрепляют листики на Дереве
Мудрости.)
Я верю, что речь откроет вам свои тайны!
5 Я рисую словами. Дерево Мудрости.
Запасы ВинниПуха.
6
Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Урок русского языка по теме "Речь. Обобщение" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.