Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"
Оценка 5

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
21.02.2019
Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"
Урок разработан для учащихся 3 класса на основе авторской программы С.В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.). Данная программа предусматривает 170 учебных часов в год (5 часов в неделю). Тема «Склонение имен существительных» находится в разделе « Как устроен наш язык». Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС с применением технологии адаптивного обучения. В ходе урока была организована опора на ранее изученные знания. На данном уроке учащиеся учатся определять склонение имён существительных, подбирать имена существительные разного типа склонения.
Сценарий урока.docx
Пояснительная записка  к уроку  русского языка      Урок разработан     для учащихся 3 класса   на основе   авторской программы С.В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная   школа   XXI   века».   –   3­е   издание,   доработанное   и   дополненное   –   М.:   Вентана­Граф,   2011г.   –   176   с.).   Данная   программа предусматривает 170 учебных часов в год (5 часов в неделю). Тема «Склонение имен существительных» находится в разделе « Как устроен наш язык».  Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС с применением технологии адаптивного обучения.   В ходе  урока была организована опора на ранее изученные знания. На данном  уроке  учащиеся  учатся определять склонение имён существительных, подбирать   имена   существительные   разного   типа   склонения.     Осуществляется   контроль   знаний   посредством   индивидуального   опроса, разноуровневой   работы,   фронтальной   работы,   учебного   диалога.   Индивидуальная   работа   чередовалась   с   работой   в   паре,   в   группе,   что способствовало поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего урока. Данная разработка может быть использована для проведения  урока по  теме:  «Склонение  имен  существительных»  по любому     УМК и  при  подготовке  к проверочной  работе.  Возможно добавление, сокращение  материала урока или его замена.   Образовательное учреждение Муниципальное образовательное учреждение «Чойская  СОШ», Чойского  района, Республики Алтай Автор Сундеева Марина Владимировна, учитель начальных классов Технологическая карта Организационная информация Предмет Класс Тема Тип   Цель: Задачи: Русский  язык 3 Методическая информация «Склонение имен существительных» Урок комплексного применения ЗУН учащихся Обобщение  и закрепление  имеющиеся знания о склонении имен существительных. Образовательные: обобщить изученный материал по теме «Склонение имен существительных»; повторить правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением, проверить объём и глубину знаний; Развивающие: развивать нестандартное мышление, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;  Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к родному языку, старательность. Знания. Имя существительное. Склонение имен существительных Основные понятия Сундеева Марина Владимировна Страница 1 Организация пространства Ресурсы Используемые  технологии  Методы и приемы:  Обоснование   использования мультимедиа компонента Время реализации  Планируемый результат Коллективная работа, групповая  работа,  индивидуальная работа, работа в парах. Мультимедийное оборудование для демонстрации  презентации и физкультминутки; карточки с заданиями  для индивидуальной, групповой, самостоятельной работы, работы в парах;  листы А3; маркеры; клей Системно­ деятельностный подход, адаптивная, здоровьесберегающая технология. Методы: словесные – беседа; наглядные – презентация, практические ­ выполнение  заданий Повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. 40 минут Личностные умения Метапредметные умения  мотивация к обучению и познанию;  умение самостоятельно выделять учебную задачу;  умение анализировать результаты учебной деятельности;  способность к самооценке. Регулятивные УУД:   умение принимать и сохранять учебную задачу;   умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;   умение контролировать и оценивать свои и соседа действия;   умение провести рефлексию своих действий на уроке;   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД    :   умение получать и анализировать информацию;  умение находить  пути  решения, выхода из проблемной ситуации;  умение представлять результаты своей работы по предложенному плану.  Коммуникативные УУД:   планировать способы совместной работы;  уметь договариваться, находить компромиссное решение в спорных вопросах;  учиться высказывать, доказывать, аргументировать своё мнение. Предметные умения  уметь  находить имена существительные;  определять тип склонения у существительных в начальной форме. Сундеева Марина Владимировна Страница 2 Этап 1.Организационный момент 2.Актуализация Сценарий урока Содержание учебного материала Мы удачливы, здоровы, И к работе все готовы. Время ­ Что приносит человеку работа,  когда он ее выполняет хорошо?(радость) ­Если работа приносит радость, значит,  ее надо выполнять с желанием. ­ Я уверена, что сегодня на уроке мы  будем  работать  с  большим желанием, и это принесет нам только радость. 1. Пальчиковая гимнастика - Итак, начнем свою работу с пальчиковой гимнастики Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. - Откройте тетради, запишите 21 февраля и классная работа. (Слайд 1) Наклонив тетрадь слегка (слайд «Сиди правильно»). Держит левая рука. Правой- ручку надо взять Приготовились писать. 2.Минутка чистописания -С какого звука начинается слово радость? - Как на письме обозначается этот звук? (Слайд 2) - Пропишите минутку чистописания – это буква Р Дети выполняют минутку чистописания ­Продолжаем работу. 3. Коллективная работа. Словарно – орфографическая минутка – Я буду загадывать загадки, вы их отгадывать. Дети в тетрадь записывают слова, а Сундеева Марина Владимировна Страница 3 учитель выставляет слова на одну сторону ватмана. 1. Не вода, не суша — На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. Болото- ед.ч., ср. р., 2 скл) 2. Быстрый транспорт городской, Но особенный такой - Под землёй вагоны катят, Места всем доехать хватит…(Метро- нескл) 3. От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает. (Бабочка- 1 скл) 4. Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (Гриб- 2 скл) Болото Метро Бабочка Гриб Печь 3. Постановка учебной задачи 5. Дрова кушает Зубов не имеет, Телом своим, Весь дом греет! Печь- ж.р., 3 скл - Какие орфограммы встретились в словах? Дети объясняют -Что объединяет все эти слова? Если детьми затрудняются, то читаю стих. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Сверху на ватман прикрепляю: Имя существительное ­ Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.  А некоторые будут выполнять работу по карточкам. Задание: Подчеркните имена существительные: сильный, зима, найти, Индивидуальная работа по карточкам Сундеева Марина Владимировна Страница 4 Предмет Кто? Что? Собственные Нарицательные Одушевленные Неодушевленные Род Число падеж дерево, рисовать, красивый, воробей, река, ручной, решать, подснежник, показаться. Слова, относящиеся к сущ., дети прикрепляют на другую сторону ватмана ­ Выберите из предложенных слов только те, которые касаются имен существительных (на доске расположены в разброс карточки со словами и вопросами: предмет, Кто? Что?, Какой?, Что делает?, признак, действие, собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род,  число, падеж) – Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи. ­Но есть еще один грамматический признак, которое относится к имени существительному. Что мы не отметили? Это Склонение. Прикрепляю слово на ватман. ­ Как определить тип склонения существительного? ­ Кто сможет назвать тему урока? (Слайд 3)  Склонение имен существительных ­ Что такое склонение? это изменение существительных по падежам -Послушайте интересные сведения Слово «падеж» произошло от латинского слова casus (падение). В разных языках разное число падежей: - в Эстонском языке 14 падежей - в Финляндии 15 падежей - в Венгрии 22 падежа - в немецком языке 4 падежа - У китайцев существительные не склоняются, и падежей в грамматике нет. -В русском языке было 13 падежей, а осталось 6 падежей. ­ Скажите, какие умения мы будем отрабатывать на уроке?  Чему нам предстоит  учиться на уроке?  (Слайд 3) ­ Цель:  учиться,  без ошибок  определять тип склонения имён существительных. -Для чего нужно уметь определять тип склонения? - Лучшим способом является выполнение заданий практическим путем. Сундеева Марина Владимировна Страница 5 4. Первичное  закрепление в знакомой  ситуации (типовые) - Вспомним, алгоритм, как определить тип склонения (Слайд 4) Алгоритм 1. Поставили существительное в И.п. в ед.ч. 2. Определили род, выделили окончание. 3. По роду и окончанию определили склонение. Работа в парах по перфокартам – Ребята, на столах вы видите перфокарты, будем работать в парах. Задание: Определите склонение существительных, поставив любой знак. Дети выполняют задание – Проверка (У каждого участника по 2 круга – зеленый и красный. Зеленый – ответ «да», красный – «нет». Ответ дают, поднимая нужный квадрат)   1 скл. 2 скл. 3 скл.  к маме у тропинки О снеге К ночи ландыш + +           +   +       +   Сундеева Марина Владимировна Страница 6 помощь      + Физкультминутка  5.Первичное  закрепление в изменённой  ситуации  (конструктивные) Имя существительное Очень удивительное На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно.  Если  имя существительное одушевленное, то вы прыгаете; если неодушевленное – приседаете ­ Солнце, кот, дерево, маяк, собака, корова, туча, мальчик Работа в группах - Следующее задание будем выполнять в группах Задание: выберите из предложенных существительных: ветка, папа, дорога, избушку; лес, море, небо, озером; тетрадь, ладонь, речь, в тени 1 группа – существительные 1 склонения 2 группа – существительные 2 склонения 3 группа – существительные 3 склонения. - Проверим, что у вас получилось (Слайд 5) -По каким признакам группировали существительные? Слайд 6) (по роду и окончанию). Дети выполняют задание Проверка. Гимнастика для глаз Мы гимнастику для глаз Выполняем каждый раз. Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Сундеева Марина Владимировна Страница 7 6.Творческое  применение и добывание знаний в новой ситуации  (проблемные задания) 7.Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению 8. Рефлексия ­А сейчас проверим вашу наблюдательность. Сейчас на мониторе появится фрагмент мультфильма, во время  просмотра которого вы должны записать как можно больше увиденных слов, отвечающих на вопросы имени  существительного и определить тип склонения (Отрывок из мультфильма.) Дети записывают слова – Посмотрим, что вы записали. Учащиеся  называют записанные слова. 1 уровень.  Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.  Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги,  протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче. 2 уровень.  Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п.,  Д.п., Р.п.  Гроза, окно, грач, степь. 3 уровень.  Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных.  Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых  плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.  ­ Вернемся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока. Дети определяют склонение существительных Болото, Метро, Бабочка, Гриб, Печь ­ Отметьте X на шкале «Понимание» насколько теперь вам понятна эта тема. ­  Оцените  свои  знания  по  теме  « типы  склонений»  Сундеева Марина Владимировна Страница 8

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме"Склонение имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019