урок по теме "Правописание частиц
НЕ и НИ"
Цель: потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи
Ход урока
I Организационный момент
Приветственное слово
- Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)
- Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)
- Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?
Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.конспект
урок по теме "Правописание частиц
НЕ и НИ"
Цель: потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ
раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с
различными частями речи
Ход урока
I Организационный момент
Приветственное слово
Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)
Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)
Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?
Цель совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о
правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.
I I Работа по теме урока
1. Опрос
Что такое частица?
Какие разряды частиц вы знаете?
Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?
В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?
2. Выборочный диктант
Задание: запишите только смысловые частицы, определите их разряд.
Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно,
какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки только у моей собаки такие
хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек Тузик мой победил бы. А другие
пусть хоть из шкуры выпрыгнут.
Проверим! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)
Задание: выпишите предложения, в которых есть частицы
а) Мал золотник, да дорог.
б) Говорите же скорее!
в) Вот пошёл он в лес и заблудился.
Проверим! б (же), в (вот)
3. Распределительный диктантЗадание: запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы
Не
Ни
1. Кто не слышал его, очень сожалел об этом.
2. Цветы не поливали, и они засохли.
3. Они не могли не сделать задание.
1. У меня нет ни копейки.
2. В школьном дворе ни души.
3. Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.
4. Синтаксический и морфологический разборы.
Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения
Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Не морфологический разбор
1. не частица, служит для отрицания
2. смысловая, отрицательная.
Расскажите, как различить написание: не один ни один, не раз ни разу, немало нимало
(ответы учащихся)
5. Объяснительный диктант
Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.
Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня нимало не
удивили.
Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?
6. Цифровой диктант
Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.
1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.
2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.
3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя чтото новое.
4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.
5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
6. В поле нет ни души.
7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.Проверим!
НЕ: 2,4,7
НИ: 1,3,5,6
Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно?
А когда НЕ пишется раздельно?
7. Объясните правописание
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Негодуя на руки, подумай о голове.
Незакрытое окно.
Совсем не новый.
Не законченная вовремя работа.
Дорога не дальняя, а близкая.
10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания
Пусть, давай, да формообразующие, повелительное наклонение глагола.
Не, ни смысловые отрицательные частицы.
12. Работа со словариком
Задание: запишите словарные слова и запомните их правописание.
Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.
13. Расставьте знаки препинания
Задание: расставьте недостающие знаки препинания.
Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.
Когда наступило лето занятия закончились.
Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.
Проверим!
Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.
Когда наступило лето, занятия закончились.
Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.
I I I Итог урока