Урок русского языка "Правописание частиц не и ни"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок по теме "Правописание частиц НЕ и НИ" Цель: потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи Ход урока I Организационный момент Приветственное слово - Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников) - Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников) - Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите? Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
урок по теме "Правописание частиц НЕ и НИ" Цель: потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ  раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с  различными частями речи Ход урока I Организационный момент Приветственное слово ­ Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников) ­ Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников) ­ Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?        Цель ­ совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о  правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.            I I Работа по теме урока 1. Опрос ­ Что такое частица? ­ Какие разряды частиц вы знаете? ­ Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ? ­ В каких случаях частица НИ синонимична союзу И? 2. Выборочный диктант Задание: запишите только смысловые частицы, определите их разряд. Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно,  какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки ­ только у моей собаки такие  хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек ­ Тузик мой победил бы. А другие  пусть хоть из шкуры выпрыгнут. Проверим! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)   Задание: выпишите предложения, в которых есть частицы а) Мал золотник, да дорог. б) Говорите же скорее! в) Вот пошёл он в лес и заблудился. Проверим! б (же), в (вот)   3. Распределительный диктантЗадание: запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы Не Ни 1. Кто не слышал его, очень сожалел об этом. 2. Цветы не поливали, и они засохли. 3. Они не могли не сделать задание. 1. У меня нет ни копейки. 2. В школьном дворе ни души. 3. Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.   4. Синтаксический  и морфологический разборы. Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.   Не ­ морфологический разбор 1. не ­ частица, служит для отрицания 2. смысловая, отрицательная. ­ Расскажите, как различить написание: не один ­ ни один, не раз ­ ни разу, немало ­ нимало  (ответы учащихся) 5. Объяснительный диктант Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ. Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня нимало не  удивили. ­ Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете? 6. Цифровой диктант Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ. 1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны. 2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом. 3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что­то новое. 4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков. 5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит. 6. В поле нет ни души. 7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.Проверим! НЕ: 2,4,7 НИ: 1,3,5,6 ­ Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно? ­ А когда НЕ пишется раздельно? 7. Объясните правописание Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Негодуя на руки, подумай о голове. Незакрытое окно. Совсем не новый. Не законченная вовремя работа. Дорога не дальняя, а близкая. 10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания Пусть, давай, да ­ формообразующие, повелительное наклонение глагола. Не, ни ­ смысловые отрицательные частицы. 12. Работа со словариком Задание: запишите словарные слова и запомните их правописание. Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя. 13. Расставьте знаки препинания Задание: расставьте недостающие знаки препинания. Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке. Когда наступило лето занятия закончились. Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается. Проверим!  Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке. Когда наступило лето, занятия закончились. Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.   I I I Итог урока

Посмотрите также