Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
09.07.2018
Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)
Данный урок можно использовать не только в 1 классе, но и во 2 классе в разделе "Повторение изученного в 1 классе". В ходе урока повторяется и закрепляется правило написания слов с сочетаниями жи-ши. Для достижения поставленных целей используются различные приемы и методы обучения.
методическая разработка урока по русскому языку. курсы.docx
Тема урока Цель урока Планируемый  результат  обучения, в том числе и  формирование   УУД Урок русского языка в 1 классе «Правописание слов с сочетаниями жи­ши» ­ закрепить навык написания слов с сочетаниями жи­ ши; ­ познакомить с новым словом из словаря ­  «машина»; ­   содействовать   развитию   внимания,   памяти, мышления,  кругозора, развитию речи и интеллекта учащихся; ­ дать первоначальное представление о  фразеологизмах. Регулятивные  УУД: ­ находить и исправлять ошибки, допущенные в словах; ­ адекватно оценивать правильность выполнения своих  учебных действий; ­ осуществлять контроль в форме сличения своей работы  с заданным тестом, группой слов. Познавательные УУД: ­ использовать орфографический словарь; ­ моделировать слова из слогов; ­ уметь сравнивать произношение и написание сочетаний  жи­ши; ­ восстанавливать слова, вставляя пропущенные слоги,  применяя правила правописания сочетаний жи – ши; ­ анализировать текст, выделяя из него слова с  сочетанием жи­ши. Коммуникативные УУД: ­ работать в паре; ­ вступать в диалог; ­ договариваться, приходя к общему решению, работая в  паре; ­ участвовать в коллективном обсуждении поиска слов с  сочетаниями жи­ши из текста. Оборудование: CD с презентацией, проектор, колонки, компьютер,  разрезные карточки с буквами «м», «х», «ц», «ш», «ж»,  «е», «д», таблица характеристики звуков [ж] и [ш],  таблица правописания слогов «Запомни! Жи­ши»,  таблицы «Слышим и произносим», «Пишем и видим»,  индивидуальные карточки со слогами, ребус к слову  машина, карточки с деформированным предложением для групповой работы, цветные сигналы (круги зеленого,  синего и красного цвета) для дифференцированного  задания. «Запомни! Жи­ши» Основные  понятия Межпредметные связи Ресурсы Этапы урока Организационны й момент В ходе урока на одном из этапов показана связь с математикой, где надо вспомнить понятия форма и цвет. На   уроке   проводится   практическая   работа,   которая помогает   учащимся   сделать   самим   выводы,   открывать новые знания и применять эти знания на практике. УМК «Школа России», учебник «Русский язык 1 класс»  Т.Г. Рамзаевой   Формир уемые  УУД Деятельность  учащегося Деятельность учителя Прозвенел звонок для нас, Мы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво. Тихо сели,  Спинки прямо Все легонечко вздохнем И урок наш мы начнем Целеполагание  и мотивация (На доске на карточках  представлен ряд букв  м,х,ц,ж,ш,д,е) ­ Назовите буквы. ­ Какая буква лишняя?  Почему? ­ Найдите среди согласных  букв те, про которые можно  сказать «шипящие, парные по  звонкости­глухости,  обозначают всегда твердые  согласные звуки». ­ Давайте еще раз повторим и  вспомним, что мы знаем о  буквах «Ж» и «Ш» и о звуках, которые они обозначают  (работа по таблице №1). Таблица №1. ж – [ж] ш – [ш] ­ А чем отличаются звонкие  согласные от глухих? ­ Как вы понимаете такое  выражение «буквы «ж» и «ш»  обозначают всегда твердые  согласные звуки»? Что значит  всегда? м,х,ц,ж,ш,д,е Лишняя буква  е,потому что  она гласная, а  остальные  согласные. Шипящие,  парные по  звонкости­ глухости  буквы «ж»,  «ш». Буква «ж»  обозначает  звонкий звук  [ж], а буква  «ш» ­ глухой  звук [ш]. Звонкие звуки  произносятся с голосом и  шумом, а  глухие звуки –  только с  шумом. Во всех словах с буквами «ж», «ш» звуки [ж], [ш]  произносятся  твердо, даже  если после этих букв  стоит мягкий  знак или  гласные,  которые  обозначают  мягкость  согласного.  Сочетания жи,  ши всегда  пишутся с  буквой «и». ­ А какое общее  орфографическое правило  объединяет буквы «ж» и «ш»?  (работа по таблице № 2  «Запомни!») Таблица №2 Запомни! ЖИ – ШИ пиши с «и» Актуализация  знаний Почему же так важно помнить об этом правиле? (работа по  таблицам №3­4 «Слышим и  произносим», «Пишем и  видим»). Таблица №3 Таблица №4 Слышим и  произносим  [жы­шы], а  пишем  и  видим жи­ши. Внимание! Слышим и произносим [жы] [шы] Внимание! Пишем и видим жи ши «Открытие»  нового знания  детьми ­   Исходя   из   вышесказанного, сформулируйте тему сегодняшнего   урока.   (Ответы детей).   Сегодня на  уроке мы  будем учиться  писать слова с  сочетаниями  жи­ши. Рефлексия ФИЗМИНУТКА Первичное  закрепление Бежит ежик – тупу­туп, Весь колючий, остер зуб! Ёжик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда? Ёжик ножками – туп­туп! Ёжик глазками – луп­луп! Слышит ежик – всюду тишь, Чу, скребется в листьях  мышь! Беги, беги, ежик! Не жалей ты ножек, Ты лови себе мышей. Не лови наших детей.  Задание   на   проверку внимания ­   И   начнем   мы   с   вами   с задания на проверку внимания (индивидуальная   работа   на карточках №1). Карточка №1 шу, ши, жа, жи,сши кжи, жом, жу, аш, жит шит, ыш, жэм, иш, шин мши, тиш, жми, жми, жак жди, шиб, сжи, шир, зош   ­   Подчеркните   зеленым стержнем   только   те   слоги, которые   содержат     в   себе сочетания жи­ши. Проверка: ­ подчеркнули? ­ Давайте прочитаем.   Сколько   слогов   вы Ши,жи,сши,  кжи,жит, шит,шин, мши, шиб,сжи, шир.  Мы  подчеркнули  11 слогов. Словарная  работа Корова,  сорока,  воробей,  ворона. В этих словах  есть  безударная  гласная «о»,  они отвечают  на вопрос  «Кто?» и  состоят из  трех слогов. Машина. Это  транспортное  средство.  Автомобиль . ­   Продолжаем   наш   урок   и переходим   к   словарной работе. ­ Какие словарные слова мы с вами   уже   выучили?   (Ответ: корова,   воробей, ворона) ­ Что объединяет эти слова в одну (Ответ: безударная   гласная   «о», отвечает   на   вопрос   «Кто?», состоят из 3­х слогов)   сорока, группу?     ­   Сегодня   познакомимся   с новым   словом,   но   для   этого вам   нужно   разгадать   ребус. (Дан   ребус   на   слово «машина») , ­ Что же такое машина? ­   Назовите   синоним   к   слову «машина». (Автомобиль) Рассказ учителя: ­   На   самом   деле   слово «машина» не означает только вид   транспорта.   Слово из «машина» французского   языка   и означало   «махина»   или «сооружение».   А   в   словаре дается   такое   понятие   слову «машина»   ­     «механическое пришло совершающее устройство, полезную работу». ­   Машины   бывают   разные (слайд   2­7)   (демонстрация слайдов с комментированием учителя)    Работа с пословицей ­   Прочитайте   пословицу   с доски. КАКАЯ   О   МАШИНЕ ЗАБОТА,   ТАКАЯ   И   ЕЕ РАБОТА. ­   Как   вы   понимаете   смысл этой пословицы?   Определение   ударного Запись   слова   «машина»   в тетрадь   с   последующим анализом. 1. Количество слогов. 2. слога. 3.   Определение   безударной гласной и слога. 4.   Определение   количества орфограмм в слове.   ­   А   какое   еще   слово   с орфограммой жи­ши спряталось в слове «машина»? (шина)   (Дети   работают   с разрезными   карточками,   на которых записано деформированное предложение   «У   машины шины.») ­   Запишите   предложение   в тетрадь,   выделите   заглавную букву и орфограмму жи­ши.   Машина будет  хорошо  работать, если  за ней следить, содержать в  порядке. 1)3 слога. 2)«ши». 3)Безударная  гласная «а» в  первом слоге. 4)Безударная  гласная и  сочетание  «ши». Шина. Лыжи, мыши и  ужи, Работа в парах Комментирован ­ное письмо ­ Ну, а теперь, давайте еще раз все   вместе   обратимся   к правилу,   которое   поможет нам   сегодня   выполнять задание (слайд 8) ­   Прочитаем   хором   запись   с экрана. ­   Назовите   слова,   которые отвечают на вопрос «Кто?» ­   Назовите   слова,   которые отвечают на вопрос «Что?» ­ Назовите только те слова, в которых по 2 раза встретился звук [ы]. (Лыжи, мыши, шины) Проверка (слайд 9) ­   Посмотрите   на   звуковую запись этих слов, где мы еще раз убедимся в наличии двух звуков   [ы]   в   каждом   слове. (слайд 10) ­   Запишите   данные   слова буквами.   Разделите   слова   на слоги, поставьте ударение. Проверка (слайд 11) ­ Что общего у этих слов? (2 слога,   4   буквы,   4   звука, ударение на первый слог) Самостоятельна я работа с  самопроверкой Устная  фронтальная  работа     наука, ­Следующее   задание   нам поможет   выполнить   такая чудесная как математика. Зная понятия, что такое   цвет   и   форма,   давайте составим слова. (Слайд 12) Проверка (Слайд 13) Шины,  ежики,чижи. ЖИ да ШИ,  ЖИ да ШИ с буквой И  всегда пиши! Мыши, ужи,  ежики, чижи. Лыжи, шины. Лыжи, мыши,  шины. Лы­жи, мы­ши, ши­ны. В этих словах  2 слога, 4  буква. 4 звука  и ударение на  первый слог. Малыши,  шипы, ежики,  лужи. (Слайд 14) ­ Разделите данные слова по­ разному   на   2   группы.   (4 I.Кто? (малыши,  ежики) Что?  (шипы,лужи). варианта деления)   буквы   ­   Как   по­другому   сказать слово «малыши»? ­   Запишите   слово   «ёжики»   с маленькой на следующей   строчке.   Найдите правильную   звуковую   запись этого   слова.   Укажите,   под каким номером. (слайд 15) ­ Давайте проверим (слайд 16) (запись транскрипции слова в тетрадь) ­   Сколько   букв   в   слове «ёжики»?   А   сколько   звуков? Почему   букв   больше,   чем звуков?  Фонетическая загадка Загадка­шутка ­ Можно ли ужа превратить в ухо? ­   А   можно   ли   слово   «ужи» превратить в слово «уши»? ­ Как? ­ Давайте проверим (слайд 17) II.2 слога  (шипы,лужи) 3 слога  (малыши,ежик и) III.Сочетание  жи  (ежики,лужи),  сочетание ши  (шины,малыши ). IV.Ударный  первый слог  (ежики,лужи),  ударный  последний слог (шипы,малыши ) Дети. № 3 5 букв, 6  звуков. Буква «е» в  начале слова  обозначает 2  звука. Нет. Можно, если  заменить букву «ж» на букву «ш». Работа над  развитием речи       ­   Продолжаем   наш   урок   и отправимся   на   несколько минут в «Царство Фразеологии». (Учитель   напоминает   детям значение   слова «фразеологизм») (слайд 18) ­   Сегодня   мы   продолжаем знакомство с фразеологизмами, содержащие   слова   «ухо»   и «уши» (слайд 19­22) (демонстрация   слайдов   с комментированием учителя) Дифференциро­ ванная работа  (слайд 23) ­   Продолжаем   наш   урок   и переходим   к   следующему заданию.    (На   слайде   представлены 4­х задания   уровней сложности:   от   самого высокого до самого низкого с последующим   объяснением учителя) Проверка (слайд 24)   Включение в  ­  Найдите как можно больше  Сочетания систему знаний  и повторений Рефлексия орфограмм. Булочка, чашка, чайник, чаек, Кошка Пушинка, конек  Воронок, Девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил Нашли вы, друзья? «чк», «ча»,  большая буква  в кличках  животных,  именах людей,  безударная  гласная,  разделительны й мягкий знак. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Рифмовку­запоминалку» с  сочетанием жи­ши. Ученики читают на картинках  с изображениями животных: Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жирафы, мыши и моржи, Машины, шины, камыши­ Запомни слоги жи и ши. Подведение  итогов ­ Над какой темой мы сегодня работали на уроке? Правописание  слов с  сочетаниями  «жи», «ши». ­   Какое   орфографическое правило повторили? ­ Что нового узнали на уроке? ­   Давайте   еще   раз   хором прочитаем и закрепим правило написания   сочетаний   жи­ши. (Чтение печатного текста с индивидуальных карточек) Лыжи, мыши и ужи, Чижи, ужи, ежи, стрижи, Шины, ёжики, чижи. Жирафы, мыши и моржи. ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ Шиповник, шины, камыши С буквой И всегда пиши. Машины и карандаши. Кружить, служить, дружить и (если жить, Спешить, шипеть, смешить и  шить. Все сочетанья ЖИ и ШИ Ты только с буквой И пиши! Блиц­опрос   останется время) 1.   Что   растет   на   соснах   и елях? (шишки) 2.   Что   растет   в   зарослях болота? (камыши) 3.  Какие   цветы   расцветают   в мае? (ландыши) 4.   Кто   приехал   к   Айболиту лечиться? (животные) 5. Как называется дикая роза? (шиповник)  (Слайд 25)    (Слайд 26) Данный урок можно использовать не только в 1 классе, но и во 2ом в разделе   «Повторение   изученного   в   1   классе».   К   уроку   представлены   25 слайдов, используемых на различных этапах работы.  В   ходе   урока   учащиеся   повторяют   и   закрепляют   правило   написания слов   с   сочетаниями   жи­ши.   Для   достижения   поставленных   целей используются   различные   приемы   и   методы   обучения:   словесные, практические, опора на зрительную наглядность и графическую иллюстрацию, таблицы, разноуровневые задания, задания на развитие быстроты реакции и внимания. С целью развития кругозора показана работа над многозначностью слова   «машина»,   для   развития   речи   и   активного   словаря   учащихся используется работа с фразеологизмами, пословицами и деформированными предложениями.   Для   развития   логического   мышления   использованы дедуктивные и индуктивные методы обучения, а также работа над ребусами.  В ходе урока на одном из этапов показана связь с математикой, где надо вспомнить понятия форма и цвет. На уроке проводится практическая работа, которая помогает учащимся сделать самим выводы, открывать новые знания и применять эти знания на практике.

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи-ши."(1 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018