Данный урок первый в изучении темы "Признаки глагола и наречия у деепричастия" ( новая тема). Для изучения темы используются тексты занимательного характера.Цели: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.конспект
Урок русского языка в 7 классе
Тема : «Признаки глагола и наречия у деепричастия»
Цели: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить
находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки
деепричастий.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение.
Назовите части речи:
Глядел, глядевший, глядя
Рисовали, рисующие, рисуя
Сидела, сидевшая, сидящая, сидя
4.Диктант, подготовленный учеником
II. Объяснение нового материала:
Запись по диктовку:
Кот Василий, забираясь на самые высокие деревья, никогда не задумывается о
последствиях. Однажды он, сорвавшись с самой крайней ветки, повис, зацепившись
передними лапами. Дико воя и болтая задними, он просил о помощи. Забравшись на крышу
сарая, мы долго пытались достать искателя приключений. Замолкнув, кот наблюдал за нами.
Вопросы:
1. Найдите в тексте деепричастия.
2. Укажите глаголы, обозначающие основное действие.
3. Выпишите словосочетания с деепричастиями.
4. Изменяются ли деепричастия? Назовите постоянные и непостоянные признаки
деепричастий.
5. Подчеркните деепричастия в тексте как члены предложения.
Что общего и различного у деепричастия и глагола?
А у деепричастия и наречия?
Чтение § 142, Теория
III. Закрепление материала: упр. 242, упр.243
Текст на парте у каждого ученика
Взлетев на сто футов в небо, Джонатан опустил перепончатые лапы, приподняв клюв,
вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом
положении….Джонатан целые дни проводил в одиночестве и , занимаясь своими опытамиснова и снова планировал над самой водой. Когда он начал, поджимая лапы, планировать на
берег, его родители встревожились не на шутку. ( По Р.Баху.)
– Определите и графически покажите, к каким глаголам присоединяются деепричастия.
– Одновременно ли происходит действие глагола и деепричастия, или они идут друг за
другом?
– Обозначьте вид деепричастий, выделите основы и формообразующие суффиксы.
IV. Подведение итогов урока.
– Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.
– Изменяются ли деепричастия?
– Назовите формообразующие суффиксы деепричастий, которые вам стали известны на
уроке.
Домашнее задание: § 142 , упр.247