Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.06.2017
Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс
Урок русского языка "Служебные части речи" разработан для учащихся 5 класса. В процессе урока школьники показывают уже имеющиеся знания о служебных частях речи, определяют роль союзов, предлогов и частиц в предложении, показывают умение отличать предлоги от приставок. Разнообразные формы работы помогают сделать урок интересным и познавательным.
Открытый урок.docx
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Служебные части речи». Цели: учить опознавать служебные части речи, отличать их от  самостоятельных;              различать предлоги и приставки;              знать роль союзов в предложении;               выяснить значение и роль частиц в предложении. I.Оргмомент.  Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха. Ход урока. +    +   =  УСПЕХ      (СЛАЙД)  СТАРАНИЕ  РАЗГОВОР  ВНИМАНИЕ  ЛЕНЬ  СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Добавьте нужные слова в формулу. Воспользуйтесь на уроке этой формулой! II.Сообщение темы и целей урока.      Посмотрите на экран. Прочитайте текст.             Наступила ночь.       По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается серебряный  иней. В тёмном небе видимо­невидимо ярких зимних звезд…       Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и  сломалась мёрзлая ветка: это под деревьями пробежал заяц. Вот где­то закричал филин.  Завыли и замолчали волки. ­Попробуйте про себя прочитать текст без выделенных слов. Возможен ли такой текст?  Почему? ­Как называются выделенные части речи? ­Сколько в русском языке служебных частей речи? ­Назовите их. ­Сформулируйте  тему урока. (Записывают число, классная работа, тему урока).(СЛАЙД) И цель нашего урока: научиться отличать служебные части речи от самостоятельных и  познакомиться с их ролью в предложении. III. Работа по теме урока. 1.       Беседа по вопросам. ­Кто знает,какие самостоятельные части речи нам предстоит изучить в 5 классе? ­Что обозначает каждая из них? (СЛАЙД) ­Найдите среди выделенных частей речи глаголы, существительные и  прилагательные. ­Скажите, а что обозначают предлоги, союзы и частицы? ­Можно ли к ним поставить вопрос?   Конечно же, нет, потому что их основная роль – быть помощниками   (СЛАЙД)   самостоятельных частей речи, служить им. Служебные части речи не называют ни      предметов, ни действий, ни признаков, но имеют большое значение, так как они    связывают самостоятельные слова в словосочетании и предложении, а также    вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки. Мы с вами на уроках литературы знакомились со сказками, а сегодня я хочу вас познакомить с лингвистической сказкой.      Было это давным­давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка! Попытались как­то слова построиться. Становились и так, и эдак, все плохо получается. «Без командира не обойтись,­ решили слова. –Призовем­ка мы на помощь Морфологию!» Спрашивает Морфология: «Кто из вас связывает существительные, местоимения и числительные?» Отвечают предлоги: «Мы служим для связи существительных, местоимений и числительных   с   другими   словами».   «А   что   вы   ещё   умеете   делать?»   «Мы помогаем определить падеж существительного, местоимения и числительного». «Тогда идемте ко мне, будете почетными моими слугами». (Продолжение этой сказки прочитаю позже) (СЛАЙД)       ­ Какие предлоги вам известны? (В, на, под, к, у, около, из­за, из­под и др.)       На стр. 50 учебника прочитаем  материал из рубрики «Возьмите на заметку!»       Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить, что между существительным          и предлогом можно вставить прилагательное или местоимение, а между приставкой        и корнем нельзя.                 2.   Тренировочные   задания   по   выработке   умения   отличать   предлог   от приставки.   прилагательные.  У моря видел дуб зеленый.  ­Назовите   предлоги.   Поставьте   между   существительным   и   предлогом       На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась…   (СЛАЙД) В минуту псарня стала адом.   ­Как вы сможете объяснить данное написание. Быстро убежать домой. ­Назовите значение этой морфемы. Вдоволь наговориться. (Выяснить значение приставки. стр. 280 словарь морфем) Воробей влетел   в раскрытое окно.  (Выяснить значение приставки. стр. 280 словарь морфем) 3. Исследование. (Работа в парах) Посчитать,   сколько   раз   в   тексте   употребляется   существительное,   глагол, прилагательное и предлог.    Собрался   старик и поехал в густой зимний лес, доезжает до места – под большой снежной елью сидит его дочь, сидит веселая, румяная, довольная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре…        Старик обрадовался, обнял дочь, положил все добро в сани деревянные, посадил дочь и повез домой. (14­сущ., 10 – глаг., 9­прил., 7­предлогов)         Слово учителя. Предлог – в переводе с греческого обозначает «перед словом». Их немного, около 200,  но по частоте употребления они занимают четвертое  место. Сейчас мы с вами в этом  убедимся.      А пока познакомимся с рубрикой «Это интересно!»            (СЛАЙД) В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся.  Например, в языке народа коми русское выражение НА ДОРОГЕ звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на» ( туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском  языке предлоги тоже стоят после слова  и даже пишутся слитно с тем  существительным, которому они относятся: Будапештбен – «в Будапеште» (бен – предлог «в»)   4.Слово учителя.    А вот слово СОЮЗ появилось в 17 веке. Союзов около 250. Самые употребляемые И,А,  ИЛИ. Главная задача союза – соединять однородные члены предложения или простые  предложения, входящие в состав сложного. Объединять и связывать стараюсь          (СЛАЙД) Я равных и неравных в нужный час, Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Прочитайте правило на стр. 52 5.Выполнение теста.      1.Найдите предложение, в котором союз  соединяет самостоятельные части сложного  предложения.  (Знаки препинания не проставлены)   (СЛАЙД) А)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Б)Клен роняет оранжевые листья и земля покрывается ковром. В) Белка песенки поет и орешки все грызет. Г)Едет с грамотой гонец и приехал наконец.      2.Найдите предложение, в котором союз  соединяет однородные члены предложения.  (Знаки препинания не проставлены) А)Гроза прошла и тучи разошлись. Б)На лесных полянах видны гроздья рябины и птицы спешат полакомиться ими. В)Старушоночка прядет и за пряжею поет. Г)Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. ­Сделайте вывод о постановке знаков препинания перед союзом и о роли союзов в  предложении. 6.Объяснение нового материала. Осталась я – часть речи и частица, Встречаюсь вам почти на всех страницах.         (СЛАЙД) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовет, Могу вообще подвергнуть отрицанью Все то, что кто­нибудь произнесет ­ Расскажите о значении частиц, опираясь на текст стихотворения. ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ Морфология продолжала порядки в словах наводить. «Кто, ­ спрашивает она, ­ помогает выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, отрицание,  уточнение?» «Это мы – частицы!» «А что вы ещё умеете делать?» «Кто умеет нас использовать, у того речь становится более точной и выразительной» «Тогда вы  мне тоже пригодитесь – будем дружить!» ­Прочитайте о роли частиц в учебнике  на стр. 52.     7. Самостоятельная работа по рядам. 1 ряд: Вставьте пропущенные вопросительные частицы. «Я  ….  ,скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» «Не видал … где на свете Ты царевны молодой?» 2 ряд: Вставьте пропущенные  отрицательные  частицы. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело … пойдёт. Нужда, голод настает; Стрекоза уж … поет. 3 ряд: Вставьте пропущенные восклицательные частицы: « Ну … шейка, … глазки!» « …, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» IV. Подведение итогов. Обратимся к формуле урока. Кто добился успеха? В чем ваша успешность? А что вызвало затруднение? Задайте вопросы друг другу по теме урока? V. Домашнее задание. § 24         Задание: выписать служебные части речи:           К началу июня уже вылупились птенцы. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких не корми – они всегда голодны. А тут ещё постоянная боязнь кошек и галок; страшно отлучиться далеко от скворечника.      Но скворцы – хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда,   немедленно   назначается   сторож.   Сидит   дежурный   скворец   на   маковке   самого высокого дерева и, тихонько посвистывая, зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подаёт сигнал, и всё скворечье племя слетается на защиту молодого поколения. (А. Куприн)  Предлоги союзы Частицы

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс

Урок русского языка "Служебные части речи" 5 класс

Урок русского языка  "Служебные части речи"  5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2017