Конспект урока русского языка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка. Задачи: 1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация» 2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления. 3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка. Задачи: 1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация» 2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления. 3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Иконка файла материала КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.docx
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация». Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС . Предмет: русский язык Класс: 5 УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация». Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. Форма: традиционная Оборудование: мультимедийный проектор; опорный конспект урока; презентация; раздаточный материал. Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и  пунктуация» в связи с другими разделами русского языка. Задачи: Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и  пунктуация» Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал,  умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие  орфографической зоркости, логического мышления. Личностная: воспитывать личностные качества ­ самоконтроль, самоанализ,  1. 2. 3. мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку. Планируемые результаты: ­ личностные УУД: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; Следование в поведении моральным и этическим требованиям; ­регулятивные УУД: Понимать и строить планируемые действия; Проговаривать вслух последовательность производимых действий.­ коммуникативные УУД: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и  слышать; Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. ­ познавательные УУД: Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать,  структурировать и применять. Извлекать нужную информацию. Здоровьесберегающие компоненты урока: 1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение,  сопоставление примеров, устная работа с текстом; 2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический; 3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие  мышечной усталости. Ход урока 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Слайд № 2 Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей:  дневник, тетрадь, пенал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень  красивые. Нарядные. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их  взглядом. Спасибо. Садитесь. 2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном  действии. Целеполагание. ­Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому, кто является хозяевами, вам  предстоит догадаться. ­ Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 3 Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал платье, настроение, новое,  ученик, модный, шарф, прилежный, кусок, котлеты шерстяной, из курицы. Что перед вами? (Слова) ­ А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания) ­ Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания) ­ А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)­ Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения) ­ Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис) ­ Ребята, что вы видите на экране? Слайд № 4 (Предложение) ­ А что в нем не хватает? (Запятой и точки) ­ Поставьте знаки препинания. Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие  оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. (Казнить нельзя помиловать) ­ Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация) ­Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5. ­ Да, верно, тема сегодняшнего урока ­ «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая  тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на  уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме  «Синтаксис и пунктуация»). ­Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют,  закрепляют. Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать  знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в  предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение  находить и графически выделять главные и второстепенные члены. ­А если вы что­то забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам поможет? (Учебник, компьютер, учитель) ­Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны,  собраны, и наша работа будет интересной и полезной. ­Ребята, давайте выберем 5 критериев, по которым вы оцените себя в конце урока.  (Учащиеся выбирают)­аккуратность, знания, самостоятельность…­ карточки на  доске. 3.Этап выявления места и причины затруднения. ­Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам  ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах. Терминологический диктант Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и  словосочетаний) Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст) Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков  препинания и правила их постановки)              1. 2. 3. Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по  смыслу и грамматически) Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения,  однородные члены и слово с предлогом или частицей). Назовите виды словосочетаний? (Именное, глагольное, наречное). Что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и  грамматически) Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое) Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение,  обстоятельство) Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены  предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же  слову) Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых  предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным  словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.) Что такое текст? Сколько знаков препинания в русском языке? (10) Что такое прямая речь, и как она пишется? Молодцы! Вы готовы идти в гости. 4. Обобщение и систематизация знаний. ­Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на слайд № 6 и на  карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются  словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только 4 любых словосочетания и выполнить их синтаксический разбор. Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после  уроков, любимое занятие,выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок  окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна. (Устные ответы, 2 чел. у  доски разбирают словосочетания). ­Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению. Слайд №7. Работать будете в парах. Посмотрите на слайд и скажите, какая учебная задача стоит  перед вами? (Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены  главные члены. Составить схемы. (Слайд № 7 и карточки) Радостна, шумна и пахуча весна! Земля – наш общий дом! Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.4. 5. Лес – спасение от засух и суховеев. Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно». ­ С какими предложениями вы столкнулись? (Простые, двусоставные, с однородными  членами, сложные, с прямой речью) ­Чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в  именительном падеже, кратким прилагательным). ­ Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном  падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в  именительном падеже, то между ними ставится тире.) ­Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните  синтаксический разбор предложения: Лес – спасение от засух и суховеев.(Суховей­ сухой  ветер)­1 чел. у доски.. Физкультминутка по музыку. Слайд №8 Для разминки из­за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать ­ Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться. ­Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки  препинания. Ребята, у вас на партах есть текст. Знаки препинания не расставлены. Сейчас вы будете  работать по рядам. Слайд № 9 .Какая учебная задача стоит перед вами? 1 ряд? 2 ряд?  3 ряд? 1 ряд выписывает предложение с однородными дополнениями.2 ряд выписывает предложение с однородными определениями. 3 ряд выписывает предложение с однородными обстоятельствами. В городах и деревнях зима наступает по­разному. Текст. Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась  покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют  в снежки. Зима у многих людей вызывает счастье радость.   -Молодцы! Не подвели. Все секреты вы нашли. 5. Применение знаний и умений. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. ­Ну, что ,ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А  благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин. Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.». Слайд №10. 1. Укажите предложение с однородными членами: А) Опадает листва на деревьях. Б) Лучи солнца греют лицо и руки. Г) У дороги расстилается густая рожь. 2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены): А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать. 3.. Укажите сложное предложение. А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово­малиновым огнем. Б)Веселые шутки и смех разносились по долине. В) Туча росла, мигала тусклыми молниями. 4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно: А) Лес пахнет дубом и сосной. Б) Я шагал в соседнюю деревню. В) Герасим   запирал каморку на ключ.              5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены  неверно:    А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?» Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.» В) «Тащите воды попить, ребятки,»­ попросил всадник. Ключ написан на слайде №11. 1.Б 2.В 3.А 4.В 5.А Оценка: «5» ­ 5 правильных ответа. Слайд №12. «4»–4 правильных ответа «3»– 3 правильных ответа «2» ­ 2 правильных ответа. ­Взаимопроверка по эталону. Оценка: Выставление в журнал и дневник. 6. Этап рефлексии учебной деятельности. ­Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома. ­Запишите домашнее задание: Слайд №13. 1. Ответить на контрольные вопросы на стр. 2. Подготовиться к диктанту. 3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию. ­Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. (  По  критериям, выбранным в начале урока). ­Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14 ­Сегодня на уроке я научился… ­Ещё раз повторил…­Больше всего мне понравилось... ­Труднее всего было... Или на доске в файле фразы. ­Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №15.

Посмотрите также