Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
Повторение изученного по теме
«Синтаксис. Пунктуация».
Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС .
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма: традиционная
Оборудование:
мультимедийный проектор;
опорный конспект урока;
презентация;
раздаточный материал.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и
пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и
пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал,
умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие
орфографической зоркости, логического мышления.
Личностная: воспитывать личностные качества самоконтроль, самоанализ,
1.
2.
3.
мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий. коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и
слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать,
структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение,
сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие
мышечной усталости.
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Слайд № 2
Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей:
дневник, тетрадь, пенал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень
красивые. Нарядные. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их
взглядом. Спасибо. Садитесь.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном
действии. Целеполагание.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому, кто является хозяевами, вам
предстоит догадаться.
Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 3
Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал платье, настроение, новое,
ученик, модный, шарф, прилежный, кусок, котлеты шерстяной, из курицы.
Что перед вами? (Слова)
А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)
Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)
А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения) Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения)
Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)
Ребята, что вы видите на экране? Слайд № 4
(Предложение)
А что в нем не хватает? (Запятой и точки)
Поставьте знаки препинания.
Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие
оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни.
(Казнить нельзя помиловать)
Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
(Пунктуация)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5.
Да, верно, тема сегодняшнего урока «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая
тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на
уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме
«Синтаксис и пунктуация»).
Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся
крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют,
закрепляют. Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать
знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в
предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение
находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
А если вы чтото забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам
поможет? (Учебник, компьютер, учитель)
Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны,
собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
Ребята, давайте выберем 5 критериев, по которым вы оцените себя в конце урока.
(Учащиеся выбирают)аккуратность, знания, самостоятельность… карточки на
доске.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам
ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.
Терминологический диктант
Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и
словосочетаний)
Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)
Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков
препинания и правила их постановки)
1.
2.
3.
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по
смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения,
однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний? (Именное, глагольное, наречное).
Что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и
грамматически)
Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение,
обстоятельство)
Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены
предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же
слову)
Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых
предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным
словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что такое текст?
Сколько знаков препинания в русском языке? (10)
Что такое прямая речь, и как она пишется?
Молодцы! Вы готовы идти в гости.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на слайд № 6 и на
карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются
словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только 4 любых словосочетания
и выполнить их синтаксический разбор.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после
уроков, любимое занятие,выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок
окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна. (Устные ответы, 2 чел. у
доски разбирают словосочетания).
Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению.
Слайд №7.
Работать будете в парах. Посмотрите на слайд и скажите, какая учебная задача стоит
перед вами?
(Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены
главные члены. Составить схемы. (Слайд № 7 и карточки)
Радостна, шумна и пахуча весна!
Земля – наш общий дом!
Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.4.
5.
Лес – спасение от засух и суховеев.
Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».
С какими предложениями вы столкнулись? (Простые, двусоставные, с однородными
членами, сложные, с прямой речью)
Чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в
именительном падеже, кратким прилагательным).
Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном
падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в
именительном падеже, то между ними ставится тире.)
Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните
синтаксический разбор предложения: Лес – спасение от засух и суховеев.(Суховей сухой
ветер)1 чел. у доски..
Физкультминутка по музыку. Слайд №8
Для разминки изза парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки
препинания.
Ребята, у вас на партах есть текст. Знаки препинания не расставлены. Сейчас вы будете
работать по рядам. Слайд № 9 .Какая учебная задача стоит перед вами? 1 ряд? 2 ряд?
3 ряд?
1 ряд выписывает предложение с однородными дополнениями.2 ряд выписывает предложение с однородными определениями.
3 ряд выписывает предложение с однородными обстоятельствами.
В городах и деревнях зима наступает поразному.
Текст.
Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась
покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют
в снежки.
Зима у многих людей вызывает счастье радость.
-Молодцы! Не подвели.
Все секреты вы нашли.
5. Применение знаний и умений.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Ну, что ,ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А
благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно
тест. Время выполнения 4 мин.
Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.». Слайд №10.
1. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
3.. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетовомалиновым огнем.
Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим
запирал каморку на ключ.
5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены
неверно:
А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки,» попросил всадник.
Ключ написан на слайде №11.
1.Б
2.В
3.А
4.В
5.А
Оценка: «5» 5 правильных ответа. Слайд №12.
«4»–4 правильных ответа
«3»– 3 правильных ответа
«2» 2 правильных ответа.
Взаимопроверка по эталону.
Оценка: Выставление в журнал и дневник.
6. Этап рефлексии учебной деятельности.
Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.
Запишите домашнее задание: Слайд №13.
1. Ответить на контрольные вопросы на стр.
2. Подготовиться к диктанту.
3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию.
Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. ( По
критериям, выбранным в начале урока).
Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14
Сегодня на уроке я научился…
Ещё раз повторил…Больше всего мне понравилось...
Труднее всего было...
Или на доске в файле фразы.
Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №15.