: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных
Оценка 4.7

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
02.06.2017
: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных
Цель урока: дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных; активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий. Родина краше солнца, дороже золота. На чужой стороне Родина милей вдвойне. За морем теплее, а у нас светлее. Что бы мы ни называли родными местами: дом, школу, город, край, родину – все это очень дорого человеку. Обратите внимание на пословицы, которые будем считать эпиграфом к нашему уроку.
сравнительная и превосходная степень прилагательных конспект урока в 5 классе.docx
Урок русского языка в 5­м классе Тема: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных Учитель: Комарова Лариса Александровна Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др."Дрофа",2012г. Цель урока:    дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения  имен  прилагательных;  активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно­ коммуникативных технологий. Задачи урока:   Образовательные: o научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен  прилагательных, осознавать их функции  в языке, грамотно использовать в  речи; o обогатить словарный запас учащихся; o  закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен  прилагательных; o продолжить работу по  закреплению знаний по синтаксису и пунктуации; o совершенствовать навыки словообразовательного разбора.  Развивающие: o осуществление системно – деятельностного подхода; o развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия,  воображения; o формирование УУД (личностных,регулятивных,познавательных); o развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию; 1 o развитие творческих, речевых способностей учащихся; o формирование логических умений; o развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; o развитие умения работы с интернет­ ресурсами.  Воспитательные: o воспитание любви к малой Родине, к школе и родному дому; o воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову; o развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с  партнером, воспитание уважительного отношения к собеседнику; o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,  понимания и сотрудничества. Планируемые образовательные результаты:   Предметные: o получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических  признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен  прилагательных; введение понятий «сравнительная степень», «превосходная  степень», «простая форма», «составная форма»; формирование знаний о  речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней  сравнения. o формирование навыков комплексного анализа слова   Метапредметные: o формирование умений находить, извлекать и систематизировать  информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить  аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать;  ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков  коррекции и оценки; o формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и  сотрудничества;  Личностные: 2 o развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование  стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции; o воспитание любви и уважения к национальным, общественным и семейным  ценностям; формирование личных ценностных ориентиров. 1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности Слово учителя:  Родина краше солнца, дороже золота. На чужой стороне Родина милей вдвойне. За морем теплее, а у нас светлее. – Ребята, что вы понимаете слова  « родина, родные места, чужая сторона»?  Что бы мы ни называли родными местами: дом, школу, город, край, родину – все это очень дорого человеку. Обратите внимание на пословицы, которые будем считать  эпиграфом к  нашему уроку. – Ребята! Определите, какая мысль объединяет эти пословицы.  Запишите их в тетрадь. – Действительно, только в родных стенах человек чувствует себя спокойно и уютно. Я  думаю, что в стенах нашего класса вы сегодня  плодотворно  поработаете и обязательно  сделаете свои открытия в процессе изучения русского языка. 2. Постановка проблемы. Актуализация знаний – Ребята, определите, какие слова в этих пословицах являются ключевыми и помогают  выразить основную мысль данных народных изречений, подчеркните их (слова: «краше»,  «дороже», «милей», «светлее»). – Какова особенность этих слов? Какое отношение к Родине помогают выразить эти слова?  (Данные слова помогают сравнить родину с чужой стороной, выявить и  подчеркнуть ее достоинства). – От какой части речи образованы эти формы слов? Вспомните, какая часть речи нам  помогает охарактеризовать признаки предмета.  ­ Имя прилагательное (взаимопроверка «Что такое имя прилагательное?» ­ ученики  отвечают на вопрос) ­ Вспомним постоянные и непостоянные морфологические признаки имени  прилагательного (два человека у доски, прокомментировать схему) 3 ­   А какие разряды имен прилагательных  вы знаете? Каковы различия между названными  разрядами? (Учащиеся вспоминают о качественных, относительных и  притяжательных прилагательных и приводят примеры). – От всех ли прилагательных мы можем образовать слова с функцией сравнения?  ­ Как правильно образовать слова со значением сравнения? ­ А какую синтаксическую роль будут выполнять подобные слова в предложении?     Ребята, посмотрите, сколько проблемных вопросов стоит перед нами. Все их нам  предстоит решить на сегодняшнем уроке. Какова же, по вашему мнению, тема нашего  урока? Сформулируйте ее.        (Учитель корректирует тему урока и озвучивает) –  Итак, тема нашего урока: «Степени сравнения имен прилагательных». Запишем ее в  тетради. 3. Постановка учебной задачи –  Какие же учебные задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? (Познакомимся с правилами  образования  форм степеней сравнения имен  прилагательных, выявим  их роль и особенности употребления в речи.) 4. Введение новых знаний – Ребята! Сегодня на уроке мы уже говорили о том, как дороги человеку его родные места  и какими необыкновенно красивыми они ему кажутся. Мы также сказали о том, что  передать чувства человека нередко помогают имена прилагательные в форме сравнения. – Сейчас я предлагаю вам познакомиться с  песней на стихи М. Пляцковского «Родные  места», замечательную музыку к которой написал композитор Ю. Антонов.      При прослушивании  выпишите в тетрадь имена прилагательные  в форме сравнения. Слова расположите столбиком.(Звучит песня «Родные места» с одновременным показом презентации) – Итак, мы прослушали прекрасные стихи и музыку.  Теперь давайте назовем, какие слова  вы выписали из прослушанного текста («серебристей», «синее», «просторнее», «прямее»,  «стройнее» и т.д.). – А сейчас пришло время проверить правильность выполненной работы: сопоставим  выписанные вами слова с текстом песни   ­ текст на партах (самопроверка). (Учитель организует проверку, контролирует выполнение работы, на доске  появляется текст М. Пляцковского) 4 – Итак, мы выписали слова  в форме сравнения. Ребята, в ваших тетрадях рядом с этими  словами запишите имена прилагательные, от которых образовались эти формы слов.  Подумайте, каким видом разбора слова мы сейчас должны с вами воспользоваться, чтобы  определить, каким способом образовались в языке прилагательные в форме сравнения?  (Словообразовательный разбор)  Серебристей синее просторнее прямее стройнее разноцветней лучше красивей – А теперь выделите морфему, с помощью которой образовались данные формы слов. (Суффиксы  ­ей,­ее,­е,­ше)        открыли способ образования простой  – Итак, каким же способом образованы данные слова? (Суффиксальный способ) – Ребята, сейчас вы самостоятельно сравнительной степени имен прилагательных. (ЭВРИКА. Большой Энциклопедический словарь ­ "ЭВРИКА" ЭВРИКА (греч. heureka ­ я нашел) , согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики).  Запомним правило: простая сравнительная степень имен прилагательных образуется путем прибавления   положительной      формообразующих суффиксов ­ее (­ей) к основе прилагательного в    степени. ­ Какой термин не понятен? (положительная степень) Самостоятельная работа с  учебником – стр.292. Учимся говорить на лингвистическую тему. Упражнение 827. Объясните, когда в речи используется сравнительная степень прилагательного, а когда  превосходная. – А сейчас, ребята,  давайте определим, что обозначают прилагательные в форме  сравнения? (см. учебник). Выполнение упр.828.Сравните по качеству( цвету, размеру, запаху, вкусу и т.п.) какие ­  нибудь предметы окружающего мира и составьте 5­6 предложений с прилагательными в  сравнительной степени.( Работа в парах) Учащиеся делают вывод: прилагательные в сравнительной степени показывают, что  признак предмета проявляется в большей степени, чем у других предметов. 5 ­ Докажите, могут ли прилагательные в простой сравнительной степени изменяться?    Ученики приходят к выводу о неизменяемости данных форм. ­ Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в сравнительной степени: «луга  просторнее, цвет неба синее»? (Роль сказуемого)     Учащиеся выполняют проблемное задание, проводят исследование, приходят к выводу,  что только качественные прилагательные образуют степени сравнения, а относительные  прилагательные не образуют. – Составьте словосочетания по теме «Родной край», используя притяжательные   прилагательные.  Например, «дедушкина родина». Могут ли притяжательные  прилагательные образовывать форму простой сравнительной степени? (Нет) Домашнее задание: выучить правила параграф 107, выполнить  упр.829 ­ Ребята! Мы сегодня уже не раз говорили, что для человека нет ничего дороже его родных  мест. Находясь вдалеке от них, он скучает по родным краям и, как бы ни складывались  обстоятельства, все равно стремится однажды вернуться домой. Вспомните героиню  хорошо известного вам произведения – девочку Элли. О чем она мечтала? Назовите автора  и название произведения. (Волков. «Волшебник изумрудного города) Физкультминутка 5. Закрепление новых знаний 1.    Упр.831.Учащиеся записывают предложения, вставляя пропущенные буквы и указывая морфему с этой буквой. Подчеркивают имя прилагательное в превосходной степени как  член предложения.  2.У доски 1 ученик производит морфологический разбор выделенных имен прилагательных (самые большие, наибольший, подземное), а еще 2 ученика выполняют морфологический  разбор имен прилагательных по плану разбора (стр.293). 3.Сегодня на уроке мы уже познакомились с правилами образования простой  сравнительной и простой превосходной степени.  А как вы понимаете термин «простая степень сравнения». Поскольку существует данная  форма, значит, есть и другая? Откройте ваши учебники на стр. 294 и проанализируйте  процесс образования составной формы сравнительной и превосходной степени  прилагательных. Определите, изменяются ли прилагательные в составной форме? Какую  синтаксическую роль они выполняют? (Ответы учащихся) 6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия. 6 – Итак, ребята, сегодня на уроке вы сыграли несколько ролей: вы были учениками,  исследователями, путешественниками и даже учителями. Теперь же, как настоящие исследователи, которые открыли все знания о степенях  сравнения прилагательных, сформулируйте научные выводы. Учащиеся отвечают на вопросы:  1) Какие формы степеней сравнения могут образовывать прилагательные?  2) Каким способом они образуются?  3) Какая форма степени сравнения прилагательного является неизменяемой?  4) Какие речевые ошибки могут быть допущены при образовании степеней сравнения?  5) Какую роль выполняют в языке степени сравнения прилагательных? Учащиеся воспроизводят и обобщают знания, полученные на уроке. Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом мнения учащихся, проверявших  работы своих одноклассников. Заключительное слово учителя о бережном отношении к окружающему миру, родине,  родному языку, об умении ценить прекрасное! Звучит песня в исполнении Ю. Антонова  «Живет повсюду красота». 7

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных

: Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017