Урок русского языка "Состав слова"
Оценка 5

Урок русского языка "Состав слова"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
04.01.2017
Урок русского языка "Состав слова"
Это первый урок в теме "Состав слова". На основе сравнения родственных слов ученики знакомятся с алгоритмом разбора слова по составу. Подготовлена и презентация к уроку. Дети знакомятся с птицей "зимородок", с городом "Зима", который находится в Иркутской области и со словом "заморозки", значение которого находят в словаре . На уроке организована работа в группе и творческая работа.
урок 25 декабря.docx
Тема урока: Разбор слова по составу. Цель: Учить разбирать слова по составу используя алгоритм Задачи: 1. 2. 3. 4. Формировать умение подбирать однокоренные слова и развивать умения находить в  словах корень, приставки, суффиксы, окончание, основу. Учить их видеть орфограммы в разных частях слова, выделять их графически. Развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование УУД:  ­ личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества; ­регулятивные:  планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать  деятельность ­   познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения  учебной задачи; находить дополнительную информацию;  высказывать предположения,  обсуждать проблемные вопросы;  ­    коммуникативные:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические  высказывания; Планируемые результаты: Знать правило правописания слов с приставками, в которых пишется буква  и уметь  пользоваться им при письме. Уметь определять место орфограммы в слове.                             Ход урока I. Организационный момент. Настрой на хорошую работу. Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг  другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам  радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок. II. Чистописание. ­ Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа». ­ Назовите буквы и буквосочетания. ­ легкие утренние морозы осенью или весной. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова  Зз зи за ­ Назовите буквосочетания, в котором буква з обозначает мягкий согласный звук. ­ Пропишите буквы Зз и буквосочетания. ­ Прочитайте слова. зима Зима зимородок заморозки ­ Объясните лексическое значение слов. Зимаа — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо­запад от  областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки. Зимородок ­ это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно  ярким оперением. Верх тела его зеленовато­голубой, брюшко же ­ огненно­рыжее.  Гнездится зимородок по береговым обрывам в норах глубиной до 2 м. Пищу ­ мелких  рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая  добычу на какой­нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и  взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”. Зимородки  улетают в августе—сентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре — перед  самым ледоставом. А вот в европейской части России зимородков можно увидеть и в  студеную пору — возле незамерзающих речных родников и стремнин, где пернатые  рыболовы, подобно оляпкам, остаются на зиму. аа З морозки «Толковый словарь русского языка») ­ Что заметили? Разделите слова на группы. ­ Какие слова называются однокоренными? ­ Что общего? Признаки какой части речи называли? ­ Что вы знаете об именах существительных? ­ Подчеркните ошибкоопасные буквы в словах. ­ Как проверить ошибкоопасные буквы в слове заморозки? Подобрать проверочные слова. ­ Какую букву нельзя проверить? ­ Как называются слова написание надо запомнить? (словарные слова) ­ Запишите слова. _Отметьте в своих «светофориках» III. Актуализация. ­ Подберите однокоренные слова к слову заморозки. Мороз, заморозка, мороженое, морозец, морозилка, морозильник, Морозко, морозная. ­ Что знаете о частях слова? Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для  связи слов в предложении и словосочетании. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования  новых слов. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых  слов. IV. Проблемная ситуация ­ Так какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? А в какой  последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? Сформулируйте тему  урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). ­ Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? Тема урока: Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу. Цели урока: научить определять части слова, разбирать слова по составу; развивать  орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное  отношение к природе, интерес к процессу познания. Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное  выведение алгоритма разбора слова по составу. V. Работа по теме ­ Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.  Вернёмся к нашему слову –заморозки и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части. Вывод: Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи. VI. Физминутка. VI/Алгоритм 5. Работа по группам  Игра «Собери родственников» Снег, цветок, звонкий, снеговик, садик, звон, цветёт, снежок, снежинка, цвет, звонок,  посадить, звоночек, рассада, садовник, цветной, звонить. Итог: VII. Разбор слова по составу ­ Запишите слова: зимушка, холода, снежинка, прогулка, горка. (Выполняют ученики  разбор слов по составу с комментированием) ­ А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? ­ Какие части слова входят в основу? Вывод: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова,  будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс. VII.Работа в тетради IX. Творческая работа. ­ Какое время года трудное для животных? Почему? Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных  морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы,  когда почти весь корм повсюду съеден. Действительно, зима – очень трудное время для  птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма.  Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не  замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.  (Александр Яшин) ­ Подберите к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая?  (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) ­ Составьте cинквейн на тему «Зима». ­ Прочитайте cинквейн. Запишите. Х. Итог урока. ­ Подведем итог нашего урока. Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова) Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи.

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"

Урок русского языка "Состав слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2017