Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Русский язык
Правописание сочетаний чк, чн, щн
Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов
село Бастобе
Русский язык
Дата_________________
Учитель: Байгазакова Саулеш Турсынбаевна
Предмет: русский язык.
Класс - 2"Б"
Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Цель урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний чк, чн, щн;
учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу.
Учащиеся должны:
-усвоить правило правописания сочетаний чк, чн, щн.
-уметь заменять сочетание одним словом, близким по смыслу;
-уметь наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Оборудование: карточки для работы в парах, компьютер, проектор.
Ход урока.
Этапы урока Цель, задачи, методы, средства. Результативность Содержание
Учитель Ученик
1. Самоопределение к деятельности. (организационный момент). Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Дети включились в деятельность.
У учащихся возникла положительная эмоциональная направленность. 1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Ученица читает стихотворение:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнём же урок, не будем зря время терять.
-Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются нашим успехам!
Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое.
Дети приветствуют гостей, садятся за парты.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Возникновение проблемной ситуации. Повторили изученный материал.
Выявили затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Возникновение проблемной ситуации. Минутка чистописания.
Оформление тетради.
8 ноября
Классная работа
Ребята, на доске дан ряд букв, нам с вами предстоит выбрать некоторые из них для минутки чистописания.
(Даны буквы н, я, ч, щ, к, и.
-Какие буквы в русском языке всегда мягкие?
-Какая буква относится к парным согласным по звонкости, глухости?
-Какая буква является непарной звонкой согласной?
-Мы с вами выбрали 4 буквы.
-Ребята, скажите, какие орфограммы можно составить из написанных букв? Итак, скажите, какова же тема сегодняшнего урока? Чему должны научиться?
Прописать чк чн щн
По ходу выбора букв дети записывают их в тетрадь.
(ч, щ)
(к)
(н)
Дети отвечают: чк, чн, щн.
Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Должны научиться правильно писать сочетания чк, чн, щн.
3. Постановка учебной задачи. Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме. Проговорили тему и цели урока. -Давайте с вами дадим характеристику звукам ч и щ. Составляется на доске схема.
-Ребята, один вопрос я оставлю, чтобы ответить на него сегодня, мы должны узнать на уроке что-то новое. Дети дают характеристику звукам:
-согласный,
-мягкий,
-глухой,
-непарный
4. «Открытие» учащимися нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Обсуждение и решение поставленной задачи.
Метод: подводящий к открытию знаний диалог. Нашли выход из затруднения.
Обсудили и решили поставленную задачу. Ребята, посмотрите, два ученика писали под диктовку слова.
1ученик- ручка, хищный, сочный, удочка, овощной.
2ученик- ручька, хищьный, сочьный, удочька, овощьной.
-Скажите, кто из учеников правильно выполнил задание и почему?
-Запишите правильный вариант в тетрадь. 1ученик выполнил задание правильно потому, что буквы ч и щ всегда мягкие и ь знак в сочетаниях не пишется.
-А теперь послушаем, правильно ли мы сделали вывод.
Вывод: Звук [ ч`] звук [ щ`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Итак, что можем сказать? Мы самостоятельно вывели правило и оказались правы.
Сочетания ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!
5. Первичное закрепление. Проговаривание нового знания.
Способ: работа в парах.
Проговорили новое правило.
Составили алгоритм действий. Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Послушайте задание, даны слова, от которых вы должны образовать слова-родственники, чтобы в них было сочетание чк, чн, щн.
(Те, кто быстрее справится с заданием, они работают со словом точка, изменяя первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов. Ребята в парах выполняют задание.
Даны следующие слова:
-туча тучка тучный
-овощ овощной
-задача задачка
-молоко молочка молочный
-рука ручка ручной
-ёлка. ёлочка
-Давайте проверим, какие слова вы образовали.
-Какое правило применяли при написании этих слов?
-Какие слова образовали от слова точка?
Физминутка
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной письменной работы (4-5) минут.
Метод: самоконтроль. Каждый сам для себя сделал вывод, о том, научился ли он писать слова с сочетаниями. Я прочитаю стихотворение, а вы должны его внимательно прослушать, чтобы как можно больше запомнить слов с сочетаниями чк, чн, щн.
Послушайте это правило и запомните
Читаю
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.
Проверьте, как вы выполнили это задание по эталону с доски.
Оцените свою работу.
-Кто не допустил ошибок, поставьте (+)
-Кто допустил ошибки в написании слов – поставьте (-).
-Что не получается?
-Над чем еще нужно работать? Дети записывают слова по памяти. Посчитайте, сколько слов вам удалось записать.
Самопроверка.
Оценивают свои работы.
Высказывания детей.
7. Включение в систему знаний и повторение. Выполнение упражнения, в котором используется новое знание. Используя новые знания, выполнили упражнение. В рабочей тетради выполним упражнение №247 с 91.
Работают со словом точка-бочка изменяя первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов.
Давайте проверим.
Работа по карточкам
Внимательно прочитайте стихотворение и задание.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)
- Посмотрите на синичку и послушайте её пение.
- А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.
- Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.
Ученики выполняют задание в рабочей тетради.
(Фронтальная проверка.)
Инд.работа
Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.
8. Итог урока.
(Рефлексия деятельности) Осознание учащимися своей учебной деятельности.
Самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Обучающиеся осознали свою учебную деятельность. Ребята, помните в начале урока, когда мы давали характеристику звукам, я говорила о том, что у нас остался один вопрос и мы должны на него ответить.
Дана схема:
Ь
чк чн щн
- Скажите, что нужно изменить в этой схеме?
Дети отвечают, что ь знак нужно зачеркнуть, т.к. он не пишется в этих сочетаниях.
-Какие цели ставили на нашем уроке?
-Достигли ли мы поставленных целей?
-Что нужно сделать еще?
-Где можно использовать эти знания?
Наш урок подходит к концу.
Какую проблему урока мы решали?
Чему учились на уроке?
Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний
чк, чн.
Оцените свою работу на уроке
«светофорчиком».
Потренироваться дома.
Ответы учащихся.
Домашнее задание (задание по выбору)
Рабочая тетрадь Страница 90 упражнение № 245
Оцените свою работу на уроке «светофорчиком».
(Зелёный цвет – урок прошёл удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно.
Я очень доволен собой!
Красный цвет– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь)
Сочетания
ЧК, ЧН, пишутся без
ь знака!
Сочетания
ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!
Ь
чк чн щнАлматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Русский язык
Правописание сочетаний чк, чн, щн
Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов
село Бастобе
Русский язык
Дата_________________
Учитель: Байгазакова Саулеш Турсынбаевна
Предмет: русский язык.
Класс - 2"Б"
Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Цель урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний чк, чн, щн;
учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу.
Учащиеся должны:
-усвоить правило правописания сочетаний чк, чн, щн.
-уметь заменять сочетание одним словом, близким по смыслу;
-уметь наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Оборудование: карточки для работы в парах, компьютер, проектор.
Ход урока.
Этапы урока Цель, задачи, методы, средства. Результативность Содержание
Учитель Ученик
1. Самоопределение к деятельности. (организационный момент). Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Дети включились в деятельность.
У учащихся возникла положительная эмоциональная направленность. 1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Ученица читает стихотворение:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнём же урок, не будем зря время терять.
-Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются нашим успехам!
Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое.
Дети приветствуют гостей, садятся за парты.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Возникновение проблемной ситуации. Повторили изученный материал.
Выявили затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Возникновение проблемной ситуации. Минутка чистописания.
Оформление тетради.
8 ноября
Классная работа
Ребята, на доске дан ряд букв, нам с вами предстоит выбрать некоторые из них для минутки чистописания.
(Даны буквы н, я, ч, щ, к, и.
-Какие буквы в русском языке всегда мягкие?
-Какая буква относится к парным согласным по звонкости, глухости?
-Какая буква является непарной звонкой согласной?
-Мы с вами выбрали 4 буквы.
-Ребята, скажите, какие орфограммы можно составить из написанных букв? Итак, скажите, какова же тема сегодняшнего урока? Чему должны научиться?
Прописать чк чн щн
По ходу выбора букв дети записывают их в тетрадь.
(ч, щ)
(к)
(н)
Дети отвечают: чк, чн, щн.
Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Должны научиться правильно писать сочетания чк, чн, щн.
3. Постановка учебной задачи. Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме. Проговорили тему и цели урока. -Давайте с вами дадим характеристику звукам ч и щ. Составляется на доске схема.
-Ребята, один вопрос я оставлю, чтобы ответить на него сегодня, мы должны узнать на уроке что-то новое. Дети дают характеристику звукам:
-согласный,
-мягкий,
-глухой,
-непарный
4. «Открытие» учащимися нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Обсуждение и решение поставленной задачи.
Метод: подводящий к открытию знаний диалог. Нашли выход из затруднения.
Обсудили и решили поставленную задачу. Ребята, посмотрите, два ученика писали под диктовку слова.
1ученик- ручка, хищный, сочный, удочка, овощной.
2ученик- ручька, хищьный, сочьный, удочька, овощьной.
-Скажите, кто из учеников правильно выполнил задание и почему?
-Запишите правильный вариант в тетрадь. 1ученик выполнил задание правильно потому, что буквы ч и щ всегда мягкие и ь знак в сочетаниях не пишется.
-А теперь послушаем, правильно ли мы сделали вывод.
Вывод: Звук [ ч`] звук [ щ`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.
Итак, что можем сказать? Мы самостоятельно вывели правило и оказались правы.
Сочетания ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!
5. Первичное закрепление. Проговаривание нового знания.
Способ: работа в парах.
Проговорили новое правило.
Составили алгоритм действий. Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Послушайте задание, даны слова, от которых вы должны образовать слова-родственники, чтобы в них было сочетание чк, чн, щн.
(Те, кто быстрее справится с заданием, они работают со словом точка, изменяя первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов. Ребята в парах выполняют задание.
Даны следующие слова:
-туча тучка тучный
-овощ овощной
-задача задачка
-молоко молочка молочный
-рука ручка ручной
-ёлка. ёлочка
-Давайте проверим, какие слова вы образовали.
-Какое правило применяли при написании этих слов?
-Какие слова образовали от слова точка?
Физминутка
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной письменной работы (4-5) минут.
Метод: самоконтроль. Каждый сам для себя сделал вывод, о том, научился ли он писать слова с сочетаниями. Я прочитаю стихотворение, а вы должны его внимательно прослушать, чтобы как можно больше запомнить слов с сочетаниями чк, чн, щн.
Послушайте это правило и запомните
Читаю
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.
Проверьте, как вы выполнили это задание по эталону с доски.
Оцените свою работу.
-Кто не допустил ошибок, поставьте (+)
-Кто допустил ошибки в написании слов – поставьте (-).
-Что не получается?
-Над чем еще нужно работать? Дети записывают слова по памяти. Посчитайте, сколько слов вам удалось записать.
Самопроверка.
Оценивают свои работы.
Высказывания детей.
7. Включение в систему знаний и повторение. Выполнение упражнения, в котором используется новое знание. Используя новые знания, выполнили упражнение. В рабочей тетради выполним упражнение №247 с 91.
Работают со словом точка-бочка изменяя первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов.
Давайте проверим.
Работа по карточкам
Внимательно прочитайте стихотворение и задание.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)
- Посмотрите на синичку и послушайте её пение.
- А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.
- Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.
Ученики выполняют задание в рабочей тетради.
(Фронтальная проверка.)
Инд.работа
Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.
8. Итог урока.
(Рефлексия деятельности) Осознание учащимися своей учебной деятельности.
Самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Обучающиеся осознали свою учебную деятельность. Ребята, помните в начале урока, когда мы давали характеристику звукам, я говорила о том, что у нас остался один вопрос и мы должны на него ответить.
Дана схема:
Ь
чк чн щн
- Скажите, что нужно изменить в этой схеме?
Дети отвечают, что ь знак нужно зачеркнуть, т.к. он не пишется в этих сочетаниях.
-Какие цели ставили на нашем уроке?
-Достигли ли мы поставленных целей?
-Что нужно сделать еще?
-Где можно использовать эти знания?
Наш урок подходит к концу.
Какую проблему урока мы решали?
Чему учились на уроке?
Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний
чк, чн.
Оцените свою работу на уроке
«светофорчиком».
Потренироваться дома.
Ответы учащихся.
Домашнее задание (задание по выбору)
Рабочая тетрадь Страница 90 упражнение № 245
Оцените свою работу на уроке «светофорчиком».
(Зелёный цвет – урок прошёл удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно.
Я очень доволен собой!
Красный цвет– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь)
Сочетания
ЧК, ЧН, пишутся без
ь знака!
Сочетания
ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!
Ь
чк чн щн
Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Русский язык
Правописание сочетаний чк,
чн, щн
Байгазакова С.Т. - учитель начальных
классов
село Бастобе
Русский
язык
Дата_________________
Учитель:
Байгазакова Саулеш Турсынбаевна
Предмет:
русский язык.
Класс -
2"Б"
Тема
урока: Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Цель
урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний
чк, чн, щн;
учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу.
Учащиеся
должны:
-усвоить правило правописания сочетаний чк, чн, щн.
-уметь заменять сочетание одним словом, близким по смыслу;
-уметь наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на
поставленные вопросы, сотрудничать.
Оборудование:
карточки для работы в парах, компьютер, проектор.
Ход урока.
|
Этапы урока
|
Цель, задачи, методы, средства.
|
Результативность
|
Содержание
|
Учитель
|
Ученик
|
1.
|
Самоопределение
к деятельности. (организационный момент).
|
Включение
учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
У
учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
|
Дети
включились в деятельность.
У
учащихся возникла положительная эмоциональная направленность.
|
1.
Организационный момент.
Приветствие гостей.
Ученица читает стихотворение:
Мы
рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно
есть классы и лучше, и краше,
Но
пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть
будет уютно и очень легко!
Поручено
нам вас сегодня встречать,
Но
начнём же урок, не будем зря время терять.
-Спасибо!
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с
удовольствием порадуются нашим успехам!
Ребята, я рада вновь видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость
общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Прозвенел звонок
весёлый,
Мы начать урок
готовы.
Будем слушать,
рассуждать,
И друг другу
помогать.
Будем отвечать
активно,
Хорошо себя
вести,
Чтобы гости
дорогие.
Захотели вновь
прийти!
Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом
уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем
узнать что-то новое.
|
Дети
приветствуют гостей, садятся за парты.
|
|
|
2.
|
Актуализация
опорных знаний и мотивация.
|
Повторение
изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Возникновение
проблемной ситуации.
|
Повторили
изученный материал.
Выявили
затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Возникновение
проблемной ситуации.
|
Минутка чистописания.
|
Оформление
тетради.
8 ноября
Классная работа
Ребята,
на доске дан ряд букв, нам с вами предстоит выбрать некоторые из них для
минутки чистописания.
(Даны
буквы н, я, ч, щ, к, и.
-Какие
буквы в русском языке всегда мягкие?
-Какая
буква относится к парным согласным по звонкости, глухости?
-Какая
буква является непарной звонкой согласной?
-Мы
с вами выбрали 4 буквы.
-Ребята,
скажите, какие орфограммы можно составить из написанных букв? Итак, скажите,
какова же тема сегодняшнего урока? Чему должны научиться?
Прописать
чк чн щн
|
По
ходу выбора букв дети записывают их в тетрадь.
(ч,
щ)
(к)
(н)
Дети
отвечают: чк, чн, щн.
Правописание
сочетаний чк, чн, щн.
Должны
научиться правильно писать сочетания чк, чн, щн.
|
3.
|
Постановка
учебной задачи.
|
Обсуждение
затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит
ответить, или в виде темы урока.
Метод
постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог,
подводящий к теме.
|
Проговорили
тему и цели урока.
|
-Давайте
с вами дадим характеристику звукам ч и щ. Составляется на доске схема.
-Ребята,
один вопрос я оставлю, чтобы ответить на него сегодня, мы должны узнать на
уроке что-то новое.
|
Дети
дают характеристику звукам:
-согласный,
-мягкий,
-глухой,
-непарный
|
|
|
4.
|
«Открытие»
учащимися нового знания.
|
Построение
проекта выхода из затруднения.
Обсуждение
и решение поставленной задачи.
Метод:
подводящий к открытию знаний диалог.
|
Нашли
выход из затруднения.
Обсудили
и решили поставленную задачу.
|
Ребята,
посмотрите, два ученика писали под диктовку слова.
1ученик-
ручка, хищный, сочный, удочка, овощной.
2ученик-
ручька, хищьный, сочьный, удочька, овощьной.
-Скажите,
кто из учеников правильно выполнил задание и почему?
-Запишите
правильный вариант в тетрадь.
|
1ученик
выполнил задание правильно потому, что буквы ч и щ всегда мягкие и ь знак в
сочетаниях не пишется.
|
-А
теперь послушаем, правильно ли мы сделали вывод.
Вывод:
Звук
[ ч`] звук [ щ`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не
обозначается.
Итак,
что можем сказать? Мы самостоятельно вывели правило и оказались правы.
Сочетания ЧК, ЧН, пишутся без
ь знака!
|
5.
|
Первичное
закрепление.
|
Проговаривание
нового знания.
Способ:
работа в парах.
|
Проговорили
новое правило.
Составили
алгоритм действий.
|
Ребята,
сейчас вы будете работать в парах. Послушайте задание, даны слова, от
которых вы должны образовать слова-родственники, чтобы в них было сочетание
чк, чн, щн.
(Те,
кто быстрее справится с заданием, они работают со словом точка, изменяя
первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов.
|
Ребята
в парах выполняют задание.
Даны
следующие слова:
-туча
тучка тучный
-овощ
овощной
-задача
задачка
-молоко
молочка молочный
-рука
ручка ручной
-ёлка.
ёлочка
|
-Давайте
проверим, какие слова вы образовали.
-Какое
правило применяли при написании этих слов?
-Какие
слова образовали от слова точка?
|
|
Физминутка
|
6.
|
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону. Самооценка.
|
Каждый
для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем
самостоятельной письменной работы (4-5) минут.
Метод:
самоконтроль.
|
Каждый
сам для себя сделал вывод, о том, научился ли он писать слова с сочетаниями.
|
Я
прочитаю стихотворение, а вы должны его внимательно прослушать, чтобы как
можно больше запомнить слов с сочетаниями чк, чн, щн.
Послушайте
это правило и запомните
Читаю
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В
сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
Вывод: в сочетаниях
ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.
Проверьте,
как вы выполнили это задание по эталону с доски.
Оцените
свою работу.
-Кто
не допустил ошибок, поставьте (+)
-Кто
допустил ошибки в написании слов – поставьте (-).
-Что
не получается?
-Над
чем еще нужно работать?
|
Дети
записывают слова по памяти. Посчитайте, сколько слов вам удалось записать.
Самопроверка.
Оценивают
свои работы.
Высказывания
детей.
|
7.
|
Включение
в систему знаний и повторение.
|
Выполнение
упражнения, в котором используется новое знание.
|
Используя
новые знания, выполнили упражнение.
|
В
рабочей тетради выполним упражнение №247 с 91.
Работают
со словом точка-бочка изменяя первую букву в слове, образуйте как можно
больше новых слов.
Давайте
проверим.
Работа
по карточкам
Внимательно
прочитайте стихотворение и задание.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
-
Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает
подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а
семена, плоды уже съедены.
- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)
-
Посмотрите на синичку и послушайте её пение.
-
А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми
нами сочетаниями.
-
Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.
|
Ученики
выполняют задание в рабочей тетради.
(Фронтальная
проверка.)
Инд.работа
Найдите
и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.
|
8.
|
Итог
урока.
(Рефлексия
деятельности)
|
Осознание
учащимися своей учебной деятельности.
Самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.
|
Обучающиеся
осознали свою учебную деятельность.
|
Ребята,
помните в начале урока, когда мы давали характеристику звукам, я говорила о
том, что у нас остался один вопрос и мы должны на него ответить.
Дана
схема:
Ь
чк
чн щн
-
Скажите, что нужно изменить в этой схеме?
|
Дети
отвечают, что ь знак нужно зачеркнуть, т.к. он не пишется в этих сочетаниях.
-Какие
цели ставили на нашем уроке?
-Достигли
ли мы поставленных целей?
|
-Что
нужно сделать еще?
-Где
можно использовать эти знания?
Наш
урок подходит к концу.
Какую проблему урока мы решали?
ü Чему учились на
уроке?
ü Зачем нам это
нужно? (Чтобы быть грамотными)
ü Давайте ещё раз
все вместе повторим правило о написания сочетаний
чк, чн.
Оцените свою работу на уроке
«светофорчиком».
|
Потренироваться
дома.
Ответы
учащихся.
|
|
Домашнее задание (задание по выбору)
Рабочая тетрадь Страница 90 упражнение
№ 245
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцените свою работу на уроке «светофорчиком».
(Зелёный цвет –
урок прошёл удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями
справлялся успешно.
Я очень доволен собой!
Красный цвет–
задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь)
Сочетания
ЧК, ЧН, пишутся без
ь знака!
Сочетания
ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!
Ь
чк чн щн