Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
13.10.2017
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Традиционный урок, насыщенный заданиями. На уроке ученики повторяют прошедшие темы "Однозначные и многозначные слова", "Синонимы", "Омонимы", "Прямое и переносное значение". На примере стихотворения В.Маяковского "Что такое хорошо?" ученики пытаются ответить на вопрос, поставленный Маяковским. Рассмотрев слова "хорошо" и "плохо", переходят к теме "Антонимы".
Урок Жуплова Анна.doc
Аттестуемый педагог   Жуплова Анна Викторовна Предмет:   Русский язык 5 класс Тема урока «Антонимы» Цель:  1) Обучающиеся должны знать понятие «антонимы»; ­ знать, чем отличаются антонимы от синонимов, омонимов.           ­ знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи; 2) Уметь находить антонимы в предложениях и в тексте; владеть изучающим текстом; ­    подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова;           ­    группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи;          ­    уметь сопоставлять, выделять существенное, общее, делать выводы;          ­    уметь работать самостоятельно.     3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное  отношение к русскому языку. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова. Тип урока: усвоение новых знаний. Место данного урока в разделе: седьмой урок в разделе «Лексикология как раздел науки о языке». № 1 2 Содержание этапа ­ Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число, «классная работа»,  а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на  сегодняшнем уроке. Этапы работы Организационный момент Цель, которая должна быть  достигнута обучающимися: ­ подготовиться к продуктивной  работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь  на данном этапе: ­ способствовать подготовке  обучающихся к продуктивной работе. Задачи:­ создать положительный  эмоциональный настрой; Методы: словесные Опрос учащихся по заданному  материалу на дом Цели, которые учитель хочет достичь  на данном этапе: ­ способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат ­ контроль ранее изученных знаний ­ проверить умение четко и грамотно  ­ На прошлых уроках мы с вами изучали  темы «Однозначные и многозначные  слова», «Прямое и переносное значение слов», «Омонимы», «Синонимы». Давайте  вспомним: К какому разделу языка мы отнесем изученные нами темы? (Лексикология) – Ребята, а теперь я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною  предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на  обороте доски написаны заранее): 1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…  (лексический состав языка или лексика). отвечать на поставленный вопрос ­ умение работать с изучающими  тестами; Цели, которые учитель ставит перед  учениками: ­ продемонстрировать умение  грамотно отвечать на поставленный  вопрос; ­  умение работать  с изучающими  тестами; ­ умение понимать устный и  письменный текст.  Методы:  ­ словесные 2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется… (лексикология). 3. Лексическое значение – это …(толкование, разъяснение слова). 4. Лексическое значение слова можно узнать по…(толковому словарю). 5. Однозначными называются слова…(которые имеют одно лексическое  значение). 6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… (многозначными). 7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется …(переносное)   значение. 8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…(какое – либо  сходство). 9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся  одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… (омонимами). 10.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому  значению, называются…(синонимами). ­ А теперь проверим. Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя  по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте. 3 Изучение нового материала Цели, которые учитель ставит перед  учащимися: ПЛАН  изучения нового материала: 1)Этап обоснования целей. ­ сформулировать тему урока;  ­ умение работать  самостоятельно; ­ умение работать с учебником,  дополнительной литературой. 2)Слово учителя. 3)Работа с учебником. 4)Работа со словарем. Цели, которые учитель хочет достичь  на данном этапе урока: ­ проверить умение формулировать  тему урока; ­  научить работать устно, делиться  полученными знаниями; ­  организация самостоятельного  поиска и осмысления полученной  информации; ­ проверить умение учащихся  работать с учебником, словарём; ­ умение вести конструктивный  диалог, устанавливать причинно­  следственные связи и делать выводы: Методы:  ­  беседа; ­ репродуктивный;  ­ частично ­ поисковый; ­ работа с учебником; ­ самостоятельная работа. – А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского: Крошка сын  к отцу пришел. И спросила кроха: (Дети продолжают) Что такое хорошо И что такое плохо? – А как бы вы ответили на этот вопрос?  (Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт;  хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди  здоровы, плохо, когда болеют.) (Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):   пасмурно   горе Ясно счастье здоровье   болезнь – А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского? – Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух  столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.)  ­ Запомните: слова с противоположными лексическими значениями называются  антонимами.  ­ О каких же словах мы сегодня будем говорить на уроке? ­ Правильно, об антонимах. Запишем тему нашего урока: «Антонимы». 2.Слово учителя. Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный»,  онима – «имя».  Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в  антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы  однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый –  холодный).  ­ Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего и  зачем нужны  антонимы?» Как вы думаете, ребята? (Ответы обучающихся) ­ Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и  контраста, делают речь более точной и выразительной. 3.Работа с учебником. ­ Откроем учебники на странице 140 параграф 68. Рассмотрите рисунки и  закончите начатые предложения. Найдите слова с противоположным значением.  Определите, какой частью речи они являются. (Ученики работают  самостоятельно в тетрадях. Затем ­  проверка вместе с учителем). Петя поднимается в гору, а Коля … (спускается – глаголы). У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли … (легкий – прилагательные). Петя большой, а Коля… (маленький – прилагательные). У Пети темные волосы, а у Коли … (светлые – прилагательные). 4.Работа со словарем. ­ Найдите в «Школьном словаре антонимов» М.Р.Львова антонимы словам тень,  потолок, кроха, ярко. Составьте с этими словами предложения (устно). 4   Закрепление изученного материала Цели, которые учитель ставит перед  учащимися:  ­ закрепление знаний:  выполнение  упражнений. ­ самостоятельная работа на умение  подбирать антонимы к словам; ­ выявить отличие антонимов от  синонимов. 1.Выполнение упражнения 359 (Работа по вариантам). Выпишите антонимы, обозначающие:  1) время, 2)температуру   ­ 1 вариант 1)цвет, 2) размер ­2 вариант * назовите виды орфограмм на месте пропусков 1 группа Ранний – поздний; теперь – тогда; утро – вечер. Жара – холод; горячий – холодный; нагреть – остудить.  2 группа  Белый – чёрный; яркий – тусклый; бледный – румяный. Широкий – узкий; короткий – длинный; высокий – низкий. Цели, которые хочет достичь учитель  на данном этапе урока: 2.Фронтальная проверка. ­ первичный контроль знаний в  выполнения упражнений,  самостоятельной работы на умение  подбирать антонимы к словам ­ проверка своих знаний, оценка. 3.Слово учителя.  ­ Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в языке. Появление  антонимов в речи неслучайно. Еще издавна народ обратил внимание на  противоположные явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день –  ночь…).  На противопоставлении построены многие жанры фольклора, в том числе  и  пословицы. В этом мы убедимся, выполнив следующее упражнение.   Методы: ­  словесные ­ беседа ­ взаимоконтроль ­обратная связь ­ игра  4.Работа с упражнением 360. Спишите пословицы и подчеркните  в них антонимы (1 ученик работает у доски).    1.Ученье – свет, а неученье – тьма. 2.Мягко стелет, да жестко спать. 3.В глаза не  хвали, а за глаза не кори. 4.Сытый голодного не разумеет. 5.За маленьким погнался, а большого потерял. 6.Меньше говори, а больше делай. 5.Физкультминутка. Мы писали и устали, Все мы дружно, тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. 6.Самостоятельная работа.   «Кто быстрее».   Подберите антонимы к словам темный, белый, толстый, широкий, низкий,  короткий,  смелый, злой, истинный.   «Кто больше».  Составьте предложения, используя пары антонимов.  Подберите синонимы к слову истинный. 7.Проверка вместе с учителем. Темный – светлый; белый – черный; толстый – тонкий; широкий – узкий; низкий –  высокий; короткий – длинный; смелый – трусливый; злой – добрый, истинный –  ненастоящий.  Истинный – настоящий, реальный, натуральный. ­ Чем антонимы отличаются от синонимов? (Синонимы – это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но  пишутся по – разному. Антонимы – слова, различные по лексическому  значению). Итог. (Учитель раздает красные и желтые листы обучающимся. Красные – для учащихся посильнее, а желтые – слабым учащимся. Ученики с красными  листами работают самостоятельно, а затем проверяют выполненное вместе  с учителем. А ученики с желтыми листами работают устно). Желтые листы: ­ Давайте еще раз скажем, что такое антонимы? ­ Какие части речи могут выступать в роли антонимов? ­ Что нужно учитывать при подборе антонимов? ­ Какова роль антонимов в речи? Красные листы: Составьте текст – миниатюру из 3 – 4 предложений с использованием антонимов  (текст о себе, о школе или о друзьях и т.п.).  ­ Для того что бы запомнить определение антонимов лучше, мы его  зарифмуем: Минус – плюс, Огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны. 5 Задание на дом     Цель, которую хочет достичь учитель Домашнее задание. 1.Ответить на контрольные вопросы на стр. 142. 2.Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы. 3.Упражнение 362. 4. Индивидуальное: Сообщение по словарю или журналу: «Роль антонимов в нашей речи» (с примерами). на данном этапе:  ­ Развитие навыков самообразования ­ умение работать с дополнительной  литературой, словарями,  анализировать, обобщать.

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017