Традиционный урок, насыщенный заданиями. На уроке ученики повторяют прошедшие темы "Однозначные и многозначные слова", "Синонимы", "Омонимы", "Прямое и переносное значение". На примере стихотворения В.Маяковского "Что такое хорошо?" ученики пытаются ответить на вопрос, поставленный Маяковским. Рассмотрев слова "хорошо" и "плохо", переходят к теме "Антонимы".
Урок Жуплова Анна.doc
Аттестуемый педагог Жуплова Анна Викторовна
Предмет: Русский язык 5 класс
Тема урока «Антонимы»
Цель: 1) Обучающиеся должны знать понятие «антонимы»;
знать, чем отличаются антонимы от синонимов, омонимов.
знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи;
2) Уметь находить антонимы в предложениях и в тексте; владеть изучающим текстом;
подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова;
группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи;
уметь сопоставлять, выделять существенное, общее, делать выводы;
уметь работать самостоятельно.
3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, «Школьный словарь антонимов» М. Р. Львова.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Место данного урока в разделе: седьмой урок в разделе «Лексикология как раздел науки о языке». №
1
2
Содержание этапа
Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число, «классная работа»,
а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на
сегодняшнем уроке.
Этапы работы
Организационный момент
Цель, которая должна быть
достигнута обучающимися:
подготовиться к продуктивной
работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь
на данном этапе:
способствовать подготовке
обучающихся к продуктивной работе.
Задачи: создать положительный
эмоциональный настрой;
Методы: словесные
Опрос учащихся по заданному
материалу на дом
Цели, которые учитель хочет достичь
на данном этапе:
способность самостоятельно оценить
и способ достижения результата и сам
результат
контроль ранее изученных знаний
проверить умение четко и грамотно
На прошлых уроках мы с вами изучали темы «Однозначные и многозначные
слова», «Прямое и переносное значение слов», «Омонимы», «Синонимы». Давайте
вспомним:
К какому разделу языка мы отнесем изученные нами темы? (Лексикология)
– Ребята, а теперь я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною
предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску, ответы на
обороте доски написаны заранее):
1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
(лексический состав языка или лексика). отвечать на поставленный вопрос
умение работать с изучающими
тестами;
Цели, которые учитель ставит перед
учениками:
продемонстрировать умение
грамотно отвечать на поставленный
вопрос;
умение работать с изучающими
тестами;
умение понимать устный и
письменный текст.
Методы:
словесные
2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
(лексикология).
3. Лексическое значение – это …(толкование, разъяснение слова).
4. Лексическое значение слова можно узнать по…(толковому словарю).
5. Однозначными называются слова…(которые имеют одно лексическое
значение).
6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
(многозначными).
7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется …(переносное)
значение.
8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…(какое – либо
сходство).
9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся
одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
(омонимами).
10.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому
значению, называются…(синонимами).
А теперь проверим.
Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют себя
по записи на доске, оценивают свою работу или работу соседа по парте.
3
Изучение нового материала
Цели, которые учитель ставит перед
учащимися:
ПЛАН изучения нового материала:
1)Этап обоснования целей. сформулировать тему урока;
умение работать самостоятельно;
умение работать с учебником,
дополнительной литературой.
2)Слово учителя.
3)Работа с учебником.
4)Работа со словарем.
Цели, которые учитель хочет достичь
на данном этапе урока:
проверить умение формулировать
тему урока;
научить работать устно, делиться
полученными знаниями;
организация самостоятельного
поиска и осмысления полученной
информации;
проверить умение учащихся
работать с учебником, словарём;
умение вести конструктивный
диалог, устанавливать причинно
следственные связи и делать выводы:
Методы:
беседа;
репродуктивный;
частично поисковый;
работа с учебником;
самостоятельная работа.
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:
Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?
– А как бы вы ответили на этот вопрос?
(Примерные ответы: Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт;
хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди
здоровы, плохо, когда болеют.)
(Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика):
пасмурно
горе
Ясно
счастье
здоровье болезнь – А что ответил отец сыну в стихотворении Маяковского?
– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух
столбиках? (Лексические значения противоположны по смыслу.)
Запомните: слова с противоположными лексическими значениями называются
антонимами.
О каких же словах мы сегодня будем говорить на уроке?
Правильно, об антонимах. Запишем тему нашего урока: «Антонимы».
2.Слово учителя.
Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный»,
онима – «имя».
Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в
антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы
однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый –
холодный).
Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего и зачем нужны
антонимы?» Как вы думаете, ребята? (Ответы обучающихся)
Антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и
контраста, делают речь более точной и выразительной.
3.Работа с учебником. Откроем учебники на странице 140 параграф 68. Рассмотрите рисунки и
закончите начатые предложения. Найдите слова с противоположным значением.
Определите, какой частью речи они являются. (Ученики работают
самостоятельно в тетрадях. Затем проверка вместе с учителем).
Петя поднимается в гору, а Коля … (спускается – глаголы).
У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли … (легкий – прилагательные).
Петя большой, а Коля… (маленький – прилагательные).
У Пети темные волосы, а у Коли … (светлые – прилагательные).
4.Работа со словарем.
Найдите в «Школьном словаре антонимов» М.Р.Львова антонимы словам тень,
потолок, кроха, ярко. Составьте с этими словами предложения (устно).
4
Закрепление изученного материала
Цели, которые учитель ставит перед
учащимися:
закрепление знаний: выполнение
упражнений.
самостоятельная работа на умение
подбирать антонимы к словам;
выявить отличие антонимов от
синонимов.
1.Выполнение упражнения 359 (Работа по вариантам).
Выпишите антонимы, обозначающие:
1) время, 2)температуру 1 вариант
1)цвет, 2) размер 2 вариант
* назовите виды орфограмм на месте пропусков
1 группа
Ранний – поздний; теперь – тогда; утро – вечер.
Жара – холод; горячий – холодный; нагреть – остудить.
2 группа
Белый – чёрный; яркий – тусклый; бледный – румяный.
Широкий – узкий; короткий – длинный; высокий – низкий. Цели, которые хочет достичь учитель
на данном этапе урока:
2.Фронтальная проверка.
первичный контроль знаний в
выполнения упражнений,
самостоятельной работы на умение
подбирать антонимы к словам
проверка своих знаний, оценка.
3.Слово учителя.
Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в языке. Появление
антонимов в речи неслучайно. Еще издавна народ обратил внимание на
противоположные явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день –
ночь…). На противопоставлении построены многие жанры фольклора, в том числе
и пословицы. В этом мы убедимся, выполнив следующее упражнение.
Методы:
словесные
беседа
взаимоконтроль
обратная связь
игра
4.Работа с упражнением 360.
Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы (1 ученик работает у доски).
1.Ученье – свет, а неученье – тьма. 2.Мягко стелет, да жестко спать. 3.В глаза не
хвали, а за глаза не кори. 4.Сытый голодного не разумеет. 5.За маленьким погнался,
а большого потерял. 6.Меньше говори, а больше делай.
5.Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Все мы дружно, тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Ручки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
6.Самостоятельная работа.
«Кто быстрее».
Подберите антонимы к словам темный, белый, толстый, широкий, низкий,
короткий, смелый, злой, истинный.
«Кто больше».
Составьте предложения, используя пары антонимов.
Подберите синонимы к слову истинный.
7.Проверка вместе с учителем.
Темный – светлый; белый – черный; толстый – тонкий; широкий – узкий; низкий –
высокий; короткий – длинный; смелый – трусливый; злой – добрый, истинный –
ненастоящий.
Истинный – настоящий, реальный, натуральный.
Чем антонимы отличаются от синонимов?
(Синонимы – это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но
пишутся по – разному. Антонимы – слова, различные по лексическому
значению).
Итог.
(Учитель раздает красные и желтые листы обучающимся. Красные – для учащихся посильнее, а желтые – слабым учащимся. Ученики с красными
листами работают самостоятельно, а затем проверяют выполненное вместе
с учителем. А ученики с желтыми листами работают устно).
Желтые листы:
Давайте еще раз скажем, что такое антонимы?
Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
Что нужно учитывать при подборе антонимов?
Какова роль антонимов в речи?
Красные листы:
Составьте текст – миниатюру из 3 – 4 предложений с использованием антонимов
(текст о себе, о школе или о друзьях и т.п.).
Для того что бы запомнить определение антонимов лучше, мы его
зарифмуем:
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
5
Задание на дом
Цель, которую хочет достичь учитель
Домашнее задание.
1.Ответить на контрольные вопросы на стр. 142.
2.Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы.
3.Упражнение 362.
4. Индивидуальное: Сообщение по словарю или журналу: «Роль антонимов в нашей
речи» (с примерами). на данном этапе:
Развитие навыков самообразования
умение работать с дополнительной
литературой, словарями,
анализировать, обобщать.
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.