Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ЭОР. Базовый учебник Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа,2012. Знакомит учащихся с понятием «антонимы», рассматривает место антонимов в речи, дает учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентирует внимание на терминологии, средствах выразительности речи.
Антонимы 5-Б.docx
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
ФИО Лисовая Наталья Анатольевна
Место работы МБОУ "СОШ №11"
Должность учитель русского языка и литературы
Предмет русский язык
Класс 5Б
Тема Антонимы
Базовый учебник Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и
др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа,2012.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Цель урока: сформировать понятие об антонимах
9. Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии
антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их
словарный запас.
Тип урока: урок открытия новых знаний
10. Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, фронтальные. 11. Необходимое техническое оборудование
ПК;
мультимедийный проектор;
12. Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в
речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;
Метапредметные: извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
13. Структура и ход урока
Название
используемых
ЭОР
(с указанием
порядкового
номера из
Таблицы 2)
3
№
Этап урока
2
Этап мотивации
Организационный
момент
1
1
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
5
- Добрый день, ребята. Я загадаю вам
загадку, а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга. ...
Давайте улыбнёмся друг другу и
постараемся сохранить хорошее настроение
на весь день.
6
настраиваются на работу,
заинтересовываются
Время
(в
мин.)
7
1 2 Обобщение ранее
изученного.Актуализация
опорных знаний и
умений, формирование
познавательных мотивов.
Этап целеполагания
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели
урока, учебнопознавательной деятельности,
актуализировать опорные знания и умения.
Создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Организуют работу по подготовке учащихся к
знакомству и освоению нового учебного материала
– Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить
начатые мною предложения (вопросы проецируются на
интерактивную доску): Слайд 2.
1. Совокупность всех слов, входящих в словарный
состав языка, называется…
2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас
языка, называется…
3. Лексическое значение – это …
4. Лексическое значение слова можно узнать по…
5. Однозначными называются слова…
6. Слова, имеющие несколько лексических значений,
называются…
7. Наряду с прямым значением у некоторых слов
имеется … значение.
8. Перенос названия происходит, если у предметов
есть…
9. Слова одной и той же части речи, которые
пишутся и произносятся одинаково, но имеют
разное лексическое значение, называются…
10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или
близкие по лексическому значению, называются…
Вспоминают
определения основных
лексических понятий
5
Дети записывают только
продолжение
предложений, потом
проверяют по ответам,
появившимся на экране,
оценивая работу соседа
по парте
Учащиеся продолжают
стихотворение:
Что такое хорошо 3 Этап планирования
Изучение нового
материала
1.Термин
«Антоним»
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения
поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3)
И что такое плохо?
Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:
– Что вы можете сказать о лексическом значении слов,
записанных в двух столбиках?
Такие слова называются антонимами. И сегодня на
уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их
особенность, для чего они нужны и можно ли без них
обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны.
Будем учиться находить антонимы в тексте и
употреблять их в речи.
Создание условий для познавательной деятельности
учащихся.
1. Анализ терминов.
Гипертекстовое определение "Антонимы"
αντί
«против» +
όνο α
μ «имя») —
/Антонимы – (греч.
этослова одной части речи, различные по звучанию и
написанию, имеющие прямо противоположные лексические
значения./
В каких терминах нам встречалась вторая часть этого
слова? (Омоним, пароним, синоним).
Погречески часть «ним» означает «имя».
Греческая приставка АНТИ встречается во многих
словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия,
антитеза.
2.Обобщение и систематизация информации,
подготовленной к уроку самостоятельно (анализ
сообщений по теме(слайд 5, 6).
Проявление
познавательной
инициативы, анализ,
сопоставление.
9
Учащихся записывают
термин и его
определения в словарик
(слайд 4).
Выступают ученики,
подготовившие
индивидуальные
сообщения:
1О видах антонимов
2 Антонимы в частях 2. Словарь
антонимов
ФИЗМИНУТКА
речи
Работают в группах со
словарями
2
Выполняют движения за
учителем
3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы
к словам нам помогут словари (слайд 78).
Работа в группах: найти к слову антоним и составить
с данной парой предложение
1группаработает со словарем М.Р.Львова (слово
«веселье»)
2группа работает со словарем О.А.Михайловой (слово
«бедный»)
3группа работает со словарем Н.М.Меркурьевой
(слово «мириться»)
4группа работает со словом «далеко», обращаясь к
«Нашему Интернет помощнику». (Ссылка на сайт
http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ).
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки
Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д.
Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения
стихотворения дети называют антонимы к словам из
этого стихотворения, а также повторяют за учителем
движения.
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, Этап самоконтроля,
взаимоконтроля
Первичная проверка
новых знаний и способов
деятельности
4
тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).
Организация работы учащихся. Формирование
коммуникативных умений.
Выполнение тренировочных упражнений.
1.Работа с учебником.упр.244.
2. Работа с пословицами
Издавна в устном народном творчестве люди
использовали меткие, краткие фразыпословицы и
поговорки, где в большом количестве встречаются
антонимы.
Продолжи пословицу(слайд 9)
Корень учения горек, а плод …
Ласточка день начинает, а соловей …
Не бойся врага умного, а бойся друга …
Знай больше, говори …
Лучшая вещь новая, лучший друг …
Легко сказать, да….
По одёжке встречают – по ...
Не откладывай на завтра то, что ...
3. Восстановите пословицу, в которой встречаются
антонимы (слайд 10):
1 ряд.трудлень.
2 ряд.светтьма.
3 ряд.делопотеха.
Осмысление изученного
материала.
Планирование учебного
сотрудничества
9 Проверка полученных
результатов. Коррекция
полученных знаний.
5
Закрепление и
дальнейшее
осмысление изученного
материала.
9
Оценивание успешности познавательной
деятельности учащихся.
Коррекция знаний.
1.Составление антонимичных пар согласно
стилистической принадлежности анализируемых
слов(Слайд 11)
Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к
слову «честность»
2.Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова
антонимы. Я считаю, что автор употребил 5
антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 13)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
Кислое, зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок –
Сладкий у него бочок. 6
Этап рефлексии
(слайд 14)
Организует обсуждение обобщающего вывода
Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания
об антонимах и их роли
Подведение итогов
7
Домашнее задание.
(слайд 15)
Объявление дифференцированного домашнего
заданияДифференцированное домашнее задание (слайд
17): параграф 68,
1 группа – упражнение 248 (выписать из толкового
словаря пять слов и их лексическое значение);
2 группа – задание на индивидуальной карте (подобрать
антонимические пары);
3 группа – задание на индивидуальной карте (составить
текст по опорным словам антонимам)
8
Рефлексия по
достигнутым
образовательным
результатам.
(слайд 16)
Мотивирует учащихся к участию в рефлексии (на экране
настроений обучающиеся вывешивают смайлики
настроения на конец урока)
Участвуют в беседе по
обсуждению
обобщающего вывода,
оценивают свои
результаты работы на
уроке
Антонимы –этослова
одной части речи,
различные по звучанию и
написанию, имеющие
прямо противоположные
лексические значения.
Они используются в
образной речи для
создания контрастов и
противопоставлений.
Участие в рефлексии
Я узнал…
Особенно
Было интересно…
понравилось…
Оказалось
неожиданным…
Вызвало
затруднение…
Было сложно…
2
2
1 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
1
2
Гипертекстовое
"Антонимы"
определение
демонстрационный
Словарь «Антонимов»
демонстрационный
Форма предъявления
информации(иллюстрация,
презентация,
видеофрагменты, тест,
модель и т.д.)
текст
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
Гипертекстовое
"Антонимы"
определение
http://www.gramota.ru/slovari/info/lv
Таблица 2.
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Урок русского языка в 5 классе "Антонимы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.