Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя: познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении упот¬реблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омо¬нимов в художественных текстах
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и много¬значными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толко¬вом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре;уметь употреблять омонимы в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка¬честв личности; его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: омонимы, многозначные слова
Технологическая карта. Омонимы. Русский язык 5 кл..docx
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Омонимы
Класс: 5
Учитель:Макаренко О.П.
Дата проведения:___________________
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя: познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком
лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль
многозначных слов и омонимов в художественных текстах
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и много
значными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при
создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом
словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре;уметь употреблять омонимы в речи.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: омонимы, многозначные слова Этап урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
1.
Мотивация (са
моопределение) к
учебной деятель
ности
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка
учащихся
усвоению
чаемого материала
к
изу
2. Актуализация и
пробное учебное
действие
Воспроизведение
ранее изученного,
установление
преемственных
связей прежних и
новых знаний и
применение их в
новых ситуациях.
Беседа по тексту,
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
МатьЗемля, скажи мне,
Как правильно землю назвать:
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей: «Родная!
Земля наша милая, добрая мать!»
Так ласковей будет звучать и вернее.
Ведь все, что мы любим, все создано ею –
И горы, и реки, и лес, и цветы,
И осень, и лето, и дождик, и ты...
Я. Абидов
0 чем это стихотворение? Назовите его тему.
Какова его главная мысль?
1 Выпишите из толкового словаря все
значения слова «земля».
2 (Земля – Планета. Суша (в отличие от
водного или воздушного пространства).
1 Почва, фунт. Страна, государство.)
3О какой «земле»
говорится в
стихотворении? (Родина, все то, что
мы любим.)
Дополните словарную статью в тетради
Слушают
учителя,
участвуют в диалоге с
учителем. Размещают учеб
ные материалы на рабочем
месте,
демонстрируют
готовность к уроку
Отвечают на вопросы.
Выписывают
значения
слова из
толкового
словаря
Познавательные:
осознают
познавательную задачу.
учебно
Регулятивные: планируют
необходимые действия,
операции.
в
Коммуникативные: рабо
тают
группе
(обмениваются мнениями,
учатся понимать позицию
партнера, в том числе и
отличную от своей
Познавательные:
осуществляют
для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза,
сравнения,
класси
фикации, устанавливают
причинноследственные
связи.
Регулятивные: принимают работа с толковым
словарем
3.
Выявление
места и причины
затруднения
Беседа.
ющая игра
Обуча
Обдумывают ответы на
вопросы и осознают, что
знаний недостаточно для
полных ответов
Создает проблемную ситуацию, в которой
учащиеся обнаруживают недостаток своих
знаний и желание активно преодолевать
возникающие противоречия в процессе
учебной деятельности (самостоятельно или
при незначительной помощи учителя)
Итак, слово одно, а значений несколько. Как
называются такие слова? Что общего во всех
значениях слова «земля»?
И г р а «Кто больше?» (2 варианта)
Составьте как можно больше словосочетаний
с указанным словом в разных значениях.
Устно объясните каждое значение. На доске:
Кто (что) может быть:
I вариант II вариант
дорогим? добрым?
М а т е р и а л д л я с п р а в о к :
Мех, время, человек, совет, весть, день,
память.
Докажите, что это многозначные слова.
Назовите прямое и переносное значение.
и сохраняют учебную
задачу.
Коммуникативные:
задают вопросы, отвечают
на вопросы других
Личностные:
осознают
свои
трудности и
стремятся
их
преодолению; проявляют
способность к самооценке
своих действий,
по
ступков.
к
Познавательные:
устанавливают причинно
следственные
связи,
делают выводы.
Регулятивные: осознают
недостаточность своих
знаний.
Коммуникативные:
задают вопросы с целью
получения необходимой
для решения проблемы
информации Какие же слова называются многозначными?
(Слова, имеющие несколько лексических
значений. Многозначное слово называет
разные предметы, признаки, действия, в
чемлибо сходные между собой.)
Как строится словарная статья в толковом
словаре? (Заглавное значение в статье под
цифрой 1, переносное значение под ос
тальными.)
Организует и сопровождает совместную
деятельность обучающихся
Формулирует цель учебной деятельности
вместе с учащимися, принимающими ее на
себя.
1А теперь отгадайте загадки.
Право, я прическа чудо!
Заплести меня не худо. (Коса.)
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (Коса.)
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (Коса.)
Похожи ли предметы, которые вы отгадали?
2
Чем похожи их названия? (Одинаково
пишутся и произносятся.)
Физкультминутка
Раскрытие сущ
ности новых по
нятий,
усвоение
новых способов
учебной и умст
венной деятель
ности учащихся.
Эвристическая
беседа.
ление
рассказов,
менная работа
Состав
связных
пись
4.Целеполагание
и построение про
екта выхода из
затруднения
Творческая
5.
практическая
деятельность по
реализации
построения
проекта
Выполняют элементарные
физические упражнения
осознают
Личностные:
необходимость заботы о
здоровье
Отвечают на вопросы,
задания.
выполняют
Формулируют
цель
учебной деятельности в
диалоге с учителем;
высказывают собственные
мысли,
обосновывают
свою точку зрения. В
с
сотрудничестве
учителем
и
одноклассниками делают
выводы
Личностные:
осознают
свои возможности в
учении;
способны
адекватно рассуждать о
причинах своего успеха
или неуспеха в учении,
связывая успехи с уси
лиями,
трудолюбием.
Познавательные:
извлекают необходимую
информацию
из
прослушанного
объ
яснения учителя, высказы
ваний одноклассников,
систематизируют
собственные знания.
Регулятивные:
планируют
(в сотрудничестве с учите
лем и одноклассниками
или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, работают по
плану.
Коммуникативные:
строят
монологические
высказывания, осуществ
ляют совместную деятель
ность в рабочих группах с
учётом
конкретных
учебнопознавательных
задач
небольшие
Есть ли сходства в значении этих слов?
Сколько предметов вы отгадали?
Сколько слов их обозначают?
3 Здесь три разных слова или одно
многозначное?
Организует и сопровождает совместную
деятельность обучающихся, подводит к
обобщению: представленные слова разные, так
как называют три разных, ничем не похожих
предмета, не имеют ничего общего в значении
и похожи только внешне по написанию и
произношению.
4
5Такие слова называются омонимами.
6
7Заглянем в толковый словарь.
КОСА’ вид прически.
КОСА2 сельскохозяйственное орудие.
КОСА3 мыс, отмель.
8 Как разъясняются омонимы в толковых
(В разных словарных
обозначаются
словарях?
статьях
порядковым номером.)
и
6. Первичное закре
пление с коммен
тированием.
Обобщение
систематизация
знаний
формирование
и
и
9 Сравните многозначные слова и омонимы.
Чем они похожи?
Как отличить одно слово с несколькими
значениями от словомонимов? (Определить
значение.)
А теперь потренируемся определять
многозначные слова и словаомонимы.
С к о р о г о в о р к и .
С перепелом перепел
Выполняют упражнения,
формулируют собствен
ные мысли, высказывают и
Личностные: понимают, в
чем значение знаний для
человека. 7.
Самостоятель
ная работа с
самопроверкой
рациональных
при
способов
менения их на
практике. Подбор
своих примеров,
иллюстрирующих
природу изуча
емого языкового
явления,
состав
ление
связных
рассказов об из
ученных нормах.
Знакомство
с
практическим
материалом по
теме
6.Включение в сис
тему знаний и по
вторение
Работа учащихся в
парах, составление
диалога.
Обобщение
по
лученных сведений,
оценивание
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
Приносили вести
Сорок сорок,
Сорок сорок
С сорока дорог...
Три сороки три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера.
Три ещё позавчера.
О ком говорится в скороговорке?
Расставьте знаки ударения. Найдите
омонимы.
Докажите, что у них совпадает: написание
или произношение?
Ответьте на шуточные вопросы:
Каким ключом нельзя открывать двери?
Какую ноту кладут в суп?
Из какого крана нельзя брать воду?
Из каких ноготков не соберешь букета?
1. Упр. 355 — комментированное письмо.
2. Упр. 357 — обсуждение (письменно).
Комментарий
Данные слова (упр. 357) не являются
омонимами, так как принадлежат к разным
обосновывают свою точку
зрения.
Выполняют
отвечают на вопросы
задание,
Познавательные:
умения
приобретают
использовать полученные
знания и умения в
практической
дея
тельности и повседневной
жизни.
Регулятивные: оценивают
свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.
Коммуникативные: фор
мулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
Личностные: понимают, в
чем значение знаний для
человека.
Познавательные:
приобретают
умения
использовать полученные
знания и умения в частям речи. Совпадают по звучанию и
написанию некоторые их формы. Такие слова
называются омоформами.
Одинаковые слова в словосочетаниях
теплую печь и печь пироги не омонимы, а
омоформы:
в первом случае это
существительное в В. п., во втором — глагол
в начальной форме. Совпадают и начальные
формы этих слов. Несомненно их родство,
внутреннее сходство значений. Но так как
слова относятся к разным частям речи, они
считаются омоформами.
Заключительная
беседа по вопросам
Какие слова называют омонимами?
Почему лексическое значение омонимов
разъясняется в словарях в разных статьях?
Определяют
свое
эмоциональное состояние
на уроке.
практической
дея
тельности и повседневной
жизни.
Регулятивные: оценивают
свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.
Коммуникативные: фор
мулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
Познавательные:
приобретают
мотивированно
организовывать
деятельность.
умения
свою
Регулятивные: оценивают
свою работу.
Рефлексия
9.
учебной
деятельности на
уроке (итог урока)
Коммуникативные:
строят
монологические
высказывания
небольшие Записывают
задание
домашнее
Домашнее задание:
1) § 67.
2) Задание по выбору:
Найти в толковом словаре омонимы (2—3),
составить с ними предложения, чтобы было
ясно их значение.
Придумать словаомоформы С к о р о г о в о р к и .
С к о р о г о в о р к и .
С к о р о г о в о р к и .
1) С перепелом перепел
В паре пел.
1) С перепелом перепел
В паре пел.
1) С перепелом перепел
В паре пел.
Перепела перепел
Перепел.
2) Приносили вести
Сорок сорок,
Сорок сорок
С сорока дорог...
Перепела перепел
Перепел.
Перепела перепел
Перепел.
2) Приносили вести
2) Приносили вести
Сорок сорок,
Сорок сорок
С сорока дорог...
Сорок сорок,
Сорок сорок
С сорока дорог...
3) Три сороки три трещотки
Потеряли по три щётки:
3) Три сороки три трещотки
Потеряли по три щётки:
3) Три сороки три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера.
Три ещё позавчера.
О ком говорится в скороговорке?
Расставьте знаки ударения. Найдите омонимы.
Докажите, что у них совпадает: написание или
произношение?
Три сегодня, три вчера.
Три ещё позавчера.
Три сегодня, три вчера.
Три ещё позавчера.
О ком говорится в скороговорке?
Расставьте знаки ударения. Найдите
омонимы.
О ком говорится в скороговорке?
Расставьте знаки ударения. Найдите
омонимы.
Докажите, что у них совпадает:
написание или произношение?
Докажите, что у них совпадает:
написание или произношение?
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Омонимы . Класс: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.