Конспект урока "Гласные после шипящих" (5 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Гласные после шипящих" для 5 класса в рамках реализации ФГОС. Цели урока: • дать представление о правописании гласных после шипящих в транскрипции; • развивать память и внимание учащихся; • воспитать уважительное отношение к русскому языку. Все цели и задачи реализуются в конце занятия, итог урока - рефлексия.
Иконка файла материала гласные после шипящих.docx
Гласные буквы после шипящих (5­й класс) Разделы: Русский язык Цели:  дать представление о правописании гласных после шипящих в  транскрипции;  развивать память и внимание учащихся;  воспитать уважительное отношение к русскому языку. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие класса. Проверка присутствующих на уроке. Сообщение темы урока. II. Повторение изученного материала. ­ Какой раздел русского языка изучает звуки речи? ­ На какие две группы делятся все звуки речи? ­ Назовите гласные буквы и звуки, которым они соответствуют. ­ Какие звуки называются согласными? ­ Назовите шипящие звуки русского языка. ­ Все ли согласные звуки имеют пару по твердости/мягкости? ­ Назовите согласные звуки, которые всегда твердые. ­ Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие. III. Изучение нового материала. ­ Сегодня на уроке мы с вами поговорим о правописании гласных после таких  шипящих как Ж, Ш и Ч, Щ. ­ Ребята, на доске записаны слова. Ваша задача ­ прочитать, вставить  пропущенную букву и объяснить правописание. Составить частично  транскрипцию. ж:раф ч:йник щ:пальца ш:тьё щ:вель ч:лки ­ Попробуйте объяснить, почему мы слышим одну букву, а пишем другую?  (Согласные буквы Ж и Ш всегда твердые, они не имеют пары по мягкости,поэтому после них мы произносим Ы. Согласные Ч и Щ всегда мягкие, они не  имеют пары по твердости, поэтому после них мы произносим Я и Ю.) IV. Закрепление изученного материала. 1. Записать слова, составить транскрипцию. снежинка ­ [сн'ижынка] машина ­ [машына] обещать ­ [аб'ищ'ат'] встреча ­ [фстр'эч'а] чуткий ­ [чутк'ий'] пошутить ­ [пашут'ит'] щучье ­ [щ'уч'й'э] 2. Записать предложение. Дайте толкование этой пословице. Произвести  полный синтаксический разбор. Составить транскрипцию. За чужой щекой зуб не болит. (Повествовательное, невосклицательное,  распространенное.) [за ч'ужой' щ'икой' зуп н'и бал'ит] V. Итог урока. ­ Давайте подведем итог нашего урока, совместно заполним таблицу (таблица  начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три  столбика заполняются совместно с учащимися). Сочетани е Буква,  которую  пишем Буква, которую слышим Объяснение ЖИ / ШИ И Ы [Ж], [Ш] ­ они всегда твердые, не  имеют пары по мягкости [Ч'], [Щ'] ­ они всегда мягкие, не  имеют пары по твердости. Я Ю ЧА / ЩА А ЧУ / ЩУ У Домашнее задание: повторить теоретический материал, выполнить задание на  карточках. Домашнее задание. Спишите, вставите пропущенные буквы, составите транскрипцию первых трех словосочетаний.Необыч:йная тиш..на, в ч:щу леса, верш...ны сосен, щебечут чиж:,  щ:риться на солнце, свеж:й ветерок, маленькая щ:чка, звуч:ть в вышине,  ч:вствовать себя счастливым. Составьте с одним из словосочетаний предложение, произведите его полный  синтаксический разбор.

Посмотрите также