Тема: Устаревшие слова
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», выяснить причины устаревания слов в русском языке.
2. Развивать умения пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текста, сравнивать факты языка, пополнение словарного запаса
3. Воспитывать интерес к истории родного языка, родной истории.
Тип урока: усвоение новых знаний с первичным закреплением.
Вид урока: комбинированный
Форма урока: виртуальная экскурсия в школьный музей.
Ход урока
1.Орг. момент.
Вчера на уроке мы познакомились с интересными словами. Как называются эти слова?
Д: Диалектные слова.
Какие лексемы языковеды называют диалектами?
Д: Это те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. (слайд 2)
2. Проверка д/з
Домашнюю работу вы выполняли по «Словарю диалектных слов с. Посольское».
Поднимите руку, кто смог полностью разгадать кроссворд?
Какие затруднения? (слайд3)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
Е |
В |
О |
Д |
Н |
И |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
Ъ |
|
|
У |
|
|
|
|
|
Г |
У |
Н |
Д |
Е |
Р |
А |
|
|
Е |
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
З |
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
Д |
|
|
К |
А |
Ф |
Т |
А |
Н |
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
Все ли слова диалекты?
Д: Нет. Неводник, норило, гундера, подъездок – диалекты, а кушак и кафтан – из другого словаря. (Объяснение учащихся о том, что эти слова являются устаревшими).
3.Актуализация знаний и мотивация.
Ребята, определите тему урока
Д: Устаревшие слова.
Загадки устаревших слов.
О чем говорят устаревшие слова
Запишем в тетрадь число, тему урока.
Давайте подумаем, какова цель? (слайд 4)
Цель: какие слова называются устаревшими?
Почему устаревшие слова вышли из активного словаря?
Итак, в любом языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи, которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны. Тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А где могут жить устаревшие слова?
Д: в произведениях, в речи старожилов, в музее.
Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6). Создаваться начал в 1981году, организовала и много лет руководила музеем Илькова Г.Д. Сегодня музей представлен пятью комнатами: «Горница помора», комната «Боевой Славы», «Монастырь», «История школы», «Рыбозавод».
В комнате «Горница помора» есть такие экспонаты: (слайд 7,8)
Маслобойка рубель
коромысло сечка
серп
Я предлагаю поработать в группах. Найдите в словаре эти слова. Выясните, что они обозначают?
Выступление групп: (слайд 10-14)
Рубель
1. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. 2. Жердь, прижимающая погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемая через концевые зарубки канатом (обл.).
Сечка
1. только ед. Действие по глаг. сечь1 в 1 и 2 знач. 2. Орудие для рубки капусты. 3. только ед. Мелко нарубленная солома с отрубями, служащая кормом скоту, то же, что резка во 2 знач. (с.-х., обл.). 4. только ед. Дробленая крупа (торг.).
Серп, ручное орудие для скашивания хлебов. Длинный изогнутый, мелкозазубренный нож.
Коромы́сло
1. U-образное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах.
3. Обл. То же, что журавль (во 2 знач.). Кое-где торчали высокие коромысла колодцев. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.
4. Насекомое отряда стрекоз. В затишье под кустами лозняка, там, где --- роями носятся синие и изумрудные «коромысла» с кисейными крыльями, тесно жмется рыба. Григорович, Переселенцы.
Маслобойки
Приборы для сбивания масла из молока, сливок и сметаны. М. бывают деревянные и металлические. По своему устройству они разделяются на неподвижные, вращающиеся и качающиеся; первые бывают или толкачные или ударные.
Посмотрите на запись. Сможете ответить на 1 вопрос?
Д: эти предметы не используются сейчас, поэтому и слова стали забываться, поэтому их называют устаревшими.
Верно.
Все слова я сгруппировала в 2 столбика. Подумайте, по какому принципу распределены так, тем самым вы сможете выяснить две причины устаревания слов.(слайд 15)
Вывод:
4. Первичное закрепление
Говорят, в каждом доме живет домовенок, который охраняет благополучие и спокойствие семьи. В нашем музее тоже живет музейный домовенок. Вот он. (слайд 16)
Он предлагает такое задание. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
(орфографическая минутка)
На доске: перст - палец
око - глаз
ланиты - щеки
десница - локоть
уста - губы
выя - шея
шуйца - рука
чело - лоб
Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка.
Отгадали загадки домовенка. Молодцы! Посмотрите, как, оказывается, назывались части тела в старину.
Физкультминутка
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
(Применение новых знаний в индивидуальной практической работе)
У вас на столе лежит текст – отрывок из произведения «Песнь о Вещем Олеге». (Знакомство с произведением)
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё;
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё,
Твой меч на вратах Цареграда.
Выпишите из отрывка устаревшие слова (у слабых они выделены), попытайтесь определить значения этих слов: вы можете заглянуть в словарь, подобрать синонимы или догадаться пол контексту. (Работа в парах)
чело – лицо
ныне – сегодня
воителю- воину
отрада – радость
врата – ворота
Работа с сильными. Ира, как называются слова врата, злато, младой?
(Старославянизмы, сочетания –ра-; -ла- - называются неполногласными, а переход в –оро-; -оло- - называются полногласиями)
Зачем поэты употребляют устаревшие слова?
Д: Чтобы наиболее точно передать ту эпоху, которая описывается в произведении.
Для чего мы изучаем устаревшие слова?
Д: Чтобы знать их.
Хорошо понять смысл произведения, в котором встречаются устаревшие
слова.
Употреблять в своей речи на уроках истории, литературы, в кроссвордах и
т.д.
6. Включение нового в систему знаний и повторение. (Коррекция ошибок)
А сейчас у вас будет возможность потренироваться в употреблении устаревших слов. Откройте учебники. Упр 332
Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Эта картина написана по сюжету русской народной сказки.
О чем эта сказка?
Какой эпизод запечатлел художник на картине?
Опишите одежду персонажей, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червленый, яхонты.
Самостоятельная работа учащихся и зачитывание текстов.
Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Тексты в основном получились выразительными за счет употребления вами устаревших слов.
7. Рефлексия деятельности.
А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
Высказывания учащихся
Оценивание:
Д/З
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.