Урок русского языка в 5 классе. Устаревшие слова.
Оценка 5

Урок русского языка в 5 классе. Устаревшие слова.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.01.2017
Урок русского языка в 5 классе. Устаревшие слова.
Устаревшие слова. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», выяснить причины устаревания слов в русском языке. 2. Развивать умения пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текста, сравнивать факты языка, пополнение словарного запаса 3. Воспитывать интерес к истории родного языка, родной истории. Тип урока: усвоение новых знаний с первичным закреплением. Вид урока: комбинированный Форма урока: виртуальная экскурсия в школьный музей. Оборудование: презентация, раздаточный материал, «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 т, кроссворд, презентация Ход урока 1.Орг. момент. Вчера на уроке мы познакомились с интересными словами. Как называются эти слова? Д: Диалектные слова. Какие лексемы языковеды называют диалектами? Д: Это те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. (слайд 2) 2. Проверка д/з Домашнюю работу вы выполняли по «Словарю диалектных слов с. Посольское». Поднимите руку, кто смог полностью разгадать кроссворд? Какие затруднения? (слайд3) П О Н Е В О Д Н И К О Ъ У Г У Н Д Е Р А Е Ш И З А Л Д К А Ф Т А Н О О К Все ли слова диалекты? Д: Нет. Неводник, норило, гундера, подъездок – диалекты, а кушак и кафтан – из другого словаря. (Объяснение учащихся о том, что эти слова являются устаревшими). 3.Актуализация знаний и мотивация. Ребята, определите тему урока Д: Устаревшие слова. Загадки устаревших слов. О чем говорят устаревшие слова Запишем в тетрадь число, тему урока. Давайте подумаем, какова цель? (слайд 4) Цель: какие слова называются устаревшими? Почему устаревшие слова вышли из активного словаря? Итак, в любом языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи, которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны. Тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А где могут жить устаревшие слова? Д: в произведениях, в речи старожилов, в музее. Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6). Создаваться начал в 1981году, организовала и много лет руководила музеем Илькова Г.Д. Сегодня музей представлен пятью комнатами: «Горница помора», комната «Боевой Славы», «Монастырь», «История школы», «Рыбозавод». В комнате «Горница помора» есть такие экспонаты: (слайд 7,8) Маслобойка рубель коромысло сечка серп Я предлагаю поработать в группах. Найдите в словаре эти слова. Выясните, что они обозначают? Выступление групп: (слайд 10-14) Рубель 1. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. 2. Жердь, прижимающая погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемая через концевые зарубки канатом (обл.). Сечка 1. только ед. Действие по глаг. сечь1 в 1 и 2 знач. 2. Орудие для рубки капусты. 3. только ед. Мелко нарубленная солома с отрубями, служащая кормом скоту, то же, что резка во 2 знач. (с.-х., обл.). 4. только ед. Дробленая крупа (торг.). Серп Серп, ручное орудие для скашивания хлебов. Длинный изогнутый, мелкозазубренный нож. Коромы́сло 1. U-образное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. 2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах. 3. Обл. То же, что журавль (во 2 знач.). Кое-где торчали высокие коромысла колодцев. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. 4. Насекомое отряда стрекоз. В затишье под кустами лозняка, там, где --- роями носятся синие и изумрудные «коромысла» с кисейными крыльями, тесно жмется рыба. Григорович, Переселенцы. Маслобойки Приборы для сбивания масла из молока, сливок и сметаны. М. бывают деревянные и металлические. По своему устройству они разделяются на неподвижные, вращающиеся и качающиеся; первые бывают или толкачные или ударные. Посмотрите на запись. Сможете ответить на 1 вопрос? Д: эти предметы не используются сейчас, поэтому и слова стали забываться, поэтому их называют устаревшими. Верно. Все слова я сгруппировала в 2 столбика. Подумайте, по какому принципу распределены так, тем самым вы сможете выяснить две причины устаревания слов.(слайд 15) Вывод: 1. Если из жизни уходит какой – нибудь предмет, например, серп, коромысло, то и слово выходят из употребления. 2. Вторая причина в том, что слова заменились синонимами. 4. Первичное закрепление Говорят, в каждом доме живет домовенок, который охраняет благополучие и спокойствие семьи. В нашем музее тоже живет музейный домовенок. Вот он. (слайд 16) Он предлагает такое задание. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка. (орфографическая минутка) На доске: перст - палец око - глаз ланиты - щеки десница - локоть уста - губы выя - шея шуйца - рука чело - лоб Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка. Отгадали загадки домовенка. Молодцы! Посмотрите, как, оказывается, назывались части тела в старину. Физкультминутка 5. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Применение новых знаний в индивидуальной практической работе) У вас на столе лежит текст – отрывок из произведения «Песнь о Вещем Олеге». (Знакомство с произведением) Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё; Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твоё, Твой меч на вратах Цареграда. Выпишите из отрывка устаревшие слова (у слабых они выделены), попытайтесь определить значения этих слов: вы можете заглянуть в словарь, подобрать синонимы или догадаться пол контексту. (Работа в парах) чело – лицо ныне – сегодня воителю- воину отрада – радость врата – ворота Работа с сильными. Ира, как называются слова врата, злато, младой? (Старославянизмы, сочетания –ра-; -ла- - называются неполногласными, а переход в –оро-; -оло- - называются полногласиями) Зачем поэты употребляют устаревшие слова? Д: Чтобы наиболее точно передать ту эпоху, которая описывается в произведении. Для чего мы изучаем устаревшие слова? Д: Чтобы знать их. Хорошо понять смысл произведения, в котором встречаются устаревшие слова. Употреблять в своей речи на уроках истории, литературы, в кроссвордах и т.д. 6. Включение нового в систему знаний и повторение. (Коррекция ошибок) А сейчас у вас будет возможность потренироваться в употреблении устаревших слов. Откройте учебники. Упр 332 Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» Эта картина написана по сюжету русской народной сказки. О чем эта сказка? Какой эпизод запечатлел художник на картине? Опишите одежду персонажей, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червленый, яхонты. Самостоятельная работа учащихся и зачитывание текстов. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Тексты в основном получились выразительными за счет употребления вами устаревших слов. 7. Рефлексия деятельности. А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Высказывания учащихся Оценивание: Д/З
67.doc

Тема: Устаревшие слова

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», выяснить причины устаревания слов в русском языке.

2. Развивать умения пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текста, сравнивать факты языка, пополнение словарного запаса

3. Воспитывать интерес к истории родного языка, родной истории.

Тип урока: усвоение новых знаний с первичным закреплением.

Вид урока: комбинированный

Форма урока: виртуальная экскурсия в школьный музей.

 

 

Ход урока

1.Орг. момент.

           Вчера на уроке мы познакомились с интересными словами. Как называются эти слова?

Д: Диалектные слова.

 Какие лексемы языковеды называют диалектами?

Д: Это те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. (слайд 2)

2. Проверка д/з

        Домашнюю работу вы выполняли по «Словарю диалектных слов с. Посольское».

Поднимите руку, кто смог полностью разгадать кроссворд?

Какие затруднения? (слайд3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Е

В

О

Д

Н

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

Ъ

 

 

У

 

 

 

 

 

Г

У

Н

Д

Е

Р

А

 

 

Е

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

З

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

Д

 

 

К

А

Ф

Т

А

Н

 

 

 

 

 

О

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все ли слова диалекты?

Д: Нет. Неводник, норило, гундера, подъездок – диалекты, а кушак и кафтан – из другого словаря. (Объяснение учащихся о том, что эти слова являются устаревшими).

3.Актуализация знаний и мотивация.

         Ребята, определите тему урока

Д: Устаревшие слова.

Загадки устаревших слов.

О чем говорят устаревшие слова

      Запишем в тетрадь число, тему урока.

     Давайте подумаем, какова цель? (слайд 4)

Цель: какие слова называются устаревшими?

Почему устаревшие слова вышли из активного словаря?

      Итак, в любом языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи, которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны. Тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А где могут жить устаревшие слова?

Д: в произведениях,  в речи старожилов, в музее.

     Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6). Создаваться начал в 1981году, организовала и много лет руководила музеем Илькова Г.Д.  Сегодня музей представлен пятью комнатами: «Горница помора», комната «Боевой Славы», «Монастырь», «История школы», «Рыбозавод».

В комнате «Горница помора» есть такие экспонаты: (слайд 7,8)

 

Маслобойка                                       рубель

коромысло                                         сечка

серп

 

Я предлагаю поработать в группах. Найдите в словаре эти слова. Выясните, что они обозначают?

Выступление групп: (слайд 10-14)

 

Рубель

 1. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. 2. Жердь, прижимающая погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемая через концевые зарубки канатом (обл.).

 

Сечка

1. только ед. Действие по глаг. сечь1 в 1 и 2 знач. 2. Орудие для рубки капусты. 3. только ед. Мелко нарубленная солома с отрубями, служащая кормом скоту, то же, что резка во 2 знач. (с.-х., обл.). 4. только ед. Дробленая крупа (торг.).

 

Серп

Серп, ручное орудие для скашивания хлебов. Длинный изогнутый, мелкозазубренный нож.

Коромы́сло 

1. U-образное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах.

3. Обл. То же, что журавль (во 2 знач.). Кое-где торчали высокие коромысла колодцев. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.

4. Насекомое отряда стрекоз. В затишье под кустами лозняка, там, где --- роями носятся синие и изумрудные «коромысла» с кисейными крыльями, тесно жмется рыба. Григорович, Переселенцы.

Маслобойки

 Приборы для сбивания масла из молока, сливок и сметаны. М. бывают деревянные и металлические. По своему устройству они разделяются на неподвижные, вращающиеся и качающиеся; первые бывают или толкачные или ударные.

 

       Посмотрите на запись. Сможете ответить на 1 вопрос?

Д: эти предметы не используются сейчас, поэтому и слова стали забываться, поэтому их называют устаревшими.

Верно.

        Все слова я сгруппировала в 2 столбика. Подумайте, по какому принципу распределены так, тем самым вы сможете выяснить две причины устаревания слов.(слайд 15)

Вывод:

  1. Если из жизни уходит какой – нибудь предмет, например, серп, коромысло, то и слово выходят из употребления.
  2. Вторая причина в том, что слова заменились синонимами.

 

4. Первичное закрепление

 Говорят,  в каждом доме живет домовенок, который охраняет благополучие и спокойствие семьи. В нашем музее тоже живет музейный домовенок.  Вот он. (слайд 16)

Он предлагает такое задание. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.

(орфографическая минутка)

 

На доске: перст - палец

око - глаз

ланиты - щеки

десница - локоть

уста - губы

выя - шея

шуйца - рука

чело - лоб

       Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка.

 

Отгадали загадки домовенка. Молодцы! Посмотрите,  как, оказывается, назывались части тела в старину.

Физкультминутка

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

(Применение новых знаний в индивидуальной практической работе)

У вас на столе лежит текст – отрывок из произведения «Песнь о Вещем Олеге».  (Знакомство с произведением)

 

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё;

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё,

Твой меч на вратах Цареграда.

 

        Выпишите из отрывка устаревшие слова (у слабых они выделены), попытайтесь определить значения этих слов: вы можете заглянуть в словарь, подобрать синонимы или догадаться пол контексту.  (Работа в парах)

 

чело – лицо

ныне – сегодня

воителю- воину

отрада – радость

врата – ворота

 

     Работа с сильными. Ира, как называются слова врата, злато, младой?

(Старославянизмы, сочетания –ра-; -ла- - называются неполногласными, а переход  в –оро-; -оло- - называются полногласиями)

     Зачем поэты употребляют устаревшие слова?

Д: Чтобы наиболее точно передать ту эпоху, которая описывается в произведении.

Для чего мы изучаем устаревшие слова?

Д: Чтобы знать их.

     Хорошо понять смысл произведения, в котором встречаются устаревшие      

     слова.

    Употреблять в своей речи на уроках истории, литературы, в кроссвордах и       

    т.д.

 

6. Включение нового в систему знаний и повторение.  (Коррекция ошибок)

         А сейчас у вас будет возможность потренироваться в употреблении устаревших слов. Откройте учебники. Упр 332

Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Эта картина написана по сюжету русской народной сказки.

О чем эта сказка?

Какой эпизод запечатлел художник на картине?

Опишите одежду персонажей, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червленый, яхонты.

 

Самостоятельная работа учащихся и зачитывание текстов.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Тексты в основном получились выразительными за счет употребления вами устаревших слов.

 

7. Рефлексия деятельности.

 А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

Высказывания учащихся

Оценивание:

Д/З                                                   


Скачано с www.znanio.ru

Тема: Устаревшие слова Цель урока : 1

Тема: Устаревшие слова Цель урока : 1

Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6)

Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6)

Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка

Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017