ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Сапрыкина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Свидетельство Скачивание доступно только автору

Урок русского языка в 5 классе. Устаревшие слова.

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.
  • 05.01.2017

Устаревшие слова. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», выяснить причины устаревания слов в русском языке. 2. Развивать умения пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текста, сравнивать факты языка, пополнение словарного запаса 3. Воспитывать интерес к истории родного языка, родной истории. Тип урока: усвоение новых знаний с первичным закреплением. Вид урока: комбинированный Форма урока: виртуальная экскурсия в школьный музей. Оборудование: презентация, раздаточный материал, «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 т, кроссворд, презентация Ход урока 1.Орг. момент. Вчера на уроке мы познакомились с интересными словами. Как называются эти слова? Д: Диалектные слова. Какие лексемы языковеды называют диалектами? Д: Это те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности. (слайд 2) 2. Проверка д/з Домашнюю работу вы выполняли по «Словарю диалектных слов с. Посольское». Поднимите руку, кто смог полностью разгадать кроссворд? Какие затруднения? (слайд3) П О Н Е В О Д Н И К О Ъ У Г У Н Д Е Р А Е Ш И З А Л Д К А Ф Т А Н О О К Все ли слова диалекты? Д: Нет. Неводник, норило, гундера, подъездок – диалекты, а кушак и кафтан – из другого словаря. (Объяснение учащихся о том, что эти слова являются устаревшими). 3.Актуализация знаний и мотивация. Ребята, определите тему урока Д: Устаревшие слова. Загадки устаревших слов. О чем говорят устаревшие слова Запишем в тетрадь число, тему урока. Давайте подумаем, какова цель? (слайд 4) Цель: какие слова называются устаревшими? Почему устаревшие слова вышли из активного словаря? Итак, в любом языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи, которые могут многое рассказать вдумчивому и неравнодушному человеку. Я надеюсь, что вы будете внимательны. Тогда устаревшие слова откроют перед вами свои тайны. А где могут жить устаревшие слова? Д: в произведениях, в речи старожилов, в музее. Я предлагаю совершить виртуальную экскурсию в школьный историко-краеведческий музей (слайды 5-6). Создаваться начал в 1981году, организовала и много лет руководила музеем Илькова Г.Д. Сегодня музей представлен пятью комнатами: «Горница помора», комната «Боевой Славы», «Монастырь», «История школы», «Рыбозавод». В комнате «Горница помора» есть такие экспонаты: (слайд 7,8) Маслобойка рубель коромысло сечка серп Я предлагаю поработать в группах. Найдите в словаре эти слова. Выясните, что они обозначают? Выступление групп: (слайд 10-14) Рубель 1. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. 2. Жердь, прижимающая погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемая через концевые зарубки канатом (обл.). Сечка 1. только ед. Действие по глаг. сечь1 в 1 и 2 знач. 2. Орудие для рубки капусты. 3. только ед. Мелко нарубленная солома с отрубями, служащая кормом скоту, то же, что резка во 2 знач. (с.-х., обл.). 4. только ед. Дробленая крупа (торг.). Серп Серп, ручное орудие для скашивания хлебов. Длинный изогнутый, мелкозазубренный нож. Коромы́сло 1. U-образное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. 2. Спец. Рычаг с точкой опоры между точками приложения сил, применяемый в весах, в паровой машине и других механизмах. 3. Обл. То же, что журавль (во 2 знач.). Кое-где торчали высокие коромысла колодцев. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. 4. Насекомое отряда стрекоз. В затишье под кустами лозняка, там, где --- роями носятся синие и изумрудные «коромысла» с кисейными крыльями, тесно жмется рыба. Григорович, Переселенцы. Маслобойки Приборы для сбивания масла из молока, сливок и сметаны. М. бывают деревянные и металлические. По своему устройству они разделяются на неподвижные, вращающиеся и качающиеся; первые бывают или толкачные или ударные. Посмотрите на запись. Сможете ответить на 1 вопрос? Д: эти предметы не используются сейчас, поэтому и слова стали забываться, поэтому их называют устаревшими. Верно. Все слова я сгруппировала в 2 столбика. Подумайте, по какому принципу распределены так, тем самым вы сможете выяснить две причины устаревания слов.(слайд 15) Вывод: 1. Если из жизни уходит какой – нибудь предмет, например, серп, коромысло, то и слово выходят из употребления. 2. Вторая причина в том, что слова заменились синонимами. 4. Первичное закрепление Говорят, в каждом доме живет домовенок, который охраняет благополучие и спокойствие семьи. В нашем музее тоже живет музейный домовенок. Вот он. (слайд 16) Он предлагает такое задание. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка. (орфографическая минутка) На доске: перст - палец око - глаз ланиты - щеки десница - локоть уста - губы выя - шея шуйца - рука чело - лоб Записали – проверим ещё раз, чтобы не закралась ошибка. Отгадали загадки домовенка. Молодцы! Посмотрите, как, оказывается, назывались части тела в старину. Физкультминутка 5. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Применение новых знаний в индивидуальной практической работе) У вас на столе лежит текст – отрывок из произведения «Песнь о Вещем Олеге». (Знакомство с произведением) Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё; Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твоё, Твой меч на вратах Цареграда. Выпишите из отрывка устаревшие слова (у слабых они выделены), попытайтесь определить значения этих слов: вы можете заглянуть в словарь, подобрать синонимы или догадаться пол контексту. (Работа в парах) чело – лицо ныне – сегодня воителю- воину отрада – радость врата – ворота Работа с сильными. Ира, как называются слова врата, злато, младой? (Старославянизмы, сочетания –ра-; -ла- - называются неполногласными, а переход в –оро-; -оло- - называются полногласиями) Зачем поэты употребляют устаревшие слова? Д: Чтобы наиболее точно передать ту эпоху, которая описывается в произведении. Для чего мы изучаем устаревшие слова? Д: Чтобы знать их. Хорошо понять смысл произведения, в котором встречаются устаревшие слова. Употреблять в своей речи на уроках истории, литературы, в кроссвордах и т.д. 6. Включение нового в систему знаний и повторение. (Коррекция ошибок) А сейчас у вас будет возможность потренироваться в употреблении устаревших слов. Откройте учебники. Упр 332 Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» Эта картина написана по сюжету русской народной сказки. О чем эта сказка? Какой эпизод запечатлел художник на картине? Опишите одежду персонажей, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червленый, яхонты. Самостоятельная работа учащихся и зачитывание текстов. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Тексты в основном получились выразительными за счет употребления вами устаревших слов. 7. Рефлексия деятельности. А теперь подведем итоги. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Высказывания учащихся Оценивание: Д/З


Все файлы материала: