Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Оценка 4.9

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
6 кл
04.03.2018
Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. "
urok_9.doc
Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» Цели: Обучающие а) ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»; б)формировать умения различать отглагольные прилагательные и причастия; в)формирование умения составлять схему­алгоритм. Развивающие а)развитие   логического   мышления   учащихся,   их   творческих   способностей; б)умение работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике.  Воспитательные а)воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и  письменной речи; б)воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку. Задачи урока 1) формировать грамотность, речевую культуру, осознанные мотивы учения; 2) формировать навыки информационной грамотности и культуры;  3) добиваться глубоких знаний на основе организации самостоятельной  познавательной деятельности учащихся, используя информационные  компьютерные технологии в урочной деятельности. Ход  урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Учитель:  Сегодня   наш   урок   мне   хочется   начать   со   строчек стихотворения Б.Л.Пастернака: Слайд1 Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протёкших дней,  До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время, охватывая нить, Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия. (На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение(Слайд 2). Учитель:  Какова основная мысль стихотворения?  Ученики:  Если   человек   своим   трудолюбием,   упорством   достигает истины в чем­либо, то это и есть его открытие. Учитель:  А  вы   хотели   бы    «свершать   открытия»?  Хотелось  бы  вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради и карандаша не   обойтись.   Проверьте   свою   готовность   к   уроку.     Открываем   тетради   и записываем число. II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. !.Устное лингвистическое сочинение «Причастие». Слайд 2 А. Поиграем в «Верю – не верю».  Лист. 1.  + 2…_ 1. Причастие обозначает признак действия предмета. ДА? НЕТ? 2. Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? НЕТ 3. 2Причастие,   обозначающее   признак   того   предмета,   который   сам совершает действие, называется страдательным. ДА? НЕТ? 3. –НН,­Н, ­ЕНН,­Т­ ­ это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ? 4. Причастный оборот ­  это причастие + главное слово. ДА? НЕТ? 5.   Причастный   оборот   в   предложении   всегда   выделяется   запятыми.  ДА? НЕТ? 6.Причастие­особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? НЕТ? 7.   Страдательные   причастия   образуются   с   помощью   суффикса   –НН­   от глаголов на –ать, ­ять,  ­еть. ДА? НЕТ? 8.Перед суффиксом –Вш в действительных причастиях прошедшего времени всегда пишется –а?                    Самопроверка.       Ключ: ДА: 1, 2, 6, 7      НЕТ: 3 , 4, 5 ,8 Б. Работа по орфографии.  Слайд 3. 1.     Тест «Правописание причастий» (распечатка теста на каждом столе) 1. В словах какого ряда пишется Е? А) выкач..нный воздух, ставни затвор..ны Б) продемонстриров..нный, разгорож..нный В) сказ..нное, взлеле..нный Г) брош..нный, прикле..нный Слайд 4. 2.  В словах какого ряда пишется А? А) узн..нный, заброш..нный Б) асфальтиров_нный, призн_нный В) прикле_нны.., связ..нный Г) постриж..нный, выкач..нное колесо  Слайд 5. 3.  В словах какого ряда пишется НН? А) застеклё..ое окно, связа..ый шарф Б) тетради провере..ы, украше..ый стол В) покраше..ый забор, история рассказа..а Г) портрет нарисова.., грибы собраны                                                  Самопроверка. Ключ: 1) Г 2) Б  3)А  II.   ФРОНТАЛЬНЫЙ   ОПРОС.   ЭТАП   ВСЕСТОРОННЕЙ   ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. А. Синтаксическая разминка. Слайд 6. :  Осенняя   кладовка   заполненная   стеклянными   банками   картонными коробками сушёными фруктами бездонными бочками с пчелиным мёдом даёт ощущение необыкновенного порядка и спокойствия.  Слайд 7. Б. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. 2   задание:  распределите   слова   с   выделенными   орфограммами   в   5 столбиков в зависимости от написания. Н+Н 1 АН      ЯН ИН 2 ОНН ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 ЕН Н 5  Какие орфограммы отражены в таблице?   Расскажите   о   правописании   Н   и   НН   в   суффиксах   прилагательных, образованных от существительных.   Когда в суффиксах причастий пишется Н и НН? В полных­2,в кратких­1.  Какое слово мы не можем отнести ни к одному из названных правил? (сушеными)  Почему? (Образовано от глагола сушить, отвечает на вопрос какими?, что   сделанными?   ,похоже   на   полное   причастие?­   да.   Но   в   полных причастиях пишется ­нн ,а тут –н.Что это ?Ошибка? ­Нет). . Орфографическая задача (проблемная ситуация) Учитель:  Тушёные овощи, тушённые в духовке овощи, потушенные овощи  ­  Внешне слова одинаковые, а пишутся по­разному. Почему? Давайте же разберемся в этом вопросе, доберемся до самой его сути. Формулирование темы и цели урока . Слайд8. Слайд 9. Сказка  III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Исследовательская работа в группах  (распечатка заданий на каждом  столе)  Слайд 10. 1 группа. Задание: определите вид глаголов, от которых образованы  данные слова, объясните написание н­нн. Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка,  брошенные скворечники, сказанное слово,   моченые яблоки, рождённый  младенец, стираное бельё. Ключ: сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый;            нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное. Слайд 11. 2 группа. Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните  морфемный состав слов. Объясните написание н­нн. Кошеные травы – скошенные травы Мощёная улица – вымощенная улица Тканый ковёр – вытканный платок Резаный арбуз – изрезанный арбуз Слайд 12. 3 группа. Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от  словосочетаний  второго столбика.  Объясните написание н­нн. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки Варёный картофель – варённый в котелке картофель Слайд 13. 4 группа. Задание: выделите суффиксы, объясните написание н­нн. Утрамбованная дорога Замаскированный дом Фасованные сладости Концентрированный напиток Военизированная охрана Маринованные огурцы Выступления учащихся с результатами исследования. Учитель: Прочитайте теоретический материал на стр. 182 Посмотрите на схему   Слайд 14  и ответьте на вопросы:   Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?  Сколько Н пишется в отглагольном прилагательном? При каком условии?  При каком условии в причастии будем писать НН?  ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Слайд 15 Н   1.Образовано   от   глагола несовершенного вида (топленый­что делать? топить) 2.Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) 3.Нет   зависимого   слова (топленое масло) НН       1.Образовано   от   глагола совершенного вида сделать? (брошенный­что бросить) 2. (растопленное масло) 3.   Есть   зависимое   слово (топленное     на   слабом   огне приставка Есть 4.   Нет   –ОВА­,   ­ЕВА­, ­ИРОВА­ масло) 4.   ­ЕВА­, ­ИРОВА­ (асфальтированный)   Есть   –ОВА­, Слайд16. Исключения:  кованый,   жёваный,   смышлёный,   незваный,   названый,   негаданный, посажёный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный.   невиданный,   неслыханный,   нежданный, V. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. (Слайд 14) Задания:  ­Спишите словосочетания, вставьте Н или НН. Объясните свой выбор. Слайд 17 Слайд 18 ­Внимательно   рассмотрите   картинки.   Назовите   глагол,   обозначающий действие,   изображенное   на   рисунке.   Образуйте   от   них   отглагольные прилагательные, причастия с приставками и с зависимыми словами IV. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА  Учитель: ­   А   сейчас   немного   отдохнем.   Проведем   физминутку,   но   не   обычную,   а лингвистическую,   иначе   говоря,   языковую.   Итак,   я   произношу   отыменные прилагательные   и   причастия.   Если   слышите   причастие   –   руки   вверх   ­ потянулись, отыменное прилагательное – руки  на пояс. ЗАКОННЫЙ,   ПОТРАЧЕННЫЙ,   СОВИНЫЙ,   ИЗУЧЕН,   ОЛОВЯННЫЙ, ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ (Учащиеся   выполняют   физические   упражнения   в   соответствии   с поставленными учителем условиями.) Задание А.  Упражнение №1. Один ученик у доски, остальные в тетради. Задание:   спишите,  вставляя   пропущенные   орфограммы   и   графически объясняя свой выбор. Печё..ые   яблоки,   печё..ые   в   духовке   яблоки,   испечё..ые   яблоки, непечё..ые   яблоки,   жаре..ый   картофель,   жаре..ый   с   грибами   картофель, картофель пожаре.., толчё..ый сахар, толчё..ый в ступе сахар. VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Слайд 19. Цифровой диктант диктант с самопроверкой. 1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в   магазине,5)   вяза..ый   шарф,   6)   ягоды   собра..ы,   7)   газирова..ая   вода,   8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)неслыха..ый успех, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Слайд 20. Ключ:  1 2 н н н 3 н н 4 н н 5 н 6 н 8 н 7 н н 1 0 н 9 н н 1 1 н н 1 2 н н 1 3 н н 1 4 н н 1 5 н 1 6 н н Поставь себе оценку: «5» ­ за 16 правильных ответов, «4» ­ за 13­15, «3» ­ за 9­12, «2» ­ за 6­8. Задание для всех.. Слайд 21. Б. Индивидуальная работа по карточкам.( на доске) Карточка № 1 (Уровень В) Списать, вставить пропущенные орфограммы и  знаки препинания.  Начертить схему. Живем мы в цивилизова..ом мире высотных зданий мощё..ых и  асфальтирова..ых улиц и площадей автобусов и троллейбусов переполне..ых  озабоче..ыми людьми. Карточка № 2 (Уровень С) Списать, вставить пропущенные орфограммы и  знаки препинания.  Начертить схему. На картине писа..ой масля..ми красками были изображе..ы дикови..ые  фрукты а на льня..ой скатерти тка..ой шёлком была поставле..а китайская  ваза. Карточка 3. уровень А Графически объясните написание нн и н  . Раненый­ израненный, пареная­пареная в духовке репа, груженые  машины  ­тяжело груженные машины, плетеная корзина­ плетенная из веток ивы,  ломаная линия­ сломанные  Карточка 4. уровень А Вставьте и графически объясните написание нн и н  . Ране..ый­ изране..ый, паре..ая­парен..я в духовке репа, груже..ые  машины  ­тяжело груже..ые машины, плете..ая корзина­ плете..ая из веток ивы, лома..ая линия­ слома..ые игрушки. игрушки. Слайд 22 VIII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ. Учитель дает задание к следующему уроку, разъясняет его содержание  Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. 1) § 38, стр. 182­183 2) На выбор: Уровень А – упр. 458,В­457 Уровень С: творческая работа. Сочинение­миниатюра «За праздничным столом», «Я готовлю обед». (В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в   начале   урока   целей,   свою   активность,   эффективность   работы   класса, увлекательность   и   полезность   выбранных   форм   работы.     Ребята   по   кругу высказываются   одним   предложением,   выбирая   начало   фразы   из рефлексивного экрана на доске.) Слайд 23. IX. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Приложение. Н+Н 1 АН      ЯН ИН 2 ОНН ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 ЕН Н 5 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 Н+Н 1 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 АН             ЯН ИН 2 ОНН     ЕНН искл. 3 ЕНН Н 4 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5 ЕН Н 5

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок  русского  языка  в  6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018