Конспект урока русского языка по теме "Указательные местоимения" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка предназначен для класса, работающего по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Это урок усвоения новых знаний из раздела "Морфология", тема "Местоимение". В ходе урока учащиеся формируют понятие "указательные местоимения", закрепляют информацию в практической работе. Используется дидактический материал из произведений русской литературы.
Иконка файла материала Указательные местоимения.doc
Тема: Указательные местоимения. Цели: 1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;   2) развивать навыки работы с текстом;      3) воспитывать чувство любви к родине. I Орг. момент. Ход урока. II Фронтальный опрос. ­ Какую часть речи мы изучаем? ­ Что такое местоимение? ­ Какие разряды  местоимений вы знаете? Приведите примеры. III Проверка домашнего задания. А теперь проверим, научились ли вы правильно писать местоимения? Проведём дуэль. У  доски работают 2 человека, записывают местоимения, кто больше напишет правильно, тот  и победил: Кто­то, кое­кого, некоторый, никто, ничей, кое­что, какой­нибудь, не у кого. Следующие 2 человека по очереди объясняют правописание. ­ Какие здесь встретились разряды местоимений? IVАктуализация знаний. ­Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с  новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и  художница. Как же это? Внимание на слайд (текст распечатан) Слайд 2  1. Работа с текстом. 1)Что  случилось  с  природой?  2)Всё  вокруг  ожило, словно кто­то её раскрасил.    3)Потрудилась Художница­Весна!  4)У  этой художницы есть свои краски, которые она  подарила природе.   5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.  6)Таким же цветом  покрыла лес.    7)Голубым  она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака.  8)Будто по голубому   озеру плывут белые лебеди – облака.   9)Но впереди у Весны ещё столько работы.  10)Разные краски понадобятся ей,  чтобы  создать прекрасный  орнамент. ­Почему же весна – художница?  Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно  обозначает? Слайд 3 (живописное, графическое или скульптурное  украшение из   сочетания  геометрических, растительных или  животных  элементов) ­ Запишите его в Справочник любым цветом. У меня на слайде вот такой орнамент. Разные  орнаменты буду сопровождать нас весь урок.   ­ Выпишите из текста словосочетание со словарным словом, разберите его.  ( у доски 1  человек)Подготовка к ЕГЭ. А теперь поработаем с текстом. Выполните задания в форме теста.   Слайды 4,5 Укажите, какое средство речевой выразительности используется  в  предложении 8:      1) фразеологизм 2)  гипербола 3)  сравнение 4)  метафора   Слайд 6 Из предложения 5  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. растущую  Слайд 7 Из предложения 10 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от  значения.  прекрасный    Слайд 8 Из  текста   выпишите все   изученные  местоимения, укажите  их  разряды. Правильный ответ:  что ­ вопросительное Кто­то – неопределённое  Свои – притяжательное Она – личное Ей ­ личное                                        Которые ­ относительное ­ Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, вопросительные,  отрицательные)   V Объяснение нового материала. Слайд 9  ­ Обратите внимание на выделенные слова. Они что­то обозначают? (нет, только  указывают) На что указывают? (на предмет, признак и количество)  Вы произнесли слово – указывают – и местоимения – указательные. Слайд 10.  ­ Запишите в Справочник следующий разряд – указательные местоимения. В слове  «указательные» выделите корень, проверьте безударную гласную (указывать) Работаем по учебнику. С.184 – читаем материал и записываем в Справочник указательные  местоимения и как они изменяются. Перспектива. В этом тексте есть ещё одно местоимение, разряд которого мы будем изучать позже – всё.   VI Первичное закрепление. ­ Итак, с какими местоимениями мы познакомились?  ­ Перечислите их, как они изменяются?  ­ Определите морфологические признаки у местоимений в тексте. ( у этой ­ ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.) VII Закрепление.1. Физкультминутка. Слайд 11.   Русский  народ   с   уважением   и   любовью   говорил   о   весне,   об   это   свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки. Если  в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:    Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает. Март морозом на нос садится. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. Прилетел кулик из­за моря, вывел весну из затворья. Не велика птичка­синичка, и та свой праздник помнит. Одна ласточка весны не делает. Весна красна цветами, а осень снопами.      2. Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Послушайте, как о весне сказал поэт 19 века А.А.Фет. Слайд 12.   Работа с текстом стихотворения А.А.Фета « Это утро…»  (прослушивание аудиозаписи, тексты распечатаны (приложение). Слайд 13. Какое настроение вызывает это стихотворение?  Это картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства.   Слайд 14. В чём особенность построения стихотворения?  Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна".   Между первой и последней строками ­ образы, "рисующие" начало, середину и конец весеннего дня.   Слайд 15. Как  поэт изображает весну? Какие приёмы помогают ощутить движение времени?  Если приглядеться внимательнее, то мы   заметим, что   это стихотворение "вмещает" целые  сутки,  без единого глагола   поэт  передает  движение времени.  В первой строфе изображается утро, во второй ­ день, а в третьей ­ ночь, наполненная запахами   весны,   с   чарующими   трелями   соловья;   все   образы   объединены,   связаны анафорой: указательным местоимением "это" в разных формах, что создает эффект движения  природного времени. 2.  Напишите мини­сочинение на тему: « Моё впечатление от стихотворения Фета «Это  утро…» Какие указательные местоимения вы использовали? Проверка.Слайд 16.  3. Из   стихотворения выпишите 3 ­ 4 словосочетания с указательными местоимениями, определяя грамматические признаки местоимения.   Слайд 17, 18. Итоги. Итак, что нового вы узнали на уроке? Слайд 19.  Домашнее задание на слайде на выбор. Упр. 439// мини­сочинение «Моя весна», можно в стихотворной форме с использованием  указательных местоимений. Рефлексия. А как вы чувствуете себя после урока?  Если вы довольны, то нарисуйте улыбку, а если  что­то не поняли, у вас плохое настроение, то нарисуйте грустный ротик. Слайд  20. Телеграмма.