Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
6 кл
04.02.2019
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова
Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 6 классе разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на УМК «Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2017.
Русский - план. рез.+КТП.doc
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты                       Предметные результаты                    Метапредметные результаты 1) понимание русского языка как одной из основных национально­ культурных ценностей русского  народа; определяющей роли  родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих  способностей и моральных  качеств личности; его значения в  процессе получения школьного  образования; 2) осознание эстетической  ценности русского языка;  уважительное отношение к  родному языку, гордость за него;  потребность сохранить чистоту  русского языка как явления  национальной культуры;  стремление к речевому  самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных  грамматических средств для  свободного выражения мыслей и  чувств в процессе речевого  общения; способность к  самооценке на основе  наблюдения за собственной  речью. 1) представление об основных функциях языка, о роли  русского языка как национального языка русского  народа, как государственного языка Российской  Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе  гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке;  понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика  и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,  речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;  ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально­деловой стили, язык  художественной литературы; жанры научного,  публицистического, официально­делового стилей и  разговорной речи; функционально­смысловые типы  речи (повествование, описание, рассуждение); текст,  типы текста; основные единицы языка, их признаки и  особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами  лексики и фразеологии русского языка, основными  нормами русского литературного языка  (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,  орфографическими, пунктуационными), нормами  речевого этикета и использование их в своей речевой  практике при создании устных и письменных  высказываний; 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и  письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных  стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных  источников, включая средства массовой информации,  компакт­диски учебного назначения, ресурсы  Интернета; умение свободно пользоваться словарями  различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации  материала на определенную тему; умение вести  самостоятельный поиск информации, её анализ и  отбор;  • умение сопоставлять и сравнивать речевые  высказывания с точки зрения их содержания,  стилистических особенностей и использованных  языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной  деятельности (индивидуальной и коллективной),  последовательность действий, а также оценивать  достигнутые результаты и адекватно формулировать  их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или  прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты  разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; 6) распознавание и анализ основных единиц языка,  грамматических категорий языка, уместное  употребление языковых единиц адекватно ситуации  речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова  (фонетический, морфемный, словообразовательный,  лексический, морфологический), синтаксического  анализа словосочетания и предложения,  многоаспектного анализа текста с точки зрения его  основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно­эстетических  возможностей лексической и грамматической  синонимии и использование их в собственной речевой  практике; 9) осознание эстетической функции родного языка,  способность оценивать эстетическую сторону речевого  высказывания при анализе текстов художественной  литературы.  • способность свободно, правильно излагать свои  мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных  орфоэпических, лексических, грамматических,  стилистических норм современного русского  литературного языка; соблюдение основных правил  орфографии и пунктуации в процессе письменного  общения; • способность участвовать в речевом общении,  соблюдая нормы речевого этикета; •  способность оценивать свою речь с точки зрения ее  содержания, языкового оформления; умение находить  грамматические и речевые ошибки, недочеты,  исправлять их; совершенствовать и редактировать  собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с  небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и  навыков в повседневной жизни; способность  использовать родной язык как средство получения  знаний по другим учебным предметам, применять  полученныу знания, умения и навыки анализа  языковых явлений на межпредметном уровне (на  уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно­целесообразное взаимодействие с  окружающими людьми в процессе речевого общения,  совместного выполнения какой­либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально­ культурными нормами речевого поведения в  различных ситуациях формального и неформального  межличностного и межкультурного общения. Календарно­тематическое планирование     Дата  № Дата    факт Тема урока 1 2  3 4 5 6 7 8 9 10 3.09 5.09 5.09 6.09 6.09 7.09 10.09 12.09 12.09 13.09 Инструктаж по ТБ на уроках русского яз. Русский язык ­ один из развитых языков мира.                                                                          Повторение (11+1)  Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика. Орфограммы в корнях слов. Морфемика. Орфограммы в приставках. Морфемный разбор слов.  Части речи. Морфологический разбор слова.  Орфограммы в окончаниях слов. Р.Р.Сочинение «Интересная встреча».  Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.  Простое  и сложное предложение. Синтаксический разбор предложения. Количеств о часов 1 11+1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата  № Дата    факт Тема урока 11 12 13 14 15­16 17­18 19 20 21 22 23 13.09 14.09 17.09 19.09 19.09. 20.09. 20.09. 21.09. 24.09. 26.09. 26.09. 27.09. 27.09. Прямая речь. Диалог.   Контрольный диктант по повторению. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.                                                                                Текст  Р.Р. Текст, его особенности. Р.Р.Тема и основная мысль текста. Р.Р. Средства связи частей текста. Официально­ деловой стиль речи.                                                                           Лексика . Повторение изученного в 5 классе. Лексика. Слово и его лексическое значение. Р.Р.Собирание материалов к сочинению.   Р.Р.Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Общеупотребительные слова.   Профессиональные слова. Количеств о часов 1 6 1 1 2 12+1 1 1 1 1 1 Дата  № Дата    факт Тема урока 24 25­26 27 28­29 30 31 32 33 34 28.09. 1.10. 3.10. 3.10 4.10. 4.10. 5.10. 8.10. 10.10. 10.10. 11.10. Диалектизмы. Исконно  русские и заимствованные слова.   Этимология. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Лексикография. Фразеологизмы. Роль фразеологизмов в речи. Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология». Р.Р.Контрольное изложение. Р.Р.Контрольное изложение. 35­36 11.10. Морфемика и словообразование. ( повторение изученного в 5 классе) Количеств о часов 1 2 1 2 1 1 1 1 1 2 37 38­39 40­41 42­43 44 45 46­47 48­49 50­51 52­53 54 55 56 57 12.10. 15.10. 17.10. 17.10. 18.10. 18.10. 19.10. 22.10. 24.10. 24.10. 25.10 2510. 0 1 . 6 2 7.11. 7.11.. 8.11. 8.11. 9.11. 12.11. 13.11. 15.11. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Этимологические словари.  Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Р.Р. Сочинение­описание помещения. Буквы о и а в корне –КОС­ ­КАС­.   Буквы о и а в корне – ГОР­//  ­ГАР­. Буквы О­А в корне –ЗАР­// ­ ЗОР­. Буквы Ы­И после приставок.   Гласные в приставках ПРЕ­, ПРИ­.  Значение приставки ПРИ­. Значение приставки ПРЕ­. Р.Р.Выборочное изложение. 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 58 59 60 61 62 63  64­65 66­67 68 69 70 71­72 73 74 75 76­77 78­79 15.11. 16.11. 19.11. 21.11. 21.11. 22.11. 22.11. 23.11. 26.11. 28.11. 28.11. 29.11. 29.11. 30.10. 3.12. 5.12. 5.12. 6.12. 6.12. 7.12. 10.12. 12.12. Контрольный диктант по теме «Орфография». Соединительные  О­Е в сложных словах. Соединительные  О­Е в сложных словах.   Сложносокращенные слова.  Грамматические категории аббревиатур. Р.Р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».    Морфемный и словообразовательный разбор слов. Повторение изученного по теме «Словообразование». Контрольный диктант по теме «Словообразование» Анализ диктанта. Работа над ошибками. Комплексный анализ текста. Имя существительное. Повторение изученного. Разносклоняемые имена существительные. Административная контрольная работа. Буква е в суффиксе –ен у у существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Род несклоняемых имен существительных. 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 1 2 2 80 81 82­83 84­85 86­87 88­89 90 91­92 93 94 95­ 96 97 98­ 99 100 101 102 103 12.12. 13.12. 13.12. 14.12. 17.12. 19.12. 19.12. 20.12. 20.12. 21.12. 24.12. 26.12. 26.12. 27.12. 27.12. 28.12 9.01. 9.01. 10.01. 10.01. 11.01. 14.01. 16.01. 16.01. 17.01. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор существительного.  Р.Р.Сочинение­описание по личным наблюдениям. НЕ с существительными.   НЕ с существительными.  НЕ с существительными.  Буквы Ч и Щ в суффиксах   ­ЧИК  и ­ЩИК.   Гласные в суффиксах   ­ ЕК и – ИК.   Гласные О­Е после шипящих в суф.  существительных.    Повторение и обобщение изученного.   Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Анализ диктанта. Работа над ошибками. Урок­ практикум по теме «Морфология». Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного. Р.Р. Сочинение­описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды имен прилагательных.  Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Р.Р.Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина. 1 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 104 105 106 107 108 109 110 111­  113 114 115 116 117 118 119 120   121­122   123­124  125 17.01. 18.01. 21.01. 23.01. 23.01. 24.01. 24.01. 25.01 28.01. 30.01. 30.01. 31.01. 31.01. 1.02. 4.02. 6.02. 6.02. 7.02. 7.02. 8.02. 11.02. 13.02. Морфологический разбор имени прилагательного. НЕ с прилагательными. Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Проверочный диктант по орфографии. Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Буквы О­Е после шипящих в суффиксах прилагательных Р.Р.Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.   Различение на письме суффиксов прилагательных –К­ и –СК­. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи.   Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных.   Порядковые числительные.  Склонение порядковых числ. Разряды количественных числительных.  1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 126  127  128  129   130   131­132  133  134 135­136 137  138  139­140  141  142 143 144 145­146  147­148 13.02. 14.02. 14.02. 15.02. 18.02. 20.02. 20.02. 21.02. 21.02. 22.02. 25.02. 27.02. 27.02. 28.02. 28.02. 1.03. 4.03. 6.03. 6.03. 7.03. 7.03. 11.03. 13.03. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Р.Р.Публичное выступление­призыв на тему «Берегите природу!» Собирательные числительные.   Морфологический разбор имени числительного.  Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».  Контрольный диктант по теме «Имя числительное». Анализ диктанта. Работа над ошибками. Р.Р.Защита исследовательских проектов.  Местоимение как часть речи.   Разряды местоимений. Личные местоимения.    Особенности склонения личных местоимений. Возвратное местоимение. Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам.  Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Правописание не­ ни­ в отрицательных местоимения. 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 149  150 151­152  153  154­155 156 157 158­159  160  161 162­ 164 165­166  167  168­  169  170  171  172 13.03. 14.03. 14.03. 15.03. 18.03. 20.03. 20.03. 21.03. 21.03. 22.03. 1.04. 3.04. 3.04. 4.04. 4.04. 5.04. 8.04. 10.04. 10.04. 11.04. 11.04. 12.04. 15.04. 17.04. Притяжательные местоимения. Переход личных местоимений в притяжательные. Р.Р.Сочинение­рассуждение. Адмигнистративная контрольная работа. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимений. Р.Р.Изложение с элементом сочинения. Повторение изученного по теме «Местоимение».  Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ диктанта. Работа над ошибками. Глагол как часть речи. Повторение изученного. Р.Р.Сочинение­рассказ. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. Изъявительное наклонение. Р.Р.Сжатое изложение. 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 3 2 1 2 1 1 1 173­174  175­  176 177  178 179­ 180 181­ 182  183 184­185  186  187  188   189­190 191 192  193­194 17.04. 18.04. 18.04 19.04. 22.04.. 24.04. 24.04. 25.04. 25.04. 26.04. 29.04. 6.05. 8.05. 8.05. 13.05. 15.05. 15.05. 16.05. 16.05. 17.05. 20.05. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения . Различение повелительного  наклонения и формы будущего времени.  Р.Р.Рассказ по сюжетным рисункам. Употребление наклонений глагола.   Р.Р.Контрольное изложение . Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Р.Р.Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение изученного по теме «Глагол».    Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Орфография. Орфограммы в приставках  корнях. 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2 195 196­197 198 199  200  201  202  203  204 22.05. 22.05. 23.05. 23.05. 24.05. 27.05. 29.05. 29.05 30.05. 31.05. Орфограммы в суффиксах и окончаниях.  Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение. Итоговый контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Простое осложненное предложение. Прямая речь и диалог. Сложное предложение. Урок­ практикум по орфографии. Урок­ практикум по пунктуации. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Тема: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В  НАЧАЛЕ ГОДА» Диктант Магеллан из Испании на пяти кораблях отправился на поиски пролива между Южным полюсом и Америкой. Пролив Магеллана Приложение Корабли продвигались к югу вдоль берегов Америки. Чем дальше мореплаватели пробирались на юг, тем суровее становилась природа. Густые тропические леса сменились унылой степью. Теперь в подзорные трубы можно было разглядеть только неуклюжих пингвинов да тюленей, которые сливались с серыми утесами. Свирепые волны, шквальные ветры расщепляют, как спички, мачты кораблей, изматывают моряков. Лютый мороз окончательно преграждает им путь. Лица путешественников задубели, пальцы еле сгибались, а одежда изорвалась в клочья. Дальше двигаться было нельзя. Магеллан выбрал бухту для долгой зимовки. Когда чуть потеплело, адмирал дал команду сниматься с якорей. И вскоре суда вошли в пролив, который соединял два океана. Новый водный путь потом назовут именем Магеллана. ЗАДАНИЯ: 1. Найдите сложное предложение; докажите, что оно сложное. 2. Выпишите два словосочетания: «прилаг. + сущ.» и «глаг. + сущ.»; разберите их. 3. Обозначьте морфемы в словах: пробирались, моряков, водный. 4. Найдите два слова с орфограммой­буквой в корне слова и в окончании слова. «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В  НАЧАЛЕ ГОДА» Тема:  Диктант (вариант 2) Кедр (По Е. Хвилевицкой) Кедр растет высоко в горах. Он высок, могуч, вцепился корнями в землю и тянется все выше и выше к солнцу. На концах веток кедровые шишки висят. Орешки еще не поспели, но вокруг много зверьков и птиц живет. Кедр всех кормит. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, два­три съест, но один уронит. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям взбираться не умеет, а вкусных орешков ей хочется. Поздней осенью еще больше зверьков и птиц живет около кедра. Они собирают и прячут кедровые орешки под камни, зарывают про запас в землю. Растет кедр высоко в горах, и ветер старательно клонит его ветви к земле. ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите словосочетание «Гл. + сущ.», укажите падеж существительного. 2. Разберите по составу: СОБИРАЮТ, ОРЕШКИ, ПОЗДНЕЙ. 3. Найдите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ» Тема Диктант  Вечером (По Г. Снегиреву, 109 слов) Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я зашел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем.  Трудно было  пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Вот теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома. ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите по два слова на безударную гласную корня: проверяемую, непроверяемую, чередующуюся. 2. Разобрать по составу слово: «РАССТИЛАТЬСЯ». 3. Сделать синтаксический разбор предложения: Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. Тема «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ» Диктант  (По И.С. Тургеневу, 109 слов)   Все кругом привыкло к зиме. Но вдруг солнце в декабре зажглось ярко, небо сделалось синим и большим, загорелись, засверкали на ветвях снежинки. Вороны подумали, что пришла весна. Ведь им весна нужна особенно, потому что другие птицы с холодами на юг улетают, а вороны зимуют дома. Но не поверили бы премудрые вороны обманной декабрьской погоде, если б однажды утром не услышали, что на поле вблизи деревни заработали трактора. Ползают трактора по полю, оставляют за собой коричневые полосы. Так хочется воронам прикоснуться к теплой земле, выхватить из Обманная весна рассыпчатого земляного кома свеженького червячка… А механизаторам смешно. Они и не думали мерзлую землю пахать. К тракторам прицеплены не плуги, а специальные тележки с минеральным удобрением. Весной вместе с растаявшим снегом удобрение уйдет в землю. Выпьет поле этой волшебной воды, и дружно заколосятся хлеба. (По С.Иванову) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните выбор буквы. Допишите два­три слова с другой гласной в корне. 2. Найдите слово с приставкой ПРИ­; приведите еще два­три слова с тем же значением приставки. 3. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова «сделалось». 4. Произведите синтаксический разбор третьего предложения. Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Диктант     Азбука тайги Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было еще далеко. Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увел меня на болото. Наступила полночь. Вдруг смерчем пронесся тяжелый ветер, начался бурелом. Вокруг раздался грохот, вой, треск, но нас все обошло стороной. К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таежник догадался об опасности? За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушел из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь все знает, слушайся в тайге медведя», ­ закончил старик свой рассказ. ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите два словосочетания «гл. + сущ.» с окончание –И или –Е. 2. Разберите по составу: СПУТНИК,, ПОЛНОЧЬ, ПОЯВИЛОСЬ. 3. Морфологический разбор существительного «в деревушке». Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Диктант  (По Иванову­Смоленскому, 115 слов)  Зной   сменился   прохладой,   становилось   зябко.   Вдоль   гавани   мимо   испанской   деревушки   по   прогретой   солнцем   дороге   устало   брел незнакомец. По небрежности в одежде, по покрытой пылью обуви, тяжелой походке было видно, что человек идет издалека и перенес в пути большие невзгоды. Путник приблизился к кораблям, стоявшим у берега. Там кипела работа. Грузчики спешили перенести с каравелл мешки с пряностями: черным перцем, ванилью, корицей, кофе. Запах пряностей напомнил мужчине о цели его путешествия. Это был Христофор Колумб. Он пришел в Испанию просить у короля денег на поход в Индию. Он не хотел пробираться годами вдоль побережья Африки. Он утверждал, что Земля – это шар. Если плыть на запад через океан, то через один­два месяца можно достичь сказочной Индии, да еще присоединить к испанским владениям новые земли. (По  О. Ковалевской) Слова для справок: гавань, каравелла, пряности, один­два, Христофор Колумб ЗАДАНИЯ: 1. Укажите род, число, падеж и склонение существительных в первом абзаце. 2. Объясните графически слитное или раздельное написание НЕ с существительными. 3. Подчеркните орфограммы в словах : приблизился, перцем, поход. 4. Произведите синтаксический разбор первого предложения. Тема «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Диктант  (вариант 2) Русская зима Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу. Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко вонзают они свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. ЗАДАНИЯ: 1. Синтаксический разбор 1­ого предложения – 2­ого абзаца. 2. Морфологический разбор существительного «ЖИЗНЬЮ». 3. Разобрать слово по составу: «ПРИПОРОШИЛА». 4. Записать 4 существительных с приставкой ПРЕ­. Тема (По И. Соколову­Микитову, 112 слов)  «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Диктант  В гостях Катя показывает мне квартиру. В одной большой комнате живет она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляет собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу.  Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным. В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда еще не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет моряка с широким лбом, сжатыми челюстями и светло­серыми живыми глазами. Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с якорем показывает на север. ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите два прилагательных, у которых в суффиксе пишется одна или две буквы Н. Выделите суффикс, объясните условия выбора. 2. Найдите сложное прилагательное в первом абзаце; объясните условия дефисного или слитного написания. 3. Укажите разряд прилагательных: на письменном столе, с широким лбом. 4. Обозначьте орфограммы в словах: помещается, моряка, под стеклянным (колпачком). 5. Произведите синтаксический анализ предложения  В гостиной между окнами… Тема «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Диктант  (2 вариант) В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно­зеленая верхушка согнулась Подготовка к Новому году под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, достали фонарики с цветными слюдяными окошечками, большую звезду. Но оказалось, что игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой просидели весь день. Затем поставили к елке стулья и стали ее убирать. Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные бусы и вставили свечки и цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте». (По А. Толстому, 115 слов) ЗАДАНИЯ:   1. Выпишите 4 словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите падеж, число и род прилагательного. 2. Определите способ образования слов: ГОСТИНАЯ, ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРОСИДЕЛИ. 3. Выпишите из текста два качественных и два относительных прилагательных. 4. Начертите схему второго предложения. Тема «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» Диктант  На реке Великой Солнечным июльским утром тысяча девятьсот девяноста девятого года наша туристическая группа прибыла на станцию Насва.  Через три минуты около пятидесяти рюкзаков с вещами и продуктами и шестнадцать тюков с байдарками большой кучей лежат на перроне. Но до реки еще километров тридцать пять. В ближайшей деревне мы договариваемся о машине, и к середине дня наш палаточный лагерь уже разбит в одиннадцати километрах за деревней Луково на поляне возле берега Великой. Великая – главная река Псковской области. Ее протяженность – более четырехсот километров. На своем пути она принимает сорок семь притоков.   Она   то   мирно   журчит   вдоль   поросших   ивой   берегов,   то   превращается   в   горную   речку,   которая   пробивает   себе   путь   сквозь нагромождение камней. Здесь начинается наш водный поход на байдарках. ЗАДАНИЯ: 1. Подчеркните главные члены во втором предложении последнего абзаца. 2. Разберите слова по составу: ТУРИСТСКАЯ, ТРИДЦАТЬ, ПРИБЫЛА. 3. Морфологический разбор любого числительного. Тема «МЕСТОИМЕНИЕ» (По В. Гиневу, 115 слов) Диктант  Лесное лекарство Как­то отец взял меня на охоту.  Мы ехали по лесу на дрожках. Было раннее утро, на деревьях  и на траве сверкала обильная роса. Как хорош и пахуч сосновый бор! У большого дерева около высокой кучи отец остановил лошадь. Почти на вершине кучи лежал небольшой кусок какого­то светло­желтого вещества, очень похожего на обыкновенное сливочное масло. Мы сошли с этих дрожек и стали рассматривать загадочное вещество. Я прикоснулся к нему – оно было мягкое и теплое. Мы положили кусок «масла» в кружку, обвязали бумагой и спрятали под деревом. Вечером отец достал кружку, а в ней ничего не было – «масло» улетучилось. От него резко пахло муравьиным спиртом. Дома этим «лесным лекарством» растирала моя бабушка поясницу и уверяла, что ничто раньше ей так не помогало. ЗАДАНИЯ: (По Соколову­Микитову, 122 слова) 1. Выпишите два словосочетания, куда входит местоимение. Произведите их морфологический разбор. 2. Обозначьте морфемы в словах: ПРИКОСНУЛСЯ, НИЧТО. 3. Обозначьте разряд местоимений в 4 абзаце. 4. Синтаксический разбор 1­ого предложения Тема «ГЛАГОЛ» Диктант  Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес. Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие­то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь Битва во ржи будут они присматриваться, ловить мышей и полевок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи. Но во ржи живет множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (По М. Богданову, 112 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Разберите по составу слова: ДОГОРАЕТ, БЕРЕЧЬ, ВЫСОКАЯ. 2. Подчеркните орфограммы в словах: ПРЕСКВЕРНАЯ, РОЖЬ, СОЛНЦЕ 3. Произведите синтаксический разбор 2­ого предложения. Тема «ГЛАГОЛ» Диктант  Муравьи Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. В яркий солнечный день тысячи муравьев копошатся, что­то делают, куда­то торопятся. Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет. Муравьи хорошо знают свой дом. Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьев от чужих. Чужих в свой дом они не пускают. Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьев. Они защищают свое жилище. Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (По И. Никитинскому, 113 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Выпишите из текста 3 глагола, употребленные в разных наклонениях, укажите их. 2. Разберите по составу слова: ВТАСКИВАЮТ, ПРИСМОТРИТЕСЬ, БЕЗОБИДНЫЕ. 3. Сделайте морфологический разбор одного глагола. 4. Сделайте синтаксический разбор второго предложения. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Диктант № Лес Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце. Вы въезжаете в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпами. А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.  (По И.С. Тургеневу, 125 слов) ЗАДАНИЯ: 1. Найдите в тексте слова с орфограммой «Буквы Н и НН в прилагательных». Допишите своих 3 слова. 2. Выпишите 2словосочетания: «прилаг. + сущ.», «гл. + сущ.» 3. Обозначьте орфограммы в словах: ВИСЯТ, БЛЕСТЯТ, ПО ДОРОЖКЕ. 4. Морфологический разбор одного существительного и одного глагола.

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019