Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.06.2017
Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, предназначен для работы по программе Рыбченковой. урок построен на использовании элементов исследовательского метода. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, ставят проблему и в результате исследовательской деятельности находят ее решение. В конце урока знания проверяются тестом.
словообразование 6 класс.docx
Урок русского языка в 6 классе (по программе Рыбченковой)
Учитель: Белоножко Людмила Валерьевна
1) повторить сведения о словообразовательной паре и
Тема. Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо. (§6)
С.2931
Цели:: тренировать умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.
Задачи урока: Обучающие:
словообразовательной цепочке
слов и формировать представление о словообразовательном гнезде;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся,
связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение;
формировать приём умственных действий при составлении словообразовательной пары и
цепочки; развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи; приобщать
к здоровому образу жизни.
Планируемый результат
Предметные умения: Сформировать умение составлять словообразовательные пары и
цепочки. Сформировать представление о словообразовательном гнезде. Расширить
словарный запас учащихся, пользуясь словообразовательным словариком.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары от цепочек;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к
известным понятиям.
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих
действий; учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать
их.
Ход урока.
1 Оргмомент.
2 Мотивация учебной деятельности.
О том, что знаю я. О том, что вам известно.
Поговорим? Поговорим.
Вам будет интересно.
Сегодня мы с вами продолжим заниматься исследовательской деятельностью и
постараемся по «Лесенке успеха» подняться на самую верхнюю ступеньку». Исследовательская работа требует больших умственных и физических затрат. Мы
должны быть готовы к ним. Поэтому перед работой вспомним Правила
исследования:
Уметь находить источник информации.
Внимательно читать информацию.
Научиться не торопиться с вынесением суждения.
Научиться самостоятельно решать проблему, анализировать ситуацию.
Делать выводы и подкреплять примерами.
Уметь отстаивать свою точку зрения.
Подходить к всему творчески.
2. . исследовательская деятельность.
1) орфоэпические нормы.
Красивее – произнесите это слово правильно? Кто прав в данной ситуации? К
какому источнику нужно обратиться, чтобы проверить свои варианты?
2) лексические нормы
Обратившись к словарю эпитетов, опишите сегодняшний День, Небо, солнце.
3 Актуализация знаний и постановка проблемы.
1 Проверка усвоения темы «способы образования слов» тест
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) березовый; лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ – палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
Ответы: 11, 22, 33, 43, 52
2) Устное высказывание.
Используя материалы учебника, расскажите, что такое словообразовательная пара и
словообразовательная цепочка слов. При подготовке к сообщению выпишите
несколько примеров из правила.
Составьте словообразовательные цепочки из группы слов. Упр 42. Сверьте с
образцом.
Преодолели 2 ступеньку.
3) Постановка учебной задачи. Словообразовательное гнездо.
1) Постановка проблемной ситуации
Посмотрите на рисунок и попробуйте догадаться, чем мы сегодня будем заниматься?
Кто уже сможет рассказать?
Почему этот рисунок вызвал у вас затруднения?
Сегодня мы с вами будем строить гнёзда. Птичьи? Верно, словообразовательные.
Составление цепочек, гнёзд – занятие не только увлекательное, но и очень полезное
2) Исследование
Расскажите, в чём особенности расположения слов в словообразовательном гнезде? Где
возьмёте информацию? (учебник стр. 30). Вывод: Словобразовательное гнездо – это группа однокоренных слов,
расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают,
какое слово от какого образовано. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.
3)Первичное закрепление. Упр. 45
Преодолели 3 ступеньку.
Физминутка.
Чтобы продолжить наши исследования необходимо передохнуть, набраться сил.
1. Дадим отдых глазам. (круговые вращения у переносицы.)
2. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным
органом)
Мизинец – активизируем сердце.
Большой палец – легкие и печень.
Средний палец – систему кровообращения.
Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
Безымянный палец – нервную систему.
Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать
большим пальцем в центр левой ладони – сердцебиение
4 Построение проекта и выхода из затруднения.
Данную группу однокоренных слов преобразуйте в словообразовательное гнездо с исходным
словом цена.
Ценность, ценить, ценник, ценный, оценить, цениться, ценитель, переоценить,
ценительница.
Проверьте свой ответ по словарику.
цениться
Ценить оценить переоценить
Ценитель ценительница
Цена ценный ценность
ценник
5 Проверка знаний. Тест.
6
Рефлексия
Что вам больше всего понравилось во время сегодняшней исследовательской работы?
Что показалось трудным?
Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы достигли цели. Все слаженно
работали, помогали друг другу в трудную минуту. Молодцы
7.Домашнее задание. Упр. 44 или 43
2 тест
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) березовый; лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ – палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
3 тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) березовый; лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ – палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
4 тест
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) березовый; лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ – палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
5 тест
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) березовый; лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ – палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
6 тест
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка; 2) березовый; лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.