Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Оценка 4.8

Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.06.2017
Урок  русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, предназначен для работы по программе Рыбченковой. урок построен на использовании элементов исследовательского метода. Учащиеся самостоятельно формулируют тему, ставят проблему и в результате исследовательской деятельности находят ее решение. В конце урока знания проверяются тестом.
словообразование 6 класс.docx
Урок русского языка в 6 классе (по программе Рыбченковой) Учитель: Белоножко Людмила Валерьевна      1) повторить сведения о словообразовательной паре и  Тема. Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо. (§6)    С.29­31 Цели::        тренировать умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов. Задачи урока:     Обучающие:  словообразовательной цепочке                              слов и формировать представление о словообразовательном гнезде;   Развивающие: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся,  связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение;  формировать приём умственных действий при составлении словообразовательной пары и  цепочки; развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;  Воспитывающие: воспитывать уважение друг к другу, чувство взаимопомощи; приобщать  к   здоровому образу жизни. Планируемый результат  Предметные умения: Сформировать умение составлять словообразовательные пары и  цепочки. Сформировать представление о словообразовательном гнезде. Расширить  словарный запас учащихся, пользуясь словообразовательным словариком. Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на  основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать  собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её  осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя  ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить  необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары от цепочек;  формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к  известным понятиям. Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при  решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих  действий; учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их. Ход урока. 1 Оргмомент. 2 Мотивация учебной деятельности. ­ О том, что знаю я. О том, что вам известно. Поговорим? Поговорим. Вам будет интересно. ­ Сегодня мы с вами продолжим заниматься исследовательской деятельностью и  постараемся по  «Лесенке успеха» подняться на самую верхнюю ступеньку». Исследовательская работа  требует больших умственных  и физических затрат. Мы должны быть готовы к ним. Поэтому перед работой  вспомним Правила  исследования: ­ Уметь находить источник информации. ­ Внимательно читать информацию.  ­ Научиться не торопиться с вынесением суждения. ­ Научиться самостоятельно решать проблему, анализировать ситуацию. ­ Делать выводы и подкреплять примерами. ­ Уметь отстаивать свою точку зрения. ­ Подходить к всему творчески. 2. .  исследовательская деятельность.  1) орфоэпические нормы. Красивее – произнесите это слово правильно? Кто прав в данной ситуации? К  какому источнику нужно обратиться, чтобы проверить свои варианты? 2) лексические нормы Обратившись к словарю эпитетов, опишите сегодняшний День, Небо, солнце. 3 Актуализация знаний и постановка проблемы. 1 Проверка усвоения темы «способы образования слов» ­ тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?    1) записать, разжечь;     2) покусать, вкусный;       3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?    1) травяной, безрукавка;    2) березовый; лесной;     3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно ­ суффиксальным способом?    1) вырастить, росточек;     2) заплыв, опилки;       3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы  бессуффиксным способом?  1) перерыв, ленточка;     2) осиновый, заплыв;        3) переход, заход.   5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка;  2) ледокол, пароход;  3) самовар, столовая. Ответы: 1­1, 2­2, 3­3, 4­3, 5­2        2) Устное высказывание. ­ Используя материалы учебника, расскажите, что такое словообразовательная пара и словообразовательная цепочка слов. При подготовке к сообщению выпишите  несколько примеров из правила. ­ Составьте словообразовательные цепочки из группы слов. Упр 42. Сверьте с  образцом. ­ Преодолели 2 ступеньку. 3) Постановка  учебной задачи.  Словообразовательное гнездо. 1) Постановка проблемной ситуации ­ Посмотрите на рисунок и попробуйте догадаться, чем мы сегодня будем заниматься? ­ Кто уже сможет рассказать? ­ Почему этот рисунок вызвал у вас затруднения? ­ Сегодня мы с вами будем строить гнёзда. Птичьи? Верно, словообразовательные.  Составление цепочек, гнёзд – занятие не только увлекательное, но и очень полезное         2) Исследование ­ Расскажите, в чём особенности расположения слов в словообразовательном гнезде? Где  возьмёте информацию? (учебник стр. 30). Вывод: Словобразовательное гнездо – это группа однокоренных слов,  расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают,  какое слово от какого образовано. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово. 3)Первичное закрепление.   Упр. 45 ­Преодолели 3 ступеньку. Физминутка. Чтобы продолжить наши исследования необходимо передохнуть, набраться  сил. 1. Дадим отдых глазам.  (круговые вращения у переносицы.) 2. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным  органом) Мизинец – активизируем сердце. Большой палец – легкие и печень. Средний палец – систему кровообращения. Указательный палец – зону пищеварительного тракта. Безымянный палец – нервную систему. Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать  большим пальцем в центр левой ладони – сердцебиение 4 Построение проекта и выхода из затруднения. Данную группу однокоренных слов преобразуйте в словообразовательное гнездо с исходным  словом цена. Ценность, ценить, ценник, ценный, оценить, цениться, ценитель, переоценить,  ценительница. Проверьте свой ответ по словарику.                                           цениться                     Ценить           оценить          переоценить Ценитель ценительница Цена ценный ценность     ценник 5 Проверка знаний. Тест. 6 Рефлексия Что вам больше всего понравилось во время сегодняшней исследовательской работы? ­ Что показалось трудным? Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы достигли цели. Все слаженно  работали, помогали друг другу в трудную минуту. Молодцы  7.Домашнее задание.  Упр. 44 или  43 2 тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?    1) записать, разжечь;     2) покусать, вкусный;       3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?    1) травяной, безрукавка;    2) березовый; лесной;     3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно ­ суффиксальным способом?    1) вырастить, росточек;     2) заплыв, опилки;       3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы  бессуффиксным способом?  1) перерыв, ленточка;     2) осиновый, заплыв;        3) переход, заход.   5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка;  2) ледокол, пароход;  3) самовар, столовая. 3 тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?    1) записать, разжечь;     2) покусать, вкусный;       3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?    1) травяной, безрукавка;    2) березовый; лесной;     3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно ­ суффиксальным способом?    1) вырастить, росточек;     2) заплыв, опилки;       3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы  бессуффиксным способом?  1) перерыв, ленточка;     2) осиновый, заплыв;        3) переход, заход.   5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка;  2) ледокол, пароход;  3) самовар, столовая. 4 тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?    1) записать, разжечь;     2) покусать, вкусный;       3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?    1) травяной, безрукавка;    2) березовый; лесной;     3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно ­ суффиксальным способом?    1) вырастить, росточек;     2) заплыв, опилки;       3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы  бессуффиксным способом?  1) перерыв, ленточка;     2) осиновый, заплыв;        3) переход, заход.   5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка;  2) ледокол, пароход;  3) самовар, столовая. 5 тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?    1) записать, разжечь;     2) покусать, вкусный;       3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?    1) травяной, безрукавка;    2) березовый; лесной;     3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно ­ суффиксальным способом?    1) вырастить, росточек;     2) заплыв, опилки;       3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы  бессуффиксным способом?  1) перерыв, ленточка;     2) осиновый, заплыв;        3) переход, заход.   5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка;  2) ледокол, пароход;  3) самовар, столовая. 6 тест 1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?    1) записать, разжечь;     2) покусать, вкусный;       3) подвижный, подписка. 2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?    1) травяной, безрукавка;    2) березовый; лесной;     3) домик, ошейник. 3. В каком ряду все слова образованы приставочно ­ суффиксальным способом?    1) вырастить, росточек;     2) заплыв, опилки;       3) наездник, записка. 4. В каком ряду все слова образованы  бессуффиксным способом?  1) перерыв, ленточка;     2) осиновый, заплыв;        3) переход, заход.   5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ – палатка;  2) ледокол, пароход;  3) самовар, столовая.

Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017