Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения»
Оценка 5

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
24.03.2017
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения»
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения» (Урок-путешествие.) Урок является заключительным в теме «Разряды местоимений». Он завершает собой цикл уроков, на которых происходило знакомство с разрядами местоимений. Тип урока – комбинированный. Цели урока: 1) развивающая цель урока: развивать речь, интеллектуальную культуру, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей. 2) воспитательная цель урока: воспитывать интерес и любовь к родному языку, к родному краю 3) образовательная цель урока для учителя: организовать совместную деятельность учащихся по изучению темы; познакомить с новым разрядом местоимений и его морфологическими признаками; обобщить материал по теме, познакомить с порядком морфологического разбора местоимений; образовательная цель для учащихся: совершив путешествие по стране «Местоимений», узнать новое о ее жителях и вспомнить уже изученный материал о местоимении.
морфологический разбор местоимений.docx

МБОУ Павловская СШ

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения»

 

Урок-путешествие.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Берлинская П.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017год

 

 

 

 

Урок русского языка в 6 классе по теме  Урок-путешествие. Повторение Разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения

Урок  является заключительным в теме «Разряды местоимений». Он завершает собой цикл уроков, на которых происходило знакомство с разрядами местоимений. Тип урока – комбинированный.

Цели урока:

1)    развивающая цель урока:

развивать речь, интеллектуальную культуру, умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей.

2)    воспитательная цель урока:

воспитывать интерес  и любовь к родному языку, к родному краю

3)    образовательная цель  урока для учителя:

организовать совместную деятельность учащихся по изучению темы; познакомить с новым разрядом местоимений и его морфологическими признаками;

 обобщить материал по теме, познакомить с порядком морфологического разбора местоимений;

образовательная цель для учащихся:

совершив путешествие по стране «Местоимений», узнать новое о ее жителях и вспомнить уже изученный материал о местоимении.

Оборудование к уроку:   учебник, индивидуальный раздаточный  материал, таблицы-схемы разрядов местоимений  , звезды разного цвета, песочные часы, сигнальные знаки.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.  Я очень люблю путешествовать, и сегодня вместе мы совершим путешествие в огромный  мир русского языка, в страну

(если разгадаете кроссворд, то угадаете в какую) местоимений. На чем мы совершим это путешествие?  Я уверена, что   на поезде. Он вам больше знаком. В нашем поезде сегодня 2 вагона – 2 ряда. Моими помощниками, проводниками вагонов, будут…(назначаю помощников в каждом вагоне).  Весь ряд – это одна команда. У каждого вагона свои значки. При успешном выполнении заданий значки вагона помещаем на карту успеха.  Итак, мы отправляемся.

2.     Объявление темы и цели урока.

-Во время нашего путешествия мы встретим старых знакомых, вспомним изученные разряды местоимении и правила их написания,  Мы    подведем итог изучения темы в ходе морфологического разбора местоимений.

3.Повторение изученного материала по морфологии и орфографии (работа в  парах).

- Первая наша остановка в стране Местоимений «Старые знакомые».

Здесь живут знакомые нам местоимения и правила их написания. На этой станции включаемся в игру «Мозговой штурм». Каждый вагон получает свое задание.  На ваших столах большие белые листы заданий. Возьмите их. В течение 1 минуты необходимо ответить на поставленные вопросы. Обращайтесь за помощью к соседу. Это необходимо, ведь успех вагона зависит от успеха каждого пассажира.    Через минуту мы проверим результаты работы и отразим их на доске успеха. Для поезда очень важно двигаться строго по графику. Следить за графиком нашей работы будут песочные часы. Как в старину, сигналом к завершению стоянки будет удар в колокольчик. Приступить к работе.

1 группа

1) Подчеркните «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений.  Устно объясните ответ.

        1. Этот

        2. Твой

        3. Тот

        4. Столько

2) Найдите ошибку в определении разряда местоимений. Подчеркните ответ. Устно исправьте ошибку.

        1. Кое-кто   - неопределённое

        2. Себя - личное

        3. Такой - указательное

        4. Ты- личное

3) Подчеркните слово, которое пишется через дефис. Устно объясните ответ.

     1. ( ни ) чего

     2.  (не ) кто

     3. (кое ) чей

     4. (у ) меня

2 группа

1) Найдите ошибку в определении разряда местоимений. Подчеркните ответ. Устно исправьте ошибку.

        1. Некоторый - неопределённое

        2. Твой - личное

        3. Тот - указательное

        4. Они - личное

2) Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором пишется НЕ. Устно объясните ответ.

     1. ( н… ) кого не знал

     2.  (н… ) с кем поговорить

     3. (н… ) каких интересов

     4. (н… ) чего не сделал

3) Подчеркните слово, которое с НЕ пишется раздельно. Устно объясните ответ.

     1. ( не )чем заняться

     2.  (не ) у кого узнать

     3. (не ) кому дать

     4. (не ) чего сказать

3 группа (это для тех, где больше учеников)

1) Подчеркните «лишнее» слово, учитывая разряды местоимений. Устно объясните ответ.

        1. Мой

        2. Твой

        3. Себя

        4. Ваш

2) Найдите ошибку в определении разряда местоимений. Подчеркните ответ. Устно исправьте ошибку.

        1.Никто – отрицательное

        2. Несколько - неопределенное

        3. Я - личное

        4. Не с кем - неопределенное

3) Подчеркните слово, которое пишется раздельно. Устно объясните ответ.

     1. кто (то )    

      2.  (кое ) о (ком )

     3. кто ( нибудь )

     4. кто (либо )

- Пассажиры из первого вагона, доложить о результатах «мозгового штурма».

(Ученик читает вопросы и правильные ответы. Задания проецируются на экран, если есть возможность; мы используем ответы на доске)

-Ваше пребывание на станции успешно.

(аналогично со 2-3 вагонами)

-Проводники вагонов, прикрепите по три значка своих вагонов на карту успеха, ведь все 3 задания команды выполнили успешно.

- На станции  «СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ» мы встретили старых знакомых: изученные разряды местоимений и правила написания местоимений. Отправляемся в путь дальше.

4. Словарно-орфографическая минутка(индивидуальная работа с комментированием у доски)

-Наш поезд прибыл на станцию «Орфографическая». Название этой станции в  переводе с греческого означает «правильно пишу». Жители станции подготовили задание для проверки умения писать грамотно. Задание: записать словосочетания, объяснить написание местоимений. Работаем в тетрадях. У доски………

    Ничем не удивишь, ни о чем не догадывался, не делал никому зла,   прикоснуться к чему-нибудь, стряхнуть с него, поманить за собой, предложить кому-нибудь, чей-то голос.

-Ты справился с заданием. Прикрепляй значок своего вагона на доску.

Жители этой станции – очень грамотные люди. Уверена, что вы тоже станете ее постоянными жителями.

5.     Изучение нового материала:

 -А наш поезд на станции «Новая».   

б) первичное закрепление по учебнику  а) знакомство с порядком морфологического разбора (фронтальная беседа по учебнику);

На этой станции мы подведем небольшой итог нашего знакомства с местоимениями, познакомившись с порядком морфологического разбора. Работаем по учебнику стр. 189, параграф 79. Прочитать план разбора. Прочитать образец устного разбора. Обратите внимание на письменный разбор. Наше путешествие по стране Местоимений  это то, что поможет успешно выполнять задания на этой станции.

б) упражнение в морфологическом разборе (работа в группах);

- Жители станции приготовили для нас небольшое испытание – проверку наших знаний. Вновь работаем в группе. Обратимся к упражнению 448. Каждый вагон получает по одному предложению из этого упражнения. На листках заданий начат разбор местоимений из вашего предложения, но он не закончен. В течение одной минуты этот разбор необходимо закончить. Один пассажир из вашего вагона предоставит результаты. Поезд должен двигаться строго по расписанию. Песочные часы следят за временем, отведенным на выполнение задания.

Нашей – мест.

I. На улице (………..) нашей.     Н.ф. – наш.

II. Пост. – притяж.;         непост. -  в ……падеже,

в ……..числе,    в ………роде.

III. На чьей? на нашей  (улице).

Другого – мест.

I. Не наставит  (………..) другого.     Н.ф. – другой.

II. Пост. – определит.;         непост. -  в ……падеже,

в ……..числе,    в ………роде.

III. Кого? другого (не наставит).

Своё – мест.

I. Болото (………..) своё.     Н.ф. – свой.

II. Пост. – притяж.;         непост. -  в ……падеже,

в ……..числе,    в ………роде.

III. Чьё? своё (болото).

-Пассажирам 1 вагона доложить о результатах совместной работы. Прочти предложение и морфологический разбор местоимения из него.

- Знакомство с жителями станции «Новая» прошло вполне успешно. Помощники, прикрепите по значку каждого вагона на доску за активную работу и сотрудничество. Пора двигаться дальше.

Физминутка

-Движение нашего поезда невозможно, так как на светофоре горит красный. Немного отдохнем. Поставьте руки на локоть на стол, возьмитесь за руки. Чувствуете тепло рук своих  товарищей? Следите глазами за светофором. Закройте глаза. Откройте глаза. На светофоре уже горит зеленый свет. Сядьте удобно. Мы двигаемся дальше.

6.     Синтаксическая минутка (работа в  парах).

-А наш поезд знаний на станции «Синтаксическая». На этой станции живут словосочетания и предложения. Название станции произошло от слова «синтаксис», что означает словосочетания и предложения. А теперь работаем в своих группах, обращаясь за помощь к соседям. У каждого вагона свое задание. Оно на зеленом листочке. Вам необходимо в данном вам предложении найти все местоимения, указать их разряды  сверху. Подчеркнуть местоимения как член предложения. На выполнение задания вновь 1 минута. Сигнал к завершению стоянки – колокольчик. Приступить к работе.

1) Тот ничего не сделал, кто ничего не начал.

2) Не хвали себя сам: пусть другие похвалят тебя.

3) Не ищи сам правды в других, если в тебе её нет.

-Проверим результаты работы. (Учащиеся комментируют по порядку вагонов.). Пассажиры каждого вагона справились с заданием, правильно определив разряды и синтаксическую роль 4 местоимений. Проводники вагонов, прикрепите по 4 значка вагона на карту успеха. Все предложения – это русские пословицы, произведения фольклора. Объясните значение пословиц.

-Местоимения очень употребительны в нашей речи. Они прочно поселились на станции «Синтаксическая».  

7. Устранение ошибок в употреблении местоимений

(проблемная ситуация, коллективная работа с  текстом).

- Наш путь продолжается. Но впереди знак, который говорит машинисту, что впереди какой-то трудный участок дороги, нужно подать сигнал. Итак, внимание: наш поезд подал сигнал. Впереди опасность. Послушайте задание.

 Я предлагаю вашему вниманию страничку из личного дневника не очень грамотного ученика. Прочитайте текст и устраните ошибки в употреблении местоимений. На чтение и обдумывание вновь одна минута.

И тогда я решил пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, хозяйка сказала, чтобы я не разувался. Мне енто тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У их мне очень понравилось, и я решил почаще приходить сюда.

-Опасный участок в стране местоимений нами успешно преодолен. Будьте всегда внимательны, употребляя местоимения. Прикрепите по 3 значка на карту успеха.

   А наш поезд прибыл на станцию «ИТОГОВАЯ»

8.Подведение итогов урока.

-А наш поезд вновь прибыл на станцию отправления. Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. Что вспомнили на станции «Старые знакомые»? Чему учились на станции «Орфографическая»? Что узнали на станции «Новая»? Что делали на станции «Синтаксическая»?  А еще мы работали над грамотной речью во время стоянки. 

   Домашнее задание у всех лежит на партах

-Наше путешествие было успешным. А звездный фейерверк на нашей доске – это наш результат нашей работы. Вы – молодцы. Мне очень приятно работать с вами. Я желаю вам, чтобы такой звездный дождь сопутствовал на протяжении всей вашей жизни. Любите свой язык. Будьте постоянными путешественниками огромного мира знаний.  До свидания.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

            Морфологический разбор местоимения.

План разбора.

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки.

1. Начальная форма( И.п.ед.ч)

2. Постоянные признаки: а) разряд б)лицо(у личных местоимений)

3. Непостоянные признаки: а) падеж б)число ( если есть) в) род( если есть)

3. Синтаксическая роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

Домашняя работа

За год до своей смерти 1836 г., как бы подводя итог своей поэтической деятельности, А С Пушкин написал стихотворение. Узнайте по строчкам стихотворение….

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

Из данного отрывка вып-ть все местоимения. Произвести морфологический разбор.  

И сегодня спустя годы мы читаем Пушкина и каждый раз он удивляет и впечатляет нас своим творчеством, своим упорством и целеустремленностью. Так пусть же звенит звонок, заканчивается урок, а встречи с великим поэтом у нас продолжаются.


 

МБОУ Павловская СШ

МБОУ Павловская СШ

Урок русского языка в 6 классе по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме

Повторение изученного материала по морфологии и орфографии (работа в парах)

Повторение изученного материала по морфологии и орфографии (работа в парах)

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором пишется

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором пишется

На станции «СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ» мы встретили старых знакомых: изученные разряды местоимений и правила написания местоимений

На станции «СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ» мы встретили старых знакомых: изученные разряды местоимений и правила написания местоимений

III . На чьей? на нашей (улице)

III . На чьей? на нашей (улице)

Местоимения очень употребительны в нашей речи

Местоимения очень употребительны в нашей речи

ПРИЛОЖЕНИЯ Морфологический разбор местоимения

ПРИЛОЖЕНИЯ Морфологический разбор местоимения

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Повторение разрядов местоимений. Морфологический разбор местоимения»

Домашняя работа За год до своей смерти 1836 г

Домашняя работа За год до своей смерти 1836 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017