Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
22.03.2017
Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"
Разработка урока русского языка в 8 классе на тему "Обращение". Тип урока: урок открытия новых знаний. Использованы структуры сингапурской методики. Урок соответствует требованиям ФГОС. Методы и формы обучения: проблемный метод, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Идет работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку.Разработка урока русского языка в 8 классе на тему "Обращение"
Урок русского языка в 8 классе.docx
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ОБРАЩЕНИЕ” Г.Г.Юсупова         учитель русского языка и литературы, первой кв. категории МБОУ  «Кушарская ООШ» Атнинского муниципального района РТ Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: 1)  углубить знания учащихся об обращении, познакомить  обучающихся  со   способами  выражения  обращения,  его стилистическими  особенностями; 2)  развивать  пунктуационные  навыки,  работать  над  соблюдением  правильной интонации;    развивать  навыки  работы  с  дополнительной  литературой; 3)  воспитывать  доброжелательное отношение к окружающим. План урока. 1.Организационный момент: ­ приветствие; ­ проверка готовности класса к уроку. ­Дежурный, все ученики присутствуют на уроке?(Ответ дежурного) ­Амир, как я обратилась к тебе? (Словом «дежурный») ­Чем является слово «дежурный» в данном предложении? (Обращением) ­Правильно. Какую тему мы сегодня будем изучать?( тему «Обращение»).  Формулирование цели урока. ­Какие цели мы поставим перед собой? Ученики формулируют цели к уроку.(на доске клише) ­хочу научиться…(находить обращения в предложениях и в текстах) ­хочу понять …(как правильно ставить знаки препинания в предложениях) ­хочу узнать…(как правильно использовать обращения в своей речи) 2.Актуализация знаний. Сейчас мы проведем работу по структуре «Эй Ар Гайд» Перед вами на  листочках таблицы, где записаны утверждения по теме «Обращение». В  столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «­», если  вы не согласны с утверждением. Каждый работает самостоятельно. ­Проверим работу. Каждый ученик читает по 1 утверждению. Внимательно  слушайте, при необходимости исправляйте ошибки. 3.Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса. ­Обращения  выражаются именами существительными в именительном  падеже. Могут ли обращения выражаться другими частями речи? Чтобы  ответить на этот вопрос, нам нужно выполнить следующее задание. Работаем  парами. Перед вами карточки с заданиями. Выполните их. (Найти обращения, расставить знаки препинания при них, определить, какой частью речи выражено  обращение?) Карточка №1. 1)Повидайся со мной родимая появись легкой тенью на миг. 2)Отпусти меня  родная на простор широкий. 3) Услышь меня хорошая услышь меня красивая.  (прилагательное) Карточка №2 1)­Провожающие просим вас освободить вагоны. 2)Жизнью пользуйся живущий.  3)Отдыхающие пройдите в спортивный зал. (причастие) Проверка результатов. Сделайте вывод.  Слайд 1 ­Посмотрите на экран. Прочитайте предложения, найдите обращения. Сделайте  вывод. 1)­Прощай, с глазами синими, тебя я не виню» 2) –Эй, в гимнастерке, подойди сюда. 3)Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы,  словно яркие лучи. Вывод: Обращение может быть выражено существительным в косвенном  падеже,  когда  обращаются  к  какому­то   признаку лица:  Слайд 2. Найдите лишнее предложение. Объясните свой выбор.  Прокомментируйте постановку знаков препинания. 1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины,  и величественные реки, и бескрайние леса.  2) Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова,   Крамского и Левитана, Серова и Шишкина ­ Россия.   3) Тебя, как первую любовь, Россия, сердце не забудет. 4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.  Ответ: 3 (слово «Россия»­обращение, не является членом предложения) ­Какой  вывод можно сделать? Запишите в таблице.  Слайд 3. Составьте схемы предложений. 1 ученик у доски, остальные в  тетрадях. 1.Я вернусь к тебе, Россия.  2.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 3.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!  4.«Откуда, умная, бредешь ты, голова?  Схемы: 1)[ …, О].            2)[О, … ].          3)[ …, О, … ].     4) [ …, О, …,О ]. Вывод: Обращение может находиться в начале, середине, в конце предложения.  Части распространенного обращения могут отделяться друг от друга другими  словами.  4.Закрепление изученного. Упр.326. Читаем задание. Работа в парах.  ­Какую функцию они выполняют?(Служат для привлечения внимания) ­В каком стиле речи чаще всего используются обращения? Могут ли обращения  использоваться в других стилях речи? Ответом на этот вопрос являются  индивидуальные задания, которые вы получили на дом. Исследовательская работа. 1­ый ученик. Обращения в официально­деловом стиле речи. 2­ой ученик. Обращения в художественном стиле речи. 3­ий ученик. Обращения в публицистическом стиле речи. Вывод.(Обращения могут использоваться  в разных стилях речи) Физкультминутка. ­Предлагаю следующее задание. Выпишите обращения, которые вы услышите во  время просмотра видеофильма «Морозко» ­Какие чувства выражаются через обращения? (уважение,  доброжелательность, восхищение) Обращения выражают отношение  говорящего к собеседнику. ­Послушайте другие примеры. «Что ты со мной сделала, ведьма проклятая?!»  «Все­ таки успела, змея подколодная?» ­Какие чувства выражены в этих предложениях?( злоба, обида, ненависть и  зависть) Вывод: Используя обращения надо быть очень осторожными, потому что  словом можно обидеть, вызвать чувство неприязни, злобы и т.д.) ­Тема «Обращение» есть и в заданиях ОГЭ по русскому языку. Посмотрим  формулировку задания. Задание.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумеро­ ваны все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. – Смотри,(1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать, (2) в твоих пальцах. – 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю.  Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите! Ответ: 34 ­Выполните тестовые задания. ТЕСТ  Задание.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону­ мерованы все запятые. Выпишите цифру(­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые)  при обращении. 1.— Вставай­ка живо! Всю красоту проспишь, (1) соня. На тетеревиный ток  опоздаем! Я с трудом очнулся от дрёмы, (2) наскоро умылся, (3) выпил кружку  молока, (4) и, (5) когда я был готов, (6) мы двинулись в путь. По рыхлому снегу  ступали наугад, (7) то и дело проваливаясь в колдобины. 2. Например, (1) опишите вьющийся куст этих красных цветов, (2) которые  тянутся через ограду, (3) хотят заглянуть в комнату, (4) посмотреть через  стеклянную дверь, (5) что мы тут с вами делаем... — Наконец, (6) опишите воро­ бья, (7) — сказал Бунин, (8) — я знаю: вы пришли в отчаяние от того, (9) что всё уже сказано, (10) все стихи написаны до вас, (11) новых тем и новых чувств нет,  (12) все рифмы давно использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по  пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. В юности у  меня тоже были подобные мысли, (13) доводившие меня до сумасшествия. Но  это, (14) милостивый государь, (15) вздор.  3. — Костик, (1) съезди в магазин за хлебом,(2) дождь уже кончился,  (3) — услышал он голос матери. Магия книжных строк тотчас улетучилась. Он натянул кроссовки,(4) приладил  на багажник старенького велосипеда пластмассовую корзинку и, (5) взяв список  покупок, (6) покатил в магазин. 4.Ихтиандр плыл быстро,(1) напрягая все свои силы,(2) только иногда делал  короткие остановки и нежно шептал ей,(3) как рыбке,(4) попавшей в беду:  «Потерпи,(5) бедная,(6) немного!» Он хотел,(7) чтобы девушка открыла глаза,(8) но боялся испугать её. 5. О том,(1) что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старани­ ем, (2) ребята детского дома знали заранее. Директор дома,(3) Мария Дмитриев­ на,(4) так и сказала: – Сегодня,(5) ребята,(6) полный у нас обед: первое будет,(7) второе и третье. 6. − Ладно,(1) друг,(2) кончай дурака валять. И давай топать в лагерь,(3) а то к  обеду,(4) вероятно,(5) не поспеем. Да не бойся,(6) ничего тебе не будет,(7) это я  тебе по секрету могу сказать. 7.— Возьми,(1) дружок,(2) скушай,(3) — сказала продавщица и протянула пиро­ жок,(4) аккуратно завёрнутый в бумажную салфетку. — Да что вы,(5) не надо,(6) — торопливо произнёс Максим и,(7) кажется,(8) по­ краснел. 8.— Пап,(1) я вот что хотел спросить: как ты думаешь,(2) почему наша Ева  Петровна такая? — обратился к отцу Кирилл. — Какая «такая»? В общем­то,(3) обыкновенная,(4) — ответил отец. —  Наверное,(5) ты слишком сурово на неё смотришь. 9.— Возьми его,(1) — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит! — Ну,(2) отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно,(3) возьми. Брат громко засмеялся,(4)потрепал мальчика по плечу,(5)взъерошил ему  волосы: — Эх ты,(6)путешественник! Ну ладно,(7)собирайся! 10. — Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк  Носков. Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался только Петруха Васильев,(4)  который спокойно,(5) ни на кого не обращая внимания,(6)что­то писáл в  тетради. — Василёк,(7) ты чего присох?! — крикнул Носков. — Времени,(8) понимаешь,  (9) в обрез: весь класс когти рвёт... Взаимопроверка. Критерии оценивания прилагаются. Ребята сами оценивают  работу.  Рефлексия. Возьмите листочки Эй Ар Гайд. Прочитайте утверждения.  Поставьте отметки в графе «после». Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание.  1гр­ выполнить структуру «Модель Фрейер» по теме «Обращение»;          2 гр­ выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» обращения,   употребленные в письмах героев. Итог урока.

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Урок русского языка в 8 классе на тему "Обращение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2017