Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""
Оценка 4.9

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
06.02.2019
Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""
Урок повторения и обобщения по теме "Сложные предложения". Урок помогает выявить "западающие" темы. Урок направлен на подготовку к ОГЭ. На уроке предполагаются разные формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Учащиеся работают на индивидуальных листах деятельности, где они самостоятельно оценивают выполнение своей работы.
урок -зачет.docx
Шилина Ирина Петровна Гоношихинская СОШ,   филиал  МКОУ "Новозыряновская СОШ"                                                           Учитель русского языка и литературы Урок повторения и обобщения по теме "Сложные предложения".   Урок  помогает выявить "западающие" темы. Урок направлен на подготовку к ОГЭ. На уроке предполагаются разные формы организации  познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в  парах. Учащиеся работают на индивидуальных листах деятельности,  где они самостоятельно оценивают выполнение своей работы. Урок русского языка в 9 классе Тема: Урок ­ зачёт по теме «Сложные предложения» Цель: повторить и обобщить изученное о сложных предложениях. Задачи:  1.Повторить типы сложных предложений, средства связи между частями  сложных предложений. 2. Упражняться в правильной расстановке знаков препинания. 3. Упражняться в составлении схем  предложений сложносочиненного,  сложноподчиненного и бессоюзного предложений, предложении с различными  видами связи. 4. Закрепить орфографические навыки учащихся.  5.Формировать умения самоконтроля и самопроверки. 6. Развивать у учащихся навыки логического мышления,  внимания,  орфографической и пунктуационной зоркости 7.Воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, чувство  ответственности. Оборудование: Листы  деятельности   с заданиями Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,  фронтальная, работа в парах (приёмы активизации мыслительной деятельности:  анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским  языком, литературой) Планируемые образовательные результаты:  ­ учащиеся  усовершенствуют навыки синтаксического разбора сложного  предложения,  ­ учащиеся и учитель выявят «западающие» темы «Чтобы воспользоваться всеми  сокровищами  русского языка,  нужно хорошо знать его,  нужно уметь владеть им».  Н.А.Добролюбов  Ход урока. I. Организационный момент. Вводно­психологические настрой:  ­ Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи: "Жил мудрец, который  знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в  ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:  мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет  мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”…  Я желаю вам успешной и плодотворной работы как на этом уроке, так и  и на  последующих.  II. Вступительное слово учителя:  ­ Эпиграфом нашего урока будет высказывание Н.А.Добролюбова.  Прочтите,  пожалуйста,  его. Ребята, как  вы понимаете эту мысль? Как она относится к  нашему уроку? (Ответы учащихся). ­ А я хотела бы добавить к вашим высказываниям то,  что каждый учащийся  должен  в полной мере владеть устной и письменной речью,  и  в этом вам  поможет русский язык. Благодаря  упорству, трудолюбию вы можете  добиться хороших успехов в учёбе.  III. Постановка цели и задач урока. ­ Ребята, а теперь предлагаю  рассмотреть данное высказывание с точки зрения синтаксиса. ­  Определите тип предложения по количеству грамматических  основ. А для  этого нам нужно найти ГО.  (Воспользоваться, нужно знать, нужно  уметь владеть) ­Ребята, что мы изучали на протяжении нескольких уроков? (Сложное  предложение).  Как вы думаете, какая тема будет нашего урока сегодня?  (Повторение  темы «Сложное предложение»).  ­  Попытайтесь определить цели урока, которые предстоит нам решить?   (Ответы учащихся). Цели урока:   повторить и обобщить изученное о сложных предложениях: повторить   типы сложных предложений, средства связи между частями сложных  предложений;  упражняться в правильной расстановке знаков препинания;  упражняться в составлении схем  предложений сложносочиненного,  сложноподчиненного и бессоюзного предложений, предложении с  различными видами связи;  закрепить орфографические навыки учащихся;  развивать навыки логического мышления,  внимания, орфографической  и пунктуационной зоркости   Учитель:   ­  Целью   нашего   урока   является:   изученное о сложных предложениях, упражнения  в составлении схем сложных  повторение     и   обобщение предложений;   закрепление     орфографических     и   пунктуационных   навыки учащихся, а также  воспитания в себе  стремления расширять свои знания по русскому языку.  Как вы думаете, где могут пригодиться вам эти знания?  Ответы учащихся: (Знания будут  необходимы при сдаче ОГЭ). II. Основной  (информационно­аналитический) этап ­ Работать будете на Листах деятельности.  По ходу работы на уроке мы  заполняем лист самооценки   (Приложение 1). Оценивать свои знания будете  с помощью ключей  на ЛС. Итак, запишите в ЛД число, фамилию, имя, тему  урока.   ­ Предлагаю повторить теоретический материал, выполнив экспресс­тест   «Верите ли вы?» Если вы согласны с утверждением,  отвечайте  да, если ­ нет, то  отвечайте нет. 1.Верите ли вы, что пунктуация­раздел науки о языке,  изучает постановку  знаков препинания в предложении.(да) 2. Верите ли вы, что простые предложения соединяются в сложные двумя   способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи  интонации. (да) 3.Верите ли вы, что в ССП одно предложение по смыслу подчиняется  другому. (нет) 4.Верите ли вы, что СП делятся на три группы. (да) 5.Верите ли вы, что синтаксис – раздел лингвистики, изучает предложение и  словосочетание.(да) 6. Верите ли вы, что по значению и по союзам ССП делятся на три группы.  (да) 7. Верите ли вы, что предложения, в которых одно явление  противопоставляется другому, называется ССП с противительными  союзами. (да) 8. Верите ли вы, что в СПП  предикативные части равноправны. (нет)    Задание№1.  (Работа в парах).  (Работа по подготовке к экзамену. Задания части 2) ­Посмотрите на предложение: Знаки   препинания   существуют,(1)   чтобы  выделить  мысль, (2)привести  слова  в  правильное  соотношение  и  дать  фразе  лёгкость и правильное звучание. ­Как это высказывание соотносится с нашим уроком? (Отвечают дети о  неразрывности синтаксиса и пунктуации) Задания: 1. ­ В каком значении употребляется в предложении слово «привести»?  1) ведя, помочь дойти; 2) довести до к­н результата; 3) огласить, напомнить; 4) сделать, произвести ч­н. 2.­Найдите слово  с проверяемой безударной гласной в корне (слова) 3.­ Книжное слово «фраза» замените стилистически нейтральным синонимом  (высказывание) 4.­ Замените словосочетание  «правильное звучание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление  (звучание по правилу). 5.­ Выпишите грамматическую основу из придаточной части. 6.­Выпишите цифру (­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые) между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью (1,2) Задание №2.  Расставить знаки препинания, нарисовать схему  предложения. 1)Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного  света. 2)Кажется что уже ничего не случится. 3) Ему привиделось будто дверь открылась. 4) Всюду куда не взглянешь тянулась бурая невесёлая равнина. 5) Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу. Задание№3. Укажите номера, под которыми записаны сложные  предложения (знаки препинания не расставлены). Расставь запятые.  Укажите тип СП. (Знаки препинания не расставлены) 1.Когда хлынул дождь мы бросились к сараю который стоял на краю деревни. 2.Впереди где осталась роща стояли берёзы. 3.Солнце садилось и на одном плоту что­то нестерпимо блестело. 4.Я не жалею о былом: оно меня не усладило. 5.Мне грустно потому что весело тебе. Задание№4.  Составьте предложения по схемам 1.[   ], ( когда… ) 2.[ …,(где…),…]   3. (Когда…), [    ] 4.[  ],(чтобы…) 5.[…, (который…),…] Задание  №5. Выполнить тест № 1. В каком предложении не должна стоять запятая.(Знаки не  расставлены) 1) Я пошёл в кино он же остался дома 2) Ночью был сильный мороз а днём с крыш капало. 3) До дома было ещё далеко зато лес уже кончился. 4) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой. № 2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложноподчинённого предложения. Взрослые вам,(1)конечно,(2) не поверят. Они воображают, (3) что занимают  очень много места. Они кажутся сами себе величественными, (4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится, (5) они ведь  обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему.  Вы и без того мне верите. № 3. Укажите  сложносочиненное предложение ССП  (знаки не  расставлены) 1) Берег ринулся на него как огромная волна. 2) Он остановился и  глубоко вдыхал запахи земли. 3) Особенно хорошо в лесу тогда когда шумит лес. 4) Вскоре я вылечился и меня отправили на отдых № 4. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями  сложносочинённого  предложения  ССП. Двенадцать часов давно пробило, (1) и ямщик уже привёл лошадей, (2)хотя  молодые всё ещё не являлись. Наконец послышались торопливые шаги на  лестнице,(3) и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина. № 5. Укажите количество грамматических основ в предложении По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось,  что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над  ними, подгоняемая ветром и листвой. III. Заключительный (оценочно­рефлексивный) этап  Подведение итогов.  Учитель:   ­ Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, показали свои   знания. Уровень   знаний теоретической части программы вы  продемонстрировали при устном ответе, практические навыки предстоит еще проверить. Оценку вы получите как среднюю арифметическую за два вида  работы.  Рефлексия. Самооценка. ­ Довольны ли вы своей работой сегодня на уроке? Как вы сами оцениваете  свои знания по  итогам зачета? Заполните, пожалуйста,  лист самооценки. Имя __________________  Класс _9________________  Название темы «Сложные предложения (зачет)».  Я легко решил задания на темы:__________________ Постановка знаков препинания для меня  вызывает / не вызывает затруднения.  Я могу (умею) ___________________ ________________________________ Что мне понравилось в моей работе. _______________________________________ Что вызвало затруднение. __________________________________________________ Над какими вопросами мне еще нужно работать?______________________________ Я бы поставил себе оценку «____».  Домашнее задание (дифференцированное): 1)Используя разные виды сложных предложений, составьте небольшой текст на тему «Моя будущая профессия»(Отметка «5») 2) Из художественной литературы выписать по 2 предложения: ССП, СПП,  БСП (Отметка «4») 3) Выполнить упр. 58 (Отметка “3”). Всем спасибо! На этом урок­зачет завершен. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Лист  деятельности на уроке русского языка учащегося 8 класса Фамилия, имя:__________________________________________________________ Дата___________________________________________________________________ Тема урока_____________________________________________________________   Задание№1.  (Работа в парах).  (Работа по подготовке к экзамену. Задания части 2) ­Посмотрите на предложение: Знаки   препинания   существуют,(1)   чтобы  выделить  мысль,   (2)привести  слова  в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание  . ­Как это высказывание соотносится с нашим уроком? (Отвечают дети о неразрывности синтаксиса и пунктуации) Задания: 1.­ В каком значении употребляется в предложении слово «привести»?  1) ведя, помочь дойти; 2) довести до к­н результата; 3) огласить, напомнить; 4) сделать, произвести ч­н. 2.­Найдите слово  с проверяемой безударной гласной в корне  3.­ Книжное слово «фраза» замените стилистически нейтральным синонимом  4.­ Замените словосочетание  «правильное звучание», построенное на основе  согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление  5.­ Выпишите грамматическую основу из придаточной части. 6.­Выпишите цифру (­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые) между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью  Задание№2.  Расставить знаки препинания, нарисовать схему предложения. 1)Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. 2)Кажется что уже ничего не случится. 3) Ему привиделось будто дверь открылась. 4) Всюду куда не взглянешь тянулась бурая невесёлая равнина. 5) Чтобы не оступиться я придерживался рукой за телегу. Задание№3. Укажите номера, под которыми записаны сложные предложения (знаки  препинания не расставлены). Расставь запятые. Укажите тип СП. (Знаки препинания не расставлены) 1.Когда хлынул дождь мы бросились к сараю который стоял на краю деревни. 2.Впереди где осталась роща стояли берёзы. 3.Солнце садилось и на одном плоту что­то нестерпимо блестело. 4.Я не жалею о былом: оно меня не усладило. 5.Мне грустно потому что весело тебе. Задание№4.  Составьте предложения по схемам 1.[   ], ( когда… ) 2.[ …,(где…),…]   3. (Когда…), [    ] 4.[  ],(чтобы…) 5.[…, (который…),…] Задания№5. Выполнить тест № 1. В каком предложении не должна стоять запятая.(Знаки не расставлены) 1) Я пошёл в кино он же остался дома 2) Ночью был сильный мороз а днём с крыш капало. 3) До дома было ещё далеко зато лес уже кончился. 4) С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой. № 2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого  предложения. Взрослые вам,(1)конечно,(2) не поверят. Они воображают, (3) что занимают очень много  места. Они кажутся сами себе величественными, (4) как баобабы. А вы посоветуйте им  сделать точный расчёт. Им это понравится, (5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте  время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. № 3. Укажите  сложносочиненное предложение (знаки не расставлены) 1) Берег ринулся на него как огромная волна. 2) Он остановился и  глубоко вдыхал запахи земли. 3) Особенно хорошо в лесу тогда когда шумит лес. 4) Вскоре я вылечился и меня отправили на отдых № 4. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого   предложения. Двенадцать часов давно пробило, (1) и ямщик уже привёл лошадей, (2)хотя молодые всё  ещё не являлись. Наконец послышались торопливые шаги на лестнице,(3) и Елена вошла в  сопровождении Инсарова и Шубина. № 5. Укажите количество грамматических основ в предложении По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая  навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и  листвой. Оценка за работу на уроке: № задания Название  задания Оценка Максимальный Заработанный балл балл Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Работа в парах  Синтаксическая пятиминутка Работа в парах Составление  предложений по схемам Тест Итоговая оценка 6 6 1 5 5 23 Задания 1,2,4,5 ­ за каждое правильно выполненное задание  – 1 балл. Задание 3  ­ за правильный ответ ­ 1 балл   Итоговая оценка: 20 ­ 23 ­ "5" 17 ­ 19 ­ "4" 13 ­ 16 ­ "3" 12 и менее ­ "2"  ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Имя __________________  Класс _9________________  Лист самооценки Название темы «Сложные предложения (зачет)».  Я легко решил задания на темы:__________________ Постановка знаков препинания для меня  вызывает / не вызывает затруднения.  Я могу (умею) ___________________ ________________________________ Что мне понравилось в моей работе. _______________________________________ Что вызвало затруднение. __________________________________________________ Над какими вопросами мне еще нужно работать?______________________________ Я бы поставил себе оценку «____».

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""

Урок русского языка в 9 классе на тему "Урок - зачет по теме "Сложные предложения""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019