Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы
Иконка файла материала электив 9.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 7» РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО   УТВЕРЖДЕНО: на методическом совете              Заместитель директора   приказом по МБОУ «Лицей№7»  Протокол №    от                                        Н.Н. Кальченко  №              от       Директор_________Н.В.Хижнякова                                                          Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности» на 2018­2019 учебный год  9 класс                                                                                                                              Учитель: Шумейко Оксана Сергеевна ,Рубцовск Уроки словесности ПРОГРАММА элективного (факультативного) курса для 9 класса (34 ч) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся лингвистический   материал   и   углубляются   сведения   по   фонетике,   лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших   образцах   художественной   литературы,   где   наиболее   полно   проявляется изобразительно­выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными   текстами   позволит   не   только   совершенствовать   важнейшие   речевые умения,   но   и   сформировать   элементарные   навыки   лингвистического   анализа   и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в   известной   мере   реализовать   на   практике   идею   межпредметных   связей   школьного курса русского языка и курса русской литературы.  Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе   перечня   понятий   именно   те,   с   которыми   он   считает   необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также   лингвистическую   подготовку   и   учебные   интересы   школьников.   Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем. Программа   дает   представление   о   том,   как   можно   организовать   работу   на занятиях,   если   поставить   перед   собой   цель   в   течение   трех   лет   ознакомить   детей   с выразительными   возможностями   русской   речи,   с   экспрессивной,   изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык   художественного   произведения,   с   удовольствием   заниматься   чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики   овладевают   языковым   анализом   художественного   текста,   выясняя   его фонетико­ интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя экспрессивные   средства   словообразования,   лексические   образные   средства, грамматические     средства   усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного)   оформления.   Завершающим   этапом   такого   анализа   становится выразительное чтение,  с помощью которого школьник демонстрирует, как  он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности. (морфологические,   синтаксические) Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразнуюпо содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных   приемов.   Причем   лучшие   работы   можно   разместить   на   школьных сайтах   и   обмениваться   мнениями.   Доброжелательный   и   квалифицированный   анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус. Содружество   искусств   ­   это   цикл   занятий,   на   которых   школьники   могут рассматривать   произведения   литературы   в   сравнении   с   произведениями   живописи, графики,   музыки,   хореографии,   кинематографии.   Что   может   стать   объектом сравнительного анализа на подобных занятиях. Предлагаемый   курс   дает   возможность   через   лингвистический   анализ художественного   текста   показать   ученикам     9   классов   необычайную   красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях   языка   и   которыми   виртуозно   пользуются   мастера   русского   слова. Сформированные умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.Планируемые результаты освоения учебного курса. В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать: ­   словообразовательные, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;   основные   звуковые,   графические,   лексические,   знать   основные   звуковые,   графические,   словообразовательные,   лексические, В результате изучения курса учащиеся должны уметь: ­   морфологические, синтаксические образные средства русского языка; ­владеть устной и письменной речью; ­производить   лингвистический   анализ   текста,   выясняя   его   фонетико­интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления; ­выразительно читать, передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;  ­создавать   и   анализировать   самостоятельные   высказывания   с   использованием изученных языковых художественных приёмов.Содержание программы элективного (факультативного) курса «Уроки словесности» 9 класс (34 часа) Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч) Имя существительное (2 ч) Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных  писателей. Изобразительно­выразительное использование имени существительного в  художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного  (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование  категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований  в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий  литературных героев как средство художественной характеристики. Имя прилагательное (4 ч) Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных  литературных направлений. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в  переносном значении как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль  сложных прилагательных; индивидуально­авторские сложные прилагательные. Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте. Имя числительное (1 ч) Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление  числительных­символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. Местоимение (2 ч)Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое  использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и  экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как  экспрессивное средство. Глагол и его формы (4 ч) Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в  переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его  создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву). Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории  времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения)  в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и  настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит). Семантико­стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и  деепричастия в художественных текстах. Наречие (2 ч) Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию:  близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями  речи. Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия­сравнения (по­ детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально­ экспрессивной окраски. Служебные части речи (2 ч) Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и  использование их в конструкциях художественного противопоставления. Анализ фонетико­интонационных, пунктуационных, графико­орфографических,  словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного  текста и выразительное его чтение. Синтаксическое богатство русского языка (17 ч) Особенности русского синтаксиса (2 ч) Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие,  безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных  образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций,  функционально­стилистическая закреплённость синтаксических средств. Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч) Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и  вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление  вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации  вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико­грамматические  средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическимиспользованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в  художественных текстах. Типы односоставных предложений. Семантико­стилистические возможности  определённо­личных, неопределённо­личных и безличных предложений; использование  их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных)  предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в  художественной речи. Семантико­грамматические свойства обобщённо­личного предложения, использование  его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах,  поговорках, загадках. Слова­предложения; их семантика, грамматические способы оформления и  стилистическое использование в речи. Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных  предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико­ стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска  союзов. Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания:  сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения,  наречия со значением сравнения и др. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в  произведениях устного народного творчества. Семантико­стилистическая функция прямой речи. Несобственно­прямая речь.  Использование прямой, косвенной, несобственно­прямой речи как средства создания  речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое  средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения  как изобразительный приём. Стилистические фигуры речи (7 ч) Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие  повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия,  параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Наблюдение за индивидуально­авторскими особенностями синтаксиса в произведениях  русских писателей и поэтов. Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений  художественной литературы.Календарно­тематическое планирование факультативного курса «Уроки словесности» по русскому языку, 9 класс составлено на основе программы факультативного курса для 7­9 классов автора­составителя Львовой С. И. М.: Мнемозина, 2009. № п/п Тема урока Кол­во часов Дата Примечание 34 часа (1 раз в неделю) Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч) Имя существительное  (2 ч.) 1 1 2 Экспрессивная функция частей речи в  художественных произведениях разных писателей.  Изобразительно­  выразительное использование имени  существительного  в художественной  речи. Стилистическое использование  грамматических категорий   имени  существительного (число, падеж) Грамматический род и пол живых  существ. Образное использование  категорий рода при создании  поэтического олицетворения. Имена  собственные и нарицательные;  стилистическая роль собственных  наименований в литературныхпроизведениях.  Обыгрывание  внутренней формы фамилий  литературных героев как средство  художественной характеристики. Имя прилагательное (4 ч.) 1 1 1 1       функция Образная имен прилагательных   в   художественных произведениях   писателей   разных литературных направлений.   Употребление относительных, притяжательных   и   качественных прилагательных   в   переносном значении   как   средства   речевой экспрессии.  Эпитет и языковые средства его  создания; постоянные эпитеты. Роль имен прилагательных в создании  цветовых образов. Стилистическая  роль сложных прилагательных,  индивидуально­авторские  сложные  прилагательные. Использование  кратких и усеченных прилагательных в  поэтическом тексте. Имя числительное (1 ч.) 1 Экспрессивная роль числительных   в  художественном Знать случаи   употребления числительных –символов (3, 7, 40, 100) в произведениях УНТ и  литературных текстах.  Местоимение (2 ч.) Экспрессивная роль местоимений  в  художественном тексте.  Стилистическое использование  устаревших местоимений.  Синонимика местоимений разных  разрядов и экспрессивное их  использование.  Употребление личных  местоимений ед. и мн. числа как  экспрессивное средство.  1 1 Глагол и его формы (4 ч.) 1 Экспрессивная роль глагола  в  художественном тексте.   Употребление  глагола  в переносном  значении; олицетворение как   поэтический троп и языковые  3 4 5 6 7 8 9 1011 12 13 14 15 16 17 средства его создания.  Использование усеченных глаголов в  художественном тексте (прыг в  траву).  Грамматические категории глагола как  источник  выразительности речи: категории  времени, наклонения вида, лица.  Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как  изобразительный прием. Соединение  форм прошедшего и настоящего  времени в предложении с целью  придания живости повествованию  (пришла и говорю, прибежал и видит) Семантико­стилистические  особенности употребления  инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах. Наречие (2 ч.) Специфические свойства наречия,  которые определяют его  изобразительную функцию: близость к  образной функции прилагательного и  соотнесенность с другими частями  речи.  Экспрессивное использование наречий  разных разрядов.  Наречия­сравнения (по­детски, градом) и образное использование их в речи.  Использование степеней сравнения  наречий и прилагательных для  создания эмоционально­экспрессивной  окраски.  1 1 1 1 1 Служебные части речи (2 ч.) Частица НЕ в отрицательном  сравнении. Семантическая роль  противительных союзов и  использование их в конструкциях  художественного противопоставления. Анализ фонетико­ интонационных, пунктуационных, графико­орфографических,  словообразовательных,  лексических, морфологических  1 118 19 20 21 22 особенностей художественного  текста и выразительное его  чтение.  Синтаксическое богатство русского языка (17 ч) Особенности русского синтаксиса (2 ч.) Свойства  русского синтаксиса,  определяющие его богатство и  разнообразие, безграничные  возможности в передаче смысла речи и  создании художественных образов.  Свободный порядок слов, развитая   синонимика синтаксических конструкций,   функционально­ стилистическая закрепленность синтаксических средств.    1 1 Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч.) 1 1 1 Интонационное многообразие и  богатство эмоциональных значений  побудительных и вопросительных  предложений. Лексическое и  грамматическое оформление  побудительных и вопросительных  предложений. Особенности интонации   вопросительных предложений.  Риторический  вопрос  и его  художественные функции.  Особенности интонации  восклицательных предложений.  Лексико­грамматические средства  оформления  восклицательных  предложений. Наблюдение за  стилистическим использованием   побудительных и вопросительных   восклицательных предложений в  художественных текстах.  Типы односоставных предложений.   Семантико­стилистические   возможности определенно­личных,   неопределенно­личных и безличных  предложений; использование их в  художественной речи. Выразительные  возможности номинативных  ( назывных)  предложений.1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 Именительный представления и его  эстетическая функция в   художественной речи.   Семантико­грамматические свойства  обобщенно­личных предложений,  использование их в произведениях  художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках,  загадках.  Слова­предложения, их семантика,  грамматические способы  оформления   и стилистическое  использования в  речи. Наблюдение за употреблением  в  художественном тексте разных типов  СП (ССП, СПП, БСП).   Семантико­ стилистическая роль союзов в СП.  Стилистическая окраска союзов.  Сравнение  как поэтический   троп   и  разные языковые средства его  создания:  сравнительные обороты,  СПП  с   придаточным сравнения,   наречия  со  значением  сравнения   и  др.   Наблюдение за употреблением  БСП в  художественных текстах,  произведениях УНТ.  Семантико­стилистическая  функция прямой речи.  Несобственно­прямая речь.  Использование прямой, косвенной, несобственно­прямой  речи как  средства создания речевой  характеристики персонажа,  описания психологического  состояния героя.   Период как особая форма организации  СП и как поэтическое средство  художественного текста. Структурный  параллелизм СП как изобразительный  прием.  Стилистические фигуры речи (7 ч.) 28 Стилистические фигуры речи как  синтаксические построения,  обладающие повышенной  1экспрессией и выразительностью  (бессоюзие, многосоюзие,  инверсия).  Стилистические  фигуры речи как  синтаксические построения,  обладающие повышенной экспрессией  и выразительностью (параллелизм,  риторический вопрос и обращение) Стилистические  фигуры речи как  синтаксические построения,  обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (эллипсис,  анафора,  эпифора,  антитеза)  Стилистические фигуры речи как синтаксические построения,  обладающие повышенной  экспрессией и выразительностью  (градация, умолчание и др.)  Наблюдение за использованием   стилистических  фигур  речи,  обладающих  повышенной  экспрессией и выразительностью в  художественных текстах.  Практикум.  Наблюдение  за индивидуально­ авторскими особенностями синтаксиса  в произведениях русских писателей и  поэтов.  Практикум.  Многоаспектный  языковой анализ и  выразительное чтение произведений  художественной литературы.  29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1Список литературы Для учащихся Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. — М., 2001. Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7—8  классов. — М., 2001. Введенская Л А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1984. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка).  — М., 1992. Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11  классы. — М.. 1997. Граник ГТ., Бондарснко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986. Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 1991. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. Крысин Л.П. Жизнь слова. ­ М., 1980. Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8 —11 классов. — М., 2006. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык: Интегративное учебное пособие по  русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2005. Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 1970. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. — М., 1992. Мокиенко В.М. Образы русской речи. — Л., 1986. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших  педагогических заведений. — М., 2003. .    Новиков Л.А. Искусство слова. — М., 1982. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. — М., 1987. Солганик ГЛ. От слова к тексту. — М., 1993. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986. Словари Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (Любое  издание.) Внешность человека. Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа / под ред. Е.В.  Михайловой. — Великий Новгород, 2004. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. — М., 2004. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка: — Л., 1979. Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3­е изд. — М., 1994. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998. Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. — М., 2003. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по  произведениям русских писателей ХУ1П­ХХ вв.). ­ М., 19%. Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение  слов. — М., 1997. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка:  Значение и происхождение словосочетаний. (Любое издание.)Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984. Для учителя Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999. Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и  мышления школьников 7— 8 классов. — М.,2001. Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения. ­ М., 1987. Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995. Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. — Орел,  2003. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. ­ М., 1981. Григорьев В.П. Поэтика слова. — М., 1979. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1977. Купина НЛ. Лингвистический анализ художественного текста. ­ М., 1980. Купина НЛ. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М., 2003. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. Львова СЛ. Уроки словесности в 7­9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М.,  1996. Львова С.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996. Любичева Е.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю я Мир...: Книга третья:  Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002. Мещеряков ВЛ. и Эр. Основы школьного речеведения. — М., 19%. Моисеева Л.Ф. Лингвостнлистический анализ художественного текста. — Киев, 1984. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1973. Орфография и русский язык. — М., 1966. Симашко Т.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. — Пермь, 1993. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск, 1969. Харченко В.К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1982. Черемисина­Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.