Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
03.11.2018
Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы
электив 9.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 7»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО:
на методическом совете Заместитель директора
приказом по МБОУ «Лицей№7»
Протокол № от Н.Н. Кальченко
№ от
Директор_________Н.В.Хижнякова
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Уроки словесности»
на 20182019 учебный год
9 класс
Учитель: Шумейко Оксана Сергеевна , Рубцовск
Уроки словесности
ПРОГРАММА
элективного (факультативного) курса для 9 класса (34 ч)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к
русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за
основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в
разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся
лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике,
словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в
лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется
изобразительновыразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с
литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые
умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и
выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут
в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного
курса русского языка и курса русской литературы.
Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в
программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым
познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а
также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно
перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на
занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с
выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной
функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать
язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением,
самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно
ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его
фонетико интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя
экспрессивные средства словообразования,
лексические образные средства,
грамматические
средства усиления
изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического,
пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится
выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял
произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его
интонационные особенности.
(морфологические,
синтаксические)
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до
создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых
художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных
сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ
творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить
художественный вкус.
Содружество искусств это цикл занятий, на которых школьники могут
рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи,
графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом
сравнительного анализа на подобных занятиях.
Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ
художественного текста показать ученикам
9 классов необычайную красоту,
выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех
областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова.
Сформированные умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах
филологического анализа художественного текста. Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать:
словообразовательные,
морфологические, синтаксические образные средства русского языка;
основные звуковые,
графические,
лексические,
знать основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические,
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
морфологические, синтаксические образные средства русского языка;
владеть устной и письменной речью;
производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетикоинтонационные
особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства
словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические
и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности
его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;
выразительно читать, передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные
особенности;
создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием
изученных языковых художественных приёмов. Содержание программы элективного (факультативного) курса
«Уроки словесности»
9 класс (34 часа)
Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)
Имя существительное (2 ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных
писателей.
Изобразительновыразительное использование имени существительного в
художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного
(число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование
категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований
в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий
литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 ч)
Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных
литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в
переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль
сложных прилагательных; индивидуальноавторские сложные прилагательные.
Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление
числительныхсимволов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и
литературных текстах.
Местоимение (2 ч) Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое
использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и
экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как
экспрессивное средство.
Глагол и его формы (4 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в
переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его
создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории
времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения)
в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и
настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла
и говорю, прибежал и видит).
Семантикостилистические особенности употребления инфинитива, причастия и
деепричастия в художественных текстах.
Наречие (2 ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию:
близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями
речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречиясравнения (по
детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование
степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально
экспрессивной окраски.
Служебные части речи (2 ч)
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и
использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ фонетикоинтонационных, пунктуационных, графикоорфографических,
словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного
текста и выразительное его чтение.
Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)
Особенности русского синтаксиса (2 ч)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие,
безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных
образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций,
функциональностилистическая закреплённость синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и
вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление
вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации
вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексикограмматические
средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в
художественных текстах.
Типы односоставных предложений. Семантикостилистические возможности
определённоличных, неопределённоличных и безличных предложений; использование
их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных)
предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в
художественной речи.
Семантикограмматические свойства обобщённоличного предложения, использование
его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах,
поговорках, загадках.
Словапредложения; их семантика, грамматические способы оформления и
стилистическое использование в речи.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных
предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико
стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска
союзов.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания:
сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения,
наречия со значением сравнения и др.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в
произведениях устного народного творчества.
Семантикостилистическая функция прямой речи. Несобственнопрямая речь.
Использование прямой, косвенной, несобственнопрямой речи как средства создания
речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое
средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения
как изобразительный приём.
Стилистические фигуры речи (7 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие
повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия,
параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза,
градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур
в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуальноавторскими особенностями синтаксиса в произведениях
русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений
художественной литературы. Календарнотематическое планирование факультативного курса
«Уроки словесности» по русскому языку, 9 класс
составлено на основе программы факультативного курса для 79 классов
авторасоставителя Львовой С. И. М.: Мнемозина, 2009.
№ п/п
Тема урока
Колво
часов
Дата
Примечание
34 часа (1 раз в неделю)
Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч)
Имя существительное (2 ч.)
1
1
2
Экспрессивная функция частей речи в
художественных произведениях разных
писателей. Изобразительно
выразительное использование имени
существительного в художественной
речи. Стилистическое использование
грамматических категорий имени
существительного (число, падеж)
Грамматический род и пол живых
существ. Образное использование
категорий рода при создании
поэтического олицетворения. Имена
собственные и нарицательные;
стилистическая роль собственных
наименований в литературных произведениях. Обыгрывание
внутренней формы фамилий
литературных героев как средство
художественной характеристики.
Имя прилагательное (4 ч.)
1
1
1
1
функция
Образная
имен
прилагательных в художественных
произведениях писателей разных
литературных направлений.
Употребление
относительных,
притяжательных и качественных
прилагательных в переносном
значении как средства речевой
экспрессии.
Эпитет и языковые средства его
создания; постоянные эпитеты.
Роль имен прилагательных в создании
цветовых образов. Стилистическая
роль сложных прилагательных,
индивидуальноавторские сложные
прилагательные. Использование
кратких и усеченных прилагательных в
поэтическом тексте.
Имя числительное (1 ч.)
1
Экспрессивная роль числительных в
художественном Знать случаи
употребления числительных –символов
(3, 7, 40, 100) в произведениях УНТ и
литературных текстах.
Местоимение (2 ч.)
Экспрессивная роль местоимений в
художественном тексте.
Стилистическое использование
устаревших местоимений.
Синонимика местоимений разных
разрядов и экспрессивное их
использование. Употребление личных
местоимений ед. и мн. числа как
экспрессивное средство.
1
1
Глагол и его формы (4 ч.)
1
Экспрессивная роль глагола в
художественном тексте.
Употребление глагола в переносном
значении; олицетворение как
поэтический троп и языковые
3
4
5
6
7
8
9
10 11
12
13
14
15
16
17
средства его создания.
Использование усеченных глаголов в
художественном тексте (прыг в
траву).
Грамматические категории глагола как
источник
выразительности речи: категории
времени, наклонения вида, лица.
Употребление глаголов одного времени
(наклонения) в значении другого как
изобразительный прием. Соединение
форм прошедшего и настоящего
времени в предложении с целью
придания живости повествованию
(пришла и говорю, прибежал и видит)
Семантикостилистические
особенности употребления
инфинитива, причастия и деепричастия
в художественных текстах.
Наречие (2 ч.)
Специфические свойства наречия,
которые определяют его
изобразительную функцию: близость к
образной функции прилагательного и
соотнесенность с другими частями
речи.
Экспрессивное использование наречий
разных разрядов.
Наречиясравнения (подетски, градом)
и образное использование их в речи.
Использование степеней сравнения
наречий и прилагательных для
создания эмоциональноэкспрессивной
окраски.
1
1
1
1
1
Служебные части речи (2 ч.)
Частица НЕ в отрицательном
сравнении. Семантическая роль
противительных союзов и
использование их в конструкциях
художественного противопоставления.
Анализ фонетико
интонационных, пунктуационных,
графикоорфографических,
словообразовательных,
лексических, морфологических
1
1 18
19
20
21
22
особенностей художественного
текста и выразительное его
чтение.
Синтаксическое богатство русского языка (17 ч)
Особенности русского синтаксиса (2 ч.)
Свойства русского синтаксиса,
определяющие его богатство и
разнообразие, безграничные
возможности в передаче смысла речи и
создании художественных образов.
Свободный порядок слов, развитая
синонимика
синтаксических
конструкций,
функционально
стилистическая
закрепленность
синтаксических средств.
1
1
Экспрессивное использование предложений разного типа (8 ч.)
1
1
1
Интонационное многообразие и
богатство эмоциональных значений
побудительных и вопросительных
предложений. Лексическое и
грамматическое оформление
побудительных и вопросительных
предложений. Особенности интонации
вопросительных предложений.
Риторический вопрос и его
художественные функции.
Особенности интонации
восклицательных предложений.
Лексикограмматические средства
оформления восклицательных
предложений. Наблюдение за
стилистическим использованием
побудительных и вопросительных
восклицательных предложений в
художественных текстах.
Типы односоставных предложений.
Семантикостилистические
возможности определенноличных,
неопределенноличных и безличных
предложений; использование их в
художественной речи. Выразительные
возможности номинативных
( назывных) предложений. 1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
Именительный представления и его
эстетическая функция в
художественной речи.
Семантикограмматические свойства
обобщенноличных предложений,
использование их в произведениях
художественной литературы, в русских
народных пословицах, поговорках,
загадках.
Словапредложения, их семантика,
грамматические способы оформления
и стилистическое использования в
речи. Наблюдение за употреблением в
художественном тексте разных типов
СП (ССП, СПП, БСП). Семантико
стилистическая роль союзов в СП.
Стилистическая окраска союзов.
Сравнение как поэтический троп и
разные языковые средства его
создания: сравнительные обороты,
СПП с придаточным сравнения,
наречия со значением сравнения и
др.
Наблюдение за употреблением БСП в
художественных текстах,
произведениях УНТ.
Семантикостилистическая
функция прямой речи.
Несобственнопрямая речь.
Использование прямой, косвенной,
несобственнопрямой речи как
средства создания речевой
характеристики персонажа,
описания психологического
состояния героя.
Период как особая форма организации
СП и как поэтическое средство
художественного текста. Структурный
параллелизм СП как изобразительный
прием.
Стилистические фигуры речи (7 ч.)
28
Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения,
обладающие повышенной
1 экспрессией и выразительностью
(бессоюзие, многосоюзие,
инверсия).
Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения,
обладающие повышенной экспрессией
и выразительностью (параллелизм,
риторический вопрос и обращение)
Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения,
обладающие повышенной экспрессией
и выразительностью (эллипсис,
анафора, эпифора, антитеза)
Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения,
обладающие повышенной
экспрессией и выразительностью
(градация, умолчание и др.)
Наблюдение за использованием
стилистических фигур речи,
обладающих повышенной
экспрессией и выразительностью в
художественных текстах.
Практикум.
Наблюдение за индивидуально
авторскими особенностями синтаксиса
в произведениях русских писателей и
поэтов.
Практикум.
Многоаспектный языковой анализ и
выразительное чтение произведений
художественной литературы.
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1 Список литературы
Для учащихся
Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. —
М., 2001.
Антонова Е.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7—8
классов. — М., 2001.
Введенская Л А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1984.
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в истории русского языка).
— М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10—11
классы. — М.. 1997.
Граник ГТ., Бондарснко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.
Журавлев А.П. Звук и смысл. — М.. 1991.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 1980.
Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8
—11 классов. — М., 2006.
Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык: Интегративное учебное пособие по
русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2005.
Максимов В.И. К тайнам словообразования. — М., 1970.
Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. — М., 1992.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. — Л., 1986.
Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших
педагогических заведений. — М., 2003. . Новиков Л.А. Искусство слова. — М., 1982.
Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
Солганик ГЛ. От слова к тексту. — М., 1993.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.
Словари
Ашукин Н.С., Ашдкина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. (Любое
издание.)
Внешность человека. Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа / под ред. Е.В.
Михайловой. — Великий Новгород, 2004.
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. — М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка: — Л., 1979.
Жуков ВЛ., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3е изд. — М., 1994.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крылатые слова: Энциклопедия / сост В.В. Серов. — М., 2003.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по
произведениям русских писателей ХУ1ПХХ вв.). М., 19%.
Шанский Ш.А., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение
слов. — М., 1997.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка:
Значение и происхождение словосочетаний. (Любое издание.) Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999.
Антонова Е.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и
мышления школьников 7— 8 классов. — М.,2001.
Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения. М., 1987.
Бахтин М.М. Человек в мире слова. — М., 1995.
Бобылев Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. — Орел,
2003.
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
Григорьев В.П. Поэтика слова. — М., 1979.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1977.
Купина НЛ. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.
Купина НЛ. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М., 2003.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Львова СЛ. Уроки словесности в 79 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М.,
1996.
Львова С.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.
Любичева Е.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю я Мир...: Книга третья:
Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.
Мещеряков ВЛ. и Эр. Основы школьного речеведения. — М., 19%.
Моисеева Л.Ф. Лингвостнлистический анализ художественного текста. — Киев, 1984.
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1973.
Орфография и русский язык. — М., 1966.
Симашко Т.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. — Пермь, 1993.
Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск, 1969.
Харченко В.К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.
Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1982.
ЧеремисинаЕниколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Уроки словесности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.