Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Оценка 4.8
Разработки курсов +1
docx
русский язык
2 кл
13.02.2018
Урок русского языка проводится во 2 классе по теме "Разбор слова по составу" по программе "Школа 2100". Тип урока : закрепление и совершенствование знаний. Форма урока: урок -путешествие. Цель урока: закрепить полученные знания о составе слова. На данном уроке используется мультимедио, демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы.урок русского языка во 2 классе
Урок русского языка 2класс.docx
Урок русского языка во 2Б классе УМК «Школа 2100»
Тема урока «Разбор слова по составу»
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: закрепить полученные знания о составе слова.
Задачи:
1.Содействовать развитию умения находить изученные части слова –корень и
суффикс в слове, разбирать слова по составу, составлять слова из частей,
подбирать слова к схемам на основе сформированных учебных действий.
2.Направлять учащихся на формирование умений и навыков грамотного,
безошибочного, осознанного письма.
3.Сопутствовать повышению интереса к языку, речевому творчеству через
дидактическую игру.
4.Дать возможность проявить толерантность, умение сотрудничать,
доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, задания для работы в группах, в парах, карточки-
дифференцированные задания, наглядный демонстрационный
материал(паровозик), материал по рефлексии.
Ход урока.
1.Орг.момент.
- Добрый день!
Ну а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт нам удачу,
И здоровье, и радость нам всем!
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в
себя радость и свежесть зимнего дня.
-Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается
большой успех».
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать. -Скажите, на чём и как можно путешествовать? (называют разные виды
транспорта)
-Сейчас мы узнаем, как и на чём мы будем путешествовать.
(под партами у уч-ся находятся картинки частей поезда – паровозика и
вагончиков, дети находят их и выходят вместе с ними к доске, встают
так, как положено друг за другом – «приставка», «корень», «суффикс»,
«окончание»)
-Итак, чем мы будем заниматься на уроке? работать со словами, писать
их, выделять части слова).
3. Систематизация знаний по теме.
-Итак, мы отправляемся в путешествие!
-Какой красивый лес в зимнем уборе!
1 остановка «В гостях у белочки». ( 1 слайд)
Игра «Собери слово» (работа в парах)
-Для вас белочка приготовила задание в своём дупле.
На каждой парте лежат конверты со слогами, дети должны собрать
слова.
- Соберите слова из слогов.
-Какие слова получились? (заяц, сорока, воробей, рябина, медведь,
берёза)
-Что это за слова? ( они словарные)
-В какой части находятся «опасные места» в таких словах? ( в корне)
-Как называется орфограмма? ( безударная гласная, непроверяемая
ударением, её надо запомнить)
-Назовите буквы, которые надо запомнить. ( Оо, Ее, Яя)
Минутка чистописания.
-Пропишем эти буквы в тетради.
ФИЗМИНУТКА.
-Чтобы наши пальчики не замёрзли в пути, мы сделаем пальчиковый
массаж.
• Чьи руки зимою всех рук горячей? • Они не у тех, кто сидел у печей,
• А только у тех, а только у тех,
• Кто крепко сжимал обжигающий снег,
• И крепости строил на снежной горе,
• И снежную бабу лепил во дворе!
Оо -1 ряд, Ее – 2 ряд, Яя – 3 ряд.
(На доске показ прописи данных букв)
-Молодцы, вы хорошо постарались! Белочка вас благодарит и желает
вам удачного путешествия!
2 остановка «В гостях у зимующих птиц». (2 слайд)
-Ребята, а кого можно встретить ещё зимой….? (да, птиц)
-Легко ли птицам зимой?
-А как можно помочь птицам в это время года? (развесить кормушки,
подкормить птиц).
Игра «Накормите птиц» ( работа в группах – 6 групп по 4 человека)
-Чем кормят птиц?
-Давайте тоже покормим птиц. Но у нас необычный корм!
-Кормом у нас будут корни и суффиксы!
(У каждой группы лист с изображением кормушек и части слов)
-Распределите «корни» в одну кормушку, а «суффиксы» в другую.
(снеж, мороз, вьюж, ок, н, ец, ищ, из).
-Какая часть оказалась лишняя? ( прставка из)
-Давайте вспомним, что такое корень? Что такое суффикс?
Листы вывешиваются на доску и фронтально проверяются.
-Какое слово можно составить с помощью корня и приставки?
-Изморозь!
-Что такое изморозь? -Обратимся в толковый словарь Вл.Даля
-Птицы очень довольны вашем кормом и хотят, чтобы вы выполнили их
задание- составили слова из данных частей!
Игра «Составь слово из его частей»(самостоятельно)
Дети составляют слова и записывают их в тетради.
(2 ученика у доски работаю за отвёрнутыми мольбертами)
( В тетрадях у детей: морозец, снежок, снежный, вьюжный, морозный,
изморозь, морозище)
(Проверка с мольбертами)
-Выделите в этих словах корни и суффиксы.
-Ребята, вы так хорошо справляетесь с работой, что птички не хотят вас
отпускать. Они вас просят выполнить ещё одно задание и тогда они
вам помогут добраться до следующей станции, полетев вместе с вами.
-Следующее задание – вам необходимо составить 2 словосочетания с
составленными словами.
(морозный день, вьюжная зима, пушистый снежок…)
(Проверка со слайдом)
ФИЗМИНУТКА.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю,
Пусть бежит по лесу поезд
Белою змеёю!
-Путешествуем дальше!
-Пока мы едим в поезде, и чтобы нам не было скучно, поиграем в игру
«Змейка». Ведь наш поезд, как змейка двигается по лесу среди
деревьев! Игра «Змейка» (индивидуальная работа, дети передают друг другу
лист с заданием по варианту)
На листах слова по вариантам, необходимо выделить суффиксы.
и подумать, как суффикс влияет на значение слова.
1 вар. 2 вар.
белчонок волчище
зайчонок медведище
лисёнок лисище
волчонок зайчище
Вывод: в зависимости от употребления суффикса меняется значение и
смысл слова.
онок, ёнок - уменьшительно-ласкательное значение.
ищ – увеличительное значении.
ПРОВЕРКА: на шкафах весят картинки с изображением ёлочек, а на них
с обратной стороны ответы. Сверяем с ними.
3 остановка «В гостях у лесника» (3 слайд)
Игра «Помогите навести порядок в лесу -«в тексте».
-И вот наш поезд прибывает на последнюю станцию в гости к леснику.
-Кто такой лесник? (человек, который следит за порядком в лесу).
-Вот и нам надо навести порядок в тексте.
-Последнее задание от лесника:
-Давайте вспомним, с какими словами мы сегодня работали:
морозный волчище
вьюжный лисичка
зайчишка белочка
морозец снежный
На слайде неполный текст и на карточках у детей (они вставляют слова
вместо точек) (на слайде)
Наступила …(морозная, вьюжная) зима. Красив лес в кружевном наряде
изморози. Лёгкий… (морозец) заставил спрятаться многих жителей леса в свои норки. Трудно теперь и хитрому …(лисёнку) и трусливому
…(зайчонку), и злому …(волчище). Только следы шустрой …(белочки)
видны на пушистом снегу.
-Что перед вами? (текст)
-Полный ли он? (нет)
-Чего в нём не хватает? (пропущены слова)
-Что такое текст?
-Из чего он состоит?
-А у нас получился текст?
-Как можно озаглавить? ( Трудно зверям зимой)
-Вставьте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке.
-Вот, что у нас получилось.
Дети зачитывают свои тексты в листах путешественников.
РЕФЛЕКСИЯ:
Дети распределяют на деревья ветки рябины, кедра и дуба:
рябина – «я доволен своей работой»
кедр – «я могу исправить свои ошибки»
дуб – «мне надо постараться» 1 остановка «В гостях у белки». (фото белки)
Игра «Собери слово» (работа в парах).
-Давайте вспомним, какие деревья встречаются в наших
лесах?
(слайд с рисунками деревьев)
На каждую парту для двух уч-ся выдаются конверты с
разрезанными буквами.
-Составьте из букв слова и вы узнаете знакомые деревья. (Дети получают слова: берёза, осина, клён, дуб, рябина, кедр,
нов них не все буквы! Проверка со слайдом)
-В каких словах есть «опасные» места? (б…рёза, …сина, р…
бина)
-Какие эти слова? (словарные)
-Какие буквы должны стоять в этих «опасных» местах? ( е, о,
я)
ФИЗМИНУТКА
-Пропишем эти буквы в следующем порядке: 1 ряд – Оо, 2 ряд
– Ее, 3 ряд – Яя.( на доске показ написания букв)
2 остановка «В гостях у зимующих птиц».
-Легко ли птицам зимой?
-А как можно помочь птицам в это время года? (развесить
кормушки, подкормить птиц)
Игра «Накормите птиц» (работа по группам – 6 групп по 4
чел.)
-Чем кормят птиц?
-Давайте тоже покормим птиц. А у нас корм необычный!
-Кормом у нас будут корни и суффиксы.
(У каждой группы лист с изображением кормушек.)
-Распределите корни в одну кормушку, а суффиксы в другую.
( мороз, ок, лес, ник, ёк, лист, н, стебель)
(Проверка фронтальная с доски, с помощью
«светофорчиков».) Самостоятельная работа: составить из данных частей слова,
добавив если надо окончание, записать их в тетрадь и
выделить части слова графически. (дети записывают слова:
лесни, морозный, лесок, листок, стебелёк и т.д.)
3 остановка «В гостях у медведя».
На рядах по вариантам на первых партах разложены
карточки с заданиями: 1 вар. – выделяют в словах корень, 2-
вар. выделяет в словах суффикс и передать следующему
ученику, сидящему позади и т.д.:
Игра «По следам зверей»
1 в. 2 в.
белочка зимушка
берёзка ёлочка
заморозки лисонька
лесной медведица
(взаимопроверка карточек)
ФИЗМИНУТКА
4 остановка «В гостях у лесника-лесовика»
Текст на слайде:
Наступила холодная зима. Трудно теперь птицам. Дети
подкармливают птиц. Ребята развесили кормушки для них.
Птички робко подлетают к кормушкам.
- Почему птицам трудно зимой?
-Найдите в тексте ответ на вопрос (вопрос на доске): «Как
дети помогали птицам?» (3 и 4 предложение)
-Обратите внимание на выделенное слово.
1 вариант……….. (Дифференцированная работа)
1 уровень:
В слове кормушка выделить части слова
2 уровень:
К слову кормушка подобрать однокоренные слова.
3 уровень:
Придумать слова с таким же суффиксом, как в слове
кормушка.
2 вариант…………….
Игра «Кто больше»
-Кто больше подберёт однокоренных слов к слову
«кормушка»
-Выделим корень.
-Какой суффикс?
-Как определили? (меняется только окончание)
( корм, подкормка, прикорм, кормить, кормовой, комбикорм)
(Дети по желанию записывают на мольбертах.)
Вывод:
_Что такое корень?
-Что такое суффикс?
РЕФЛЕКСИЯ.
Дети распределяют на деревья ветки рябины, кедра и дуба:
рябина – «я доволен своей работой»
кедр – «я могу исправить свои ошибки»
дуб – «мне надо постараться» «Я доволен
своей
работой!» «Я могу
исправить
ошибки!»
«Мне надо
постараться!
»
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Урок русского языка во 2 классе "Разбор слова по составу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.