Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
07.02.2017
Урок русского языка в 4 классе по УМК "Школа России" по теме "Наречие -неизменяемая часть речи" вводный первый урок. Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Прослеживается системно-деятельностный подход. Применена здоровьесберегающая технология, сингапурская методика. Направлен урок на самостоятельное добывание новой темы.Урок исследование.
4 класс Наречие 18.12.16.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чибилинская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока:
(урок исследование)
Алексеевна,
учитель начальных классов
Чибиля,
2016
Бадыкина Оксана
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык (Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение, 2016) Планируемые
предметные
результаты
Метапредмет
ные УУД
Личностные
результаты
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с
целью определения наречия как неизменяемой части речи;
Познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять,
каким членом предложения они являются; употреблять наречия в письменной и устной речи; классифицировать слова на группы
по грамматическим признакам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного
раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать
задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно
оценивать; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.
Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять
этические чувства , сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; иметь установку на здоровый
образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
Объяснительноиллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная
Класс:4
Тема урока Наречие как часть речи.
Тип урока
Цель
Методы и
формы
обучения
Оборудован ие Рисунок солнышки, презентация на тему «Наречие», карточки индивидуальные на каждой парте.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
I. Мотивация
(самоопре
деление) к учебной
деятельности
Посмотрите на улицу через окно.
Ваши версии по увиденному.
Дети, чего не хватает природе, и всем живым существам?
В нашем классе появилось солнце .
(рисунок Солнца без лучей)
Солнце очень интересное, а что бы вы дополнили?
Нарисуем лучи.
А для чего солнцу лучи?
Ну тогда протягиваем руки к солнцу « берём» энергию
для себя.
Чтобы стало тепло на душе, комфортно, чтобы вы работали
на уроке на отлично.
Ответы детей:
Наступила снежная зима.
Выпал белый снег.
Деревья надели белые шубы.
На улице холодно.
Не хватает солнца и тепла.
У солнца нет лучей.
Чтобы светило ярче.
С помощью лучей солнце отправляет
нам тепло.
Дети протягивают руки к солнцу, обратно
руки кладут к себе в грудь.
Протягиваем руки «берём» энергию для друга, чтобы ваш
сосед не зевал, а работал лучше.
Дети протягивают руки к солнцу,
прижимают к руке соседа.
Ещё раз «берём» энергию и мысленно отправляем для
самых нам дорогих людей, для наших родителей.
Знак любви, понимания и уважения.
Заряд получили. Нам стало тепло и мы готовы работать.
Сразу в начале урока настраиваемся на рабочий лад,
вспомним правило: «Как нужно правильно сидеть»
Воздушная «отправка» родителям .
Ученики проговаривают хором:
Спинку прямо я держу
До конца урока.
Буду стройн(ым ой) и красив(ым,ой)
И здоров(ым, ой) в жизни.
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
К – планируют
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Л – осуществляют
смысло
образование,
понимают значение
знаний для
человека
и принимают его;
имеют желание
учиться; проявляют
интерес к
изучаемому
предмету,
понимают его
важность II. Актуализация
знаний.
Минутка
чистописания.
Открыли тетради. Сегодня ….. (число). Записали число.
Дежурная буква?
Словарное слово?
Проговариваем хором правило красивого письма.
Рассказываем про словарное слово по алгоритму (таблица):
подъём
Алгоритм:
Орфограмма.., ,
Часть речи.., вопрос…,
Слог..,
Гласные.., согласные…,
Антоним.., синоним…,
Одушевлённое, неодушевлённое,
Собственное, нарицательное.
Проверка домашнего
задания
Прежде чем начать новую тему, должны повторить д/з.
Что я знаю: Слайд №1
Какие бывают части речи?
Самостоятельные части речи…
Служебные части речи…
Имя существительное…
Имя прилагательное…
Имя числительное…
Глагол…
Местоимение….
Выполняют чистописание.
Сегодня на уроке напишем заглавную и
маленькую буквы Уу
Словарное слово подъём
Проговаривают правило хором:
Напишу в тетради
Грамотно, красиво.
Аккуратность соблюдаю
Каллиграфию улучшаю.
Ответы детей (требовать полные ответы)
Орфограмма. В слове подъём
орфограмма
1. Безударная гласная о в приставке
2. Разделительный ъ после приставки
оканчивающуюся на согласную, перед
гласной буквой ё.
Часть речисущ. , потому что
отвечает на вопрос что?
Слог 2 слога, потому что 2 гласных
подъём………и.т.д.
Групповая работа.
Задают вопросы и рассказывают друг
другу правило.
П – делают выводы
по аналогии и
проверяют эти
выводы; владеют
логическими
действиями.
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одно
классников;
систематизируют
собственные
знания; владеют
логическими
действиями;
овладевают
базовыми
предметными
понятиями.
деятельности.
К – умеют слушать
друг друга, строить
понятные для
партнера по
коммуникации
речевые выска
зывания, задавать
вопросы с целью
получения
необходимой для
решения проблемы
информации; могут
работать в
коллективе, Проверим, какая группа хорошо ответит на вопросы.
Я задаю, а вы продолжаете.
Ребята, а надо ли знать правило про каждую часть речи?
Почему? Где, именно, пригодятся ваши знания?
Из каждой группы ученик отвечает на
вопрос учителя ( рассказывают правило)
ответы детей
уважают мнения
других участников
образовательного
процесса.
Р – принимают и
сохраняют цели и
задачи учебной
деятельности;
ориентируются в
учебнике;
III. Сообщение
темы урока.
Определение целей
урока
А теперь посмотрим на практике, как вы распознаёте части
речи.
У вас у каждого на парте лежат карточки, посмотрите и
догадайтесь, что нужно делать?
Нужно распределить слова в нужные
столбики.
Распределите эти слова в группы:
Солнце медленно решать сосновый снег рано думаю
прекрасная туча серая
Проверка:
Прочитайте существительные…,
глагол…,
прилагательные…
Все ли слова заняли свои места?
А почему остались лишние слова?
Куда вы их записали?
Как называется этот столбик?
У вас возникла проблема, т.е вы не можете определить
слова медленно, рано.
4ый столбик пустой. Как он будет называться? Ваши
предположения.
Как вы думаете, тема нашего урока… Слайд №2
Кто тут в уголке сидит и читает? Что вы знаете про эту
птицу?
Сова зарыла клад в горах и предлагает нам стать
исследователями, т.е вы сами должны отыскать клад.
Вы согласны?
Объектом нашего исследования станет слово Наречие.
Для путешествия составим маршрут пути, по другому
Карточка:
Солнце медленно решать сосновый
снег рано думаю
прекрасная туча серая
Сущ
Прил
Гл
-Нет, остались слова медленно, рано.
Наверное, это другая часть речи.
Записали в пустой столбик.
Тема нашего урока Наречие.
Сова. Очень умная птица . (ответы
детей)
Да, согласны.
Ответы детей: Мы должны узнать: IV. Объяснение
нового материала.
1. Практическая
работа
цель или план исследования, то что мы должны узнать на
уроке.
Итак, вот ваш план исследования, немножко дополнила,
прочитайте: Слайд №3
Что такое наречие?
Что обозначает?
Вопросы?
Как изменяется?
Член предложения
Сингапурская методика
5 парт для 5 групп. В каждой парте разные задания.
Группа вместе перемещаются по цепочке, выполняя каждое
задание, т.е. каждая группа должна побывать в 5 «горах»
партах.
Начинаем наше исследование. Главная цель отыскать клад.
1. На первой парте (горе) вопрос:
Что обозначает наречие?
Задание:
1. Откройте учебники с. 73, упр. 124 прочитайте и
выполните задание, если не понятно прочитайте правило
внизу.
2. Что обозначает наречие?
(вывод напишите в справочнике правил)
На печальные (какие?)поляны признак предмета
Льёт ( как?)печально признак действия
Что такое наречие? Это служебная или
самостоятельная часть речи, что
обозначает, вопрос, член предложения.
В первом случае поясняет признак
предмета.
Во втором случае признак действия
Читают правило по учебнику
Наречие обозначает признак действия.
Делают в ы в о д : если глагол обозначает
действие, значит, наречие будет
обозначать признак этого действия.
Вывод:
Наречие обозначает признак действия.
2. На второй парте (горе) вопрос:
Вопросы наречия?
1. Прочитайте слова?
2. Догадались, что нужно делать?
Нужно поставить вопросы к словам.
Выводы:
К – умеют слушать
друг друга, строить
понятные для
партнера по
коммуникации
речевые выска
зывания, задавать
вопросы с целью
получения
необходимой для
решения проблемы
информации; могут
работать в
коллективе,
уважают мнения
других участников
образовательного
процесса.
Л – осознают свои
возможности в
учении; способны
адекватно
рассуждать о
причинах своего
успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями,
трудолюбием;
проявляют
познавательный
интерес к изучению Итог работы запишите в справочник правил
Весело… (как?), снизу… (откуда?)
Впереди… (где?), завтра…(когда?)
вправо… (куда?).
Наречие отвечает на вопросы Как? Где?
Куда? Откуда? Когда?
3. На третьей парте (горе) вопрос:
Как образуется наречие ?
1. Прочитайте слова 1го столбика.
Слова какой части речи даны?
2.Из данных слов преобразовать наречия с помощью
вопроса как ?
3. Прочитайте правило на с. 76
Вывод записать в справочник правил.
4. На четвёртой парте (горе) вопрос:
Как изменяется наречие?
1. С. 73, упр 125, прочитайте задание
2. Проведите опыт. Изменится ли наречие «рано»
По родам?
По числам?
3. Прочитайте правило внизу упр.
Вывод записать в справочник правил.
Наречия могут быть образованы от
имени прил. с помощью вопроса как?, с
помощью суффикса о
Медл –енн о
Опыт:
По родам: пришёл рано, пришла рано,
пришло рано,
По числам: пришла рано (ед.ч.),
пришли рано (мн.ч.)
Вывод:
Наречие –это неизменяемая часть речи, у
наречия нет окончания.
5.На пятой парте (горе) вопрос:
Каким членом предложения является наречие?
Составьте по картине предложение используя слова
наречия.
1. Разберите предложение по членам.
2. Каким членом является наречие?
3. Прочитайте правило на с.74
Вывод записать в справочник правил.
Вывод:
Наречие является второстепенным
членом обстоятельством.
учебного предмета.
Р –
самостоятельно
планируют и
контролируют
учебные действия в
соответствии с
поставленной
целью; умеют
находить способ
решения учебной
задачи, проводить
пошаговый
контроль под
руководством
учителя.
Р: ориентируются в
учебнике;
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки; осознают
правило контроля
и успешно
используют его в
решении учебной
задачи; принимают
и сохраняют задачи
учебной
деятельности. V. Первичное
закрепление
знаний.
Наречия появились в русском языке позже других частей
речи (имен существительных, прилагательных, числительных
и глаголов).
Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в
древнерусском языке.
Корень реч как бы связывает его с глаголом. Древние
римляне называли эту часть речи приглаголием
(это буквальный перевод).
Русские грамматисты назвали ее точно также.
Как вы думаете, почему?
Физминутка
«Супер физминутка». Слайд №4
Ребята, отдыхаете и запоминаете наречия из слов
физминутки.
Какие наречия запомнили?
VI. Дальнейшая
работа
по закреплению и
обобщению
приобретенных
знаний и умений.
Наконец –то мы отыскали клады!
Смотрите сова как радуется, что мы отыскали все клады.
Теперь пришло время проверить правильность выполнения
заданий.
(каждой группе раздаю бумаги в виде ящика )
Каждая группа защищает свой клад.
После защиты прикрепляют к доске работу.
Потому что это слово стоит при глаголе
и поясняет его.
К – выражают свои
мысли с
достаточной
полнотой и
точностью.
Л – имеют
установку
на здоровый образ
жизни
П – проводят
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение;
выдвигают
гипотезы и
обосновывают их;
устанавливают
причинно
следственные
связи;
осознанно и
произвольно строят
речевые
высказывания.
Влево, вправо, верх, вниз, медленно,..
Лидеры групп договариваются, кто на
какой вопрос отвечают.
В « ящике» красочно по своему
усмотрению составляют схемы, рисунки,
записи.
1 группа:
Наречие – обозначает признак действия
2группа:
Наречие отвечает на вопрос как? Куда?
Где? Откуда? Когда?
3 группа:
Наречия могут быть образованы от имён
прилагательных, с помощью вопроса как?,
суффикса о .
4 группа:
Наречие неизменяемая часть
5 группа: Что у нас получилось ? На что похожа наша работа?
Каждый ученик ещё раз повторите что такое Наречие?
Кому всё понятно? Какие вопросы трудные?
Наречие в предложении является
обстоятельством.
Из кладов у нас получился проект на
тему «Наречие»
Следующее задание. Слайд №5
Замените противоположными по значению словами.
Быстро…….темно….
Быстромедленно, темносветло…
Замените фразеологизмы наречиями. Слайд №6
Идти черепашьим шагом….
Кот наплакал…
медленно
мало…
Ребята, для чего выполнялась данная работа?
VII. Итог урока.
Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Проверка знаний на нахождения
антонимов, фразеологизмов.
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке.
Р – принимают и
сохраняют учебную
задачу.
К – проявляют
готовность
слушать.
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое задание вам показалось самым легким?
– Самым трудным?
– Самым интересным?
Проводят самооценку, рефлексию.
Р – оценивают
собственную Рефлексия
– Как вы чувствовали себя на уроке? Скажите, используя
наречия. Слайд №7
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Нарисуйте на полях в тетради кружок зеленого цвета, если
вы оцениваете свою работу на уроке на «5», желтого – если
на «4», ну а если еще не всё понятно – кружок красного цвета
(ученики комментируют, учитель комментирует)
Закончим наш урок вместе.
Продолжают фразы:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Я выполнял задания…
• Я понял, что…
• Теперь я могу…
• Я приобрел…
Ученики проговаривают хором:
Урок окончен!
Всем спасибо!
За познанье, за внимание!
Себе (показывают на себя),
соседу …
и учителю !...
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
Домашнее
задание
Из данных заданий выбрать одно:
1.Написать 10 наречий .
2. Место действия, время действия: написать по 5 наречий
в 2 столбика.
3. Составить 3 предложения с наречиями.
деятельность
на уроке.
Л – проявляют
интерес к предмету
Р – принимают и
сохраняют учебную
задачу,
осуществляют
поиск средств для
ее выполнения
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Урок русского языка"Наречие- неизменяемая часть речи" 4 класс Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.