Предмет биология
Класс 8
Тема и номер урока в теме: «Кожа, её строение и значение».
УМК "Биология" под ред. И.Н. Пономаревой.
Цели урока:
Предметные: сформировать представление о покровной системе человека и ее значении.
Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать
вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы
Личностные: создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного
отношения к природе
Задачи урока:
Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа –
кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной,
рецепторной, выделительной и терморегуляционной функциями кожи.
Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное,
самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из
них нужную информацию, устанавливать причинноследственные связи, оформлять
результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать
себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ
учебной деятельности.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к
предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и
вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: таблица «Кожа», микроскопы, набор микропрепаратов, карточки – задания
для лабораторной работы, информационные листы, лупы, листы бумаги, фломастеры, ПК,
мультимедийный проектор, Презентация PPT к уроку.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технология развития критического мышления.
Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт», кластеры, синквейн.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
парная, групповая.
Этап урока
1. Организационный
момент: порядок в
классе, готовность к
уроку, эмоциональный
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
– Добрый день! Все готовы к
уроку! Проверьте своё рабочее
место. Я рада видеть вас
сегодня на уроке. Думаю, что
наша совместная работа будет
Деятельность ученика настрой (2 мин)
2. Стадия вызова
(актуализация
имеющихся знаний,
пробуждение интереса к
получению новой
информации, постановка
учеником собственных
целей обучения) (7 мин)
полезной и интересной. Давайте
улыбнёмся друг другу,
настроимся на поиск и
творчество и начнём наш урок.
Разминка: у одного мудреца
спросили: «Что является для
человека наиболее ценным и
важным в жизни: богатство или
слава?». Подумав, мудрец
ответил: «Ни богатство, ни
слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий
счастливее больного короля».
Беседа по вопросам:
– Подумайте и объясните,
почему так ответил мудрец?
– Что же является главным в
жизни каждого человека?
– Что значит, повашему, быть
здоровым?
Учитель обобщает
– Быть здоровым очень важно.
Только здоровый человек может
понастоящему познать радость
жизни. Только у здорового
человека нормально и
согласованно функционируют
все органы и системы органов
организма.
Сегодня на уроке мы
продолжаем изучать организм
человека. А о каком органе
пойдёт речь вы определите сами
при помощи подсказок (Слайд
2)
– Итак, вы уже догадались, о
каком органе идёт речь?
– Сегодня на уроке мы
начинаем изучать кожу. Кожа не
является незнакомым для вас
органом.
Чтото о ней вы уже знаете.
Поэтому вначале урока я
предлагаю вам выполнить
задание из рубрики «Верите ли
вы, что…».
Обучающиеся отвечают
– Этот орган является
показателем здоровья и
состояния внутренних
органов
– Этот орган в
подростковом возрасте
важно содержать в
чистоте
– Это самый тяжёлый
орган человеческого тела
– Этот орган не только от
тепла, но и от стыда –
краснеет, от испуга –
потеет, а от страха –
бледнеет
О коже
Задание «Верите ли вы, что…» (Слайд 4)
… кожу называют
«зеркалом здоровья и
болезни».
… секрет потовых желёз
не имеет запаха.
… кожа формирует
роговые образования:
ногти и волосы.
… кожа – сложный орган
со многими функциями.
… этот орган постоянно
отмирает и постоянно
рождается вновь.
… кожа тесно связана с
нервной системой.
… в коже происходит
образование витамина Д.
… 2% кислорода в
организм поступает через
кожу.
… молочные железы – это
изменённые потовые
железы.
Обучающиеся
предлагают свои
формулировки
Школьники записывают
тему в тетрадь.
Откройте тетради, запишите
число, поставьте 9 номеров в
столбик. Ваша задача:
ознакомиться с утверждениями.
Против утверждений, с
которыми вы согласны,
поставьте «+», напротив
утверждений, с которыми вы не
можете согласиться «». Не
страшно, если вы в чёмто
ошибётесь или ваше мнение не
совпадёт с мнением других
ребят.
Помним «Кто ищет истины
– не чужд и
заблуждениям». Эти
слова Вольфганга Иоганна
Гёте будут являться
эпиграфом нашего
урока (Слайд 3)
– Зачитываем по цепочке по
одному суждению и
высказываем своё мнение
– К этим утверждениям мы ещё
вернёмся в конце урока.
– Кто не согласен с
предположениями поднимите
руки.
– Итак, в ходе обсуждения
появились разногласия. Сегодня
мы с вами должны таким
образом построить работу,
чтобы разрешить эти
противоречия. Предположите
формулировку темы нашего
урока. (Слайд 5)
Учитель обобщает их и
определяет тему: «Строение
и функции кожи»
– Ключевое слово нашего урока
– кожа. Вокруг этого слова
находятся неизвестные или
малоизвестные термины и
словосочетания, которые
говорят нам о том, что мы
сегодня должны изучить на
уроке. (Слайд 6) Какова цель
нашего урока? 3. Стадия осмысления
(получение новой
информации) (23 мин)
Ученики высказывают
своё мнение
– Мы оцениваем
состояние его кожи.
Учитель обобщает:
– Целью нашего урока является
выяснить особенности
строения кожи в связи с
выполняемыми функциями.
– По какому критерию мы
можем судить о здоровье
человека при первом взгляде на
него? Что мы оцениваем?
Поэтому с давних времён к нам
пришло изречение «Кожа – это
зеркало здоровья человека».
Врачидерматологи справедливо
утверждают, что «никаких
кожных болезней нет, а есть
только общее заболевание,
которое отражается на
коже». (Слайд 7)
У здорового человека кожа
очень красива. Неслучайно этой
части тела уделяли огромное
внимание замечательные
художники всего мира. Перед
вами картины Леонардо Да
Винчи. (Слайд 8) Обратите
внимание на цвет лица, рук
этого портрета. Они нежно
розового цвета, кажутся
прозрачными. Это говорит о
здоровье и душевном покое
изображаемого человека.
А теперь посмотрите на другой
портрет (слайд 9), здесь вы
видите уже противоположную
картину. Кожа потеряла свою
свежесть, сморщилась, меняется
её цвет. Взгляните на свои руки.
Какая у вас молодая и красивая
кожа на руках. Когда сегодня
придёте домой посмотрите на
руки ваших родителей,
бабушек, дедушек. Какой стала
у них кожа после долгих лет
работы и воспитания вас?
– Кожа как орган человеческого
организма равномерно
покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный
орган со многими функциями.
Чтобы разобраться в этом
обратимся к тексту.
Итак, следующий этап нашего
урока – работа с учебником.
Внимательно прочитайте текст
учебника на странице 174175 и
карандашом на полях поставьте
соответствующие знаки,
помечая отдельные абзацы и
предложения (слайд 10)
– Вы прочитали особенности
строения и функции кожи,
оценили её для себя. Теперь вы
получаете информационные
листы (Приложение 1).
Внимательно их рассмотрите и
вернитесь к нашему тексту.
Поставьте карандашом на полях
учебника цифры тех
характеристик из
информационного листа,
которые соответствуют
информации в ваших учебниках.
– К этому этапу урока вы уже
не только познакомились с
информацией, но критически её
оценили и знаете, как
сформулировать кратко
особенности строения и
функции кожи.
Вам предлагается
индивидуально каждому
систематизировать
информацию, расположив её в
соответствии со своими
пометками в следующую
таблицу (слайд 11)
– Работаем в группах (по 4
человека): последовательно
обсудите каждую графу
таблицы и представьте сводную
таблицу по вашей группе.
«!» – знакомая
информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.
Ученики работают с
текстом.
«!» – знакомая
информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.
Школьники выполняют
работу на листах бумаги,
результаты
прикрепляют на доске. 4. Стадия рефлексии
(анализ, творческая
переработка,
интерпретация изученной
информации) (10 мин)
– Вы справились с заданием,
теперь обобщим полученную
информацию.
Беседа по вопросам:
– Что было вам известно о
коже?
– Что было новым для вас?
– О чём думали иначе?
– Какие у вас остались
вопросы?
– Вы видите, что одну и ту же
информацию вы воспринимаете
поразному. Одна и та же
информация была для когото
новой, другие о ней уже знали,
третьи думали о ней совсем по
другому. Каждый из вас смог
обобщить имеющиеся знания,
дополнить их новыми,
исправить ложные мнения и
прийти к общему решению.
– Вернёмся к верным –
неверным суждениям.
Зачитываем суждение по
цепочке и высказываем
правильный ответ. Сравниваем с
первоначальными
данными. (Слайд 12)
Упражнение на понимание и
запоминание (Слайд 13)
– Вернёмся к ключевому слову
нашего урока – коже и к тем
терминам, которые находятся
вокруг него. Попробуйте
сгруппировать эти сведения и
дополнительные идеи по теме,
установить логические связи и
составить структурно
логическую схему.
Работаем в группах,
составляем кластер на
отдельном листе бумаги, чтобы
у доски объяснить свои выводы
и размышления. По изученному
материалу составляем
синквейн.
– Теперь есть возможность
Отвечают на вопросы
Зачитывают суждение по
цепочке и высказываем
правильный ответ.
Сравнивают с
первоначальными
данными.
Защита кластеров у поделиться своими мыслями с
одноклассниками.
доски. Зачитывание
синквейнов.
Врачдерматолог, врач
косметолог, пластический
хирург, визажист,
консультант по косметике,
парикмахер, мастер по
маникюру и педикюру,
массажист и другие
специальности.
5. Подведение итогов
урока
5. Домашнее задание
(слайд 15)
– Могут ли полученные знания
пригодиться в жизни?
– В каких профессиях будет
востребован изученный сегодня
материал? (Слайд 14)
– Скажите, специалист имеет
право на ошибку?
– Хотели бы вы обратиться,
например, к врачукосметологу,
который может допустить
ошибку?
– Значит, профессионал не
имеет право на ошибку. Цена
такой ошибки может быть
слишком высока.
Обратимся к эпиграфу нашего
урока: «Кто ищет истины – не
чужд и
заблуждениям» Вольфганг
Иоганн Гёте. (Слайд 3)
Значит, заблуждаться можно
лишь на пути к истине, но
постигнув её ты несёшь
ответственность.
– Спасибо, сегодня вы хорошо
работали. Заполняем оценочные
листы (Приложение 1)
Всем: прочитать материал
учебника на странице 174175.
По желанию:
1. Составить более полную
структурнологическую схему,
украсить её рисунком или
картинкой.
2. Составить кроссворд по теме.
3. Написать стихотворение о
пользе закаливания.
4. Задание для группы:
подобрать материал и оформить
презентацию по темам:
«Закаливание организма»;
«Заболевание кожи»;
«Гигиена одежды и
обуви»;
«Дактилоскопическое
исследование».
Информационный лист по теме «Строение и функции кожи».
Приложение 1.
1.Кожа внешний покров тела человека, состоит из 2 слоёв: эпидермиса и дермы.
Площадь кожи среднего человека = 1,52 м2, масса кожи среднего человека = 2,7кг.
2.Функции кожи:
А) защитная – защита от механических повреждений, ультрафиолетовых лучей,
микробов, высыхания,
Б) рецепторная воспринимает холод, тепло, прикосновения,
В) выделительная – водный, солевой, углеводный, жировой и витаминный обмен
(образование витамина Д)
Г) терморегуляторная – защита от переохлаждения и перегрева,
Д) дыхательная – 2% от общего газообмена.
3.Кожа, её строение и функции.
образующие
Слои,
кожу
1.Эпидермис–
наружный,
эпителиальный
кожи
слой
2.Дерма –собственно
кожа, внутренний слой
Особенности строения
Функции
поверхностный (роговой) слой,
А)
состоит из плотно прилегающих друг к
другу погибших клеток.
Клетки
постоянно слущиваются и заменяются
новыми.
Б) более глубокий слой образован
живыми клетками. В них находиться
пигмент, от его количества зависит цвет
кожи
А) образован соединительной тканью,
много эластических волокон
Защитная от
воздействий,
проникновения инфекции
внешних
от
Защитная
ультрафиолетовых лучей
от
Придаёт коже упругость, она
легко растягивается при
движении Б) Рецепторы – нервные окончания
В) Кровеносные сосуды
которые
живут
железы
Г) Потовые железы – имеют вид
трубочек, свёрнутых на концах в
клубочки. Пот содержит воду, мочевину,
минеральные соли. Сам по себе секрет
потовых желёз не пахнет,
запах
появляется в результате деятельности
бактерий,
на
поверхности кожи.
Молочные
являются
видоизменёнными потовыми железами,
вырабатывают молоко (только у
женщин)
Д)
– имеют
микроскопические размеры. Каждый см
кожи насчитывает несколько десятков, а
на коже носа, лба и верхней губе – более
сотни сальных желёз. Их нет на коже
ладоней и подошв
Е) Волосяные луковицы. Волосы на
теле развиты слабо, обильнее на голове
Сальные железы
Воспринимают холод, тепло,
прикосновения, боль
Питают
участвуют в терморегуляции
Выделительная
терморегуляция
клетки кожи,
функция,
Предохраняют кожу от
образования
высыхания,
трещин,
и
подавляют развитие вредных
микробов
разрывов
Защита от воздействия лучей
солнца
4.Гиподерма = жировая клетчатка – обеспечивает подвижное прикрепление кожи к
подлежащим тканям. Функция: предохраняет кожу от механических повреждений и
разрывов, запасающая.
5. Производные эпидермиса: волосы и ногти. Лабораторная работа по теме «Строение и функции кожи»
1.Рассмотрите кожу на своей руке. Потрогайте её. Оттяните и отпустите. Что
происходит и почему?
2.Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки, она разделена на ромбики и
треугольники, в узлах которых находятся поры. Каково назначение пор?
3.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты строения внешнего и внутреннего
слоёв кожи.
4.Рассмотрите строение ногтя (рис. стр.174 учебника). Объясните, как можно доказать
отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний?
5.Рассмотрите узоры на подушечках пальцев. Они индивидуальны для каждого
человека. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками на подушечках пальцев
много осязательных рецепторов. В области ладони их меньше, поэтому и
чувствительность на ладонях меньше.
6. Рассмотрите волос (рисунок стр. 175 учебника).
7.Сделайте вывод: что такое волосы и ногти?
Оценочный лист
Ф.И. обучающихся
Самооценка
Оценка звеньевого
Оценка учителя
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Урок с использованием ТРКМ по теме "Кожа" (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.