Тема урока: «Семейные праздники»
Класс: 3
Цель урока: формировать представление о ценностях семейных праздников.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения семейных праздников;
- показать роль праздников в жизни семьи;
- обобщить и расширить знания о семейных традиционных праздниках.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
понимание важности сохранения теплых и дружеских взаимоотношений в семье;
развитие у учащихся интереса к семейным традициям, истокам, воспитание чувства гордости за свою семью.
УУД:
Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению семейных традиций.
Познавательные: работа с понятиями и их значениями; составление схемы; работа с таблицей; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения.
Коммуникативные: умение работать в группе, задавать и отвечать на вопросы; отвечать на вопросы, развитие культуры поведения на праздниках.
Личностные результаты:
развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки.
Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; уметь планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Виды деятельности: работа с учебником, постановка устных и письменных вопросов, составление таблицы, схемы, просмотр мультфильма, решение проблемных ситуаций, диалог, беседа, творческая работа по составлению рекомендаций.
Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Позитивный настрой на урок.
Учитель: - Добрый день ребята!
(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).
Посмотрите внимательно и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.
(Слайд 2)
Деятельность учеников: Выбирают.
Учитель: - Почему выбрали именно это солнышко? Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?
Деятельность учеников: Ответы учеников.
Учитель: - Я рада видеть вас в отличном настроении, верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного для себя. Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.
(На доске оставить только улыбающееся солнышко)
Учитель: - Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
Деятельность учеников: Дети желают друг другу удачи.
2. Актуализация знаний.
Учитель: - Разгадайте кроссворд. (Слайд 3)
1. Кровные родственники, связанные общностью быта, отношениями, основанными на взаимной ответственности, понимании и любви. 2. От чего зависит выбор одежды с точки зрения этикета? 3. Основа этикета. 4. Совокупность производственных, общественных, духовных достижений людей, включающая в себя предметы человеческого труда, а также представления, идеи, традиции, нормы и правила поведения. 5.Правила хорошего поведения. 6. Одно из требований к речи согласно этикету. 7. Множество обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение в семье, что поддерживает ее единство.
Деятельность учеников: Дети разгадывают кроссворд с последующей проверкой на экране.
Ответы: 1.Семья. 2. Уместность. 3. Уважение. 4. Культура. 5. Этикет 6. Вежливость. 7. Семейные традиции.
3. Целеполагание.
Учитель: - Какие вы знаете семейные традиции?
- Подумайте, о каких семейных традициях мы будем говорить на уроке сегодня?
Запишем тему урока в тетрадь: Семейные праздники.
Деятельность учеников: Ответы детей.
Просмотр изображений семейных праздников. (Слайд 4)
- Мы будем говорить о семейных праздниках.
Учитель: - Практически в каждой семье существует традиция празднования различных торжеств и памятных дат. Эти традиции являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. А что мы знаем о семейных праздниках?
- Что хотели бы узнать? Запишите свои вопросы в тетрадях.
Можно заранее подготовить вопросы для обсуждения на карточках.
Деятельность учеников: Ответы детей. Демонстрация вопросов учащихся на доске, обсуждение, в какой последовательности будем раскрывать тему урока. Фиксируем на доске:
1. Что такое праздник?
2. История возникновения праздника.
3. Какие бывают праздники?
4. Что такое семейный праздник?
5. Как провести праздник?
4. Этап изучения нового материала и обобщение известных знаний.
Учитель: - Отвечаем на первый вопрос: Что такое праздник?
- Сравним наши ответы с данными словарей. В каком словаре поищем ответ на этот вопрос?
Деятельность учеников: Ответы детей.
Дети ищут значение слова в толковых словарях.
Словарь Ожегова С.И.
Праздник, а, м. — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо.
5. День игр и развлечений.
Словарь Ушакова Д.Н.
ПРА́ЗДНИК зн, праздника, ·муж.
1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней дряд), посвященный памяти какого-нибудь религиозного (исторического или легендарного) события или ·т.н. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей.
2. День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Революционные праздники.
3. Официально установленный общий день отдыха по таким дням ***** повидаться с родными.
4. Веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь.
5. День массовых игр, развлечений и т.п. Спортивный праздник. Зимний праздник. Военный праздник. Детский праздник.
6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, принятым событием, удачей и т.п.; само такое радостное событие.
Учитель: - Что общего в этих толкованиях?
Деятельность учеников: Ответы детей. Праздник – это встречи, радость, веселье, общение людей, проведение игр, развлечений.
Учитель: - Отвечаем на второй вопрос. История возникновения праздников.
Прочитаем в учебнике на страницах 58, 59.
Деятельность учеников: Чтение учебника.
Учитель: - Так праздники Ивана Купала и Масленица существуют с древних времен и связаны с поклонением древних славян Солнцу. У каждого праздника своя история. (Слайд 5)
- Какую важную мысль запишем в тетрадь? (Слайд 6)
Деятельность учеников: Запись в тетрадь «Праздник – это историческая память человечества»
Учитель: - Следующий пункт плана - какие бывают праздники? (Работа с учебником, с. 59)
Деятельность учеников: Чтение материала учебника.
Учитель: - На какие три группы можно разделить все праздники?
Деятельность учеников: Отвечают на поставленный вопрос. - Праздники делятся на государственные, общественные и семейные. Работа в группах: 1 группа пишет государственные праздники, 2 – общественные, 3 – семейные. Обсуждение с опорой на доску.
Учитель: - Напишите в таблицу по пять праздников каждой группы.
Таблица заранее заготовлена на доске.
Деятельность учеников: Ответы детей.
Учитель: - Какая группа испытала затруднения в написании праздников? Почему?
Итак, из множества праздников мы выделили группу семейных праздников. Что же такое семейный праздник?
- Назовите признаки семейного праздника.
Кто создал традицию празднования и по какому поводу?
Кто герои семейного праздника?
Кого объединяет?
Деятельность учеников: Ответы детей. - Традицию празднования создали члены семьи по поводу событий, произошедших в ней. Героями праздника являются члены семьи. Праздник объединяет всех членов семьи.
Учитель: - Дайте определение семейного праздника и запишите его в тетрадь.
Деятельность учеников: Отвечают на поставленный вопрос. - Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их. (Слайд 7)
5. Творческая работа.
- Мы рассмотрели зачем нужны семейные праздники, что это такое, настало время обсудить как это сделать. Как провести семейный праздник?
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть мультфильм «День рождения бабушки» http://www.youtube.com/watch?v=ZglqhpUN-eU
Деятельность учеников: Просмотр мультфильма.
Учитель: - С чего начинается мультфильм?
Деятельность учеников: - Мультфильм начинается с того, бабушка и ее внук готовятся к празднику.
Учитель: - Следовательно, празднику предшествует подготовка. Что готовили бабушка и ее внук? Трудно ли было мальчику подобрать подарок ля бабушки? Почему? Хороший подарок получила бабушка от внука? От других гостей?
И вот наступил праздник. Как он проходил? Танцы были запланированы? Как еще можно было веселиться? Как было украшено помещение? Как еще можно украсить праздник? Как вы думаете, всем ли понравился этот день рождения?
Деятельность учеников: Ответы на вопросы. - Бабушка готовила угощение. Внук искал подарок для бабушки.
- Мальчику трудно было подобрать подарок для бабушки. Внук подарил бабушке нужную для нее вещь – очки, остальные подарки скорее пригодятся внуку.
- Сначала гости угощались. После веселились.
- Танцы не были запланированы. Наряду с танцами можно было устроить конкурсы, соревнования, театрализованные представления.
- Помещение было украшено цветами. На день рождения можно надуть шары, оформить стенгазету и т.д.
- Всем участникам праздника было весело. Было бы хорошо, если каждый высказал бы свое мнение о празднике. Следовательно, после праздника нужно повести итоги.
Учитель: - Сделаем выводы и оформим их в виде схемы в тетради.
Деятельность учеников: Запись схемы в тетрадь по мере обсуждения.
Семейный праздник состоит из трех этапов. На первом этапе нужно подготовить подарок, сценарий праздника, угощение и украшение места, где будет проводиться мероприятие. Второй этап – проведение праздника по сценарию. Третий этап – подведение итогов.
Учитель: - Дайте советы и рекомендации по каждому пункту подготовительного этапа, по проведению праздника и этапу подведения итогов, запишите их в тетрадях. После обсуждения сможем оформить советы в памятке для размещения в классном уголке.
Деятельность учеников: Работа в группах.
1 группа обсуждает угощение и подарки, 2 – украшение и проведение праздника, 3 – сценарий и подведение итогов.
Советы демонстрируются на доске, обсуждаются, дополняются, если это необходимо.
Советы тем, кто готовит подарки.
При выборе подарка учитывайте вкусы того, кому он предназначен.
Воздержитесь дарить подаренную вам вещь. Это бестактно по отношению к тому, кто ее дарил вам.
Воздержитесь дарить вещи, уже бывшие в употреблении.
Советы тем, кто готовит угощение.
Угощение должно соответствовать вкусам присутствующих на празднике. Блюда лучше обговорить заранее. Угощение не должно быть обильным. Запланировать время приготовления блюд.
Советы тем, кто готовит сценарий праздника.
Сначала составить программу праздника, соответствующую теме. Конкурсные программы чаще составляют из интеллектуальных заданий и заданий на ловкость, силу, скорость. Призы и костюмы готовят заранее. Каждый член семьи должен внести свой вклад в подготовку к празднику.
Советы тем, кто готовит украшение к празднику.
Можно украсить комнату плакатами, стенгазетами, посвященными имениннику, гирляндами и, конечно же, воздушными шарами. Хорошим украшением будут гирлянды, игрушки, яркие банты, бусы, мишура, серпантин, разнообразные композиции из природных материалов, свечи. Цель украшения – создание праздничной атмосферы праздника.
Советы по проведению праздника.
Нужно позаботиться об общей радостной и легкой атмосфере праздника. Никто не должен быть обделен вниманием. Не забывать соблюдать этикет: выбор одежды зависит от темы праздника, уметь контролировать речь, с любовью и уважением общаться с окружающими.
Советы по подведению итогов.
После проведения обсудить и близкими что понравилось и не понравилось и почему, что необходимо учесть при проведении следующего праздника.
6. Рефлексия.
Учитель: - Составим синквейн о семье.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Деятельность учеников: Учащиеся в тетради заполняют строки синквейна.
Учитель: - Прочтите составленные синквейны.
Деятельность учеников: Читают (цепочкой). Некоторые из них:
Масленица.
Яркая, веселая.
Веселит, смешит, бодрит.
Древний обряд, связанный с проводами зимы.
Блины!
Семья
Большая, дружная.
Любят, поздравляют, поддерживают.
Семья всегда вместе.
Дружба!
Подарки
Вкусные, яркие.
Прячутся, таятся, завораживают.
Птичке - и зёрнышко – подарок.
Праздник!
Учитель: - Молодцы! Я хочу подарить вам прекрасное стихотворение «Семья».
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
7. Домашнее задание: подготовить работы к фотоконкурсу «Традиции моей семьи»; проект «Любимый семейный праздник» (индивидуально)
Образовательные ресурсы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5&stype=image&lr=194&noreask=1&source=wiz
http://www.youtube.com/watch?v=ZglqhpUN-eU
сайта www.razumniki.ru›
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.