Урок - семинар "Творческий портрет В. Высоцкого" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО» Цели: 1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики. 2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений 3.Воспитывать патриотизм, гуманизм, любовь к поэзии Тип урока: проблемный урок-семинар с элементами ролевой игры Оборудование: Портрет В.Высоцкого, книги, тексты стихов, диски с песнями, CD – проигрыватель, рисунки, газета «Лирика В.Высоцкого»конспект
Иконка файла материала конспект.docx
УРОК­СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО» Цели:  1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть  особенности его лирики. 2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений 3.Воспитывать  патриотизм,  гуманизм, любовь к поэзии Тип урока: проблемный урок­семинар с элементами ролевой игры  Оборудование: Портрет В.Высоцкого, книги, тексты стихов,  диски с песнями, CD –  проигрыватель, рисунки, газета «Лирика В.Высоцкого»                       Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!                          Может, кто­то когда­то поставит свечу                          Мне за голый мой нерв, на котором кричу,                         За веселый манер  на котором шучу! ХОД УРОКА: 1.Слово учителя: (звучит на фоне песни «Моя Цыганская») Творчество В. Высоцкого – вершина авторской песни. Всякий настоящий мастер неповторим, хотя бы потому, что талантлив. Сила стихов Высоцкого в их предельной искренности. Он свято верил   в   человека.   Для   него   слова   «любовь,   долг,   совесть,   друг»   наполнялись   высочайшим духовным смыслом. Ему было что спеть, что сказать людям. Вряд ли за последние десятилетия имя какого­нибудь поэта настолько приковывало к себе внимание, как имя В.Высоцкого. Уже одно это обстоятельство заставляет отнестись серьезно к его творчеству. И тема нашего урока –   творческий   портрет   Высоцкого.   Урок   мы   проведем   в   форме   семинара,   где   свои   знания, мнения, соображения представят биографы, критики, современники поэта, чтецы и сам поэт В.Высоцкий.     В процессе урока мы постараемся разрешить  проблемы: 1.Чем творчество Высоцкого близко и  дорого нам сегодня? 2.Реализовал ли Высоцкий себя как поэт до конца? 3.Что оставил нам Высоцкий в наследство?        Ответы на эти три вопроса мы будем искать всем  классом.  Но есть ряд частных вопросов, которые мы зададим специально созданным группам экспертов: (Вопросы на доске) 1. Вопросы   биографам:  ­ Почему творчество Высоцкого начиналось с «блатных» песен?  Почему тема  Великой  Отечественной войны была так дорога поэту? 2. Вопрос критикам: ­ Какое значение в творчестве Высоцкого имеют песни­роли  3. Вопрос современникам Высоцкого: ­  Какие человеческие качества являются основой  личности поэта? 1. Выступление группы биографов 2. Стихотворение  «Я не люблю» (читает ученик)3. Критик: (Особенности творческого почерка Высоцкого) Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя,  добиваясь настолько сильного   эффекта   подлинности,   что   поэта   подчас   отождествляли   с   его   персонажами.   По сравнению с лирикой Окуджавы и Галича, чьей аудиторией была в основном интеллигенция, творчество   Высоцкого   более   демократично.   Его   песни,   переписанные   с   магнитофона   на магнитофон (официального доступа к слушателю и читателю поэт почти не имел) слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого, в отличие от камерной, романсовой у Окуджавы или академичной, близкой к мелодекламации у Галича,   была   более   энергичной   и   драматизированной.   От   других   бардов   его   отличал   и уникальный голос, позволявший использовать самые разные маски и интонации. К тому же, Высоцкий   был   виртуозом   стиха,   абсолютно   чуждого   всякой   монотонности,   свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров. 4. Исполняется фрагмент песни  «На Большом Каретном» 5. Критик:  ( О раннем творчестве) Высоцкий заявил о себе в начале 60­х годов песнями на «блатные» темы. Это не было данью моде. В ранних песнях поэта выражена общая «приблатненность» нашего бытия. Сам поэт объяснял позже обращение к этой тематике тем, что для него в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания. Отсюда у его героев – порыв из тюрьмы, на волю, к семье, к любимой.    «Кто меня там встретит, как меня обнимут,      И какие песни мне споют». Но   все   же   о   мире   уголовников   и   уличных   хулиганов   поэт   говорит   не   совсем   всерьез. Сочувствие герою обычно переплетается у него с ироническим отношением к нему.      «Это был воскресный день, я был усталым и побитым, ­        Но одно я знаю, одному я рад:        В семилетний план поимки хулиганов и бандитов        Я ведь тоже внес свой скромный вклад» 6.Современник: Юрий Карякин (журналист): У этого едва ли не самого громкого певца аудитория с годами становилась все тише, вдумчивее, углубленнее. Мало кто мог совершать такие невероятные головокружительные переходы, перелеты прямо от самых низин жизни к ее высотам. Кажется, вот   банальный   жанр,   вот   приблатненность   темы,   вот   чересчур   мелодраматично.   Но   как стремительно выяснилось, что все это у него нее что иное, как пародия, сарказм, горечь. Может быть,   самой   распространенной   первоначальной   ошибкой   было   элементарное   спутывание персонажей, которых он играл, с  ним самим. Подобно Зощенко, он умеет взять самый пошлый жанр, чуть не хамскую тему – и вдруг (как наждаком по душе) заставляет их, их! – хохотать и реветь над самими собой. 7. Звучит песня «Диалог у телевизора» 8.Критик:Во второй половине Высоцкий резко расширяет свой поэтический «театр одного актера». Героями его песен становятся солдат, альпинист,   милиционер, старатель, спортсмен. Поэт признавался,   что   ему   интересны   люди,   рискующие   жизнью,   как   бы   застигнутые   в   момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни неожиданно могут напоминать друг друга. Так, герой песни «Разведка боем», отправляющийся в   тыл   врага   с   неизвестным   ему   бойцом,   мог   бы   повторить   слова   героя   «Песни   о   друге», альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проход главную проверку. 9.Современник (режиссер С.Говорухин):     Летом 66 года мы снимали «Вертикаль» на Кавказе. Актеры жили в палатке под ледником. Надо   было   почувствовать   горы,   особенно   Володе.   Мы   рассчитывали   на   песни,   которые   он напишет. В это время на пике «Вольная Испания» случилось несчастье – погиб альпинист. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя. То и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненного товарища, кого­то несли на носилках. Палатка актеров превратилась в перевязочный   пункт.   Происходило   нечто   значительное   и   драматическое.   Можно   же   было подождать неделю пока утихнет непогода, в конце концов тот, ради кого рисковали жизнью эти люди  все  равно был  уже  мертв.  Но  нет, альпинисты  упрямо  штурмовали  вершину.  Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять ради чего все это. Так родилась первая песня.         И можно свернуть, обрыв обогнуть,         Но мы выбираем трудный путь         Опасный, как военная тропа. 10.Ученик читает стихотворение «Здесь вам не равнина..» 11.Современник: вспоминает Р.Рождественский:               …У     Высоцкого   есть   песни,   которые   чем­то   похожи   на   роли.   Роли   из   никем   не поставленных и никем не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы быть написаны, появиться на сцене, не сегодня, так завтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. Он примерял на себя характеры и судьбы многих  людей. Он демонстрировал их способ мысли и манеру говорить. Он был дерзок и насмешлив, одобрял и поддерживал. И все это он делал талантливо. Исполняя песни­роли Высоцкий бывал таким штормовым,  бушующим и  грохочущим, что казалось,  еще  секунда и  сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет. Кажется, на таком нервном накале нельзя невозможно петь, нельзя дышать, а   он   пел,   он   дышал.   Поэт   отстаивал   активную   позицию   в   борьбе   со   злом,   подлостью, лицемерием. 12.Современник: вспоминает художник М. Шемякин:      Я прослушал несколько песен Володи. И прежде всего меня потрясла «Охота на волков». Одной этой песни было достаточно для меня, чтобы понять, что Володя – гений. В этой песне было сочетание всего, как говорят художники – рисунка, ритма, цвета. Перед тобой – шедевр. В этой   песне   ни   одной   фальшивой   интонации.   Все   было,   как   говорили   древние   греки, классической соразмерности, полная гармония, да еще плюс к этому на высоченном духовном подъеме. Это гениальное произведение. А гениальные произведения никогда не создают мелкие люди.Работа творческой группы над газетой «Лирика  В.Высоцкого» 13.Учитель:      Много   песен   Высоцкий   написал   о   войне.   Его   песни   о   войне   –   это   прежде   всего   песни настоящих людей. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину. Такие не подведут. Высоцкий предлагает задуматься о том, как связаны судьбы живых и погибших. Это – внутренняя тема всех военных песен поэта.  ­ Как это объясняют биографы ? 14.Биограф:   Вряд ли можно представить себе современного российского поэта, который не мерил бы жизнь высшей нравственной мерой Великой отечественной. В военных стихах и песнях Высоцкий возвышается   до   самого   светлого   трагизма,   утверждения   жизни   через   смерть.   Поэт   сумел мужественно и просто сказать о великом подвиге народа. Эти песни, вышедшие на пластинках еще при жизни поэта, волновали и седых ветеранов и молодежь. 15.Ученик читает стихотворение   «Он вчера не вернулся из боя» 16.Биограф:          Из интервью В.Высоцкого: «Меня всегда спрашивают, почему я так часто обращаюсь к военной теме? Это вопрос, по­моему, праздный. Пока люди пишут, сочиняют музыку и стихи, их всегда это будет волновать. Но прошу не обманываться насчет этих песен, потому что это – не песни­ретроспекции, ­ я не могу ничего вспомнить из того, чего я сам не видел. Это, конечно, песни­ассоциации, написанные человеком, живущим теперь для людей, большинство из которых войну не прошли, или у которых она в далеком прошлом. А все равно, война всех коснулась. И у меня в семье были большие потери.     Есть еще одна причина, по которой я пишу на военные темы. Просто я стараюсь для своих песен   выбирать   людей,   находящихся   в   момент   риска,   которые   в   каждую   секунду   могут заглянуть в лицо смерти. И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах.» 17.Ученик исполняет песню «Звезды» 18. Учитель:   В  семидесятые   годы  все  более   ощутимым  становится   у  Высоцкого  лирико­ философское начало – поэтические размышления о законах бытия. С чем это связано? Как объяснят это критики? 19. Критик: В   эти   годы   Высоцкий   работал   над   ролью   Гамлета   на   Таганской   сцене.   Гамлет   с   его неуспокоенностью, рефлексией, поиском истины, стал для Высоцкого не просто ролью. Он стал темой всей его судьбы.      В других песнях гамлетовской эпохи начала семидесятых поэт много размышлял о своей судьбе, о смерти. Кони,  уносящие героя в потусторонний мир и возвращающие его обратно,  – фольклорный образ, одно из подтверждений устойчивого интереса поэта к народной поэзии, ставшего мощным фундаментом всего творчества Высоцкого.20. Звучит песня «Кони привередливые» (один куплет) 21. Современник. Режиссер театра на Таганке Ю.Любимов:     У Володи была необыкновенная любознательность и умение притягивать к себе людей. Это – редкий дар.    Володя был азартный человек. Он очень любил бывать всюду, в разных компаниях, жадно слушал людей. Он не читал наставления, не учительствовал, а именно слушал. Вдруг исчезнет: то пойдет в  подводное плаванье и моряки рисковали, брали его с собой, то летчики брали его в самолеты. Альпинисты брали в горы. А он им давал силу. Все они говорили, что лучше себя чувствуют когда с ними Высоцкий, как то спокойней, уверенней. 22. Ученица читает стихотворение    «День­деньской я с тобой» 23.Критик:       Последние свои стихи «И снизу лед и сверху»   В.Высоцкий оставил своей жене Марине Влади, уезжая из Парижа весной 80­го года. Прощался, и, кажется,   предвидел, ­   навсегда. Двенадцать лет они были вместе. В стихах неотделимы друг от друга любовь,  благодарность любимой женщине, сознание выполненного долга перед людьми. Любовь для Высоцкого – это величайших дар природы и великое чувство человеческих сердец.    Я дышу, и значит – я люблю!    Я люблю, и значит – я живу! 24. Ученица читает стихотворение: «Баллада о любви»       25.  Учитель:  Давайте   подведем   итоги.  Учащиеся   по   группам   анализируют   предложенные стихи.   26. Подведение итогов.     Ответы учащихся в группах на вопросы, поставленные в начале урока.  27.Финальный аккорд – ученик читает  стихотворение  «Когда я отпою и отыграю» Последнее стихотворение В.Высоцкого Светя другим, сгораю сам. А тараканы из щелей: Зачем светить по всем углам? Нам ползать в темноте милей. Светя другим, сгораю сам А нетопырь под потолком: Какая в этом польза нам? Висел бы в темноте молчком. Светя другим, сгораю сам. Сверчок из теплого угла:Сгораешь? Тоже чудеса! Сгоришь ­ останется зола. Сгорая сам, светя другим... Так где же вы ­ глаза к глазам, Та, для кого неугасим? Светя другим, сгораю сам!

Посмотрите также