Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"
Оценка 4.9

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
18.02.2019
Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"
Задачи урока: Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о многообразии видов, населяющих разнообразные среды обитания, играющих значительную роль в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Развивающая: Совершенствовать и отрабатывать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать. Воспитательная: Формирование экологического мышления, необходимости бережного отношения к природе. План занятия: 1. Оргмомент. Активизация учащихся. Создание мотивации к работе на уроке. 2. Диктант. Отгадав загадки, определите, к какому отряду относится животное. 3. Обобщение материала. Путешествуя с героями, вспомнить отряды млекопитающих, особенности строения, значение. 4. Просмотр фильма «Животный мир Томской области». 5. Проблема сохранения разнообразия. 6. Просмотр фильма «Заказники Томской области» 7. Подведение итогов урока.
Шилова О. А. Урок - сказкаАвтор1.doc
Автор: Шилова Ольга Александровна. Образовательное учреждение: МБОУ «Могочинская СОШ»  Предмет: биология. Класс: 7 класс. Время реализации: 90 минут. Тема: «Многообразие, значение млекопитающих и их охрана». Оборудование: Иллюстрации мамонтенка, кита, совы, зверей. Фильм «Территория жизни».  Проектор, ноутбук. Задачи урока:         Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о многообразии видов,  населяющих разнообразные среды обитания, играющих значительную роль в природе, в  жизни и хозяйственной деятельности человека.                                                  Развивающая: Совершенствовать и отрабатывать умения сравнивать, анализировать,  делать выводы, классифицировать, обобщать.                                              Воспитательная: Формирование экологического мышления, необходимости  бережного отношения к природе. План занятия: 1. Оргмомент. Активизация учащихся. Создание мотивации к работе на уроке. 2. Диктант. Отгадав загадки, определите, к какому отряду относится животное. 3. Обобщение материала. Путешествуя с  героями, вспомнить отряды млекопитающих, особенности строения, значение. 4. Просмотр фильма «Животный мир Томской области». 5. Проблема сохранения разнообразия. 6. Просмотр фильма  «Заказники Томской области» 7. Подведение итогов урока. Ход урока. 1. Оргмомент. Сегодня у нас необычный урок, мы встретимся с героями, которые  помогут нам, а вы им вспомнить все о млекопитающих, их особенностях строения,  классификацию, значение, охране. Но сначала вы должны отгадать загадки «Кто это?» и определить, к какому отряду относится данное животное 2. Диктант (Приложение 1). 3. Молодцы! Начинаем наше необычное путешествие. Однажды   на   севере   случилось   удивительное   чудо.   Неизвестно   откуда   появился маленький Мамонтёнок. «Мама, ­ позвал он, ­ мама, где ты?» Но ему никто не ответил. И тогда Мамонтёнок отправился на поиски своей мамы. Дойдя   до   края   безбрежных   белых   льдов,   он   увидел,   как  посредине   океана поднялась струя фонтана! ( Кого увидел мамонтёнок? ­ Кита)  ­ Извините, Вы не знаете, где моя мама? ­ вежливо поинтересовался Мамонтёнок. ­ А кто твоя мама? – вопросом на вопрос ответил Кит, ­ и сам ты кто? ­ Не знаю, ­ грустно вздохнул Мамонтёнок, ­ я думал, Вы знаете… И  он  собрался  уже   пойти  дальше,  когда   Кит  воскликнул:  «  Подожди!  Я   много плавал по свету, и видел немало животных, дай подумать, на кого же ты похож?»  Помогите   киту   определить,   к   какому   классу   и   отряду   относится (Задание:   мамонтёнок;   по   каким   признакам   его   можно   отнести   к   классу   млекопитающих, назовите важнейшие признаки класса млекопитающих?) ­ Спасибо,   теперь я знаю, кто я!   ­ обрадовался Мамонтёнок, ­ и без труда найду свою маму! Как я могу Вас отблагодарить? И почему вы были таким грустным, когда я Вас встретил? ­ Я думал о том, чем бы мне заняться, кем быть? Какая польза от меня или, например, от тебя,  каково ЗНАЧЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? – прогудел Кит. ­ Я тоже хотел бы это узнать, ­ задумчиво сказал Мамонтенок, он сел Киту на спину  и они поплыли в поисках ответа на этот важный вопрос. Как большой пароход, Кит плыл по руслу реки, как вдруг Мамонтёнок воскликнул: « Ой, кто это?» Строит хатки. Очень добр. Хвост лопатой. Это? ... (Бобр) Кто летает по ветвям, Хвост мелькает тут и там,  Словно рыженькая стрелка. Ну конечно, это … (Белка) Задание: К какому отряду относятся эти животные? (Грызуны) «Удивительно,   но   почти   половина   видов   ныне   живущих   млекопитающих   –   это грызуны », ­   услышали Кит и Мамонтёнок чей­то низкий голос. Это, конечно же, была Сова, самая мудрая жительница леса. «Большинство грызунов – прожорливые и поэтому опасные вредители. Какой вред они еще приносят,   вы узнаете,   решив ребус. (Мыши и крысы­   переносчики   инфекций.  Приложение   2.)    И   очень   немногие,   как   например кролики, приручены и используются человеком», ­ закончила свой поучительный рассказ Сова. « Очень интересно! ­ воскликнул Мамонтёнок, ­ а как много здесь разных животных! А это  кто?». Кто в лесу средь трав и шишек Ночью ловит серых мышек? Весь в иголках. Узнаешь? Это всем известный … (Ёж) Посмотри­ка у зверюшки Скрыты глазки, скрыты ушки, Носик – в виде хоботка, лапка очень коротка. Под землёю он живет. ёю он живет. Роет норки. Это? … (Крот) Задание: К какому отряду относятся эти животные? (Насекомоядные) « А какая от них польза? », ­ поинтересовался Кит. «Уничтожая насекомых, большинство которых вредные, насекомоядные приносят пользу», ­ ответила всёзнающая Сова. Ребята, правильно  вписав  названия   изображенных  здесь пушных зверей,  в выделенном горизонтальном   ряду   вы   прочитаете   спрятанную   фразу.   (Пушистое   золото   –   так называют мех пушных зверей. Приложение 3) « Какие  хорошие и очень добрые животные, интересно, а все животные такие? », ­  спросил Мамонтёнок.  « Нет,   не   все животные такие безобидные», ­ ответила Сова, устраиваясь поудобней и приготовившись к долгому рассказу. Например: В городке из нор в лесу Поселился зверь … (Барсук) Ну и хитрый он зверёк Юркий маленький … (Хорёк) Знаешь ты её из сказки. Ох, и хитренькие глазки! Ну а мех её краса! Это рыжая … (Лиса) Кто зубами щёлк да щёлк? Ну конечно, это … (Волк) Кто в лесу мастак реветь? Ну конечно же … (Медведь) Мастер драк и нежных игр Полосатый ловкий … (Тигр) Вот готовится к прыжку, на лапы  мощные присев, Всем известный царь зверей, грозный и свирепый … (Лев) « Одним словом … ой, забыла, как же они называются …», ­ растерялась Сова. Задание: Что объединяет этих животных? (Хищники) « Хищники, ­ тихо повторил Мамонтёнок, ­ какое страшное название!» «  От них­то точно нет никакой пользы, один вред », ­ прогудел Кит. « Это как посмотреть, ­ мудро заметила Сова, ­ Барсуки – звери полезные: они уничтожают много грызунов, ядовитых змей, слизней,  вредных насекомых и их личинок. Хорёк, попав в курятник, может передушить всех кур, но в деревнях, где невозможно проникнуть   в   курятники,   хорёк   обращает   своё   внимание   на   крыс   и   мышей.   И   в уничтожении их с хорьком не может сравниться никто!  Также необходимо добавить, что мех хорька тёплый, мягкий и довольно красивый. Главная и любимая еда лисицы – грызуны: мыши, полёвки, зайцы. Уничтожая их, лисицы приносят   немалую   пользу.   Человек   ценит   лису   за   красивый,   пушистый,   тёплый   мех. Особенно красивых – черно­бурых лис  ­ разводят в специальных питомниках. Волк –  санитар леса………….». « Я слышал, что хищники не только питаются другими животными, но и нападают на  человека!», ­ неодобрительно прогудел Кит. Сова грустно вздохнула и сказала:  «У львов, тигров и леопардов репутация людоедов. Но в большинстве известных случаев они начали охотиться на людей по одной из трех причин. Одни особи, будучи старыми или ранеными, не могли справиться со своей традиционной добычей. Другие пристрастились к людоедству из­за бескормицы. Третьи переняли это от матери. Но в норме человек не является объектом охоты для крупных кошек». Но   давайте   не   будем   грустить,   выполним   следующие   задание   ­     кроссворд «Животноводство»   (Приложение   3.  Коневодство,   овцеводство,   свиноводство, оленеводство, звероводство, кролиководство) Речь пойдет о домашних животных. По земле стучат копытца: ­ Кто желает прокатиться? И никто нас не догонит! Табуном промчались … Погуляет по лугам – Молоко приносит нам. И опять пасётся снова Добродушная … (Корова) Хвостик тоненький крючком, Роет землю пятачком. В грязь залезла вся семья, Что тут скажешь, вот … (Свинья) Многие копытные животные одомашнены: коровы, лошади, овцы, свиньи, козы. Крупный рогатый   скот   разводят   для   получения   мяса   и   молока.   Лошади   приучены   выполнять различные   функции.   На   сегодняшний   день   существует   более   200   пород   домашних копытных. В  Древнем   Египте   в   период   сева   по  полям   прогоняли   стада   свиней.   Роя  землю рылами, они перепахивали её не хуже, чем тогдашние примитивные плуги и мотыги. Заодно животные  удобряли   почву  экскрементами,   а  следы  от  их  копыт служили  лунками  для посева зерновых.    Интересно следующее использование домашних животных в хозяйственных целях: гусей выпускали на хлопковые и земляничные плантации для уничтожения сорняков.  На Востоке   издревле   ловили   рыбу   с   помощью   бакланов   –   длинношеих   птиц,   родственных пеликанам.   В   средневековой   Англии     свиньи   помогали   на   охоте   (простолюдинам запрещалось иметь охотничьих собак). В современной Франции они ищут растущие под землей грибы трюфели. Вкусное мясо даёт овца, острый сыр – брынзу – готовят из  её молока, а какие тёплые и лёгкие шубы шьют из меха овцы. Но самое важное, что даёт овца, ­  это шерсть. У одних овец она толстая, как конский волос. У других, самых ценных тонкорунных пород – тонкая, как волос ребёнка. Приручив непокорных, тощих, с грубой шерстью диких баранов, овцеводы   вывели   удивительных   животных.   А   среди   них   и   знаменитого   чемпиона асканийской породы – Красавчика, с которого однажды состригли 30 кг 600 г. пуховой шерсти. Целый стог из шерсти. Как используются  рога в медицине? В Азии издавна собирают оленьи рога, из которых изготавливаются народные медицинские средства.   Лекарственные   вещества   извлекаются   из   высушенного,   измельченного   и выщелоченного слоя кожи, покрывающего растущий рог. Действительно, в составе тканей рога содержится рад гормонов, способствующих заживлению ран и противодействующих некоторым возрастным изменениям в организме человека. Спрос на оленьи рога сказался на численности некоторых видов. 4. Просмотр фильма «Животный мир Томской области». 5.  «Видишь,   мамонтенок,   как   разнообразен     мир   животных   в   нашей   области,   но   люди возомнили себя «царями природы» и мир природы в опасности. Вот послушайте». Сообщения ребят. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ. Вымирание живых форм – часть естественного хода эволюции. Виды исчезают с тех самых  пор, как на Земле В некоторые периоды земной истории темпы вымирания увеличивались. Так было около 65 млн.   лет   назад,   когда   исчезли   динозавры.   В   наше   время   этот   процесс   опять   резко ускорился. С 1600 г. перестало существовать более 200 видов птиц и млекопитающих.  В прошлом бесконтрольная охота сыграла роковую роль в вымирании видов.  В   результате   массового   отстрела   ради   шкур   и   мяса   полностью   истреблена африканская   зебра  квагга.  Квагга   ­     ближайшая   родственница   зебры,   отличалась необычной окраской. До тех пор, пока  европейцы не начали осваивать Южную Америку, у квагги не было проблем.   Местное население не считало ее ценным трофеем, а злобный нрав   не   способствовал   ее   приручению.   Колонисты   начали   теснить   диких   животных   на север.   Она   была   истреблена   ради   ее   красивой   шкуры.   Последняя   квагга   умерла   в Амстердамском   зоопарке   в   1883   году.   По   тем   же   причинам   в   Северной   Америке   в прошлом веке были почти уничтожены бизоны.  Степная лошадь – тарпан. Она была истреблена еще 100 лет назад ради ее мяса. В середине   прошлого   столетия   по   всему   Азову   –   Черноморью   встречались   табуны   этих животных. В 1879 году вольные тарпаны были уничтожены. Единственный скелет тарпана хранится в Зоологическом музее Академии Наук в Санкт – Петербурге. Стеллерова корова. В 1741 году русский ученый Стеллер открыл у Командорских островов  неизвестное  людям   животное  –  стеллерову   корову.  Безобидное  и   неуклюжее, громадное животное имело тело длинной 7,5 метра и массой 3,5 тонны. Питалась корова морской капустой. Обитали они на мелководье, вблизи берегов, каждые 4 – 5 минут звери поднимали над водой голову, чтобы вдохнуть порцию свежего воздуха. К несчастью этих животных,   их   мясо   было   вкусным   и   питательным.   В  1768   году  было   убито  последнее животное. Итак,  стеллерова корова была известна всего 27 лет. Тур был необычайно стройным и красивым животным. Высокий, сильный, с прямой спиной и посаженной на мощной шее головой с красивыми изогнутыми рогами. Эти звери жили в сырых заболоченных лесных местах небольшими стадами. Врагов у них не было, волки против сильных туров были бессильны. К сожалению, о туре мы можем говорить только в прошедшем времени. В 1627 году пал последний тур. Интересно, что ни в одной стране от тура не осталось даже чучела. Коммерческий   промысел   угрожает   существованию   многих   видов   кошачьих, китообразных, морских черепах и других диких животных. Во многих странах охота регулируется в законодательном порядке. Охотиться  разрешено лишь на некоторые виды животных,  отстрел которых подчиняется строгим  правилам, ограничивающим его так, чтобы численность животных могла  восстанавливаться в периоды размножения. Но даже если бы на волков и тигров никто не охотился, их численность всё равно бы уменьшалась,   потому   что   массированное   вторжение   людей   в   дикую   природу   нарушило биологическое   равновесие   и   сократило   местообитания,   необходимые   этим   крупным хищникам. Разрушение   местообитания   –   самая   серьёзная   угроза   животному   миру   планеты. Чрезмерный выпас скота, загрязнение воздуха и водоёмов, вырубка лесов, строительство городов и заводов – всё это приводит к очень быстрому исчезновению диких животных. Человек способен так быстро изменять окружающую среду, что многие животные не могут приспособиться к новым условиям. Важную роль в деле охраны диких животных, находящихся под угрозой уничтожения,  играют международные соглашения. Многие государства подписали соглашения о запрете  на торговлю шкурами редких животных, таких, как  гепард и снежный барс. Существует  международный договор об ограничении добычи китов. Охраной диких животных занимаются также неправительственные организации. В сферу их деятельности входит создание национальных парков и заповедников, разведение диких животных в неволе, просветительская работа и многое другое. Давайте объединим свои усилия в охране природы и сохранении диких животных, которые имеют такое же право жить на этой планете, как и человек.  6.   Просмотр   фильма   «Заказники   Томской   области»   (   Заказники,   где   охраняются млекопитающие).   «Кит,   закончилось   наше     путешествие,   как   много   я   узнал   интересного,   но   пора возвращаться   к   маме.   А   как   называется   наука,   изучающая   млекопитающих?»   Ребята подскажите, пожалуйста, мамонтенку. (Териология).   «Спасибо, до свидания, берегите нас, мы ведь братья ваши меньшие, нас легко обидеть». Ребята, поразмышляйте над этими словами! «Человек! Ты послушай Царя                         терпеливых зверей, И прости, что слова мои                           будут звучать не по ­  царски. Мы – пушистые глыбы тепла,                             Мы – живое зверье. Может, правда, что день ото дня                              мир становится злее?... Вот глядит на тебя                                поредевшее царство мое. Не мигая,  глядит. И почти ни о чем не жалея. И совсем ничего не прося. Ни за что не коря. Видно в хоботы, ласты и когти                                  судьба не дается… Я с седеющей гривы срываю корону царя! И реву от бессилья…             А что мне еще остается?     7. Подведение итогов. Рефлексия. 8. Домашнее задание:  На выбор. Составить кроссворд о животных, занесенных                                                В Красную Книгу.                                           Приготовить сообщение о значении животного.                                           Сочинить сказку.                                            Приготовить рассказ о животных нашего поселка.     Приложение 1. В жизни всякое бывает: Ласты с ног он не снимает И ныряет целый день В море синее … (Тюлень) У него большие уши Как гора огромен он, Равных нет ему на суше Ну, конечно, это … (Слон) Это что за великан, Ростом, как подъёмный кран? Это, голову задрав, Нас приветствует … (Жираф) Слышен только страшный рёв, И не слышно в песне слов. Так, открыв огромный рот, Петь задумал …(Бегемот) Не бывает так, чтоб нос Рос не вниз, а вверх бы рос. Вверх растёт он в виде рога Лишь у зверя … (Носорога) В тишине морских глубин Смело плавает … (Дельфин) Этот миленький толстяк Носит рыженький армяк. Как зовут его? … (Хомяк) Это – зайчик земляной, Он мохноногий и смешной. Он может прыгать, как летать, Его так просто не догнать. (Тушканчик) Любит эта озорница Забираться в гнезда к птицам. Озорные глазки У пушистой … (Ласки) Что за дивные лошадки По саванне без оглядки От гепарда удирают, Как тельняшечки мелькают? Любят степи, а не дебри Полосатенькие …(Зебры) Никогда не слышит « Брысь!» На деревьях кошка … (Рысь) Зверь рогатый и косматый, И зовут его сохатый. Может, слышать довелось, Он ещё зовётся …(Лось) Перед едой ополоснёт Любую пищу зверь …(енот) Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 к 0 с 0 Зк Литература: ВО ВО ВО ВО ВО ВО 1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, её растительном  и животном мире. – М., Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997. 2. Степанов В.А. Зоопарк. – М., Издательство «Фламинго»,2006 3. «Что такое? Кто такой?». – М., «Просвещение»,1968 4. 5.  Юрахно М. Загадки о животных. – Минск, «Книжный Дом»,2004  Юрахно М. Лесные жители.  – Минск, «Книжный Дом»,2004       6.    Теремов А. Занимательная зоология. –Москва, «Аст – Пресс», 2002

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"

Урок - сказка  в 7 классе по теме "Многообразие и значение млекопитающих"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019