Конспект урока по русскому языку.Вид урока Урок – соревнование «Два корабля»
(обобщение по теме «Наречие»)Сейчас мы узнаем названия наших кораблей. Кто быстрее? Команда должна из карточек, на которых написаны слоги сложить название кораблей. (Ни шагу назад! Вперед к удаче!)
Цель: - повторить и закрепить правописание наречий и их употребление в
речи;
- развивать связную речь учащихся;
- воспитывать интерес к художественным произведениям и
произведениям живописи.соревнование
Урок – соревнование «Два корабля»
(обобщение по теме «Наречие»)
Цель: повторить и закрепить правописание наречий и их употребление в
речи;
развивать связную речь учащихся;
воспитывать интерес к художественным произведениям и
произведениям живописи.
Ход урока.
Сегодня мы должны повторить правописание наречий, а урок у нас будет необычный. Мы
отправимся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от
этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей,
существующих на Земле. Мы отправимся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание
будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь.
Сейчас мы узнаем названия наших кораблей. Кто быстрее? Команда должна из карточек, на
которых написаны слоги сложить название кораблей. (Ни шагу назад! Вперед к удаче!)
Чтобы узнать, чей корабль первым отойдет от причала, мы должны повторить орфограммы,
изученные по теме «Наречие» ( на слайде таблицы – вспомнить правило)
Молодцы, отправляемся в путь Вот второй гриф. Чтобы его преодолеть, нужно выполнить
следующее задание «Замени одним словом».
1ой команде:
1. Из далеких мест – издалека
2. На близком расстоянии – вблизи
3. В первый раз – впервые
4. Очень близко прикасаясь к чемунибудь – вплотную
5. Два дня тому назад – позавчера
6. Перебивая друг друга – наперебой
7. Перегоняя друг друга – наперегонки
8. Каждую минуту – ежеминутно
2ой команде:1. На некоторое время – временно
2. С давних пор – издавна
3. в темноте – впотьмах
4. на голодный желудок – натощак
5. скосив глаза – искоса
6. без перерыва – беспрерывно
7. тихо, без шума – бесшумно
8. смело, без страха – бесстрашно.
А теперь самый отважный матрос каждой команды должен составить запись в судовом
журнале об этом приключении. У кого она будет более правильной, тот и получит
дополнительное очко.
Игра «Третий лишний»:
1. Издалека, далеко, удалиться, вдалеке.
2. Находиться справа, дом справа, виднеется справа.
3. Два, двух, по двое, двум.
4. Докрасна, досыта, досрочно, досуха.
Ой, ой, ой. Корабли во время маневрирования среди рифов получил пробоину. Нужно
немедленно их закрыть. Для этого выполним цифровой диктант.
Не с наречием
1 – слитно
2 – раздельно
Невысоко; не далеко, а близко; невесело; нетрудно; не высоко, а низко; нелепо; неискренне
(фальшиво); вовсе не интересно; небрежно; ничуть не радостно.
Ключ: (1,2,1,1,2,1,1,2,1,2)
О – А на конце наречий
1 – О
2 – А
Издавна, запросто, вправо, влево, слева, добела, издалека, беспомощно, начисто, изменчиво,
безрассудно.
Ключ: (2,1,1,1,2,2,2,1,1,1,1,) Ну вот, корабли починены, можно плыть дальше. А чтобы путешествие было нескучным, мы
с вами отдохнем и послушаем сообщение «Из истории слова».
(ВДРЕБЕЗГ, ЗАВТРА, ЗРЯ)
Пока мы отдыхали, была выловлена закупоренная бутылка, в ней был лист. Что же на нем
написано? А на нем еще одно задание, выполнив которое, мы узнаем, правильным ли курсом
мы плывем.
Задание: Творческая работа.
задача – вставить наречия в описание картины.
Перед вами картина Васнецова «Аленушка» и текст. Ваша
Аленушка сидит (на)берегу и ….. смотрит (в)воду. Ее темные мечтательные глаза ……
открыты. Каштановые волосы ….. падают (на)плечи. Взгляд Аленушки пр(и, е)кован к
лесному озеру, по которому…. Плавают осе(н, нн)ие лист(?)я.
(За)спиной Аленушки …. Стоит лес. Ели …. Тянут(?)ся …. Лучи со(?)нца … освещают в…
рхушки д…ревьев.
Природа охраняет Аленушку, разделяя с ней горе.
Прослушать по работе каждой команды.
Какова же роль наречий? Отличается ли первый вариант текста от второго?
(О: текст становится более ярким, красочным, наречие обозначает признак действия,
признак признака, признак предмета)
Капитан, пришло ваше время показать свой навыки. Чтобы ваш корабль не был захвачен
пиратами, вы должны выполнить следующее задание.
Словарный диктант: Ь после шипящих.
Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, дремуч, разденешься, шалаш,
невтерпеж, настежь, чертеж, полночь, из груш, отрежьте, мимо рощ.
Молодцы, капитаны, с честью выдержали испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойное
плавание. Обратите внимание на объявление. На доске предложение, назовите наречия,
которые использованы в этих предложениях.
Друга обманешь однажды – себя – навечно.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.Кто хочет много знать, тот должен мало спать.
Пустой человек всегда нос кверху дерет.
Похоже, наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и
надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить последнюю задачу.
Мы с вами вспомним строки из произведений А.С.Пушкина. Я читаю предложение, делаю
паузу там, где вы должны вставить подходящее наречие.
1. Идет … песнь заводит, …. – сказку говорит.
2. Не умел ты взять выкуп с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто, нашето … раскололось.
3. Как… сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам.
4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня и
навестим поля пустые, леса … столь густые, и берег, милый для меня.
5. И послушалась волна: тут же на берег она бочку вынесла … легонько и отхлынула …
6. Еще пуще старуха вздурилась; … к рыбке старика посылает.
7. Королевич Елисей, помолясь … богу, отправляется в дорогу.
Молодцы все. Приплыли. Ктото раньше добрался до берега, ктото позже, но все мы на
берегу. Преодолели все препятствия.
Итоги урока. Выделить самых активных участников.