Урок "Соседи Солнца"
Оценка 4.6

Урок "Соседи Солнца"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
doc
география +1
9 кл
16.11.2018
Урок "Соседи Солнца"
Представлены 2 экологических проекта учащихся 9 и 10 классов. С этими проектами ученики принимали участие в районной олимпиаде по географии. урок для подготовки учеников 9 класса к ГИА. Здесь представлен весь материал для проведения урока: теоретический и практический. Также есть материал, который ребятам необходимо прорешать дома самостоятельно.
Бруева А.doc
Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Погарская средняя общеобразовательная школа №2 пгт Погар Брянской области                       Учебно­исследовательская работа                      «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Номинация: «Гуманитарно­экологические исследования»   Автор: Бруева Анна Анатольевна,                    учащаяся 10Б класса МБОУ Погарская СОШ №2 Руководитель: Картавенко Людмила Федосовна,                                               учитель географии  МБОУ Погарская СОШ №2 2013год 1 1. Гипотеза. Цель. Задачи. Прогнозируемые результаты. Содержание  Предмет, объект, место, методика и время  исследования.               Стр.3                                2. Введение. Обоснование актуальности темы.                                   Стр.4­5 3. Основная часть. Результаты исследования.                                     Стр.6­12 4. Заключение.                                                                                         Стр. 13­14 5. Литература.                                                                                          Стр.  15    Гипотеза: ммммммммммммммммттттттттттттполллллллллл 2 Цель программы:  воспитание   любви   к   малой   родине   на   основе   исследования,   сохранения   и преумножения   культурных   традиций,   истории   села,  ценностного   отношения   к природному и культурному окружению, а так же толерантности и уважения к другим культурам;  формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых условиях  сохранять уважение и любовь к Отчизне, к своей малой Родине, ее прошлому,  умение сохранять и приумножать ее традиции и историю; Задачи:   Систематизировать и расширять знания учащихся о родном селе, его истории,  экономике, культуре, и людях, живущих в селе.   Укрепить у учащихся чувство гордости за своё село, за людей, преумножающих его  благосостояние.   Развивать навыки исследовательской деятельности.  привлечение  внимания детей  и взрослых к комплексному  изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой Родины; распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и нравственных ценностях; развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;   Прогнозируемые результаты  Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных  достижений   Формирование  определённых умений и навыков, работы с людьми.   Выявление и развитие творческих способностей и познавательных интересов  (творческого воображения, самостоятельности, наблюдательности и т. д.).  Предмет  исследования: отражение природы в культуре этноса, влияние этнических,  религиозных и иных традиций по отношению к природе и природопользованию  Объект исследования: этнос, культура, природа.  Обоснование актуальности темы: Человек всегда испытывал на себе влияние природной  среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность человека по приспособлению к  природе и освоению ее применительно к своим нуждам формирует преображенную,  окультуренную природу. Место исследования: деревня Мадеевка, Посудичское сельское поселение —  муниципальное образование в центральной части Погарского района Брянской области.  Административный центр — село Посудичи. Сроки и продолжительность исследования: 2012­13 год. Литература: архивы Посудичской сельской администрации, материалы библиотеки,  материалы Погарского и Юдиновского краеведческих музеев, 3 «живое слово» старожилов села. Методика исследования: Изучение архивных материалов, сбор информации из уст жителей села,  изучение  и описание местности, обработка материала.   ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ, У каждого на свете есть, наверно,  Любимый уголок земли такой,  Где листья по­особому на вербе  Склонялись над задумчивой водой. Где небо выше и просторы шире И так привольно и легко дышать. Где ко всему в прекрасном этом мире По­детски чисто тянется душа.        Я живу в прекрасной деревне, которое носит название Мадеевка. Любимый уголок земли называют малой родиной. Моя малая родина – это моя деревня.  Много на Брянщине есть прекрасных сел, деревень, хуторов, поселков, но ни одно из них  не может сравниться в моем сердце с  родной мне Мадеевкой. Здесь мои корни. Моя  Родина начинается здесь. Свою работу я посвятила изучению истории взаимоотношений  моего народа и природы, отражения природы в культуре моих односельчан, а также влияния  этнических, религиозных и иных традиций по отношению к природе и природопользованию.       Любая деятельность человека, меняя природу, вносит в нее человеческое начало, и  именно оно будет сопровождать человека на протяжении всей его истории.       Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа — мать всего созданного человеком. Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии.          Человек всегда испытывал на себе влияние природной среды и одновременно сам  влияет на нее. Деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее  применительно к своим нуждам формирует преображенную, окультуренную природу. Но  4 выделившись из природной среды, человек оставался и остается в известной мере ее  частью.                 Географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные  особенности всегда — факторы, определяющие национальный характер, традиции, обычаи,  язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях  выживания приспособлялся к среде своего обитания. Из природных материалов он  создавал орудия труда и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных,  обрабатывал почву и возделывал на ней культурные растения. В своей деятельности он  одновременно приспосабливал природу к своим потребностям и в результате  преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду  («вторую природу») своего обитания.         «Вторая природа», созданная человеком, представляет собой природную форму  существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой  жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию. Иначе говоря, природа и  культура тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы,  рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из  природного вещества. Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны,  противостоит природе как возделанная природа, с другой — составляет с ней единство,  поскольку в ее основе лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и  условием существования культуры       Природа оказывает очень сильное воздействие на традиционную народную культуру,  что находит выражение в специфических привычках, обычаях, обрядах. Обряды  превращают природные объекты в элементы духовной культуры. В формах повседневной  духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды  цикличность. Так, в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие  циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах.  Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появлению  обрядового природного календаря, который нормирует распорядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культуры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения временные этапы. Воздействие культуры на природу 5 В исследовательской работе я постаралась рассказать о  традиционной материальной  культуре,  о том, как жили и трудились в старину жители на нашей  земле. Декоративно­ прикладные изделия, собранные  у жителей села во время сбора материалов для  исследовательской работой помогли мне наглядно узнать  об исторически сложившемся  быте сельчан, их ремеслах и промыслах, раскрыть тайну земляков­умельцев, которые  мастерски изготавливали предметы домашней утвари, орудия труда, украшения и  в нашей  работе расскажем   об  их удивительных изобретениях… ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ.    .   Мадеевка – деревня Погарского района Брянской области,            Историческаясправка Посудичского сельского поселения, в 2 км от северо­западной окраины Погара. Возникла в конце XVIII века как хутор; с 1861 по 1929 в Куровской (с 1888 ­ Погарской) волости  Стародубского уезда. В середине ХХ века ­ колхоз "Строитель социализма". До 1960 года  – центр Мадеевского сельсовета. Позже деревня вошла в состав Посудичского сельского  совета.         Село Посудичи считалось казацким и владельческим. Например, на 1723 год в нем был 31 казацкий двор (на 1781 год — 15 дворов и в них 18 хат), входившие, как и ближние  казаки, в Посудический курень Погарской сотни. По переписи 1767 года в 18 казацких  дворах проживали 102 мужчины и 85 женщин. Имели достаточно пашни и огородной земли, которая считалась здесь более плодородной. Они имели: сенокосов на 480 возов, лес на  дрова в различных местах, 77 лошадей, 55 коров 186 овец, 65 свиней. Более других имели  скота выборные казаки Макар Верещака, Фома Рябченко, хорошие дворы со всеми  постройками (амбары, бани, гумна, винницы и др.).       Бердаши – поселок Погарского района Брянской области, Посудичского сельского  поселения, в 2,5 км к юго­западу от деревни Мадеевка. Упоминается с 1930­х годов; до  1960 в Мадеевском сельсовете. В середине ХХ века ­ колхоз "Красный хлебороб". Сегодня  этого поселения уже не существует.        Ранее в состав сельского поселения также входил посёлок Орлы, исключённый из  учётных данных в 2011 году. (Приложение рис 18,19.  Виды деревни  Мадеевка). 6 История  Погарского района – это сплетение непростых судеб русского и  украинского народов. И сегодня славянское братство и любовь к своей земле  составляют основы  уклада жизни погарцев. Жилище         Изба являлась традиционным жилищем местного крестьянина. Постройка дома для  крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса  домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка  бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской  помочи. В селах региона основным строительным материалом выступала древесина. Избы  строили из круглых неотесанных бревен.          Хаты у нас еще строили из местных строительных материалов ­  глины, соломы,  половы, камыша, рогоза. Каркас стен и потолков изготавливали из акации, а потом  обмазывали   с двух сторон толстым слоем глины, смешанной с мелкой соломой. Чтобы  обмазать средний  дом, нужно было сделать большой замес (смешать глину с половой.)   Одной семье это не под силу, поэтому приглашали всех родственников, знакомых, соседей, в общем, строили хаты всем хутором по очереди.  Собирались по 30­40 человек, делать  саман, наливать горище, обмазывать хату. Для покрытия домов использовали камыш и  солому, но  в нашей деревне  были только камышовые крыши.  Почти во всех хатах полы  были глинобитными. Возвести  подобный дом можно было за 10­15 дней. Во дворе  устраивалась небольшая, «углублённая» в землю печка, над ней сооружался лёгкий навес.  Были и другие хозяйственные постройки для инвентаря, повозок,  для лошадей и другой  живности. Двор обязательно загораживался забором ». (Приложение рис.7, рис.8.  Здесь  мы видим старинные избы и современные фасады домов, использование в  строительстве природных материалов.)        Состояние крестьянских жилищ, в полной мере, отражало материальное достаток их  владельцев. Обычно сельские дома крыли соломой, реже дранкой. «Плохая изба и  развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствуют отсутствие  скотины и мебели». Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем  обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства.  Крестьянская изба конца XIX в. мало, чем отличалась от сельского жилища века  7 предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и  для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. ( Приложение рис.1,2,3)        Традиционным элементом убранства являются  рушники, иконы в «святом углу»,  русская печь, различная домашняя утварь: посуда, чугуны, самовар,  прялка, рубель,  самотканые дорожки и т. д. (Приложение рис.4,5,6.)         Посуда была исключительно деревянной или глиняной. Деревянными были ложки,  солонки, ведра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было совсем мало:  чугуны, в которых варили пищу, ухват для вытаскивания из печи чугунов, насаженный на  деревянную палку, ножи. Освещались крестьянские избы лучиной. В конце XIX – начале  XX века крестьяне, сначала зажиточные, стали приобретать керосиновые лампы со  стеклом. Потом в крестьянских избах появились часики – ходики с гирями. Искусство  пользоваться ими состояло в умении регулярно, примерно раз в сутки, подтягивать  цепочку с гирей, и, главное, установить по солнышку стрелки так, чтобы они давали хотя  бы примерную ориентировку во времени. (Приложение рис.9,10).        «В каждой хате  был утюг жаровой, утюг с тлеющими углями и рубели, которыми в  начале XIX века гладили белье. Рубель пришел к нам из России, где женщины исстари  использовали его для глажения белья после стирки. Отжатое вручную белье наматывали на  валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье  становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пошла  пословица: «Не мытьем, так катаньем».         Одежда  В одежде крестьян  сохранялись черты, сформировавшиеся в далекой  древности, Но в ней отразились и новые явления характерные для периода развития  капиталистических отношений. Мужская одежда была более или менее единообразной для  всей территории, изучаемого региона. Женская одежда отличалась большим  разнообразием, несла на себе отпечаток влияния на южнорусский костюм одежды  этнических образований. Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и  праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только часть  зажиточная деревни позволяла покупать себе фабричные ткани. Мужчины в деревне носили посконное белье домашнего изготовления, рубаху с косым воротом, длиною до колен и  порты. Рубаха подпоясывалась тканным или сученым пояском. В праздничные дни  8 надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца.  Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты Основу обыденной одежды  крестьянок составлял традиционный  костюм, испытывавший в  конце XIX века значительное влияние городской моды.  Девушки и замужние бабы  носили  сарафаны.         Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями:  вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом, который был  оригинален для каждой местности, селянки изготовляли на домашних станках. В  праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и  посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ, сенокос.          Десятками лет вырабатывалось искусство и умение Посудичских гончаров,  (Приложение рис.11),  потому и достигло высокого совершенства. Гончарство было,  пожалуй, одним из самых важных ремесел. Кроме него широко процветали ткачество,  кожевенное и портняжное дело, обработка дерева, хорошо известные нам по  археологическим и историческим данным. В Посудичах долгое время любимым материалом для плетения были эластичные корни сосны и ели. Прекрасный материал для плетения ­ дранка из сосны, дуба, другой древесины, береста и, конечно, лоза.        Плетение из лозы ­ одно из самых древних ремесел. Оно возникло намного раньше  гончарного дела и занимало значительное место в жизни людей. В Посудичах плетение  корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости  сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и  большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Кстати, имя Спиридон означает — корзинщик. Без корзин в хозяйстве  обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний  путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.         Испокон веков на Руси основой всех основ жизни был хлеб. Из злаковых культур,  употребляемых крестьянами в пищу, безусловное первенство принадлежало ржи. Ржаной  хлеб фактически и составлял основу крестьянского рациона. Есть хлеб на столе ­ значит и  жизнь кипит и дело любое спорится. А нет его­и запустение и разрух и голод. И Посудичи с  Мадеевкой в этом плане нисколько не отличались от всей России в целом.    (Приложение  рис.13.  Представление Посудичского подворья на празднике. Главный на столе – хлеб.). 9 уже издавна специализировались по различным видам болезней и по способам        Лекари их лечения. Наряду с костоправами (вправлявшими вывихи, лечившими переломы), были и  рудометы (мастера по кровопусканию); кильные мастера (специалисты по различным  опухолями); очные мастера или глазники (сегодня их назвали бы окулистами); зубоволоки  (стоматологи) и повивальные бабки (помогавшие во время родов); бабичьих дел мастера  (исцелители женских болезней) и другие народные самоучки.             Пища   В условиях натурального, потребительского характера крестьянского  хозяйства пища являлась результатом производственной деятельности земледельца.  Традиционно крестьянин кормился от трудов своих. Народная пословица гласит: «Что  потопаешь, то и полопаешь». Состав крестьянской пищи определялся выращенными  полевыми и огородными культурами. Покупные яства в деревне были редкостью. Пища  отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на  приготовление. Огромный объем работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на  готовку разносолов и повседневная еда была однообразной. Только в праздничные дни, когда  у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Вообще, сельские  женщины была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи. Отсутствие  кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не  притязательны в еде, и поэтому все рецепты для ее разнообразия воспринимали как  излишество. Старожилы  вспоминают: «Ели щи из одной капусты и суп из одной картошки.  Пироги и блины пекли один ­ два раза в год по большим праздника  При этом крестьянки  гордились своей бытовой неграмотностью. Предложение добавлять что­то в щи для «скусу»,  они с презрением отвергали: «Неча! Мои и так жрут, да похваливают. А, эдак совсем  разбалуешь» На основе изученных этнографических источников можно с высокой долей  вероятности реконструировать повседневный рацион русского крестьянина.         Сельская  пища состояла из традиционного перечня яств. Известная поговорка «Щи да каша ­ пища  наша» верно отражала обыденного содержания еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых, так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья заправляли свиным салом или «затолокой» (внутренним  свиным жиром), по постным дням ­ конопляным маслом. В Петровский пост  крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что ее лучше  приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые  торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне  варили студень, холодец из ног и потрохов.    10 Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. «Молоко, коровье  масло, творог, мясо, ­ писал он, ­ словом все продукты, богатые белковыми веществами,  появляются на крестьянском столе в исключительных случаях – на свадьбах, при  разговении, в престольные праздники. Хроническое недоедание – обычное явление в  крестьянской семье» Бедный мужик вволю ел мясо исключительно только на «загвины» т.  е. в день заговения.          Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель.  морковь, свекла.  Традиционно в деревне культивировали и употребляли в пищу бобовые:  горох, фасоль, чечевицу.          В зимние посты местные крестьяне ели кислую капусту с квасом, луком, соленые  огурцы с картофелем. Щи варили из кислой капусты и квашеных бураков. На завтрак  обычно был кулеш или галушки из гречневого теста. Рыбу употребляли в разрешенные  церковным уставом дни. В скоромные дни на столе появлялись щи с мясом, творог с  молоком. Зажиточные крестьяне в праздничные дни могли позволить себе окрошку с мясом и яйцами, молочную кашу или лапшу, пшеничные блинцы и коржики из сдобного теста.         Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце  XIX в. чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни,  заваривая его в глиняном горшке в печи. Но уже в начале ХХ в. из деревни сообщали, что  «крестьяне полюбили чай, который они пьют по праздникам и после обеда. Более  состоятельные начали приобретать самовары и чайную посуду. Для интеллигентных гостей  кладут вилки к обеду, сами мясо едят руками»    Русский хлеб из кислого (дрожжевого) ржаного теста — это некоронованный король на  столе жителей Посудичского сельского поселения, без него и теперь немыслимо русское  меню, — а также возникли все другие важнейшие виды русских хлебных и мучных изделий: известные нам сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и т. п. Эти изделия  готовились исключительно на основе кислого теста — столь характерного для русской  кухни на протяжении всего ее исторического развития. Пристрастие к кислому, квасному  нашло отражение и в сознании русских настоящих киселей — овсяного, типичного и  ржаного, появившихся задолго до современных, преимущественно ягодных кислей. Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся  первоначально обрядовой, торжественной пищей. Вся эта хлебная, мучная пища разнообразилась чаще всего рыбой, грибами, лесными  ягодами, овощами, мясом. 11 К тому же времени относится появление классических русских напитков — всевозможных медов, квасов, сбитней        Религия  всегда была частью культуры моих односельчан.  Жители чтили и  проповедовали основы православной культуры. По документам 1724 года известно, что в  селе Посудичи есть деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.         Расположена в центре села. Сооружена вместо прежней, деревянной (известна с 1770  г.) в 1819 г. из кирпича и оштукатурена; вероятно, во 2­й пол. 19 в. возведен нынешний  деревянный верх, рубленый и обшитый тесом.       Своеобразный брянский храм,  сочетающий в своей архитектуре раннеклассицистические каменные и  позднеклассицистические деревянные формы. Известно, что в 1870 году при церкви  находилась Богадельня. По переписи 1860 года число прихожан составляло 1072 человека.           Церковь была закрыта в годы советской власти, в ней устраивали склад.  Богослужение было возобновлено в 1990 году.    (Приложение рис.16 «Церковь в честь  Рождества Пресвятой Богородицы», рис 17 «Крещенская купель» История библиотеки села Посудичи.         В апреле 1955 года в библиотеку пришла работать Бакушина Александра Николаевна.  Большой энтузиазист своего дела. Много сил и времени отдавала она библиотечной работе. С бибколлектора ежемесячно приходили посылки с литературой из Брянска. Подписка  периодических изданий была очень большая. Все поступления нужно было поставить на  учет, разнести по фонду библиотеки. Кроме того велась большая работа с читателями.         28 мая 1967 года постановлением Управления Культуры Брянского Обл. Исполкома и президиумом обкома профсоюза работников культуры за успехи, достигнутые в  организации библиотечного обслуживания населения в период Всесоюзного смотра  библиотек, посвященного 50­летию Великой Октябрьской Социалистической революции  Посудичской сельской библиотеке присвоено звание "Библиотека отличной работы" и  вручен диплом второй степени.       В 1963 году для библиотеки было построено новое здание в центре села. В фонде  библиотеки к этому времени насчитывалось более 12 тысяч экземпляров книг и 900  читателей, значительно увеличилась книговыдача.       В 1970 году было построено здание Дома культуры. На втором этаже для библиотеки  было выделено две комнаты. И в марте 1971 года библиотека вновь переехала в новое  помещение. Библиотека имела абонемент и читальный зал. Фонд библиотеки составлял  12 12300 экземпляров книг, число читателей 1200 человек, книговыдача ­ 17357 экземпляров.  Зона обслуживания библиотеки была большая. Поселки: Орлы, Белевая, Сомово, Липенка,  Сталинский, Ленинский, Вабля, Гайки. На поселках были передвижные пункты.        Великая Отечественная война занимает особое место в истории развития культуры  села. Это другая тема исследования. Скажу только, что об этом мы не забываем никогда. (Приложение рис.14,15)       Особенна речь наших жителей. «Услышав далеко от родимых мест  знакомые  диалекты, говор, сразу становится ясно, что это наши земляки. Ничто не может сгладить и  стереть со временем нашу белорусско­украинско­русскую речь», ­  так говорят и солдаты,  прходящие  службу в самых различных точках страны, уезжающие на работу в другие  регионы, отдыхающие на Черном,  Азовском, Каспийском морях Словообразовательные диалектизмы ­ слова, получившие в диалекте особое  оформление:  кочет (петух), братан (брат), шуряк (шурин), дарма (даром), завсегда (всегда), откель  (откуда), покеда (пока), евойный (его), ихний (их) и т. д. Морфологические диалектизмы ­ не свойственные литературному языку формы  словоизменения: ­  мягкие окончания у глаголов в 3­м лице (идеть, идуть);  ­оконие множественного числа у существительных в единственном числе ( дверя­двери),  ­у глаголов( капить – капает);  ­окончание ­е у личных местоимений в родительном падеже единственного числа и замена  гласной «е» на «и»: у мине, у тибе . ­"стрекать" (обстрекал крапивой). И так кругом только и слышишь:  щекатурить – штукатурить,  гидкий – неприятный, постывать – опостылеть,   рушник – полотенце,  наказать – сказать, трусить – вытряхивать, трохи – немножко, шибко ­ быстро, сильно, чуять – слышать,бачить – видеть, ганочки­ступеньки. Заключение        Мы не только собираем материалы о народных праздниках, обычаях, традициях, но и  бережно храним их, отмечая праздники, проигрывая обряды, разучивая народные песни,  совместно с сельским центром культуры. ( Приложение рис. 12). Стало традицией  проведение таких праздников, как Рождество, Масленица, Сорок сороков, Троица, Иван  13 Купала. Программа летнего оздоровительного отдыха также ориентирована на изучение и  сохранение культурного наследия села.        Данная деятельность способствует развитию системы воспитания, направленной на  формирование патриотических чувств, сознания гражданского долга.          Каждый человек должен знать историю родных мест, историю своего народа. Это ­  благодатный материал для развития патриотического воспитания учащихся. В  современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать  исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика  личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.        В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской  деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска на темы  исторического прошлого, искусства и культуры села, природы, население. Это важно, т.к.  самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных  творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию  личности ученика.       Основная цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации  выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно  анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.          У каждого человека есть свои ценности. Для одних– это драгоценные металлы, для других – что­то иное. Завершая исследование,  можно смело  сказать, что главная  наша ценность ­ это  духовное наследие, наши корни, наши истоки. Историю своего села, своей школы  обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык.          В ходе исследования  мы обобщили большой материал о культуре села Мадеевка, Посудичского сельского поселения.   И мы по праву гордимся тем, что являемся жителями этого села с длинной и интересной историей и культурой, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций.  14 Литература. 1. Архивы  Посудичской сельской администрации.  2.  Материалы Посудичской  сельской библиотеки. 15 3. Материалы Погарского  краеведческого музея. 4. Материалы Юдиновского краеведческого музея. 5. «Живое слово» старожилов села.  6. Левенок В.П. Переписка с К.М. Поликарповичем // Личный архив К.М.  Поликарповича. Фонды Юдиновского краеведческого музея Погарского района  Брянской области. 7. Материалы с сайта http://russia.rin.ru 16

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"

Урок "Соседи Солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018